Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности, связанные с молитвой






Не имеете, потому что не просите.

Молиться — значит, открыть Иисусу свое сердце. Иисус — это все, в чем нуждаемся мы и здесь, и в вечности. «Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). Здесь перед нами библейский взгляд на цель, место и значение молитвы в Божественном плане искупления. Иисус однажды сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5). Он знал, насколько истинно это слово, как беспомощны мы без Него. Однако, в то же время Он сказал: «Просите, и дано будет вам» все, в чем вы нуждаетесь, и еще больше. И Он не устанет приглашать, побуждать, поощрять, призывать нас к молитве. Многие и различные призывы Библии к молитве в своей совокупности по–особому освещают молитву. Они показывают нам, что молитва является пульсом жизни искупленных.

Здесь мне хотелось бы привести некоторые призывы к молитве, которые Бог направляет к нам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 7–11).

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15, 7).

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филип. 4, 6).

Одни эти три места Писания кажутся мне достаточными, чтобы нам стало ясно, как Иисус смотрит на молитву. Если бы мне нужно было выразить это своими словами, я бы сказал примерно так: Иисус идет к грешнику, пробуждает его от греховного сна, обращает его, прощает ему все грехи и делает его Своим дитем. Он берет его в Свою сильную, пронзенную руку и говорит: «Теперь Я хочу идти с тобою весь твой путь и привести тебя на небо. Как только тебе встретятся трудности, сразу же скажи Мне об этом. Я хочу дать тебе, без всякого упрека, все, в чем ты нуждаешься, и даже больше, каждый день и каждую ночь, пока ты живешь».

Мой друг, не думаешь ли и ты, что именно это имел в виду Иисус, даруя нам молитву? Так нужно нам употреблять ее. И Он хочет милостиво отвечать нам на наши молитвы. Молитва должна быть средством, которым я беспрерывно получаю все то, в чем я нуждаюсь; она должна быть моим ежедневным прибежищем, моим ежедневным утешением, моей ежедневной радостью, неисчерпаемым источником счастья моей жизни.

Поэтому ясно, что дитя Божие не может причинить Иисус большую заботу, чем когда оно начинает пренебрегать молитвой. Ведь посредством этого пренебрежения прерывается связь с Искупителем, и внутренняя жизнь дитя Божьего начинает постепенно увядать, как это и происходит с большинством из нас. Многие пренебрегают молитвой в такой степени, что их духовная жизнь медленно замирает. Я понимаю поэтому особую озабоченность Господа, когда Он вынужден сказать нам: «Просите, и не получаете» (Иак. 4, 2). У Него есть все, в чем мы нуждаемся, и для Него нет ничего приятнее, чем одарять нас Своими дарами. Но мы не просим. У нас нет времени, говорим мы. Или мы забываем делать это. Следствием является то, что мы дома и в церкви ходим, как инвалиды, духовно голодные и обессиленные, так что у нас едва хватает силы стоять на собственных ногах, не говоря уже о том, чтобы бороться со грехом и служить Господу.

Я много согрешал по отношению к моему Небесному Отцу после того, как уже был обращен, и причинял Ему много забот за все эти 25 лет, что я живу в общении с Ним. Но теперь я знаю, что самым большим грехом после моего обращения, которым я более всего огорчал Бога, был грех пренебрежения молитвой. Это пренебрежение являлось причиной всех моих остальных прегрешений и упущений. Бесчисленные поводы для молитвы, мимо которых я прошел, многие ответы, которые я получил бы, если бы я только молился — все это вставало перед моим взором и тем больше обвиняло меня, чем больше я вникал в святой мир молитвы.

Почему у большинства из нас так плохо обстоит дело с молитвой? Этот вопрос волнует меня с тех пор, как я, по милости Божьей, начал молиться. Я думаю, все мы должны признаться, что молиться это для нас трудное дело. И трудность заключается в самом совершении молитвы. Мы ощущаем ее, как какое–то напряжение.

Не удивительно, что природный человек воспринимает молитву, как напряжение, ибо «душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2, 14). «Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 7).

Природный человек, правда, может чувствовать влечение к молитве, когда он, к примеру, находится в нужде или ощущает особый религиозный настрой. Но на регулярную ежедневную молитвенную жизнь он не может согласиться. Для него непонятно, что Бог такое большое значение придает молитве. Он приводит много причин для объяснения того, почему он молится не так часто, как того требуют священники или проповедники. Он говорит сам себе: Господь, конечно же, не требует от здорового, трудоспособного человека, чтобы он так много своего драгоценного времени тратил на молитву. Особенно в наше время, когда каждый так занят. Не больше ли ценит Господь руки, которые трудятся?

