Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В конце XIX - начале XX ВВ.






 

После смерти Александра III на престол взошел его сын Николай II (1894 - 1917). Главной своей задачей Николай II считал сохранение самодержавной власти и передачу ее сыну. Принимая в Зимнем дворце 17 января 1895 г. представителей от земств и городов, Николай II сказал: " Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель". Эта речь произвела сильное впечатление в передовых кругах российского общества. Страна нуждалась в радикальных реформах для преодоления тех многочисленных проблем, которые возникли в государстве на рубеже веков. Отчетливо проступали признаки кризиса власти. Николай II был фактически заложником унаследованных им структуры и принципов власти, отход от которых он воспринимал как предательство интересов России, как надругательство над священными основами, завещанными предками. Царь пытался сохранить самодержавие, поскольку, по его мнению, самодержавие и Россия были неразрывны. Конец самодержавия может стать и концом России. За свои убеждения Николай II принес немыслимую искупительную жертву: революционная волна уничтожила и государство, и царскую семью.

 

11.1. Экономическое и политическое развитие страны

 

В начале XX в. Россия еще была самодержавным государством, но уже не с абсолютной монархией. Развивающийся капитализм так или иначе диктовал свои законы обществу. Сформировались классы буржуазии и пролетариата, общество созрело для политического представительства. Началось революционное движение. Стали создаваться политические партии, в том числе и национальные. Заслуга в их образовании принадлежит интеллигенции. В зависимости от политических целей партии можно разделить на категории: левые (социал-демократы, социал-революционеры, трудовики и экономисты); либеральные (кадеты); консервативные (октябристы); монархисты и анархисты.

Основными партиями, выражающими интересы рабочего класса и крестьянства, были партия социалистов-революционеров (ПСР) и Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Они отстаивали революционную модель преобразования общества и, прежде всего, свержение самодержавия. Начались массовые политические демонстрации рабочих в крупных городах. В 1901 году прошло 120 стачек. В 1903 году была проведена всеобщая забастовка. В 1905 году в Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением.

Заметно усилилось крестьянское движение, которое привело к образованию Всероссийского крестьянского союза. Крестьяне требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. В 1902 году при правительстве создается Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

Демократически настроенная интеллигенция требовала предоставить свободу печати, собраний, слова. Наибольшую активность проявляло студенчество, которое открыто заявляло о своей солидарности с рабочим классом.

Буржуазия, ставшая в начале XX в. влиятельным классом, оказывала давление на экономическую политику царского правительства. Были созданы предпринимательские организации: Общество для содействия русской промышленности и торговле, Русское техническое общество, биржевые комитеты, купеческие управы и др. С 1906 года стали систематически проводиться всероссийские съезды промышленников и купцов.

В 1897 году была проведена перепись населения с подробными сведениями о занятиях, профессиях, вероисповедании. В составе населения России выделились в отдельные понятия: 1) природные обыватели (коренные граждане); 2) инородцы (кочевые народы); 3) иностранцы. Природные обыватели делились на четыре сословия: дворяне - 1220169 чел., духовенство - 588947 чел., городские и сельские обыватели. В городах проживало 16785212 человек. В 19 городах численность жителей превышала 100 тыс. Крестьян было 99825486 человек. Из данных переписи следовало, что Россия по преимуществу была крестьянской страной. Крестьяне составляли 80% населения, но даже после отмены крепостного права они продолжали оставаться неравноправным сословием, т.к. оставались пережитки крепостного права: круговая порука, барщина, отработка, выкупные платежи, телесные наказания.

Революционное движение вынудило царское правительство обратить внимание на крестьянские проблемы: в 1903 г. отменена круговая порука, в августе 1904 г. отменены телесные наказания, с 1 января 1906 г. уменьшились выкупные платежи, а с 1907 г. они полностью отменены. В 1906 - 1911 годах по инициативе председателя Совета министров П.А. Столыпина проведена аграрная реформа, цель которой состояла в расширении частной собственности на землю, создании условий для развития капиталистических отношений в сельской местности, что приводило к разрушению общины. Кроме того, предполагалось переселение крестьян на восток, на свободные земли. Это должно было привести к созданию широкого слоя русских фермеров. Но фермерство сформировать не удалось. Крестьяне еще более обнищали, кулацкие хозяйства расширились за счет земель крестьянской бедноты и сокращения земель поместного дворянства. Кризис в деревне обострился, что способствовало укреплению союза рабочего класса и крестьянской бедноты. Правительство не смогло удовлетворить запросы ни одной социальной группы. Даже помещики выражали недовольство, поскольку, по их мнению, власть оказалась неспособной защитить ни себя, ни свою социальную опору.

