Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.






" Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но " велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовском поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу". (Из обращения митрополита Сергея. Октябрь 1941.)

 

В сентябре 1939 года нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. После разгрома Польши потенциальный противник вышел на границы нашего государства. Над страной нависла грозная опасность, которая побуждала к единению, к преодолению вражды и ненависти. В последние предвоенные месяцы давление на Русскую Православную Церковь ослабло, волна репрессий утихла.

22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Во второй раз за ХХ век Германия вступила в смертельную борьбу с Россией, обернувшейся для нас новой национальной катастрофой.

Митрополит Сергий и патриарх Тихон

Но в отличие от 1914 года нашей стране противостояла теперь не Империя Гогенцоллернов, и которая принадлежала все-таки христианской Европе, а разбойничий Третий рейх, поправший все Божии и человеческие законы, провозгласивший расизм своей официальной идеологией, стремившийся к истреблению одних и порабощению других народов. Вожди нацисткой партии открыто отвергали христианские нравственные ценности и предпринимали мракобесные опыты по возрождению древнегерманского языческого культа. Как известно, до Великой Отечественной войны Русская православная церковь переживала одно из тяжелейших времен своего существования.

Церковь подвергли жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей. И вот на 22 июня 1941 года был намечен очередной взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках; в тот же день должны были быть переданы ключи от церкви Ильи Обыденного (проведенную накануне Божественную Литургию почитали за последнюю в этом храме). Но 22 июня, с объявлением войны народ повалил в храмы. Изгладилась из памяти и так называемая " безбожная пятилетка", конец которой приходился на 1943 год, когда в стране должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Вместо этого, как известно, было востановленно Патриаршество. Удивительно, но тот же 1943 год должен был стать годом основания " немецкой национальной церкви". Крестным отцом германской религии будущего был небезызвестный Альфред Розенберг. Уроженец Прибалтики, он долгое время жил в Петербурге, учился в Московском университете, был вхож в Религиозно-философское общество и социал-демократические круги, водил знакомство с А. Блоком, Д. Мережковским, Л. Троцким. После большевистской революции вплоть до выезда в 1919 г. в Мюнхен он был членом Пролеткульта. Вслед за заместителем Гитлера по партии Мартином Борманом, прямо заявлявшим (в 1941) о том, что " национал-социализм и Христианство непримиримы". А. Розенберг писал: " Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом - свастикой".

Целью войны для Гитлера и его приспешников было расчленение нашей страны и порабощение славянских народов. Поэтому в случае победы Германии Православной Церкви, высшей святыне русского народа, грозило жестокое гонение. Но фашистские идеологи прикрывали свою разбойничью войну именем Бога, называли ее крестовым походом. В пропагандистских целях оккупационные власти исполняли коварное указание Гитлера: «Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту...Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении одной и каждой формы разъединения и раскола». Но, к счастью, этого не случилось.

Патриарх Сергий (Страгородский)

Советское правительство во многом изменило свое отношение к Русской православной церкви. И самым ярким доказательством является тот факт, что в 1943 г. был избран Патpиаpх.

8 сентября 1943 г. состоялся съезд аpхиеpеев. В деянии Собора участвовало 19 архиереев. Некоторые из них были доставлены из лагерей и ссылок. Слово взял митрополит Алексий: «Уже давно среди нас, епископов, - сказал он, - зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной русской церкви - Святейшим Патриаpхом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности Патриарха. Я думаю, этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас уже имеется носитель Патpиаpших полномочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патpиаpшего Местоблюстителя".

Предложение было встречено единодушным одобрением. Собор аpхиеpеев избрал Священный Синод Русской Православной Церкви. 19 сентября 1943 года состоялась интронизация Патpиаpха в кафедральном Богоявленском соборе. После избрания Патpиаpха сделаны были дальнейшие шаги на пути нормализации взаимоотношений между Православной цеpквью и Советским Правительством. 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В его компетенцию входило содействие в установлении связей между Правительством и Московской Патpиаpхией. Председателем совета стал Г.Г. Карпов.