Природный человек смотрит на молитву, как на тяжелую задачу, как на бремя, которое большинство людей предпочло бы оставить в покое. Другие берут это бремя и каждый день немножко молятся. Но они ощущают это, как суровое требование, и делают это только потому, что этого хочет Господь. Нас не удивляет, что таково состояние природного человека. Нас очень удивляет, что такое настроение мы часто встречаем у верующих христиан, по крайней мере, у многих из нас.

После обращения нас влекло к сердечной и усердной молитвенной жизни. Часы молитвы самые чудесные часы дня. Однако по прошествии более или менее длительного времени, молитва начинает становиться для нас трудным и утомительным делом. Искренняя душа прилежно и верно подвизается в молитве, но часто она вынуждена принуждать себя к этому. Молитва — это свободное, радостное и благодарное общение помилованной души с Богом — превратилась просто в обязанность, которая исполняется более или менее пунктуально, в зависимости от характера и силы воли.

Чем утомительнее становится для нас молитва, тем легче мы отказываемся от нее. И пагубный результат этого не заставляет себя долго ждать, хотя и не сразу, но неотразимо. Все более увеличивающийся мирской настрой, который удаляет нас от Бога, приводит к тому, что у нас остается все меньше вопросов, о которых мы хотели бы поговорить с Ним. В нас растет дух противления, который постоянно находит извинения нашему пренебрежению молитвенной жизнью. Наша внутренняя жизнь начинает ослабевать. Скорбь о каком–либо грехе уже не ощущается так, как прежде, потому что мы уже не приносим наши грехи в искреннем исповедании перед Богом. Все это приводит к тому, что наш духовный взор слабеет, и мы перестаем различать, что греховно, а что негреховно. И хотя мы еще боремся с грехом, но примерно так же, как это делают мирские люди, т.е. мы избегаем «опасных» грехов, с точки зрения их последствий.

В беседах или в совместных молитвах мы употребляем ничего не значащие слова. Эти пустые слова действуют угнетающе на остаток молитвенной жизни, которая еще теплится в нас.

Все это — следствие того, что молитвенная жизнь медленно угасает. Так обстоит дело со многими верующими.

Этот печальный опыт, связанный с молитвой, который я разделяю со многими другими, дал мне много поводов для размышления.

Некоторыми мыслями об этом я хотел бы поделиться здесь.

Я спрашивал себя не основаны ли многие трудности, связанные с молитвой, на том, что мы неправильно делаем это? Молитва — это весьма тонкий и чувствительный инструмент. Правильное употребление его — это великое и святое искусство. Ни одного человеческого искусства недостаточно для искусства молитвы. Всякое другое искусство основано на врожденных способностях, требует обширных знаний и немало денег, чтобы оплатить зачастую долгое и дорогостоящее образование. С искусством же молитвы, слава Богу, дело обстоит иначе. Оно не основано ни на больших врожденных способностях, ни на многих знаниях, ни на деньгах. И самый неспособный, самый необразованный, самый бедный может заниматься этим искусством. Однако, и это искусство ставит свои условия. В основном, их два: упражнения и терпение.

Это необходимо для большинства из нас, имеющих в своей молитвенной жизни названные выше печальные опыты. Они представляют из себя часть упражнений, которые являются предпосылкой для развития молитвенной жизни. Я думаю, что нам не надо слишком мрачно смотреть на эти болезненные опыты. Они, несомненно, более полезны для нас, чем мы подозреваем. Но будут ли они действительно полезны — это зависит, прежде всего, от того, чтобы мы оставались искренними и не начали извинять и оправдывать нашу слабую молитвенную жизнь. Нам нужно, сознавая свою неспособность, согласиться с тем, что мы стоим здесь перед такой задачей, которая превосходит наши силы.

Чувствовать себя в молитве, как в родной стихии, молиться ежедневно с радостным духом, благодаря и прославляя Бога — это далеко превышает человеческие возможности и человеческие силы. Для этого ежедневно необходимо чудо Божие. И чудо состоит в том, что мы получаем Духа молитвы. Лишь этот Дух может научить нас молиться. Посредством Писания и ежедневного обыкновения молиться Он дает нам упражняться в жизни и законах молитвы, и все это действительно делает нас мужами молитвы. Снова и снова Он указывает нам посредством Слова на те ошибки, которые мы допускаем при молитве. Он показывает нам, что это те самые ошибки, которые делают молитву для нас такой утомительной. Он показывает нам собственный смысл молитвы и то, как мы должны употреблять ее. Таким образом мы снова и снова упражняемся в молитве.

