Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX В.






 

19.1. Социально-экономическое положение СССР

 

К началу 80-х годов в народном хозяйстве стали нарастать трудности, заметно снизились темпы экономического роста. В результате оказались не выполненным задачи по развитию экономики. Допущено отставание материальной базы науки и образования, здравоохранения и культурно-бытового обслуживания населения.

Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Попытка поправить дело за счет нового строительства обострила проблему сбалансированности. Народное хозяйство, располагавшее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Снижение цен на мировом рынке на нефть и энергоносители уменьшило количество поступающей в страну иностранной валюты. Развивалась скрытая инфляция. Денег выпускалось гораздо больше, чем производилось товаров, в стране развивался бюджетный дефицит. Денежные запасы населения росли, а удовлетворить спрос людей на товары народного потребления и продукты питания не представлялось возможным.

Уровень жизни в СССР оказался значительно ниже не только развитых, но и некоторых развивающихся стран " третьего мира". К тому же в стране стало ярче проявляться несоответствие политических и правовых провозглашенных положений и действительности. Монопольное руководство со стороны одной партии, а в ней - руководящей элиты привело к коррупции и к другим негативным явлениям. В стране стала развиваться теневая экономика. Замкнутость и корпоративность правящей партийной и государственной элиты стали заметным явлением для всего советского общества.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Ю.В. Андропов, который начал борьбу с коррупцией в высших сферах власти, с теневой экономикой. Мероприятия по наведению порядка и укреплению трудовой дисциплины принесли определенные результаты. В 1983 г. были зафиксированы самые высокие темпы экономического роста с начала 80-х годов. В обществе зародилась надежда на перемены к лучшему. Скорая смерть Ю.В. Андропова помешала проведению начатых реформ по выведению страны из кризиса.

После смерти Ю.В. Андропова в 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР избран тяжело больной К.У. Черненко, который предпринял ряд мер по восстановлению порядков, сложившихся в период застоя. В марте 1985 г. К.У. Черненко умер. В апреле 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев, который стал инициатором и проводником так называемой перестройки.

Энергичное выступление молодого Генерального секретаря на апрельском (1985 г). Пленуме ЦК КПСС о необходимости модернизации социализма и проведении реформ возродило надежду на реальные перемены в жизни общества. На первом этапе горбачевских реформ были выдвинуты три основных лозунга: ускорение, гласность, перестройка партийного и государственного аппаратов. Провозглашая курс на ускорение, М.С. Горбачев надеялся за счет " скрытых резервов" в короткий срок добиться подъема экономики. Большое значение придавалось организации труда и производства на государственных предприятиях и развитию негосударственных секторов экономики. Государственные предприятия переводились на хозрасчет. Уменьшался административный контроль. Предприятиям разрешалось устанавливать прямые связи с поставщиками и потребителями. Вводился государственный контроль за качеством производимой продукции.

Разрешались частная предпринимательская деятельность и аренда земли для семейного и коллективного подряда. Колхозы получили право определения размеров индивидуальных участков и предельного количества поголовья скота.

Второй этап экономической реформы предполагал широкое внедрение рыночной экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики не дали желаемых результатов. Рыночная экономика свелась к натуральному обмену и стимулировала не долгосрочное развитие производства, а быстрое получение прибыли за счет повышения цен. В этих условиях возник вопрос о политической реформе общества и государственного управления.

В июле 1988 г., на XIX Всесоюзной партийной конференции, выдвинут проект политической реформы советского общества, в том числе реформы центральных органов власти. В соответствии с этим в декабре 1988 г. приняты Законы " Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и " О выборах народных депутатов СССР". Они предусматривали выборы депутатов всех уровней на альтернативной основе. Вводилась двухуровневая система представительных органов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Третий Съезд народных депутатов, состоявшийся в марте 1990 г., отменил статью 6 Конституции СССР " О руководящей и направляющей роли КПСС" и избрал М.С. Горбачева первым и, как оказалось в дальнейшем, последним Президентом СССР.

В стране установилась следующая структура власти: Съезд народных депутатов - Президент СССР - Верховный Совет СССР.

 

19.2. Изменения в системе государственного управления

 

Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 человек, из которых 1500 человек избирались от населения страны, на основе прямого тайного голосования, а 750 - от общественных организаций. Съезд избирался сроком на 5 лет.

Первый Президент СССР избран на съезде народных депутатов. Срок полномочий президента - 5 лет. По Конституции Президент должен был избираться на основе всеобщего, равного и прямого голосования. Президент возглавлял Президентский Совет и Совет Федерации. Он объявлялся гарантом соблюдения конституционных прав граждан и являлся Верховным главнокомандующим, издавал указы и был наделен правом объявления чрезвычайного и военного положения.

Верховный Совет СССР избирался из числа депутатов на Съезде народных депутатов СССР сроком на 5 лет. Он являлся постоянно действующим законодательным и распорядительным органом власти. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. Сессии Верховного Совета проводились два раза в году.

Исполнительная власть принадлежала Совету министров, а затем Кабинету министров, который возглавлял премьер-министр.

 

19.3. Местные органы власти

 

В местных органах государственной власти также произошли изменения. В 1990 году был принят Закон о местном самоуправлении, в котором определена экономическая основа местных Советов. Советы получили право устанавливать местные налоги с прибыли предприятий, расположенных на их территории, и арендную плату.

Политический плюрализм привел к созданию большого количества партий и общественных объединений.

Политические партии разделились на радикальные " левые" и консервативные " правые".

Первоначально новые объединения создавались интеллигенцией, но с появлением арендной и кооперативной собственности стали создаваться союзы кооператоров.

Политическим центром оставалась КПСС во главе с М.С. Горбачевым, который выдвигал демократические лозунги.

