Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Советское государство и право






В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945 ГГ.)

 

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Без объявления войны фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной силы: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 50 тысяч орудий и минометов, около 5 тысяч самолетов, 40% всех кораблей и 25% подлодок.

По стратегическому плану " Барбаросса" Советский Союз должен быть расчленен и ликвидирован. На его территории предполагалось образовать четыре германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и ряд других городов планировалось стереть с лица земли.

Для ведения этой войны еще в 1940 г. между Германией, Италией и Японией был подписан тройственный пакт. Кроме того, к активным действиям против СССР были привлечены Румыния, Венгрия, Финляндия. С фашистами сотрудничали Испания, Франция, Турция, Португалия, Болгария, Словакия, Хорватия. Гитлеровцы настолько были уверены в успехе плана " Барбаросса", что уже весной 1941 г. разработали план завоевания мирового господства. Но осуществлению этого плана не суждено было сбыться, и причиной этому стало героическое сопротивление советского народа.

1418 дней и ночей советский народ героически сражался с фашистами. Потери были велики: более 27 миллионов человек были убиты, около 30% национального богатства уничтожено, разрушены сотни городов, 70 тысяч сел, 32 тысячи промышленных предприятий. Уже в первый день войны была уничтожена большая часть авиации - 1200 самолетов.

 

15.1. Изменения в государственном аппарате

 

Война потребовала перестройки всей жизни страны на военный лад. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " О военном положении". 23 июня образована Ставка главного командования. С 8 августа она стала называться Ставкой верховного командования, а И.В. Сталин был назначен на пост Верховного главнокомандующего. 30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны. Председателем ГКО назначен И.В. Сталин. Несмотря на то что все конституционные органы власти - Верховный Совет СССР, Президиум СНК СССР, наркоматы продолжали действовать, вся реальная власть сосредоточилась в ГКО. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все партийные, комсомольские, военные организации и все граждане СССР были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил Вооруженными силами, их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в СССР. Государственный комитет обороны не имел своего аппарата, поэтому использовался аппарат Президиума Верховного Совета СССР, СНК, ЦК ВКП(б), наркоматов. Был создан институт уполномоченных ГКО. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.

В 1941 - 1942 годах ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны. Они состояли из председателя (секретарь горкома или обкома партии), заместителя (председателя исполкома облсовета или горсовета), командующего фронтом, члена Военного совета округа, представителя НКВД. Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными Советами и общественными организациями. За годы войны ГКО издал до 10 тысяч постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными организациями, государственным аппаратом и общественными организациями.

Для достижения победы требовалось непрерывное пополнение армии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Для того чтобы подготовить такие резервы, ГКО принял решение с 1 октября 1941 г. ввести всеобщее обязательное военное обучение граждан СССР.

В связи с этим в составе Народного комиссариата обороны СССР было создано Управление всеобуча. За годы войны органы всеобуча подготовили почти 10 млн. человек. К обучению привлекались мужчины и женщины в возрасте от 16 до 50 лет.

Уже в самом начале войны произошли изменения практически во всех органах управления. При СНК созданы Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В районах, где было введено военное положение, полномочия государственной власти передавались Военным советам фронтов. В сентябре 1941 г. был создан народный комиссариат танковой промышленности, а в ноябре - народный комиссариат минометного вооружения.

В Москве создан Антифашистский комитет советской молодежи.

Одновременно с чрезвычайными органами власти в годы войны функционировали и постоянные конституционные органы: Советы и их исполкомы. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение задач, связанных с защитой страны. Сотни тысяч депутатов и несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую армию.

В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных Советов протекала в соответствии с конституционными нормами. В освобожденных от оккупации врага районах и в прифронтовой полосе при исполкомах Советов работали комиссии по устройству осиротевших детей и инвалидов войны. При областных, городских и районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой защитой, устройством детей в детские дома. В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном контакте с военными властями.

Советы развернули огромную работу по мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств. Они помогали военным органам формировать и обучать пополнение для фронта, строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее воинское обучение населения. В условиях войны значительно повысилась роль сельских Советов по руководству сельским хозяйством.