Здесь дело обстоит точно так, как и при употреблении любого другого рабочего инструмента. Пока мы употребляем его неправильно, мы испытываем трудности. Да и пользы получаем мало. Приведем пример: человек впервые в жизни берет в руки лопату и употребляет ее цо собственному усмотрению, ручкой вниз. После часа такой работы он, видимо, скажет: «Но это же очень утомительно работать лопатой; немного можно добиться ею». Мы, конечно, возьмем у него из рук лопату, чтобы показать ему, как нужно пользоваться ею. И если бы он теперь поработал с лопатой еще час, он определенно бы сказал: «Как легко, однако, обращаться с лопатой, и как много можно с ее помощью сделать!»

Все в жизни имеет свои закономерности. Там, где учитывают это, жизнь протекает в здоровом, правильном русле, принося обильные плоды. Так и молитвенная жизнь имеет свои законы. Если мы неправильно понимаем эти законы и употребляем молитву не в соответствии с ее сущностью и назначением, то она становится для нас тяжелой и бесплодной. Если же мы познаем законы, которые Сам Бог положил в основу молитвы, и следуем им, тогда наша молитвенная жизнь становится нормальной и здоровой. Она будет приносить плоды, которые, в свою очередь, дадут новый стимул к молитве.

То, что молитва для многих из нас часто является такой утомительной, происходит оттого, что она неправильно употребляется. Польза от нее ни в коем случае не связана с нашим напряжением. Здесь мы касаемся источника усталости, которая знакома многим молящимся. Говорят: «Чего достигает моя молитва? Вследствие молитвы не происходит никаких изменений ни во внутренней моей жизни, ни во внешней. Я знаю из Писания, что без молитвы невозможно быть христианином, и поэтому мне необходимо продолжать молиться. Но я совершенно не ощущаю какого–то действия молитвы».

К этому моменту честный молящийся созрел для обучения святому искусству молитвы, которое Дух молитвы охотно преподаст ему. Я хотел бы привести здесь некоторые ошибки, общие для многим молящихся, на которые указывает нам Дух Святой посредством слова Божьего.

1. Мы думаем, что должны помочь Богу исполнить нашу молитву.

Но Бог так не думает. Нам только нужно молиться. Бог Сам позаботится об услышании и исполнении молитвы. Он для этого не нуждается в нашей помощи.

Да, скажет кто–либо, я это знаю. Ах, не думай так! Мы и не подозреваем, как глубоко сидит в нас мысль, что посредством нашей молитвы мы как–то помогаем Богу исполнить нашу просьбу. Во всяком случае, мы полагаем, что необходимо сделать Богу хорошее предложение, как Ему следует поступить. Если мы даже и не говорим это, то думаем примерно так: «Дорогой Бог, вот то, о чем я Тебя сердечно прошу. Я знаю, что это трудно; но Ты можешь сделать это так или так, и тогда все будет в порядке».

Кто–то, возможно, возразит мне и скажет: «Нет, так не думает никто из молящихся, когда он говорит с Богом». Но те, кто привык глубоко исследовать себя, согласятся, что здесь нет никакого преувеличения. Именно таков ход мыслей, который делает нашу молитву такой утомительной и который ответственен за постоянную усталость по отношению к молитве.

Я хочу привести один пример из повседневной молитвенной жизни. Мы молимся за двух человек, чтобы они обратились. За одного молиться легко, за другого трудно. Почему?

Один по природе, по воспитанию и по характеру таков, что нам нетрудно представить, что этот человек изменится. И так как мы в продолжение молитвы видим путь, как Бог может исполнить нашу просьбу, нам легко молиться. Другой же таков, что мы не можем себе представить, чтобы он смирился, порвал со своей греховной жизнью и склонился перед Богом; и так как во время молитвы мы не можем придумать, каким образом Бог должен исполнить нашу просьбу, нам тяжело молиться за такого человека. Дух молитвы хочет показать нам, что нам не нужно спрашивать себя, тяжело или нет Богу исполнить нашу просьбу. Как мы думаем о том или ином деле, не имеет никакого значения для услышания молитвы и лишь отрицательно действует на нашу молитву, ибо мы тратим наши силы на то, что нам совсем не поручено.

