Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные парадигмы теории международных отношений






Общими теориями считаются так называемые основные парадигмы ТМО: реализм (неореализм — его современная форма), геополитика, глобализм, идеализм/либерализм/плюрализм, постпозитивизм, конструктивизм.

Реализм

Государство является главным субъектом в сфере международной политики, причем его власть представляется неделимой (унитарной). Государство как институт обладает определенной автономией от общества, но действует от его имени и в его интересах. Всем другим политическим субъектам отводится второстепенная роль, потому что они зависят от государства. Реализм рассматривает внешнюю политику государства отдельно от внутренней. Для международной политики характерна анархичность отношений и постоянная борьба государств за существование и защиту своих интересов. Во главе интересов находится обеспечение военной безопасности. Экономические интересы имеют подчиненное значение и важны для наращивания мощи и международного авторитета государства. Условием мирного сосуществования государств является поддержание равновесия сил. И наоборот, его нарушение ведет к войне. Такая связь мира и статус-кво не означает, что реализм не видит иного механизма значительных изменений в международной системе, чем война. Эволюционное развитие возможно в тех случаях, когда государства приспосабливаются к новому распределению силы, например, через присоединение к стратегическим альянсам.

Геополитика

Геополитика изучает международную политику в более сложном контексте по сравнению с реализмом, учитывая связь общества с экономико-географическими особенностями региона. Основа могущества и природа международных конфликтов связываются с владением территорией и ее ресурсами в самом широком смысле: социоэкономическими, демографическими, политическими, культурными, природными. В отличие от реализма, она оперирует понятием «государство», которое не сводится только к политическому образованию. Современная геополитика, помимо вопросов войны, обращает внимание на условия международного сотрудничества, концепцию устойчивого развития, глобальные экологические проблемы.

Идеализм\либерализм\плюрализм

В основе мировоззрения либерализма лежит убеждение, что государство является продуктом общественной эволюции. Считается, что человек способен оказывать значительное влияние на ее ход. Негосударственные субъекты политики все в большей степени влияют на международную политику, а в некоторых случаях действуют независимо от государства. В современном мире растет конкуренция за власть между государством, транснациональными корпорациями, международными организациями террористов, торговцев оружием и наркотиками. Для либералов государство не является унитарным субъектом в международной политике. Его позиция формируется как равнодействующая борьбы групп интересов, государственной бюрократии, отдельных влиятельных политиков. Считается возможным создание эффективных систем коллективной безопасности в рамках международной системы. Этому способствует экономическое сотрудничество и рост взаимозависимости государств. Снижению конфликтности мира способствуют разоружение, меры контроля над его распространением и уменьшение числа тоталитарных государств. Вопросы безопасности не являются больше ключевыми, на их место выдвигаются экономические и культурные факторы.

Глобалисты

признание относительного снижения роли государства, которое утрачивает былое значение и становится пережитком. Появляются новые субъекты политики, такие как транснациональные корпорации, способные все более заметно влиять на политику государств. В известном смысле глобализм уподобляет международную систему государству. Система является как бы увеличенной моделью государства, поэтому глобальное управление требует создания органов более высокого порядка, чем национальные. Понятие безопасности становится более широким, включая целый ряд глобальных проблем: защита окружающей среды, регулирование народонаселения и борьба с голодом, утилизация отходов, использование ресурсов космоса и океана, коммуникации, терроризм и другие. Обеспечение военной безопасности перестало быть самой важной задачей государства. меры экономического принуждения становятся более привлекательными. Взаимозависимость носит асимметричный характер, давая больше преимуществ великим державам и усугубляя положение развивающихся стран.

Постпозитивизм

антитезы всем предыдущим направлениям ТМО. внесли определенный вклад в расширительное толкование безопасности, включая в нее, помимо военного, политический, экономический, экологический и социальный аспекты. При их участии появилась на свет концепция «ненаступательной обороны» (non-offensive defense). современное общество и международная система мало управляемы, о чем свидетельствует, обострение глобальных проблем, рост взаимозависимости государств, возникновение многих новых угроз безопасности, таких как терроризм, наркобизнес, агрессивный национализм, религиозный фундаментализм. Государство теряет позицию главного субъекта международной политики. деградация под влиянием глобальной экономической интеграции. субъекты политики определяются крайне расплывчато: это и различные социальные группы, и отдельный человек. Игнорируется влияние на политику общественных институтов и экономических отношений.