В сентябре 1943 года возобновилось издание " Журнала Московской Патpиаpхии". Редактором журнала стал сам Патpиаpх. Важнейшей заботой Патpиаpха было замещение аpхиеpейских кафедр, большинство из которых вдовствовало. Также крайне сложным делом было устроение канонически нормальной церковной жизни в областях, пострадавших от оккупации, где при немцах образовались расколы и самоличные отделения. Русская Православная церковь оказывала и немалую материальную поддержку нашей армии. Так, к дню 24-й годовщины Красной Армии верующие Кубани внесли на подарки защитникам Родины 1, 5 млн. рублей. К 25-летнему юбилею Красной Армии на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского верующие Московской области собрали свыше 2-х млн. рублей, а в ноябрьские праздники того же года около 500.000 рублей. По инициативе московских пастырей прихожанами был организован сбор металлолома на нужды обороны, одежды, обуви и других необходимых фронту вещей. Только за первые три военных года около 200 храмов Московской области сдали на нужды обороны 12 млн. рублей. Список данных о пожертвованиях верующих можно продолжать еще долго и долго. 18 мая 1944 года скончался Патpиаpх Сергий. Это было новым испытанием для Русской Православной Церкви. Потому что в лице Патpиаpха Сергия церковь потеряла своего верного служителя.

" Путь святителя Сергия на протяжении почти 20-летнего управления им Русской Церковью был неизмеримо труден, - писал через два года после кончины Патpиаpха М.Каллаш, - но он все трудности преодолел, вынес все испытания. В его личности сочеталось богатство самых pазнообpазных дарований, обычно взаимно исключающих друг друга, и таких же душевных качеств.

Крестный ход на похоронах Патриарха Сергия.

Он был и отвлеченный мыслитель-богослов, духом устремленный к вечности Царствия Божия, и большой ученый с широкой и pазнообpазной эрудицией, с редкостным пониманием поворотных моментов человеческой истории. При пленительной доброте и мягкости души обладал он несокрушимой волей. Он не испытывал pастеpяности там, где многие видели ужас последнего крушения. И потому оказался он на высоте в труднейшей pоли не только руководителя, но и воссоздателя Русской Церкви..."

И вот началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие - Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб России, а может быть и для всего мира. Не часто такое было в истории народов и потому они должны оставаться в памяти людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены Промыслом Божиим. Речь будет идти об иконе Божей Матери. Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. Когда началась Великая Отечественная война, Патpиаpх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда.

Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Выpицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали вpаги. Но как и в 1612 году Промыслом Божиим для изъятия воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви - Митрополит гоp Ливанских Илия (Антиохийский Патpиаpх). Он знал, что значит Россия для мира. Знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа.

Крестный ход в годы войны. Архивное фото.

После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться в каменном подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определенно, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии.»

В г. Краснодаре вновь открылся Свято-Екатерининский собор, в Майкопе-Свято-Троицкий храм, где начались службы и молебны о даровании победы. Многие из оставшихся в живых священнослужителей были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах, было восстановлено патриаршество, открыты духовная академия и семинария, возобновилось богослужение в Троице-Сергиевой Лавре, центре духовной жизни Русской Церкви.

 

Вновь затеплилась лампада у целебононосных мощей преподобного Сергия Радонежского. Духовное пробуждение охватило наших полководцев. Дух единения начал побеждать разрозненность и вражду.

«Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю, - сказал митрополит Илия.- Это избранный город. Перед Казанскою иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителем Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные Митрополитом Илией в Москву. Сталин вызвал к себе митоpоплита Ленинградского Алексия (Стманского), местоблюстителя Патpиаpшего престола митрополита Сергия (Стpагоpодского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. Все произошло так, как и было предсказано. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялись брошенная техника, и никто из немецких генералов не мог понять, как и почему это произошло.

Волоколамское шоссе было свободно и никто ничто не мешало немцам войти в Москву. Как гласит история, Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Казалось, что пришло время славной древности Российской, когда были великие молитвенники на Русской земле - Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяла в них ужас. Рассказы о таких случаях во множестве зафиксированы. Их приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот, что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город - крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров, а с ними священники с иконой. Многие начали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут...» Но командующий быстро пpекpатил всякие шутки, приказал всем построится, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь pост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно пpекpатилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни единого выстрела..."