Тайна молитвы стала мне как–то особенно ясна после того, как я много лет назад читал повествование о браке в Кане Галилейской (Иоан. 2, 1–11). На этот брак были приглашены Иисус, Его Мать и Его ученики. Возможно, что эта семья находилась в родственных или дружеских отношениях с семьей Иисуса.

Во всяком случае, мы видим, что Мать Иисуса была посвящена в ту неприятную ситуацию, которая возникла на браке, что там недоставало вина. Мать Иисуса показала себя здесь настоящей и опытной молитвенницей. Она идет с нуждой, в которую была посвящена, туда, куда и нужно идти: она идет к Иисусу и говорит об этой нужде Ему. Нам необходимо обратить внимание на то, что она говорит Ему Это короткие и простые слова: «Вина нет у них». Здесь мы видим смысл молитвы: сказать Иисусу о том, чего нам недостает. Ходатайственная молитва означает: сказать Иисусу, чего недостает другим. Мы видим здесь, что Мать Иисуса ничего другого и не делает. Она просто рассказала Ему нужду своих друзей и знала, что нет никакой необходимости добавлять что–либо от себя. Она знала, что Он не нуждался в ее помощи ни в форме предложений с ее стороны, ни в какой–либо другой форме. Она знала Его и была вполне уверена, что эта нужда передана по назначению. Он знает, что надо делать. Ей также не нужно было уговаривать Его, чтобы убедить оказать помощь ее друзьям. Никто никогда не был так готов помогать, как Он!

Да, воистину, мы видим здесь настоящую молитву!

Мы, конечно, все догадываемся, насколько изменилась бы наша молитва, если бы мы изучили эту сторону молитвенного искусства, с которой так хорошо была знакома Мать Иисуса.

Для большинства из нас молитва потому тяжела, что мы не научились видеть смысл молитвы, который состоит в том, чтобы сказать Иисусу, чего недостает нам или другим. Мы не верим, что этого достаточно.

Инстинктивно мы полагаем, что это не может быть так легко. Поэтому у нас столько тяжелых мыслей касательно молитвы: «Может ли Бог услышать меня? Захочет ли Бог обратить внимание на мою просьбу? А если да, то как это произойдет? Ведь дело кажется таким невозможным!» Между тем, жизнь продолжается, и так как желанный ответ не приходит, мы думаем: а может ли Бог вообще нас услышать? Нам самим неясно, почему мы так думаем, но именно эта неясность наполняет нас страхом и беспокойством, делая нашу молитву мучительной для нас. Особенно, если мы или наши близкие находятся в большой нужде и все, кажется, зависит от того, чтобы мы были услышаны.

Все изменяется, как только мы узнаем Его так же хорошо, как знала Его Мать, так что мы можем быть вполне спокойны, сказав Ему о наших трудностях. Такое отношение к Иисусу является существенной предпосылкой для нашей молитвы. И именно этому хочет научить нас Дух молитвы. Его задача состоит в том, чтобы представить перед нашим взором Иисуса и прославить Его (Иоан. 16, 14).

Когда в нашей душе произойдет такое знакомство с Иисусом, тогда молитва станет тихой, доверчивой и блаженной беседой с Ним, как с нашим лучшим Другом, обо всем, что лежит на нашем сердце, будь это наши нужды или нужды других. Нам нужно оставаться совершенно спокойными, после того, как мы все наши большие и малые трудности принесли к Нему. Он не только заботится о нашем благе, но Он лучше, чем кто–либо, понимает нас.

Мы успокаиваемся в молитве особенно тогда, когда нам станет ясно, что мы сделали то, что зависело от нас, когда мы сказали Иисусу нашу просьбу. С этого момента все зависит от Него. Он теперь несет ответственность, если мы осмеливаемся так выразиться. И мы, надо сказать, осмеливаемся.

С того момента, как мы научились этой тайне, наша молитвенная жизнь освобождается от страха и беспокойства, которые раньше угнетали нас в продолжении молитвы. И после молитвы мы наполняемся радостью. Мы передали наше дело в руки Иисуса и, подобно Его Матери, свободно и радостно возвращаемся на свое место. Теперь Он взял в Свои руки наше дело и готов исполнить нашу просьбу. Вместо прежнего страха и беспокойства нас теперь охватывает своего рода детское любопытство, и мы с напряженным интересом ожидаем, как Иисус разрешит нашу трудность.

2. Мы употребляем молитву, чтобы «командовать Богом».