 

11.2. Органы государственной власти и управления

 

К высшим государственным учреждениям относились: Император, Государственный совет, Сенат и Синод, Собственная Его Императорского Величества канцелярия, а с 1906 г. и Государственная дума. Исполнительная власть принадлежала Совету министров и министерствам. К началу царствования Николая II в стране действовало 15 министерств. Министры назначались императором.

Император считался главой суда и судебного управления. Надзор за судом и администрацией он осуществлял через Сенат. Царь являлся и главой православной церкви, но непосредственно делами церковного управления ведал Святейший Синод. Надзор за его деятельностью осуществлял обер-прокурор.

Поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. и революция 1905 - 1907 гг. заставили Николая II провозгласить Манифест об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу. Выборы должны были проходить по трем куриям: помещиков, горожан и крестьян-землевладельцев. Помещики направляли одного выборщика от 2 тыс. чел., крестьяне - от 30 тыс., рабочие - от 90 тыс. чел. Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет. 45 процентов мест в Думе принадлежали крестьянам, на которых правительство возлагало большие надежды.

Женщины, солдаты, матросы, безземельные крестьяне, батраки, мелкая и средняя буржуазия и интеллигенция избирательных прав были лишены.

Первая Государственная дума состояла из 478 депутатов, из них: кадетов - 179, трудовиков - 94, социал-демократов - 17, мирообновленцев - 26. Председателем был избран кадет С.А. Муромцев.

Дума получила права законодательной инициативы и обсуждения государственного бюджета. Современники называли первую Государственную думу думой народных надежд на мирный путь, однако ее положение во многом зависело от императора. Царь мог издавать указы и без ее одобрения. Он имел право роспуска Государственной думы, установления продолжительности ежегодных ее заседаний и перерывов в работе. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась по указам царя. Первая Государственная дума просуществовала всего 72 дня. Главный вопрос, который обсуждался на ее заседаниях, - аграрный вопрос, по которому возникли разногласия с правительством. Дума потребовала немедленной отставки правительства. Царь распустил Думу под предлогом, что она разжигает страсти в народе.

17 октября 1905 г. император подписал Манифест " Об усовершенствовании государственного порядка", которым провозглашались свобода слова, совести, собраний, союзов, предоставление избирательных прав всем слоям населения, расширение прав Думы.

19 октября опубликован еще один манифест о преобразовании Совета министров. Председатель Совета министров получил право контроля за деятельностью министерств и ведомств, однако деятельность Совета министров контролировал сам царь, который назначал и отправлял в отставку и председателя, и министров.

Вторая Дума просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Председателем ее был кадет Ф.А. Головин. В ней численность представителей левых партий оказалась больше, чем в первой (222 мандата). Поводом для ее роспуска послужило обвинение многих депутатов в заговоре против царской семьи.

В манифесте, провозглашавшем роспуск Думы, было объявлено об изменениях в законе о выборах. Новое положение о выборах изменило соотношение выборщиков между куриями в пользу помещиков и крупной буржуазии. Значительно сократилось представительство от национальных окраин. Победу на выборах одержали правые партии. В отличие от предшествующих, третья Дума была угодливой и преданной самодержавию, поэтому она проработала пять с половиной лет, с ноября 1907 по июнь 1912 г.

Осенью 1912 г. была избрана Государственная дума четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В. Родзянко. Начавшаяся Первая мировая война привела к временному ослаблению разгоравшегося оппозиционного движения. Военные неудачи и полная неспособность властей обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и рост недовольства среди населения. Назревала революция, которая и совершилась 28 февраля - 1 марта 1917 г. как буржуазно-демократическая.

Еще 25 февраля 1917 г. император издал Указ о роспуске Государственной думы, но ее депутаты не прекратили работу и 27 февраля создали Временный комитет, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. Окончательно Дума была упразднена 18 декабря 1917 г. Декретом Совета народных комиссаров. Так закончилась эпоха парламентаризма в России.

Неспособность самодержавия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения империи. 2 марта 1917 г. царь вынужден был подписать отречение от престола сначала в пользу своего малолетнего сына, а затем в пользу брата Михаила, который 3 марта отказался от вступления на престол. Так через 300 лет и 4 года династия Романовых прекратила свое существование.

