Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспрессивная речь.






2.1. Автоматизмы порядковой речи — порядковый счет до 10, пе­
речисление дней недели, месяцев, оканчивание хорошо известных
пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных с детст­
ва стихов, пение хорошо известных песен со словами.
Комментарий: Отсутствие элементов порядковой речи свидетель­
ствует о низком спонтанном компенсаторном потенциале мозга (в
правом полушарии или на подкорковом уровне).

2.2. Аффективно окрашенные автоматизмы типа «ах ты, черт!»,
«не знаю!», «как же так?!» и пр.

Вывод о наличии или отсутствии таких автоматизмов делается на протяжении всего обследования.

Комментарий: Отсутствие элементов аффективно окрашенных речевых автоматизмов свидетельствует_ о низком спонтанном ком­пенсаторном потенциале правого полушария мозга и, следова­тельно, об отсутствии элементов явного или скрытого левшества или амбидекстрии.


 


Примечание: Отсутствие речевых автоматизмов — неблагоприят­ный фактор в отношении прогноза восстановления речевой функции. Вывод о наличии или отсутствии таких автоматизмов особенно важен при моторных афазиях (афферентного и эфферентного' ти­па), поскольку они являются свидетельством определенной арти­куляционной активности.

2.3. Соотношение объемов произвольной и непроизвольной речи.
Комментарий:
Наличие значительного объема непроизвольной ре­
чи при неспособности к произвольной речи (по заданию) свидетель­
ствует о диссоциированном характере нарушения экспрессивной
речи. Он обусловлен индивидуальными особенностями мозговой ор­
ганизации речевой функции, а именно высоким спонтанным ком­
пенсаторным потенциалом правого полушария мозга и, следователь­
но, наличием явного или скрытого левшества или амбидекстрии.
Примечание: Вывод о наличии или отсутствии такой диссоциации
делается на основании результатов всего обследования. Он важен
при всех формах афазии, т.к. свидетельствует об активном уча­
стии в компенсаторном процессе здоровых участков мозга и, пре­
жде всего, правого полушария.

2.4. Повторение.

2АЛ. Повторение звуков, слогов.

Предъявляются звуки и слоги, из разных по месту и способу обра­зования групп:

Губные (п, б, м), переднязычные (т, д, н), заднеязычные (г, к, х), среднеязычный (й), свистящие (с, з, ц) шипящие (ш, ж, ч), дифтон­ги с й (я, е, ё, ю). Одни из них произносятся как изолированные звуки (ш, ж, я...), другие как слоги (ма, ми, су, се...) Комментарий: Неспособность" повторения предъявляемых рече­вых стимулов, затруднения и ошибки в этом виде деятельности могут носить различный характер, поэтому обращается внимание на артикуляционную сторону произносительного акта.

• Смазанность артикуляции при сохранности обобщенной про­
износительной схемы звуков и слогов свидетельствует о нали­
чии дизартрии.

• Искажения, замены, отказы и пр. при сохранности речевых
мышц свидетельствуют о наличии афферентной артикуляци­
онной апраксии, т. е. о распаде представлений об артикулеме
(обобщенной артикуляционной схеме звука речи) и его ассо-


циативной связи с соответствующей фонемой. Отсутствие ар­тикуляционных дефектов при повторении звуков и слогов сви­детельствует о первичной сохранности афферентного артику­ляционного праксиса.

Нарушение повторения отдельных звуков и слогов, т. е. распад артикулемы является первичным дефектом при моторной афа­зии афферентного типа. Он лежит в основе системных рас­стройств речи в виде негрубых дефектов понимания, трудностей актуализации слов и фраз, чтения и письма, т. к. не обеспечивает внутренних артикуляционных подкреплений различных речевых действий.

Локализация очага поражения при афферентной артикуляционной апраксии и, следовательно, афферентной моторной афазии — по­стцентральная (нижнетеменная) область левого полушария. 2.4.2. Повторение слов и фраз.