К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С. Горбачева. В значительной степени этому способствовало ухудшение экономической ситуации в стране. Нарастала социальная напряженность. На многочисленных митингах выражалось открытое недовольство ходом перестройки.

 

19.4. Распад СССР

 

Подъем национального самосознания способствовал усилению центробежных тенденций в регионах. В 1990 году Латвия, Литва, Эстония и Российская Федерация приняли Декларации о государственном суверенитете. Имели место межнациональные конфликты. Затем по всей стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик. Назрела необходимость заключения нового федеративного договора. В апреле 1990 г. были приняты Законы " О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" и " Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик". Эти законы разграничивали полномочия центра и республик в сфере экономики и финансов. 23 апреля 1991 г. подписано совместное заявление союзных республик " О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и возникшем кризисе". На 20 августа было назначено подписание нового Союзного договора, который должен был разрушить существующую командно-административную систему и заложить основу новой. 19 августа 1991 г. группа высокопоставленных руководителей страны объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В него вошли: премьер-министр В. Павлов, вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов. В обращении " К советскому народу" ГКЧП объявлял себя истинным защитником демократии и реформ. В Москву были введены танки и бронетранспортеры, объявлен комендантский час.

Однако действия путчистов не нашли поддержки у населения. Десятки тысяч москвичей окружили плотным кольцом Дом Советов РСФСР, чтобы поддержать российское руководство, отказавшееся признать ГКЧП. Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина деятельность ГКЧП признавалась незаконной, а его приказы на территории РСФСР выполнению не подлежали. Все органы исполнительной власти СССР, действовавшие на территории России, перешли в подчинение Президента России. Б.Н. Ельцин подписал Указ о прекращении деятельности КПСС и РКП на территории России. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура - основа прежней системы.

Августовские события ускорили процесс распада Союза ССР. Все попытки М. Горбачева возобновить работу по подписанию Союзного договора оказались безуспешными.

8 декабря 1991 г. лидеры республик России, Украины и Белоруссии на встрече глав правительств в Беловежской Пуще заявили, что Союз СССР как субъект международного права и политическая реальность прекращает свое существование, и договорились об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Горбачев после прекращения деятельности КПСС и распада СССР ушел с постов Генерального секретаря и Президента.

 

19.5. Изменения в праве

 

В СССР в рассматриваемый период велась активная нормотворческая деятельность, призванная обеспечить переход к гражданскому обществу и регулируемой рыночной экономике. Изменилась система органов государственной власти и управления. Политические и экономические права союзных республик согласно Закону " О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" значительно расширились. Закон " О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" регламентировал процедуру выхода из состава СССР.

Был принят ряд законов, гарантирующих гражданам политические права и свободы. Среди них законы о печати и других средствах массовой информации, о правах профсоюзов, об общественных объединениях, о свободе совести и религиозных организациях, закон о въезде и выезде из СССР. Гражданам разрешалось создавать любые партии и общественные организации.

В гражданском праве основные изменения произошли в регулировании отношений собственности. В марте 1990 г. был принят Закон " О собственности в СССР", определивший три формы собственности: государственную, коллективную и личную. В нем снимались ограничения в отношении личной собственности. Допускалась собственность иностранных юридических лиц и граждан. Государственная собственность предполагала общесоюзную, республиканскую и собственность местных Советов.

В июне 1990 г. принят Закон " О предприятиях в СССР", который значительно расширил хозяйственную самостоятельность предприятий и установил различные формы предпринимательской деятельности. 26 октября Президент СССР издал Указ, разрешающий иностранным инвесторам создавать на территории СССР предприятия с долей советских участников. 4 августа 1990 г. приняты Постановления Совета Министров СССР " О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка" и " О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике". Создана общесоюзная валютная биржа.

31 мая 1991 г. приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР. Это была первая кодификация права в условиях рыночной экономики.

Основы устанавливали, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации). Юридические лица, являвшиеся коммерческими организациями, могли создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ; производственных кооперативов; арендных предприятий; коллективных предприятий государственных и других предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения переданного им имущества учредителей; а также хозяйственных объединений указанных юридических лиц.

Основы прямо предусматривали, что гражданину могут принадлежать на праве собственности: жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления; денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги; предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства; любое другое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать гражданину. Состав, количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законодательством, не ограничиваются.

С 1 июля 1990 г. вступил в действие Закон СССР " О порядке обжалования в суде неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан".

Семейное право. С принятием в 1989 г. ООН Конвенции о правах ребенка, которую СССР ратифицировал, стало больше уделяться внимания опеке и попечительству. 22 мая 1990 г. принят Закон СССР " О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства". Органам опеки и попечительства предоставлялось право при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка принимать решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится.

При ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Был расширен перечень оснований лишения родительских прав, в который включен отказ родителей без уважительной причины взять ребенка из родильного дома и других лечебных и учебно-воспитательных учреждений.

Трудовое право. К середине 80-х годов расширилось участие трудящихся в управлении производством. Для осуществления контроля за деятельностью администрации стали создаваться советы трудовых коллективов. Введена выборность руководителей предприятий. Появляется новый вид оформления на работу - трудовой контракт. Рабочие и служащие необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства.

В 1989 году был принят Закон СССР " О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", который предусматривал право рабочих и служащих на забастовку.

Уголовное право. Признание положений о правовом государстве с главенством закона и приоритетом прав человека требовало внесения изменений в ряд прежних законов. В уголовном законодательстве отменяется статья за " антисоветскую пропаганду". Снимаются ограничения на религиозную деятельность. Был принят ряд законов, касающихся судебной реформы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.