Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и измерения






Скрытое наблюдение

Предположим, нас интересует, усиливают ли сообщения об авиационных катастрофах страх людей перед данным видом транспорта. Один способ найти ответ - воспользоваться простым опросом: выбрав наугад одну группу пассажиров в Чикагском аэропорту после воздушной катастрофы и другую группу в период, когда не происходило никаких катастроф, можно сравнить уровни беспокойства опрошенных каждой группы на основе их собственных слов. Однако обращение к пассажирам с прямыми вопросами относительно испытываемого ими страха, вероятно, не даст надежных результатов. Люди часто не желают рассказывать о таких чувствах, не хотят выглядеть слабыми. Они также не всегда могут объяснить собственные чувства, в том числе и чувство беспокойства.

В связи с этим психологи и социологи разработали ряд методов оценки опасений людей, вызванных сообщениями о катастрофах, основанных на наблюдении за их поведением, а не на анализе их ответов на вопросы о том, что они чувствуют. Один аспирант хотел проверить гипотезу, согласно которой этот страх отражается на продаже алкогольных напитков в аэропортах Чикаго. Однако ему не удалось провести этот эксперимент, поскольку бары были переполнены всегда и главным образом потому, что их площадь не соответствовала увеличению численности пассажиров, наблюдавшемуся в последнее время в аэропортах. В такой ситуации можно лишь констатировать, что лучшим показателем желания людей купить спиртное является их готовность ждать нерасторопного бармена (Хиллебрандт, 1962).

Наш несгибаемый аспирант решил установить влияние сообщений о воздушных катастрофах на снижение продажи авиационных билетов. Он сравнил данные о количестве путешествий в различные сезоны в двух главных аэропортах Чикаго и выявил, что, по всей видимости, известия об авиакатастрофах лишь на короткое время вызывают уменьшение числа пассажиров. Впоследствии социологи Юджин Уэбб и Дональд Кэмпбелл изучали влияние воздушных катастроф на увеличение количества и стоимости страховых полисов, купленных в аэропортах. Снова, таким образом, осуществлялась оценка уровня беспокойства путем анализа поведения, а не опроса пассажиров о том, что они испытывают. Возможно, если бы вместимость баров соответствовала численности пассажиров, можно было бы составить индекс страха на основе сразу трех показателей: изменений в продаже алкогольных напитков, страховых полисов и билетов. Вместе взятые, они могли бы обеспечить более обоснованный анализ уровня опасений, чем каждый показатель в отдельности. А результаты, полученные путем такого множественного измерения, можно было бы сравнить с данными бесед с пассажирами, рассказавшими об испытываемом ими страхе (Уэбб, 1966)

Исследование, при котором люди не знают, что их поведение анализируют, называется скрытым наблюдением. Этот метод важен потому, что уменьшает влияние исследователей на поведение людей. Некоторые социологи, применяющие метод скрытого наблюдения, считают, что полученные ими результаты надежнее, чем данные опросов. Эффективность метода скрытого наблюдения не избавляет его, однако, от одной этической проблемы. Можно определить изменения уровня продажи спиртных напитков, билетов и страховых полисов, не выявляя личности людей, которые их покупают, — в этом случае этические проблемы сведены до минимума. Однако, когда мы собираем данные о конкретных людях, которые не знают, что их поведение подвергается исследованию, возникает вопрос о нашем вторжении в их личную жизнь. Это особенно очевидно, когда проводится исследование таких щепетильных ее сторон, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков или сексуальное поведение. Короче говоря, в связи с методом скрытого наблюдения обнаруживается противоречие между научными ценностями, т.е. стремлением к получению наиболее точных и обоснованных данных, и этическими ценностями общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.