Это вторая большая ошибка нашей молитвы, которая совершенно противоречит Божьему намерению. Он не допустит «командовать» Собою. Ни молитва, ни Его обетования не даны нам для того, чтобы мы, основываясь на них, настаивали на том, чтобы Бог исполнил нашу волю.

Возвратимся снова к браку в Кане Галилейской и проследим за дальнейшим развертыванием событий. Снова Мать Иисуса дает нам ни с чем не сравнимое руководство к правильному употреблению молитвы. Она, как уже было сказано, обращается к своему Сыну и говорит: «Вина нет у них». Ответ, который получила она, был, как нам может показаться, суровым и отрицательным. Иисус ответил: «Что Мне и тебе, Жено? еще не пришел час Мой».

Остановись на минутку и подумай! Что бы стали делать мы, получив такой ответ? Я думаю, мы сказали бы, как мы уже часто говорили: «Вот, я молюсь, но Он не обращает на мою молитву никакого внимания». И, разочарованные, мы возвратились бы к своим делам. Но иначе поступает Мать Иисуса. Она слышит резкий, и даже очень резкий ответ. Я думаю, он был таким резким потому, что Иисус в этот момент почувствовал искушение, и притом со стороны Своей Матери.

Она подходит к Нему и говорит о неприятном положении, в котором оказались хозяева дома. Лишь посредством немедленных действий можно избежать того, чтобы гости заметили это. Тем самым для Иисуса было искушение начать действовать прежде, чем пришел Его час.

Иисус жил в таком послушании и в такой зависимости от Своего Отца, что Он «ничего не мог творить Сам от Себя» (Иоан. 5, 19). Поэтому, если Он хотел сделать что–то по воле Своего Отца, Он должен был ожидать определенного для этого Отцом часа. В Иоан. 7, 3–6 Иисус говорит Своим братьям: «Мое время еще не настало, а для вас всегда время».

Иисус видит здесь перед Собой искушение вмешаться до определенного Отцом времени. Искушение это было тем более сильным, что об этом просила Его Мать. Однако Он знает искусителя, даже если он приходит в образе Его собственной Матери, и сразу же отражает его резким словом: «Жено». Он дает ей понять, что ее положение Матери не принимается во внимание, когда речь идет о часе и воле Его Отца. Это резкое слово, адресованное Марии, аналогично слову, сказанному Петру, когда тот, проявляя свою заботу об Иисусе, отговаривал Его от мыслей о смерти (Мф. 16, 23). Таким образом, Мать Иисуса услышала резкий и определенный ответ. И именно здесь проявилось, какой опытной молитвенницей была она. Во–первых, она склонилась перед этим ответом. Ни одного слова досады или недовольства не вырывается из ее уст. Мы не знаем, поняла ли она причину этой резкости. Но независимо от того поняла она или нет — она молча приняла этот ответ. Она знала: то, что Он сказал, правильно и хорошо, пусть даже и непонятно.

Во–вторых, мы видим, что резкий ответ не поколебал ее уверенности в том, что Иисус услышал ее просьбу и позаботится об этом деле. Она настолько была уверена в этом, что идет к служителям и говорит им: «Что скажет Он вам, то сделайте». Она не знала, что именно будет. Но она знала, что что–то будет. Ведь она передала это дело в руки Иисуса.

В–третьих, и это самое важное: она не пытается командовать Иисусом и как–то влиять на Него, чтобы Он изменил тот час, о котором Он говорил. Она слишком хорошо знала Его, чтобы что–то предпринимать в этом направлении.

Возможно, что раньше, когда Он еще жил дома, в Назарете, она и делала это. Но она научилась тому, что бесполезно настаивать на том, чтобы Он начал немедленно действовать. У него был Свой собственный час и время, и ни один человек, в том числе и Его Мать, не мог что–то изменить в этом.

Мария научилась этой тайне молитвы: оказывается, существует нечто такое, во что мы не можем вмешиваться нашей молитвой, но что мы полностью должны предоставить Богу, а именно — когда и как исполнить нашу просьбу. Другими словами — молитва существует не для того, чтобы мы могли оказывать влияние на Бога и определять время и методы исполнения наших просьб. Если мы употребляем молитву таким образом, то мы поступаем вопреки законам молитвенной жизни.