В рассматриваемый период значительно расширились права союзных республик. Им было предоставлено право создавать свои вооруженные силы, вступать в дипломатические сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. В 1944 году Верховные Советы союзных республик создали наркоматы обороны республик и наркоматы иностранных дел, назначили наркомов. Украинская и Белорусская республики участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.

 

15.2. Вооруженные силы

 

Для успешного ведения войны требовалось прежде всего укрепить вооруженные силы, увеличить их численность. С этой целью 22 июня 1941 г. объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 23 до 36 лет, что позволило вдвое увеличить численность армии. Для пополнения действующей армии вначале использовались кадровые части и соединения, но они не могли удовлетворить потребности фронта. Развернулась огромная работа по созданию новых частей. При Наркомате обороны создается Главное управление формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупроформ). Наркомат обороны получил задание сформировать к 1 августа 1941 г. 56 стрелковых и 10 кавалерийских дивизий.

Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. В войсках введено гвардейское звание и учрежден особый нагрудный знак. Установлено деление военнослужащих на рядовой состав, сержантский, офицерский и генеральский. Введены новые знаки различия - погоны. Началось формирование республиканских воинских подразделений. Было сформировано 2 национальных корпуса, 20 стрелковых и 20 кавалерийских дивизий, 15 стрелковых бригад, 2 стрелковых полка и 1 авиационный, 2 отдельных стрелковых батальона и 1 авиаэскадрилья. 18 сентября 1941 г. были созданы первые гвардейские дивизии.

С 22 июня по 1 декабря 1941 г. в действующую армию были направлены 291 дивизия и 94 бригады, что позволило военному командованию своевременно возместить понесенные в первые месяцы войны потери.

Возникло мощное партизанское движение. В Ленинградской области к 22 октября 1941 г. действовали 125 партийных и свыше 100 комсомольских подпольных групп, 84 партизанских отряда. В Белоруссии уже в 1941 г. было партизан свыше 7 тыс. человек. В мае 1942 г. создаются Центральный штаб партизанского движения и Главное управление тыла Красной Армии.

16 июля 1941 г. восстановлен институт военных комиссаров. Комиссар являлся представителем партии и правительства в армии. 16 августа 1941 г. был издан Приказ Ставки N 270, согласно которому командиры и политработники, сдавшиеся в плен, объявлялись злостными дезертирами, а их семьи арестовывались и лишались государственных пособий. Приказ наркома обороны Союза ССР N 227, который получил название " Ни шагу назад", санкционировал создание заградительных отрядов в тылу советских войск для борьбы с " паникерами и трусами" и штрафных рот и батальонов из провинившихся рядовых бойцов и младших командиров, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

В Москве и Ленинграде и других городах формируются народные ополчения. В Москве было решено сформировать 25 ополченских дивизий и создать в каждом районе столицы запасной полк для подготовки пополнений. Командирами частей и подразделений народного ополчения назначали кадровых военных, партийно-советский актив и комсостав, еще не призванный в армию. Всего по стране насчитывалось более миллиона ополченцев.

В годы Великой Отечественной войны большую работу по защите страны от врага вели различные массовые общественные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, культурные и спортивные общества.

Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Профсоюзы оказывали большую помощь в перестройке всего народного хозяйства на военный лад, развернули всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение выпуска военной продукции, участвовали в проведении всеобуча, контролировали состояние охраны труда, вели борьбу с детской беспризорностью.

Профессиональные союзы работали в тесном контакте с Ленинским комсомолом, который насчитывал в годы войны 9 млн. человек. Комсомольцы шли на самые трудные и ответственные участки борьбы с врагом. Они самоотверженно сражались с захватчиками на фронте, в партизанских отрядах и в подполье.

Существовал еще один вид добровольческих народных формирований - истребительные батальоны, в которые вступило 328 тыс. человек.

Одним из наиболее массовых добровольных обществ, проделавших в годы войны большую работу, было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). К началу войны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс. первичных организаций. Осоавиахим обучил около 400 тыс. летчиков запаса, пилотов-планеристов, парашютистов, авиамехаников, морских специалистов, автомобилистов, мотоциклистов и связистов. Была создана сеть районных и городских школ ПВХО, которые за годы войны подготовили 987 тыс. общественных инструкторов для обучения населения по программам ПВХО.