Предъявляются слова и фразы различной степени лингвистической сложности. Примерный перечень слов и фраз:

 

Мама, лапа, каша, луна... Собака лает
Кот, дом, лес... Кошка ловит мышку
Кошка, ложка, парта... Ребенок бежит к маме
Молоко, собака, машина.... Продавец стоит за прилавком
Комната, квартира, серебро... По улице едут машины
Половник, полковник, поклон­ник... Врач осматривает больного в кабинете

Комментарий: Неспособность повторения слов и фраз, затрудне­ния и ошибки в этом виде деятельности так же, как и при повторе­нии звуков и слогов, могут носить различный характер — дизарт-рический и апраксический.

• Смазанность произнесения текста при сохранности языковых
(лексико-грамматических) параметров свидетельствует о на­
личии дизартрии.

• Искажения, замены, отказы и пр. при сохранности речевых
мышц свидетельствуют о наличии эфферентной артикуляци­
онной апраксии, т. е. о распаде кинетической мелодии, состав­
ленной серией артикулем, и ассоциативной связи серии арти-
кулем с серией соответствующих фонем.

• Отсутствие артикуляционных дефектов при повторении слов и
фраз свидетельствует о первичной сохранности эфферентного
артикуляционного праксиса.






Нарушение повторения серии звуков и слогов, т. е. слов и фраз, является первичным дефектом при моторной афазии эфферент­ного типа. Он лежит в основе тех же системных расстройств, что и при афферентной моторной афазии, т. к. и в этом случае не обес­печены внутренние артикуляционные подкрепления различных речевых действий. Характерно для этой формы афазии и наруше­ние слоговой структуры слова, базирующейся на ритмической ос­нове. Распад же «кинетической мелодии» слова включает и нару­шение его ритмической компоненты.

Локализация очага поражения при эфферентной артикуляционной апраксии и, следовательно, эфферентной моторной афазии — пре-моторная (прецентралышя) область левого полушария.

2.5. Называние.

2.5.1. Называние предметов (рис. 3).

Комментарий: Неспособность назвать предмет (забывание на­звания или описание функции предмета вместо номинации) яв­ляется первичным дефектом при акустико-мнестической (по А.Р. Пурия) или предметной амнестической (по Е.П. Кок) афа­зии, который обусловливает системные расстройства в виде нарушений понимания речи, актуализации фразы, чтения и письма из-за дефицита слов. Локализация очага поражения — височная и височно-затылочная область левого полушария (по Е.П. Кок).

2.5.2. Называние действий и спонтанная речь.

Называние действий проверяется по сюжетным картинкам (рис. 4). Вопросная речь в диалоге обследуется с помощью побуждения больного к задаванию исследующему вопросов. Примерные инструкции, побуждающие больного задать вопрос: Спросите, как меня зовут? Спросите меня, как я себя чувствую? Спросите меня, в каком городе я живу? Спросите меня, кто я по специальности? Спросите меня, что я больше люблю молоко или компот? Комментарий: Нарушения в спонтанной речи могут выступать на 3-х уровнях: а) мышечном (измененный тонус речевых мышц, объем их движений; б) артикуляционном; в) языковом. • Наличие смазанности Произнесения текста свидетельствует о дизартрическом характере нарушений.


Рис. 3.


 



• Наличие фонетических искажений, т. е. искажений артикуля­
ционных схем, поиски артикуляций, искажение серийной ор­
ганизации слов и фраз свидетельствуют об апраксическом ха­
рактере нарушений (наличии афферентной или эфферентной
артикуляционной апраксии).

• Неспособность называния действий (предикативности речи)
при относительно сохранной способности называть предметы
в сочетании с низкой речевой инициативой (бедностью, моно­
тонностью речи) является первичным дефектом при динами­
ческой
афазии. Он приводит к системным расстройствам в ви­
де бедности речи, семантической и синтаксической упрощен­
ности фразы, вплоть до аграмматизма телеграфного стиля, на­
рушений спонтанного («от себя») письма.