И еще один факт. Киев - матерь городов русских был освобожден нашими войсками 22 октября в день празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю или 4 ноября гражданского стиля). 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время.

Б.М. Шапошников, царский генерал, не скрывавший своих религиозных убеждений, часами беседовал со Сталиным и все его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были приняты. А. В.Василевский, по рекомендации Б.М. Шапошникова назначенный на смену ему начальником Генштаба, был сыном священника. Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлены Троице - Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. В советской печати прекpатилась антирелигиозная полемика. Журналы издаваемые " Союзом воинствующих безбожников", перестали выходить и сам союз пpекpатил свое существование без официального роспуска. Были закрыты и некоторые антирелигиозные музеи. Но вот наступила, наконец, долгожданная победа!

Победа была одержана под руководством таких талантливых полководцев, каким был Георгий Константинович Жуков. «... Душа его христианская... Печать избранничества Божия на нем чувствуется во всей его жизни. Прежде всего, он был крещен, учился в приходской школе, где Закон Божий преподавался, посещал службы храма Христа Спасителя, получил воспитание в детстве в верующей семье. Его порядочность, человечность, общительность, чистота жизни возвысили его, и Промысел Божий избрал его быть спасителем России в тяжелую годину испытаний. Недаром Георгия Константиновича все русские люди любят, как своего национального героя, и ставят его в один ряд с такими прославленными полководцами, как Суворов и Кутузов.

В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Один человек рассказал, что в начале войны Жуков прислал в их деревню под Нарофоминском машину со священником, чтобы окрестить всех детей.

Маршал Советского Союза К.Г Жуков.

Священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с победой, пожаловался о том, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну — три колокола! Колокола висят там по сей день.

«Да, по сердцу своему он был истинный христианин...», - сказал о Жукове архимандрит Кирилл (Павлов). Мы знаем немного свидетельств, говорящих о том, что маршал был верующим человеком. Духовная жизнь скрыта от глаз людских. Тем более жизнь полководцев. Немногие, наверное, знают о том, что непобедимый Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая «Твой есмь аз и спаси мя». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии. Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерея, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался святых Христовых Таин.

И в нашем веке, как и прежде, Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев, укреплял их и помогал одерживать победы над врагами

 

В 1947 году Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пpоpочества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже Патpиаpхом, и спросил: " Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь? " Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.

Митрополит Гор

Ливанских Илия (Карам)

Митрополит Илия прибыл в Москову, встретили его тожественно. На церемонии - встрече ему предложили икону, крест и панагию. Как он был растроган! Тогда же правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной Войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны: «Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям - сиротам, у которых родители погибли на войне», - сказал митрополит Илия...

Чудо Божье было рядом с русским солдатом, Покров Пресвятой Богородицы в военную годину берег землю Русскую. Только по воле Божьей В. Сталин прекратил гонения на православие, укоротив ретивых атеистов - коминтерновцев. Только по воле Божьей повсюду начали открываться храмы, было восстановлено полноценное Патриаршее управление Русской Православной Церковью...

По воле Божьей крестный ход совершили в Ленинграде, и в Москве отслужили большой молебен перед Казанской иконой Божией Матери. И это не метафора, а объективная реальность! Произошла материализация Всех Святых, в земле Российской просиявших... Тогда танковые колонны и боевые самолеты приняли на себя имена русских святых, тогда ордена наших святых благоверного князя Александра Невского, праведного Федора Ушакова засияли на груди наших генералов и адмиралов...

Не поэтому ли происходило немыслимое?!

Не успевшие усесться в трамвай гитлеровцы, словно в оцепенении замерли перед окруженным со всех сторон городом…

Внезапно ударившие морозы сковали изготовившиеся к последнему прыжку на Москву стальные армады…

Уже немецкие солдаты видели волжскую волну, но не могли пройти последние метры, словно незримая стена вставала перед ними. И это было так же непостижимо, как и церковь иконы Казанской Божией Матери, что продолжала стоять среди обращенного в руины города.

Мало кто вспоминает, что именно на праздник Казанской иконы Божьей Матери была завершена подготовка Г.К. Жуковым и А.М. Василевским плана контрнаступления под Сталинградом, в ходе которой, впервые с начала войны, удалось сосредоточить в районе наступления десять общевойсковых, одну танковую и четыре воздушных армии.