Особая роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне принадлежит первичным партийным организациям. Уже в начале войны в армию и на флот были направлены 500 секретарей ЦК компартий республик, краевых, областных, городских и районных комитетов, 270 ответственных работников ЦК партии, 1265 работников областного и районного звена. Всего в годы войны в армии и на флоте находилось до 60% состава партии. На фронтах Великой Отечественной войны погибли свыше 3 миллионов коммунистов. Среди Героев Советского Союза 70% были членами и кандидатами в члены ВКП(б).

 

15.3. Органы суда и прокуратуры

 

В годы войны продолжали действовать народные суды, областные и Верховные Суды республик и СССР. 22 июня 1941 г. в районах военных действий и регионах, объявленных на военном положении, учреждены военные трибуналы.

20 июля 1941 г. в целях координации всех карательных органов происходит объединение народных комиссариатов внутренних дел и госбезопасности в единый НКВД СССР. Наркомом был назначен Л.П. Берия. В 1943 году было образовано Главное управление контрразведки (СМЕРШ) во главе с В.С. Абакумовым.

При НКВД действовало Особое совещание, которому предоставлялось право выносить смертные приговоры по делам, предусмотренным ст. 58 УК РСФСР. Решения Особого совещания считались окончательными. Л.П. Берия получил неограниченные возможности внесудебной расправы.

Война потребовала также перестройки органов прокуратуры. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР " О военном положении" в местах, объявленных на военном положении, территориальные прокуратуры преобразованы в военные. Были военизированы транспортные прокуратуры. В целях поднятия авторитета и роли органов прокуратуры для прокурорско-следственных работников устанавливались классные чины и знаки различия. Должность прокурора СССР переименована. Он стал именоваться Генеральным прокурором.

Основные усилия прокуроров были направлены на решение вопросов, связанных с укреплением тыла, обеспечением надзора за соблюдением законов военного времени.

 

15.4. Изменения в праве

 

Изменения, произошедшие в стране, не могли не коснуться права, хотя основные принципы его оставались неизменными.

Сохранялся принцип единства государственной собственности и приоритетной защиты имущественных интересов государства. Расширились права хозяйственных наркоматов. Им предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, списывать убытки предприятий. Хозяйственные связи регулировало текущее оперативное планирование. Был упрощен порядок регламентации капитального строительства. Расширились права руководителей предприятий.

В рассматриваемый период расширились права государства в отношении прав собственности граждан. Применялась реквизиция лодок в месте переправ, тягловой силы в прифронтовой зоне, подлежали временной сдаче радиоприемники. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать трофейное или брошенное оружие и имущество, присвоенное во время оккупации.

Сделки, совершенные на оккупированной территории, признавались недействительными. Колхозам и совхозам возвращался скот, эвакуированный на восток.

В обязательственном праве расширилось применение административно-правовых актов. Особое внимание уделялось договору жилищного найма. 5 августа 1941 г. принято Постановление СНК СССР, по которому за военнослужащими сохранялась жилая площадь, и плата за нее не взималась. Для членов их семей устанавливались жилищные льготы. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилье на новом месте, а их освобожденные квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов. На основании Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. лица, возвратившиеся из эвакуации, могли в судебном порядке вселиться на свою жилплощадь, если эвакуация надлежащим образом оформлена, квартирная плата аккуратно вносилась, а проживающие в ней новые жильцы поселились туда не в связи с разрушением дома, в котором они жили.

Наследственное право. В наследственном праве действовало наследование по закону и по завещанию. В марте 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ " О наследниках по закону и по завещанию". Круг наследников расширился за счет введения в него трудоспособных родителей, братьев и сестер. Наследники по закону разделены на три очереди: первая - дети, супруги, нетрудоспособные родители и другие лица, находившиеся на иждивении умершего, вторая - трудоспособные родители, третья - братья и сестры.