Локализация очага поражения —- заднелобная доля левого полу­шария.

2.6.2. Спонтанная речь в монологе (пересказе, рассказе, импрови­зации).

Комментарий: Тот же, что и к спонтанной речи в диалоге, но не­сколько усложненный ввиду большей сложности монологической речи, чем диалогической.

Примечание: Наличие диссоциации между результатами обсле­дования, с одной стороны, понимания первичного состояния по­нимания речи и повторения, а с другой, — спонтанной речи, т.е. когда в тестах на понимание и повторение дефект отсутствует, а в спонтанной речи присутствует, следует рассматривать как афа­зию по типу дезавтоматизации сложившихся речевых навыков (атипичную).

2.7. Чтениебукв, слов, фраз, тестов.

2.1 Л. Глобальное чтение — узнавание и показывание заданных слов, раскладывание подписей к картинкам.

Комментарий: Неспособность к глобальному чтению свидетель­ствует о наличии грубой алексии, а также о низком компенсатор­ном потенциале «здорового» мозга, и, прежде всего, правого по­лушария (симультанный охват текста). Такая алексия может иметь место в структуре дефекта любой из форм афазии. 2.7.2. Аналитическое чтение.

Комментарий: В основе неспособности прочесть предъявляемые графические знаки может лежать потеря представления об обоб­щенном оптическом образе буквы (графемы) и выступать в виде


 


первичной оптической алексии (дислексии). Она носит, как правило, изолированный характер, а значит, не приводит к сис­темным речевым дефектам.

Локализация очага поражения — затылочная область левого по­лушария.

Другой причиной дислексии при афазии может являться неполно­ценность фонематических представлений, характерных для сен­сорной афазии. В этом случае страдает ассоциативная связь между графемой и фонемой. Локализация очага поражения — височная доля левого полушария.

Следующим фактором, обусловливающим дислексию, является неполноценность артикуляционной стороны речи. В этом случае страдает ассоциативная связь между неполноценностью артикули­рования, характерная для моторных афазий. В этом случае страда­ет ассоциативная связь между графемой и артикулемой. Топиче­ски имеет место неполноценность функционирования теменной или премоторной области левого полушария.

2.8,. Письмобукв, слов, фраз, текстов.

2.8.1. Списывание.

Комментарий: Неспособность списывать предъявляемые символы может иметь место при грубых моторных и сенсорной афазиях. В ее основе лежит: а) потеря представления об обобщенном опти­ческом образе буквы (графемы) и соответственно функциональная неполноценность затылочной области левого полушария; б) нару­шение графомоторной функции пишущей руки и соответственно функционирования премоторной области левого полушария; в) рас­пад ассоциативной связи между графемой, фонемой и графомо-торным навыком. Соответственно имеет место неполноценность функционирования проводящих путей, связывающих затылочную область (графема), височную (фонема) и премоторную (графомо-торный навык).

2.8.2. Диктант.

Комментарий: Неспособность или затруднения писать под дик­товку могут иметь место при любой форме афазии и быть обу­словленной распадом ассоциативной связи фонемаграфема. Она, как правило, проявляется в трудностях: а) членения речевого потока (неполноценность функционирования левой височной до­ли); б) удержания диктуемого текста в оперативной слухоречевой памяти (неполноценность функционирования нижней части левой височной доли).


2.8.3. Самостоятельное п исьмо.

Комментарий: Неспособность писать самостоятельно («от себя») при наличии способности списывать и писать под диктовку может быть обусловлена: а) снижением речевой инициативы и выступать в составе динамической афазии, обусловленной неполноценно­стью функционирования заднелобных отделов левого полушария; б) неспособностью оформить мысль словами по законам языка при любой из форм афазии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.