 

11.3. Развитие права

 

В 1900 - 1917 годах продолжал действовать Свод законов российской империи, однако единого права для всех подданных России не существовало. В Финляндии действовало Шведское уложение 1734 г., в Царстве Польском применялся Французский гражданский кодекс, в Бессарабии - шестикнижие Арменопуло - собрание законов Донича, в Прибалтийских губерниях - Свод законов губерний Остзейских, а кочевые и полукочевые народы, населявшие азиатскую часть, жили по своим национальным обычаям.

В связи с крестьянскими волнениями было принято несколько законодательных актов, которые частично изменили положение крестьян. Это Указы " О даровании населению облегчений по уплате продовольственного и других налогов" и " О даровании населению облегчений по уплате долгов" (апрель 1905 г.); Манифест " Об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения и Указ " Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян" (ноябрь 1905 г.); Указ " О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков" (сентябрь 1906 г.). Земля поступала в полное распоряжение переселенцев и облагалась оброчной податью. В июне 1910 г. принят Закон " Об изменении и дополнении постановлений о крестьянском землевладении", которым закреплялось право крестьян выделять свои наследственные наделы, а за общиной сохранялось право на недра. В мае 1911 г. принят Закон " О землеустройстве".

В гражданском праве получило развитие понятие юридического лица. Все юридические лица разделялись на публичные, частные, соединения лиц и учреждений. Правоспособность юридических лиц увязывалась с целями их деятельности.

Имущество делилось, как и раньше, на движимое и недвижимое, родовое и благоприобретенное. Вещи делились на раздельные и нераздельные, потребляемые и не потребляемые, заменимые и незаменимые, тленные и нетленные, изъятые из оборота и не изъятые из него. Выделялись институты права владения, права собственности, права на чужие вещи. К правам на чужие вещи относилось право пользования вещью и ее плодами, право пользования угодьями. С 1912 года к ним присоединилось право застройки, под которое отводился земельный участок на срок от 36 до 99 лет. Были выработаны ограничения в пользовании собственником недвижимостью, в частности землей. Это выражалось в праве общественного пользования дорогами, реками, проходящими через частные владения. Сохранялся 10-летний срок исковой давности для защиты прав собственности. Родовое имение нельзя было дарить. Проданное родовое имение могло быть выкуплено родственниками в течение трех лет.

В связи с войной были внесены некоторые изменения в регулирование отношений собственности. Введена гужевая, автомобильная и судовая повинность. Широко применялась реквизиция продовольственных запасов, а с 10 декабря 1916 г. была введена продразверстка. Был запрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов. Подданные воюющих с Россией стран были резко ограничены в правоспособности и дееспособности. Они не могли заниматься личным промыслом, их торговые предприятия были закрыты. Кроме того, они были лишены права на судебную защиту.

Увеличен размер государственного налога на землю, публичные увеселения и зрелища, введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности.

Внесены некоторые изменения в нормы обязательственного права. Процент заклада ограничивался размером до 12%. Просроченные заклады по ссудам не могли продаваться с аукциона до окончания войны. Приостановлены взыскания по векселям в местностях, находившихся на военном положении.

В первое десятилетие XX в. была установлена более четкая правовая охрана интеллектуальной собственности (книги, речи, лекции, изобретения). После смерти автора его права переходили к наследникам на 50 лет. Закон от 28 июня 1912 г. установил, что, несмотря на право изобретателя пользоваться своим изобретением в течение 15 лет, в случае необходимости оно может быть отчуждено правительством принудительно.

Наследственное право. До 1912 г. наследство делилось так, чтобы дочерям доставалась меньшая доля. Новый закон уравнял права сыновей и дочерей. Внебрачные дети могли по закону наследовать только благоприобретенное имущество матери.

Семейное право. Закон 1902 г. позволил рассматривать иски внебрачных детей о предоставлении им содержания в порядке гражданского судопроизводства. Согласно этому закону происхождение ребенка от отца могло подтверждаться любыми доказательствами. Однако речь шла не об установлении отцовства как семейно-правовой связи с ребенком, а лишь о праве ребенка на содержание. Добровольное признание отцовства не допускалось. Правовая связь с матерью устанавливалась на основании признания ребенка своим. Фамилия ребенку давалась по фамилии матери, отчество записывалось по имени крестного. Отец, выплачивавший ребенку содержание, имел право быть назначенным его опекуном или попечителем. Родовое имущество матери и имущество отца по закону внебрачные дети наследовать не могли.