Здесь большинство из нас может многому научиться. Мы так нетерпеливы. В том числе и в наших молитвах. Особенно, если какое–то переживание у нас или наших близких. Мы идем к Богу и настоятельно говорим Ему о нашем переживании, ожидая Его вмешательства. Нужда наших близких и наша любовь к ним придают нам смелости в молитве. Часто это выражается в нашем полном доверии и уповании на помощь Божию. Однако, нередко в нашу откровенную и дерзновенную молитву вмешивается нетерпеливость с нашей стороны. Мы сами решаем, каким должен быть ответ. Он кажется нам таким простым. По сути, если Бог хочет исполнить нашу просьбу, то Ему не остается ничего другого, как тут же ответить нам, и именно так, как мы представляем это себе. И в таком состоянии мы заканчиваем нашу молитвенную встречу с Богом. Мы ожидаем, час за часом, что он ответит нам. Но ничего не происходит; болезнь и нужда продолжаются, и всемогущая рука не вмешивается в естественный ход вещей. Какое разочарование! Какой отпечаток кладет все это на нашу молитвенную жизнь!

Мы употребляем молитву так, как ее не должно употреблять. Наша молитва противоречит законам молитвы. И ничего не происходит. Молитва становится напряженной, и мы начинаем уставать.

Вот до чего мы довели себя! Разве Бог не услышал нашу молитву? Конечно, Он ее услышал и хочет исполнить. Но это Его дело — установить время и способ исполнения ее. Оно придет в свое время.

Но мы в этом случае уже не воспринимаем исполнение, как ответ. Мы уже давно забыли, что когда–то молились об этой вопиющей нужде. Кроме того, у нас было свое представление об исполнении нашей молитвы, а так как этого не произошло, то мы подумали, что оно вообще не произойдет.

Таким образом, наша молитва бывает зачастую услышана так, что мы и не заметили этого, а потому и не получили полной радости и не возблагодарили за это Бога.

И здесь мы замечаем, что есть еще много того, чему хочет научить нас Дух молитвы. Если бы Он смог научить нас хотя бы только этой маленькой, но весьма важной тайне молитвы, вся наша молитвенная жизнь преобразилась бы. Мы сознаем, что этот недостаток в нашей молитвенной жизни, по сути, представляет из себя недостаток доверия Богу. Мы думаем, что лучше Его знаем время и метод исполнения нашей молитвы. Сами того не сознавая, мы часто превращаем нашу молитву в борьбу с Богом. Мы хотим убедить Бога в том, что исполнение нашей просьбы должно произойти тут же и именно так, как мы это представляем. Несознательно мы употребляем молитву для того, чтобы Богу стало ясно, что мы в этом случае несомненно правы. Эта борьба с Богом делает нашу молитву беспокойной и робкой. Мы боимся, что не убедим Бога нашей молитвой, и Он сделает так, как считает нужным. И я думаю, ничто не делает нашу молитву такой тяжелой и утомительной, как именно это.

Как только Дух молитвы научит нас тому, что Бог в этом пункте непреклонен, и что Он Сам хочет определять, когда и как ответить нам на нашу просьбу, покой и мир начинают сопровождать нашу молитву. Как только Дух молитвы научит нас, что совсем не опасно предоставить Богу время и способ исполнения нашей просьбы, часы молитвы станут для нас часами отдыха и покоя. Лишь тогда мы познаем, что Бог не только хочет исполнить нашу просьбу, но что Он хочет обеспечить нам самое лучшее и благословенное исполнение, ибо лишь Он, всемогущий и всеведущий Бог, может сделать это. Поэтому Он исполнит нашу просьбу в тот момент, когда это наилучшим образом будет служить нам и Его святому делу. И он исполнит ее так, что это исполнение будет оказывать самое лучшее и самое продолжительное действие на нас.

Мне хочется привести один пример из нашей повседневной молитвенной жизни. Мы молимся о наших родных, и особенно о тех из них, которые еще не обращены. Мы молимся день за днем, неделю за неделей, год за годом. Однако, никто из них не обращается. Если и наблюдается какое–то изменение в них, то скорее в худшую сторону. Они все больше погружаются в грех и все менее восприимчивы к призыву Божию. Невольно в нас возникает вопрос: почему Бог не слышит нашу молитву? Ведь Он слышит многие другие молитвы. Вот, к примеру, верующая семья, чьи дети уже все пришли к Господу. Тем тяжелее и непонятнее видеть своих детей необращенными.

И молитва становится чуть ли не требованием. Ты думаешь, что Бог должен спасти твоих родных, и притом немедленно.