Конструктивизм

конструктивисты признают, влияние анархии на поведение государств, важность национальных интересов Конструктивисты считают, что основное внимание теории должно быть направлено на изучение не столько структур, сколько процессов.

Поэтому едва ли можно говорить о постоянных интересах государства, фиксированной международной структуре, жесткой иерархии субъектов международной политики. Конструктивисты особо подчеркивают, что, помимо силовой составляющей, в понятии власти существенным является влияние культуры, языка, идеологии, знания. Все они объединяются термином дискурс, который подчеркивает процессуальность, изменчивость и взаимовлияние. конструктивизм утверждает, что проблема мира и войны зависит от степени близости культур и общественной практики людей, народов, государств. сотрудничество и создание супранациональных образований является важной составной частью международных отношений.

 

Генеральная Ассамблея Генеральная Ассамблея– основной совещательный орган ООН. Она состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения по важным вопросам (таким как вопросы мира и безопасности, приём новых членов и бюджетные вопросы) принимаются большинством в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством. Функции и полномочия • рассматривать и делать рекомендации в отношении принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципов, определяющих разоружение и регулирование вооружений; • обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и за исключением случаев, когда спор или ситуация находятся на обсуждении в Совете Безопасности, делать рекомендации в отношении таких вопросов; • обсуждать и за аналогичным исключением делать рекомендации по любым вопросам в рамках Устава или по вопросам, затрагивающим полномочия и функции любого органа Организации Объединённых Наций; • организовывать исследования и делать рекомендации для содействия международному сотрудничеству в политической области, развитию международного права и его кодификации, осуществлению прав человека и основных свобод для всех, содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и здравоохранения; • делать рекомендации в отношении мер мирного урегулирования любой ситуации независимо от её происхождения, которая могла бы нанести ущерб дружественным отношениям между нациями; • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединённых Наций; • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединённых Наций и устанавливать размеры взносов её членов; и • выбирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета и дополнительных членов Совета по Опеке (в случае необходимости); выбирать совместно с Советом Безопасности судей Международного Суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря. Согласно резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 года, Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действовать из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Сессии Очередная сессия Генеральной Ассамблеи открывается ежегодно в третий вторник сентября, считая от первой недели, на которую приходится не менее одного рабочего дня. Не позднее чем за три месяца до начала очередной сессии проводятся выборы Председателя Ассамблеи, а также 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Для обеспечения справедливого географического представительства должность Председателя Ассамблеи поочерёдно занимают представители пяти групп государств: азиатских, африканских, восточноевропейских, западноевропейских, латиноамериканских и стран Карибского бассейна и других государств. Кроме того, Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединённых Наций или одного члена Организации при согласии большинства других членов. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, принятого голосами любых девяти членов Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединённых Наций, либо по требованию одного члена при согласии большинства других. Работа Организации Объединённых Наций в течение года ведётся главным образом на основе мандатов, выданных Генеральной Ассамблеей, то есть воли большинства членов, выраженной в резолюциях и решениях, принятых Ассамблеей. Эта работа осуществляется комитетами и другими органами, учреждёнными Ассамблеей для изучения конкретных вопросов, таких как разоружение, поддержание мира, развитие и права человека; на созываемых Ассамблеей международных конференциях; а также Секретариатом Организации Объединённых Наций - Генеральным секретарём и его персоналом из международных гражданских служащих. Большинство вопросов обсуждаются на заседаниях одного из шести Главных комитетов Ассамблеи. Голосовать можно путём регистрируемого в протоколе голосования, поднятием рук или поимённым голосованием. Совет Безопасности Организации Объединённых Наций несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет состоит из 15 членов: пяти постоянных членов (Китай, Российская Федерация, Соединённое Королевство, Соединённые Штаты и Франция) и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса по меньшей мере девяти из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов и отсутствие голоса «против» (вето) со стороны любого из пяти постоянных членов. Если постоянный член не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые девять голосов «за». В то время как другие органы Организации Объединённых Наций дают рекомендации государствам-членам, только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны осуществлять. Функции и полномочия • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединённых Наций; • вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений; • призывать стороны в споре к урегулированию его мирными средствами; • расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям, и делать рекомендации относительно методов их урегулирования или условий их разрешения; • определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации относительно необходимых мер; • призывать соответствующие стороны к соблюдению таких временных мер, которые он считает необходимыми или желательными для предотвращения усугубления ситуации; • призывать членов Организации Объединённых Наций к применению мер, не связанных с использованием военной силы, – таких как санкции, – для обеспечения выполнения решений Совета; • прибегать к применению силы или санкционировать её применение в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности• поощрять мирное разрешение местных споров при помощи региональных соглашений и использовать такие региональные соглашения для осуществления принудительных действий в соответствии со своими полномочиями; • делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Гене- рального секретаря и совместно с Ассамблеей избирать судей Международного Суда; • запрашивать у Международного Суда консультативное заключение по любому юридическому вопросу; и • делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно приёма новых членов в Организацию Объединённых Наций. Совет Безопасности организован таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Представитель каждого из его членов должен всегда присутствовать в штаб-квартире ООН. Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН. В некоторых случаях Совет сам прибегает к расследованию и посредничеству. Он может направить миссию, назначить специальных посланников либо просить Генерального секретаря использовать свои добрые услуги для достижения мирного разрешения спора. Он может дать указания о прекращении огня, которые могут способствовать предотвращению эскалации конфликта. Совет может также направить военных наблюдателей или миротворческие силы, чтобы со- действовать ослаблению напряжённости, разъединению противоборствующих сил, а также созданию спокойной обстановки, в которой может вестись поиск мирных решений. Помимо этого, Совет может принять решение о применении принудительных мер, включая экономические санкции, эмбарго на поставки оружия, финансовые штрафы и ограничения, запреты на передвижение, разрыв дипломатических отношений, блокаду или даже коллективные военные действия. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) учреждён в качестве главного органа по координации экономической, социальной и иной соответствующей работы Организации Объединённых Наций, а также специализированных учреждений и других институтов. В составе Совета 54 члена, которые избираются на трёхлетний срок. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 - государствам Азии, 6 - государствам Восточной Европы, 10 - государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 - государствам Западной Европы и другим государствам. Решения принимаются простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос. Функции и полномочия ЭКОСОС • служить центральным форумом для обсуждения международных экономических, социальных и экологических вопросов и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединённых Наций; • предпринимать исследования, составлять доклады и делать рекомендации по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам; • оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций; • согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством проведения с ними консультаций и предоставления рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее. Обсуждая международные экономические и социальные проблемы и предлагая рекомендации в отношении политики, ЭКОСОС играет ключевую роль в содействии международному сотрудничеству в целях развития и в определении приоритетных направлений деятельности в рамках всей системы ООН. Сессии и вспомогательные органы На протяжении года Совет, как правило, проводит несколько краткосрочных сессий и большое число подготовительных заседаний, круглых столов и экспертных обсуждений с представителями гражданского общества по вопросам организации своей работы. Он также проводит одну четырёхнедельную основную сессию в июле поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Сессия включает этап заседаний высокого уровня с участием министров и других должностных лиц для обсуждения важнейших экономических, социальных и гуманитарных вопросов. Совет также сотрудничает и в определенной степени координирует работу программ Организации Объединённых Наций (таких как ПРООН, ЮНЕП, ЮНФПА, ООН-ХАБИТАТ и ЮНИСЕФ) и специализированных учреждений (таких как ФАО, МОТ, ВОЗ и ЮНЕСКО); В течение года работа Совета осуществляется в его вспомогательных и связанных с ним органах. К этим органам относятся: • восемь функциональных комиссий, являющихся совещательными органами, задача которых состоит в том, чтобы рассматривать и делать рекомендации по вопросам, входящим в круг их ответственности и компетенции. Сюда входят Статистическая комиссия, Комиссия по положению женщин, Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по устойчивому развитию,; • пять региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки, Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана, Европейская экономическая комиссия, Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азиитри постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комитет по не- правительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями; • ряд экспертных органов по таким вопросам, как географические названия, госу-дарственное управление, международное сотрудничество в области налогообложения и перевозка опасных грузов; и • прочие органы, в том числе Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Отношения с неправительственными организациями С НПО проводятся регулярные консультации по вопросам политики и реализуемых программ, представляющим взаимный интерес. Совет подразделяет НПО на три категории: организации общего профиля, имеющие отношение к большинству видов деятельности Совета; специализированные организации, которые обладают особой компетенцией в конкретных областях, инте- ресующих Совет; и организации, входящие в реестр, на помощь которых Совет может рассчитывать в случае обращения. НПО, имеющие консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на заседания Совета и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, относящиеся к его работе. Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединённых Наций. он находится в Гааге, Нидерланды. МС является единственным судом универсального характера, обладающим общей юрисдикцией. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава Организации Объединённых Наций. Миссия Суд призван решать две основные задачи: во-первых, разрешать в соответствии с принципами международного права правовые споры, представленные ему госу- дарствами (решения МС имеют обязательную силу и не могут быть обжалованы за- интересованными сторонами); и во-вторых, давать консультативные заключения по юридическим вопросам, направленным ему должным образом уполномоченными органами Организации Объединённых Наций и учреждениями системы ООН. Суд открыт для всех государств, являющихся участниками его Статута, что охватывает всех членов Организации Объединённых Наций. Только государства могут выступать сторонами в рассматриваемых Судом делах и подавать на его рассмотрение право- вые споры. Государства могут заранее признать для себя обязательной юрисдикцию Суда, либо подписав договор или конвенцию, предусматривающие передачу дел на рассмотрение Суда, либо сделав соответствующее заявление. Такие заявления о признании юрисдикции Суда обязательной часто содержат оговорки об изъятии из его компетенции тех или иных категорий споров. Суд решает споры, применяя действующие международные договоры и конвенции, международный обычай, общие принципы права и, в качестве вспомогательных средств, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области международного права. Судьи Суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующих самостоятельно. Пять вакансий заполняются каждые три года, при этом судьи могут быть переизбраны на следующие девять лет. В составе Суда не может быть двух судей из одной страны..