Каждый гражданин мог завещать свое имущество, как все, так и по частям, любому лицу из числа наследников по закону, а также государственным и общественным организациям. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано любому лицу. Несовершеннолетних детей и нетрудоспособных наследников нельзя лишать доли наследства, причитавшейся им по закону.

Семейное право. В семейном праве произошли серьезные изменения. В условиях войны увеличилось число детей-сирот. Прежде всего надо было позаботиться о них. Кроме того, стала насущной проблема повышения деторождаемости. В октябре 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В июле 1944 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания " Мать-героиня" и учреждении ордена " Материнская слава" и медали " Медаль материнства".

Пособие на содержание детей одиноким матерям назначалось уже на одного ребенка, а женщинам, состоящим в браке, - на третьего ребенка. Отпуск по беременности и родам увеличился с 63 календарных дней до 77. Одинокая мать могла временно поместить своего ребенка в детское учреждение, где он полностью содержался за счет государства, а затем взять его обратно. За время нахождения ребенка в детском учреждении пособие матери не выплачивалось.

Матери, родившие и воспитавшие более пяти детей, награждались " Медалью материнства" и орденом " Материнская слава". Принят ряд законодательных актов о патронировании, опеке и усыновлении. Признавался только зарегистрированный брак, который порождал права и обязанности супругов. Отменялось право обращения матери об установлении отцовства и взыскании алиментов с мужчины, с которым она не состояла в браке. Внебрачный ребенок в книгу актов гражданского состояния записывался по фамилии матери, а отчество присваивалось по указанию матери.

Изменилось законодательство о разводе. Устанавливались две стадии процесса развода. Народный суд принимал меры к примирению супругов. Если примирение не состоялось, дело поступало в вышестоящий суд, который принимал решение о разводе. Суд определял, при ком из родителей оставались дети и кто из них нес издержки на содержание детей. Вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Увеличились размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода. Супругам присваивались добрачные фамилии.

Трудовое право. В трудовом праве действовали чрезвычайные меры военного времени. Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех сил страны и превращения ее в единый военный лагерь. Патриотизм советского народа нашел яркое выражение в создании фонда обороны. Трудящиеся производили отчисления из заработной платы в этот фонд, сдавали облигации государственных займов, отдавали ценности.

На период войны были объявлены мобилизованными рабочие военной промышленности и смежных производств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. объявлялась мобилизация трудоспособного городского населения для работы на производстве, в строительстве оборонительных сооружений, на сельскохозяйственных работах. К трудовой повинности привлекались мужчины от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 50 лет. Уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание.

Администрациям заводов и фабрик было разрешено применять сверхурочные работы. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных рабочих они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы на счета, замороженные на время войны. Самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Трудовые отношения в годы войны регулировались не столько правом, сколько высоким патриотизмом советских людей. Беспримерный героизм широких народных масс не требовал особого трудового законодательства, хотя уже 22 июня 1941 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " О военном положении", а 26 июня - " О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время". Предоставлялись льготы инвалидам войны, беременным женщинам и кормящим матерям. Руководители предприятий и учреждений должны были принимать инвалидов на работу, предоставлять им жилплощадь, принимать меры по повышению квалификации, предоставлять путевки в санатории и дома отдыха.

Инвалидов войны вне конкурса принимали в вузы и техникумы. Работающие инвалиды войны в случае болезни получали пособие в полном размере независимо от стажа работы. Их дети пользовались преимуществом при устройстве в детские сады и ясли. Семьям погибших выдавались пособия и назначались пенсии.

Возникло движение " двухсотников", выполняющих две нормы: одну - за себя, а другую - за товарища, ушедшего на фронт, и новаторов-тысячников, выполняющих план на 1000%. С 1942 по 1944 годы производительность труда выросла по промышленности на 40%. Себестоимость военной продукции уменьшилась вдвое.