Здесь также молитва используется в противоречии с ее законами. Мы употребляем ее, чтобы предписывать Богу время и способ спасения наших родных. Но как изменяется наша молитва за наших родных, когда мы научаемся все это вручать в Божественные руки! Тогда она становится тихой, доверчивой беседой с Ним о тех, кого мы любим и за кого скорбим, пока они находятся вдали от Бога.

Если ты молишься так, ты испытаешь нечто чудное. Ты услышишь голос Божий, который говорит тебе: «Ты любишь твоих близких. Но Я люблю их еще больше. Я создал их. Я умер за их грехи. Ты и Я — мы оба любим их. Давай же вместе стараться привести их в Царство Небесное. Только не отчаивайся и не разочаровывайся, если это потребует какого–то времени».

Не правда ли, это будут блаженные часы, которые ты проведешь в беседе с Иисусом о твоих близких? И даже если ты будешь продолжать видеть их прежнее состояние, ты будешь спокоен и полон надежды.

3. Мы забываем молиться во имя Иисуса.

Каждый верующий, который определенное время прожил в общении с Богом, имеет более или менее богатый опыт в своей молитвенной жизни: это часы, когда Бог поднимал нас к Себе и прижимал к Своему любящему сердцу, часы, когда Он тихо говорил нашей восхищенной душе. Собственно говоря, не было ничего нового в том, что Он говорил нам. Это были старые, хорошо знакомые нам из Писания истины о кресте, о пролитой на нем Крови и о Божьей безграничной любви к нам, грешникам. Однако мы чувствовали, что это Бог говорит с нами. Наши сердца наполнялись бесконечной радостью. Мы никогда не подозревали, что на земле возможны такие чудесные переживания. И мы продолжали молиться; нам просто трудно было перестать делать это. Сердце было так переполнено, и это было такое блаженство от избытка сердца говорить с Богом! Нам было так легко молиться! Мы ясно видели Бога, потому что были так близки к Нему Мы видели Его благость. Поэтому нам было легко говорить с Ним о всех наших грехах, заботах и конфликтах, о наших внутренних проблемах, о нашем беспокойстве и наших страхах, а также о наших близких. Мы ничего не скрывали от Него.

Все, о чем мы думали, было поводом к молитве и благодарению. Мы говорили с Богом о наших родственниках и друзьях, о верующих и неверующих, о всех сторонах христианского труда.

Наше сердце было настолько наполнено любовью и заботой о других, что мы были готовы весь мир нести на руках молитвы к Богу.

После таких переживаний мы сказали сами себе: я хочу стать совсем другим мужем молитвы. Как мало знал я раньше о блаженстве и значении молитвы! Но теперь все будет иначе. И все стало иначе. Это длилось не только несколько дней, но недели и даже месяцы. Но однажды во время молитвы мы не почувствовали той радости и того святого усердия, которые мы ощущали до этого. Мы думали: «Это вернется. Сейчас я буду молиться только о самом необходимом, а свои ходатайственные молитвы я продолжу тогда, когда снова почувствую в своем сердце ту же ревность». Мы думали, что невозможно с таким равнодушным сердцем продолжать молиться о многих нуждах. Однако радость и усердие не возвращались в наше сердце. И постепенно мы возвращались на старую дорогу нашей молитвенной жизни.

Как могло это случиться?

Это случилось просто потому, что мы не научились молиться во имя Иисуса. Даже тогда, когда мы были так близки к Богу и сердце наше было наполнено небесным блаженством, мы не молились во имя Иисуса. Мы молились во имя нашего собственного сердца, во имя нашей собственной любви и заботы. Позже это проявилось очень ясно. Когда наша забота стала ослабевать, мы быстро утратили и стремление молиться так, как раньше.

Молиться во имя Иисуса — это, пожалуй, самая глубокая и потому наиболее трудно усваиваемая нами тайна молитвы. Ничего, кажется, так легко не забывается, как это. В Писании сказано о «тайне Христовой» (Еф. 3, 4). Имя Иисуса — это величайшая тайна на земле. В небесах знают эту тайну, на земле же она для большинства людей неизвестна. Представь себе грешника, которого просветил, посредством Духа Святого, небесный свет. Чем дольше он находится в этом состоянии, тем больше познает он свои грехи, свою прошлую жизнь, свою нечистоту, свое бесчувственное сердце, свою вражду по отношению к Богу и свое влечение ко греху. Он чувствует, что ему необходимо обратиться к Богу. Ведь никто другой не в состоянии помочь ему. Однако, чем ближе он подходит к Богу, тем ему становится все хуже. Бог не может иметь ничего общего с этим скверным, насквозь пропитанным грехом человеком. И тогда Дух Божий говорит ему: иди во имя Иисуса! Это имя открывает грешному человеку доступ к святому Богу Грешник протестует и называет причины, которые должны сделать невозможным для Бога принять такого человека. Однако, рано или поздно в его душе становится светлее. Он начинает понимать, что означает имя Иисуса, и он входит в присутствие Божие со всеми своими грехами, со всей нечистотой и упорством своего сердца.

