Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стрессы в структуре организационного поведения персонала






Понятие о стрессе

Стресс — термин, используемый для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ па экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессоров. Различают стрессы двух видов: физиологические и психологические. К первым из них относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения и т.п. Второй вид включает информационный дефицит или перегрузку, монотонность деятельности, отрицательные эмоции и др.

В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала. Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизующее влияние (эустресс), так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезорганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать как комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, так и действия, приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой интенсивности. Как показывает практика управления персоналом, многие работники могут полностью использовать свои способности только в ситуации стресса.

Рассмотрим влияние стресса и дистресса на эффективность трудовой деятельности персонала. В целом все возникающие при этом последствия можно сгруппировать в физиологические, энергетические, мыслительные, когнитивные, эмоциональные и поведенческие группы.

Основное физиологическое последствие стресса — выброс в кровь адреналина и норадреналина из надпочечников, а также гормонов щитовидной железы. Это вызывает следующие черты поведения персонала на рабочем месте (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Положительные и отрицательные для трудовой деятельности персонала последствия стресса

Достоинства Недостатки
Физиологические последствия
Ускоряются временные физиологические возможности человека Если эта ситуация не переходит в мгновенно выполняемые действия, то развивается гипертония и сахарный диабет
Увеличивается скорость усвоения энергии и ее превращения в психическую активность Развивается умственное истощение, потеря веса и физический коллапс
Улучшается работа мышц Развивается атеросклероз
Энергетические последствия
Кровь перебрасывается от желудка к легким и мышцам, что увеличивает уровень физических возможностей человека Развиваются заболевания желудка, особенно если во время стресса принимать пищу
Кровь перебрасывается от кожи к внутренним органам, что способствует охлаждению работающих мышц Теряется внешняя привлекательность, и в результате переохлаждения развиваются простудные заболевания
За счет расширения вентиляционных каналов и учащения дыхания усиливается усвоение энергии Снижается острота зрения, и нарушается сердечный ритм
Мыслительные последствия
Временно снижается чувствительность к боли, что увеличивает степень концентрации внимания па принятии эффективных управленческих решений В послестрессовый период увеличивается чувствительность к любым недомоганиям
Ослабевают аллергические реакции в органах дыхания, что обеспечивает лучшее снабжение кислородом головного мозга Снижаются защитные реакции организма, что увеличивает вероятность развития инфекционных, онкологических заболеваний, склонность к аллергии
Увеличивается психическая активность, что способствует быстрому принятию решений Повышенная психическая активность переходит в физическую слабость и сонливость
Не тратится энергия на сексуальное возбуждение, уменьшается вероятность беременности, т.е. уменьшается уровень помех по отношению к мыслительной деятельности Развивается импотенция и фригидность
Когнитивные последствия
Появляются способности к трансформации излишне сложной деятельности в простые и понятные для персонала операции Уменьшается концентрация внимания, что приводит к росту числа " ошибок новичка"
Четко фиксируются изменения факторов внешней среды, связанные с необходимостью трансформировать ход выполнения работ Увеличивается отвлекаем ость, что проявляется в потере " нити разговора" при деловых коммуникациях
Уменьшается скоропалительность в принятии решений Ухудшается память
Персонал более взвешенно принимает решения в ситуациях повышенного риска Скорость ответов на вопросы становится непредсказуемой (как правило, человек более медленно реагирует на вопросы, а попытки компенсировать эту реакцию другими способами приводит к излишне торопливым, необоснованным решениям)
Увеличивается концентрация внимания на наиболее быстро решаемых проблемах Увеличивается частота ошибок в трудовой деятельности, не связанных с низким уровнем квалификации работника
Критически пересматриваются приоритеты в трудовой деятельности Практически полностью теряется способность к долгосрочному планированию действий
Достоинства Недостатки
Растет желание документально фиксировать получаемую информацию, что способствует ее долговременному сохранению Возрастают иллюзии и другие подобные им нарушения мышления
Эмоциональные последствия
Усиливаются физические и психические возможности человека Растет физическое и психическое напряжение, что делает невозможным мышечную и психическую релаксацию
Улучшается качество контроля изменений внешней среды Возникает болезненная мнительность поведения, переходящая в психосоматические заболевания
Возрастает " жесткость поведения" но отношению к отклоняющемуся поведению других работников Полярно меняются личностные характеристики работника (добрый—злой, демократ—автократ и т.п.)
Работники стараются произвести более благоприятное впечатление на коллег и деловых партнеров Обостряется внимание к имеющимся личным проблемам (внешность, уровень благосостояния и др.)
Концентрируется внимание на соблюдении этических норм поведения Нормы поведения или сексуального контроля ослабевают или резко возрастают
Растет эмоциональный интерес к процессу и результатам трудовой деятельности Растет число эмоциональных взрывов
Уменьшаются личные амбиции, работники более трезво оценивают свои возможности Резко падает самооценка работника, развивается чувство беспомощности
Общие поведенческие последствия
Увеличивается уровень эмоциональности общения, что положительно влияет на поведение партнеров Возрастают речевые проблемы (заикание, сбивчивость и т.п.)
Растет прагматизм в восприятии отдельных трудовых операций Ослабевает заинтересованность в результатах труда (все не нужно, не интересно и т.п.)
Снижается уровень бюрократизации трудового повеления Растет число беспричинных нарушений дисциплины
Возникает установка па более бережное расходование энергии Снижается или колеблется энергетическое обеспечение трудового поведения
Персонал более внимательно относится к состоянию своего здоровья Растет злоупотребление лекарственными и наркотическими препаратами
Растет уровень интуиции Нарушается сон
Концентрируется внимание на эффективности тех или иных управленческих решений Растет уровень цинизма в отношениях с коллегами и клиентами, вся вина при этом сваливается па другую сторону
Устраняются элементы дублирования деловой информации Игнорируется новая, даже очень полезная информация
Рационализируется принятая система контроля трудового поведения Переносится на других ответственность за выполнение самых неприятных обязанностей
Растет тенденция к упрощению излишне сложных трудовых операций Рабочие проблемы решаются поверхностно, формально, легко сдаются ранее завоеванные позиции
Увеличивается готовность к восприятию нестандартных, инновационных форм трудового поведения Появляются причудливые поведенческие особенности (бытовая неряшливость, угрозы самоубийства и т.п.)

Мыслительные последствия стресса связаны с изменением уровня сосредоточения человека, обусловленным поступлением в кровь эндорфинов из гипоталамуса и кортизона из надпочечников'. Они оказывают следующее влияние на трудовую деятельность человека (см. табл. 11.1).

Когнитивными последствиями слишком сильного стресса называются нарушения относительно устойчивых индивидуальных особенностей познавательных процессов субъектов.

Эмоциональные последствия излишне сильного стресса обычно выражаются в нарастании негативного отношения к сложившейся ситуации. Положительные и отрицательные реакции персонала, возникающие в данной ситуации, представлены в табл. 11.1.

Общие поведенческие последствия стресса имеют в основном форму отклоняющихся трудовых действий в виде отрицательных и положительных моментов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.