Колхозное право. Колхозы решали важнейшие задачи военного времени: обеспечение армии и населения продуктами питания, а промышленности - сырьем при остром дефиците рабочей силы. Поэтому чрезвычайные меры военного времени отразились на правовом регулировании отношений в колхозах. 13 апреля 1942 г. принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), на основании которого на период войны был установлен повышенный минимум трудодней на каждого трудоспособного колхозника - от 100 до 150 в зависимости от региона. Подростки, достигшие 12-летнего возраста, должны были отработать в колхозе 50 дней в году. Кроме того, установлено обязательное участие колхозников в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней. Проводилась мобилизация жителей городов на сельскохозяйственные работы. За горожанами сохранялось 50% заработной платы по месту основной работы, за студентами сохранялась стипендия, а в колхозе их труд оценивался в трудоднях.

Колхозников, не выработавших минимум трудодней, исключали из колхоза и лишали приусадебного участка, а также привлекали к уголовной ответственности.

С 1942 года для работников машинотракторных станций была введена дополнительная оплата труда.

В целях сохранения поголовья скота ограничились права колхозов на убой и продажу колхозного скота. Эти действия могли производиться только с разрешения районного земельного отдела.

Уголовное право. В условиях военного времени появился ряд новых составов преступлений: самовольный уход с работы, уклонение от воинского учета, несдача трофейного оружия. Уголовная ответственность стала применяться даже за те действия, за которые раньше наказывали в административном порядке. Провокаторы, шпионы и прочие " агенты врага" расстреливались на месте.

Расширены гипотезы многих статей Уголовного кодекса. В состав спекуляции включены продажа махорки и самогона в больших количествах, кража личного имущества при воздушном налете приравнивалась к бандитизму, усилилась уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

В июле 1941 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР " Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения". Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. Устанавливалась уголовная ответственность в виде тюремного заключения на срок от двух до пяти лет.

В ноябре 1943 г. принят Указ " Об ответственности за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержащих государственную тайну". За это преступление должностные лица наказывались лишением свободы на срок до 10 лет, а частные лица - до трех лет.

Издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищение социалистической собственности, в том числе за убой скота, поломку сельхозтехники, хищение горючего. Вводится привлечение к уголовной ответственности за недоносительство по этим преступлениям. Увеличился срок наказания - до 25 лет.

Широко применялась отсрочка исполнения приговора с отправкой осужденных на фронт в штрафные роты. Отличившиеся в боях освобождались от наказаний. В 1944 году была объявлена амнистия лицам, осужденным за нарушение трудовой дисциплины.

Можно выделить следующие особенности уголовного права военного времени: широко использовался принцип аналогии, возмездие рассматривалось как одна из целей наказания.

Процессуальное право. В условиях военного времени почти все дела об уголовных преступлениях рассматривались военными трибуналами. Военные трибуналы рассматривали дела о преступлениях на железнодорожном, морском и речном транспорте, где было объявлено военное положение. В годы войны были внесены изменения и в судопроизводство как по уголовным, так и по гражданским делам. Положение о военных трибуналах устанавливало порядок рассмотрения дел в этих судебных органах. Они могли рассматривать дела в течение 24 часов, приводить приговоры в исполнение немедленно. Смертные приговоры приводились в исполнение, если от председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР или соответствующего прокурора в течение трех суток не поступало уведомления о приостановлении исполнения приговора. По делам о нарушениях трудового законодательства, о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней предварительное следствие не проводилось. Сократились сроки расследования по фактам уклонения от исполнения воинской обязанности, спекуляции, злоупотребления продовольственными и промтоварными карточками.

Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 августа 1941 г. были приостановлены производства по всем гражданским делам в отношении лиц, находившихся в действующей армии. Приказом Наркомата юстиции СССР от 23 мая 1942 г. был определен порядок восстановления утраченных документов в связи с обстоятельствами военного времени. 14 марта 1945 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении факта брачных отношений.

В целом во время войны советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и после войны они утратили свою силу. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового.

Великая Отечественная война подвергла суровой проверке весь государственный и общественный строй. Это испытание Советский Союз выдержал с честью. Война показала нравственную мощь советского народа - свыше 7 млн. человек награждены орденами и медалями, около 12 тыс. воинов стали Героями Советского Союза. Не счесть офицеров и рядовых, партизан и тружеников тыла, совершивших невиданные в истории подвиги патриотизма и самоотверженности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.