Затем Дух Святой говорит ему: «Теперь ты можешь просить, что ты хочешь. Во имя Иисуса ты не только получил доступ к святому Богу, но ты имеешь теперь право просить обо всем, в чем ты нуждаешься». Грешник снова возражает: «Я не могу молиться. У меня нет достаточно веры. У меня нет также любви и сострадания. Мое сердце такое недуховное и равнодушное». Дух Святой спокойно выслушивает эти возражения и говорит: «Все то, о чем ты говоришь, верно. Если ты хочешь молиться во имя свое, то для тебя нет никакой надежды. Поэтому тебе необходимо молиться во имя Иисуса. Ради Иисуса ты получишь то, о чем ты молишься».

Молитва во имя Иисуса и является собственно молитвой. Это беспомощный взгляд беспомощной души на своего милостивого Друга. Чудное действие этой молитвы основано на том, что мы именно в этой нужде открываем Иисусу дверь и впускаем Его в нашу нужду. Мы видели, что Иисус хочет войти в нашу нужду и проявить там Свою силу. Дело не обстоит так, что посредством нашей молитвы нам нужно возбудить Его интерес к нам. Тогда наша молитва имела бы неверный акцент. Если Иисус слышит нашу молитву и вмешивается в нашу нужду, то лишь потому, что Он нас любит, хотя мы этого и не заслужили, и Своими страданиями и смертью за нас приобрел все то, в чем мы нуждаемся. День и ночь Он готов все даровать нам. Единственно, чего Он ожидает от нас — это чтобы мы просили его о помощи, ибо Иисус не может и не хочет насильно вмешиваться в нашу нужду. Мы сами должны открыть Ему двери.

Это заблуждение, что мы нашей молитвой можем воздействовать на Бога, глубоко таится в нас; мы думаем, что можем настроить Его на дружеский лад, чтобы Он даровал нам, о чем мы просим Его. Это своего рода язычник в нас, который поднимает свою голову. Язычник пытается приобрести расположение своего божества и побудить его уделить ему от своего изобилия.

В нас также гнездятся эти соображения, даже если мы и не сознаем этого. Мы полагаем, что Бог должен что–то увидеть в нас, чтобы исполнить нашу просьбу. Поэтому наша молитва часто превращается в душевное напряжение, причем мы пытаемся проявить такие качества, которые произвели бы впечатление на Бога. Мы, конечно, замечали, что большинство из нас изменяют свой голос, когда молятся Богу. Тон молитвы становится весьма своеобразным жалобным и даже плачущим. У некоторых это просто сознательное притворство. Но у большинства дело обстоит иначе. Здесь имеет место наивное и в то же время настоящее выражение представления нашего старого Адама о Боге и о молитве: если Бог услышит, как велика наша нужда и как мы нуждаемся в Его помощи, Он скорее разжалобится и ответит нам.

Совершенно другое положение занимаем мы, как только мы научились молиться во имя Иисуса. Здесь мы познаем, что отсутствие в нас настроения к молитве, а также недостаток веры не могут помешать, тому, чтобы наша молитва была услышана. Ведь именно это делает нас беспомощными, а беспомощность всегда является основанием всякой молитвы.

Если теперь Дух Святой показывает нам всю черствость, леность и равнодушие нашего сердца во время молитвы, нам нет необходимости пребывать в состоянии печали и смущения, но Дух Святой откроет наше сердце, так что Иисус сможет войти во все эти наши нужды и наше бессилие. И тогда совершается нечто новое и чудесное: молитвенные часы становятся действительно часами покоя, в продолжение которых мы возлежим у ног Иисуса и говорим Ему о всем том, что делает нас такими усталыми и унылыми. Когда молитва будет иметь для нас такое значение, мы начнем тосковать о ней и жить в радостном ожидании от одного молитвенного часа до другого. Следствием этого будет то, что мы с нашим Богом сможем что–то делать. И наша комнатка станет не только местом нашего отдыха, но и нашим рабочим местом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.