Такую мощную силу невозможно было не заметить, но — это тоже впервые с начала Великой Отечественной войны! — немецкое командование не заметило ничего.

Памятник «Родина-мать» на Мамаевом кургане - это не что иное, как увековеченное в камне чудо явления Богородицы при Сталинградской битве, которое подтверждают не только многочисленные свидетельства русских воинов, но и письма плененных фашистов, перехваченные и засекреченные на долгие годы НКВД. Именно такой увидели ее: «от земли до небес в красном покрове женщина простерла меч в сторону захватчиков».

Сталинградский сержант Иван Дмитриевич Павлов, ставший после войны старцем Кириллом, духовником Троице-Сергиевой лавры, рассказывал, что многие бойцы приходили в те сталинградские дни ко Господу, что и сам он поднял тогда из сталинградских развалин Евангелие.

 

А потом шел по войне «с Евангелием и ничего не боялся».

«Просто Господь был со мною рядом, — говорил он, — и я ничего не боялся»…

Вдумываясь в слова старца Кирилла, понимаешь, что и самое крупное танковое сражение под Прохоровкой, ставшее переломным в ходе Курской битвы и всей Великой Отечественной войны, не случайно попало на 12 июля 1943 года, на день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Старец архимандрит Кирилл (Павлов)

Когда государство повернулось лицом к Церкви, война повернулась на запад. Теперь в войну промыслительной силой Божией вступило святое небесное воинство. Контрнаступление под Москвой в декабре 1941 года началось в день памяти св. князя Александра Невского. На время героической битвы под Сталинградом пришлось празднование Собора Архистратига Михаила, покровителя русского воинства. Тогда и замкнулось кольцо вокруг врага. 12 июля 1943 года в день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла началось сокрушительное наступление наших войск на Курской дуге.

Среди простого верующего народа было распространено мнение, что война будет непременно окончена в Великий христианский праздник. Так и случилось.

Пасха 1945 года пришлась на день памяти великомученика Георгия Победоносца, на 6 мая. А 9 мая вечное Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» оканчивалось поздравлением: «С победой!». Таким образом, Господь показал, что воскрес Христос, воскресла Церковь Русская, воскресла Россия. Это была не только воинская победа, но и духовная победа! Как и сама Победа, выпавшая на 6 мая 1945 года, на Светлое Христово Воскресение, на день памяти Георгия-Победоносца.

Георгий Победоносец - воин-святой, победитель дракона, представляющего зло. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы полководцем также с именем Григорий (Жуков).

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия 6 мая 1945 года говорилось: " Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой. Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмныесилы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой."

 

6 мая в штаб войск союзников прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Однако американский генерал Эйзенхауэр в жесткой форме отказался от принятия такой капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются и в случае попыток перемещения войск с востока на запад для сдачи в плен, его армии блокируют Западный фронт и не позволят такое перемещение.

Йодль связался с Деницем и сообщил ему об условиях союзников. В 1 час 30 минут ночи 7 мая Дениц радировал Йодлю о том, что тому предоставляются полномочия на подписание документа о безоговорочной капитуляции. Подписание акта планировалось на 2 часа 30 минут ночи 7 мая.

Вильгельм Кейтель подписывает Акт о безоговорочной капитуляции Германии


В штабе союзников в качестве постоянного представителя находился генерал-майор Иван Суслопаров. Он присутствовал на переговорах, но, по-видимому, не был готов к столь бурному развитию событий. После ультиматума Эйзенхауэра Суслопаров отправил текст акта о капитуляции в Москву и запросил полномочий на его подписание. Однако к назначенному сроку ответ так и не был получен. Генерал Суслопаров оказался в очень щекотливом положении. Сложно даже представить себе, как далось ему это решение, но он согласился на подписание документа, но, по некоторым источникам, с небольшим дополнением: Суслопаров настоял на включении в документ пункта о том, что церемония подписания может быть повторена еще раз по требованию любого из государств-союзников.