Закон от 14 марта 1914 г. установил возможность раздельного проживания супругов, если их совместная жизнь была невыносимой. Правило о принудительном возвращении жены в дом мужа было отменено.

Рабочее законодательство. Экономический спад в начале XX в. вызвал усиление эксплуатации рабочих, которые ответили на это расширением стачечного движения. Правительство стремилось контролировать отношения между капиталистами и рабочими. 1 июня 1897 г. опубликован Закон о сокращении рабочего дня на фабриках и заводах с 14 - 16 часов до 11 часов 30 минут, по субботам и в канун праздников - до 10 часов. Установлено право на отдых в праздничные дни. В 1903 году издан Закон об обязательном страховании рабочих от несчастных случаев, введены пенсии для рабочих в случае увечья и их семьям в случае смерти кормильца. Запрещен труд детей до 12-летнего возраста.

На предприятиях стали создаваться общества и кассы взаимопомощи рабочим. Созданы специальные рабочие инспекции, в цехах избирались рабочие старосты. После опубликования Манифеста 17 октября 1905 г. стали создаваться профсоюзы, а с 1912 г. введено социальное страхование.

Во время войны ограничения на продолжительность рабочего времени и применение женского и детского труда были отменены.

Уголовное право. В уголовном праве продолжали действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В связи с декабрьским вооруженным восстанием 1905 г. издан Указ " О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение". По Указу виновные наказывались лишением свободы сроком до полутора лет. Широко использовалось чрезвычайное законодательство, которое давало право применения смертной казни за уголовные и политические преступления. В августе 1906 г. введено Положение о военно-полевых судах, которые рассматривали дела в течение двух суток без предварительного следствия. Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 г. Виновные в поставке на фронт недоброкачественного оружия, боеприпасов, медикаментов и продовольствия карались ссылкой на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет или бессрочно с лишением всех прав состояния. Введены наказания за дезертирство, самовольную отлучку из воинской части, уклонение от воинской службы (ссылка на каторжные работы сроком до 20 лет или бессрочно либо смертная казнь). Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни. Высшей мере наказания подвергались подстрекатели к сдаче в плен, дезертирству, братанию, отказу идти в наступление.

Усилились репрессии не только за преступления против государя и государственной власти, но и против его охраны. Был утвержден новый перечень сведений о секретных объектах, разглашение которых рассматривалось как государственная измена.

В сфере процессуального права имело место новое явление - создание в Петербурге в 1910 - 1912 гг. судов по делам несовершеннолетних. В связи с началом войны в процессуальное право внесены изменения. Неявка обвиняемого по причине его службы в армии служила препятствием для открытия судебного заседания до окончания военных действий. 8 января 1916 г. был издан закон, по которому приостанавливалось исполнение приговора с лишением свободы для военнослужащих до окончания войны. Исключение составляли приговоры, на исполнении которых настаивали военные власти.

В рассматриваемый период внесены изменения не только в уголовное, но и гражданское законодательство. В мае 1905 г. опубликовано мнение Государственного совета " Об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати", в ноябре принят Указ " О временных правилах и повременных изданиях". В марте 1906 г. издан Указ " О временных правилах, об обществах и союзах". Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если их деятельность угрожала общественному спокойствию и безопасности.

 

11.4. Февральская буржуазно-демократическая революция

 

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения самодержавия в России. Монархия пала при полном равнодушии народа, при явном нежелании даже монархистов сражаться за монархию. С февраля до июля 1917 г. в России было двоевластие. Буржуазия образовала Временный комитет Государственной думы. Социал-демократы создали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Было образовано Временное правительство, в котором председателем стал князь Г.Е. Львов, министром иностранных дел - кадет П.Н. Милюков, военным министром - октябрист А.И. Гучков, министром юстиции - эсер А.Ф. Керенский, который с 7 июля по 25 октября 1917 г. возглавлял Временное правительство. Состав Временного правительства был коалиционным, но с преобладанием кадетов (партия конституционных демократов). Одним из первых актов Временного правительства было постановление о создании комиссии из 70 юристов для подготовки закона о выборах в учредительное собрание.

Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были следующие требования: проведение немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам, осуществление свободы слова, собраний, принятие немедленных мер по созыву учредительного собрания на основе демократических выборов, замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению, демократические выборы органов самоуправления, отмена всех сословных, религиозных и национальных ограничений.

Лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, а кадеты - конституционной монархией. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Государственная власть оказалась в руках Временного правительства, в ведении которого был весь старый аппарат управления, а фактическое влияние на массы народа было у Петроградского Совета депутатов и Советов на местах. 3 - 24 июня 1917 г. в Петрограде состоялся 1-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем был избран ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет).

Временное правительство сохранило все основные органы центрального и местного управления и создало несколько новых ведомств: Министерство труда, Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения, Министерство по делам вероисповеданий (вместо Синода), Экономический совет и Главный экономический комитет.

В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления. Упраздненные должности заменялись комиссарами Временного правительства.

Создавались новые органы охраны правопорядка - милиция вместо полиции. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Началась подготовка проведения аграрной реформы. Были созданы Главный, губернский, уездные и волостные земельные комитеты для подготовки аграрного законодательства. Однако в эти органы вошли помещики, которые срывали их работу, крестьяне же решали аграрную проблему по-своему. Правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли. Для подавления крестьянских выступлений использовались войска.

В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены в качестве органов самоуправления районные думы. Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспекторы.

В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации. Если трудовой конфликт не решался в примирительной камере, то он передавался в третейский суд, состоящий в равных долях из рабочих и предпринимателей.

От нового правительства народные массы ждали радикальных изменений в устройстве жизни, но его деятельность не оправдала этих надежд.

Армия и карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по царской армии. Приказом N 1 в армии были отменены титулы и звания офицеров (господин, ваше благородие), провозглашены равные права офицеров и солдат вне строя, стали производиться выборы войсковых комитетов из нижних чинов, изыматься оружие у офицеров с передачей его под контроль комитетов. Петроградский гарнизон был подчинен Совету рабочих и солдатских депутатов и выполнял лишь его распоряжения. В армии была проведена чистка командного состава, в результате которой уволено около половины действующих генералов и огромное количество старших офицеров.

Взяв курс на продолжение войны " до победного конца", Временное правительство столкнулось с неуправляемой армией. В городах вооруженные солдаты втягивались в политическую жизнь, в деревнях - призывали крестьян к переделу земли.

Политическое управление Военного министерства не сумело наладить порядок в войсках, старые карательные органы были разрушены. Вновь созданная милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления и подчинялась Советам, а не Временному правительству. Во многих городах создавалась рабочая гвардия, охранявшая порядок в рабочих кварталах, но Временному правительству и она не подчинялась.

Судебные органы. Временное правительство сохранило основы старого права и царские судебные органы, но появились и новые структуры. В Петроградской губернии и во многих городах страны были созданы временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей от рабочих и солдат. В 33 губерниях, где раньше не было мировых судей, образованы местные суды с двумя заседателями. Изменился состав военных судов, в них стали вводиться заседатели от офицеров и солдат. Временное правительство хотело ввести в армии дисциплинарные суды, но солдаты отказывались избирать такой суд. В июле 1917 г., после окончания двоевластия, стали создаваться военно-революционные суды, состоявшие из офицеров и имевшие право применения смертной казни. В уездах стали действовать новые административные суды, рассматривавшие конфликты между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства.

После подавления Временным правительством июльского вооруженного восстания в Петрограде и окончания двоевластия начались репрессии. Участников июльской демонстрации обвинили в государственной измене.

1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. В октябре Временное правительство учредило Особую комиссию юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов и прежде всего проекта конституции, по которому Россия должна была стать президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

Совершенно иначе, чем у Временного правительства, прошел процесс становления и развития Советов. У создателей Петроградского Совета не было планов сделать его альтернативной формой государственной власти. Та сила в форме Советов была выражением массового, стихийного рабоче-крестьянского и солдатского движения. В апреле 1917 г. в результате изучения практики деятельности Советов, возникших еще в 1905 г. и развившихся в 1917 г., В.И. Ленин, идеолог партии большевиков, сделал вывод о том, что Россия должна стать не парламентской республикой, а республикой Советов. Сила Советов, по мнению В.И. Ленина, была в том, что они реально связаны с массами и действуют вне рамок старых норм и условностей, а " как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа". В поединке Временного правительства и Петроградского Совета выигрывал Совет, который оказался более дееспособным, чутким и гибким в создании условий жизни граждан. Попытки большевиков закрепить власть Советов мирным путем не увенчались успехом. При Советах стали организовывать революционные комитеты, которые начали формировать боевые отряды. На VI съезде партии большевиков был взят курс на вооруженное восстание с целью захвата политической власти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.