Совет по Опеке Совет по Опеке был изначально учреждён Уставом в целях международного наблюдения в отношении 11 подопечных территорий, переданных в управление семи государствам-членам и обеспечения необходи- мых мер по подготовке этих территорий к самоуправлению или независимости.. Резолюцией 1994 года Совет внёс изменения в свои правила процедуры, исключив обязанность проводить ежегодные заседания и постановив собираться по мере необходимости – по собственному решению или по решению его Председателя либо по требованию большинства его членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. В дальнейшем 1 ноября 1994 года Совет по Опеке приостановил свою деятельность после признания 1 октября того же года независимости Палау - последней остававшейся подопечной территории ООН. Секретариат, состоящий из персонала, представляющего все национальности, работающие в местах службы по всему миру, осуществляет разнообразную повседневную деятельность Организации. Секретариат обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и установки. Его возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок с возможностью переизбрания. Функции Секретариата столь же обширны и разнообразны, как и многочисленные проблемы и виды деятельности, которыми занимается сама Организация Объединённых Наций. Они простираются от руководства миротворческими операциями, посредничества в международных спорах и организации программ гуманитарной помощи до обзора экономических и социальных тенденций, подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию и создания основ для международ- ных соглашений. Кроме того, персонал Секретариата информирует весь мир – средства массовой информации, правительства, НПО, учебные и научные организации и широкую общественность – о работе Организации Объединённых Наций. Персонал организует международные конференции по вопросам глобального значения; осу- ществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации. Будучи международными гражданскими служащими, персонал и Генеральный секретарь ответственны за свою деятельность только перед Организацией Объединённых Наций, а не перед каким-либо государством-членом или прочей организацией, даже если последние действуют в интересах сообщества наций. Они обязуются не запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. В свою очередь, согласно Уставу, каждое государство-член обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние ненадлежащим образом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.