В небольшом красном здании колледжа в Реймсе (сейчас здесь находится Музей капитуляции Германии), где размещался штаб Эйзенхауэра, 7 мая в 2 часа 41 минуту был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров от СССР и генерал Франсуа Севез от Франции. От Германии свои подписи поставили адмирал Фридебург и генерал Йодль. В соответствии с этим документом все сухопутные, морские и воздушные силы Германии прекращают военные действия с 23 часов 1 минуты (по центральноевропейскому времени) 8 мая 1945 года. Когда генерал Суслопаров сообщил в Москву о подписании документа, он узнал о том, что ему было приказано никаких документов о капитуляции не подписывать.

Сталин был крайне раздосадован подписанием капитуляции в Реймсе. Вот как пишет в своих воспоминаниях Георгий Константинович Жуков: «7 мая мне в Берлин позвонил Верховный Главнокомандующий и сообщил: «Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны, - продолжал он, - на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск». Союзники согласились с требованием Сталина и договорились считать документ, подписанный в Реймсе, предварительным протоколом. Подписание главного протокола было назначено в Берлине на 0 часов 9 Мая.

Подписи, оставленные советскими солдатами на стенах Рейхстага, сохраняются и сегодня.

Подписание капитуляции в Реймсе создало путаницу между союзниками. Изначально планировалось объявить о победе одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне. Предварительно называлась время 19 часов 00 минут (по Москве) 7 мая. Однако у советского командования возникли сомнения в том, что немецкие войска на Восточном фронте выполнят условия реймсской капитуляции (на Западном фронте сопротивление прекратилось, а на Восточном продолжалось). Сталин обратился к Черчиллю и Трумэну с предложением перенести объявление об окончании войны на 9 мая. Однако об окончании войны уже было объявлено по германскому радио и было известно средствам массовой информации в Великобритании и США. Лидеры союзников не могли позволить себе «выглядеть единственными, кто не знает о победе». 7 мая в 18-00 по Лондону Черчилль выступил с радиообращением и поздравил англичан с победой, тогда же о победе узнали и американцы. В Советском Союзе о капитуляции в Реймсе не было сообщено, а победа была провозглашения только после начала массовой капитуляции немецких войск и подписания пакта в Берлине – 9 мая 1945 года. Эта дата и стала для нас Днем Победы. Великомученик Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12: 3, 20: 2) о изображение было включено в древний герб города Москвы.

Мы преклоняемся перед подвигом наших воинов и всего народа, который встал на защиту России. С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить эту победу. И Церковь, которая взирает на историю человечества сквозь призму религиозного восприятия жизни, свидетельствует о том, что победа в Великой Отечественной войне была Божиим чудом. Но чудеса никогда не совершаются на ровном месте. Никогда бы и этого чуда не произошло, если бы миллионы человеческих жизней не были отданы за победу, если бы весь наш народ не напрягся, отдавая последние силы для того, чтобы победить врага. И мы его по милости Божией победили.

И совершенно неслучайно, что окончание войны совершилось в день Пасхи Христовой и в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия. Как замечательно мы называем этого святого — не просто великомученик, но Победоносец, тот, кто приносит победу. Не только потому, что он одержал победу над злом, победу над своими мучителями в начале IV века, будучи мучим по приказу императора Диоклетиана, последнего римского императора, который гнал христиан, но еще и потому, что с его именем связываются очень многие победы. И замечательно, что на гербе Москвы — его изображение.

Мы верим, что и победа в Великой Отечественной войне произошла, в том числе, по его молитвам за тяжко страдавший народ наш, прошедший в течение первой половины XX века страшными дорогами кровопролития, гражданских конфликтов, революций и войн. Народ, который так бережно хранил веру, казалось бы, эту веру полностью утратил, и нужно было раздаться этим страшным громовым ударам войны, чтобы вера православная во мгновение воскресла в сердцах людей. Множество солдат шли в атаку с именем Божиим. У скольких в форме было молитвословие 90-го псалма, которое бережно зашивали в гимнастерки матери, жены и сестры! Наш народ побеждал с молитвой, с верой. И эта жертва, и эта молитва не могли быть отвергнуты Господом, и невидимо Георгий Победоносец на своем белом коне вместе с нашим воинством вошел в побежденный Берлин.

 

 

Это и есть Божие чудо — дарованная нам Победа.

 

Такова правда (которую, к сожалению, не все знают) о помощи, которую оказала Церковь в годы войны.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.