Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативный кодекс как система принципов, регулирующих речевое поведение коммуникантов






Речевая коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией. Однако общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. Человечество с древних времён использовало и другие средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Например, у коренного населения Африки это язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга. На Востоке распространён «язык цветов», когда что-то не разрешается выражать словами (астра – символ печали, незабудка – символ памяти). Отсюда классификация средств передачи информации на вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов. Слова – это единицы языка как важнейшего средства общения

Это возможно, если участники общения придерживаются определённых принципов или правил ведения разговора, которые помогают им координировать действия и высказывания.

Участники разговора знают об интересах друг друга и предполагают, что их интересы совпадают. Кооперативные диалоги: договор, учитель – ученик, врач – пациент Некооперативные диалоги: преступник – следователь, продавец – покупатель…

Под максимами понимают коммуникативные обязательства говорящего по отношению к адресату.

Грайс выделяет четыре таких максим:

1 Максима количества – говори только то, что необходимо.

2 Максима качества – говори правду.

3 Максима соответствия (отношения или релевантности) – говори только то, что относится к содержанию данного разговора.

4 Максима способа (манеры) – говори ясно, последовательно, точно, вежливо.

Максима количества требует, чтобы человек говорил не больше, но и не меньше того, чем это нужно, т.е. делать свой вклад настолько информативным, насколько необходимо. Примером нарушения максимы количества может служить высказывание В. Жириновского: «Политику нужно иметь лицо и уметь говорить! Я способен овладевать аудиторией – не каждому это дано. Я завораживаю зал. Люди хлопают на каждую хорошую фразу».

Максима качества означает «говори правду». Не говори того, что считаешь ложным. Не говори того, в чём сомневаешься. Не утверждай того, чего не можешь подтвердить доказательствами. Будь искренен, поскольку адресат ожидает, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Грайс замечает, что если он попросит соль, то он не ожидает, что ему подадут сахар, или если он просит хлеба, он не думает получить камень.

Максима отношения, или релевантности, призывает не отклоняться от темы. Говори только то, что относится к сути данного разговора. На каждом шаге совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнёра будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага. Говори только к месту. Говори только по существу. Как нарушается постулат отношения, показывает следующий пример: Пойдём в кино. – У меня завтра экзамен (вместо «не могу»). Ты считаешь её красивой? – Она хорошо одевается (не считает, но не хочет говорить).

Максима способа (манеры ) требует ясности, последовательности, точности, вежливости. Избегай непонятных выражений. Избегай двусмысленности, неоднозначных выражений. Будь краток, избегай излишнего многословия. Будь последователен. Будь организован. Будь аккуратен, систематичен. Мне естественно ожидать, что партнёр даст мне понять, в чём состоит его вклад, что он выполнит свои действия с должной скоростью.

 

А принцип вежливости Джоржа Лича входит:

Максима такта: «своди к минимуму неудобство для адресата и доводи до максимума выгоды для адресата; не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника.

Максима великодушия не связывай партнёра обязательствами, обещаниями, не обременяй его. Эта максима предохраняет собеседника от доминирования в ходе коммуникативного акта. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

Максима одобрения – не осуждай других; не судите, да не судимы будете. Эта максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру. Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности – не будьте высокомерны, будьте реалистичны в самооценке; «своди к минимуму похвалу себе и доводи до максимума неодобрение себя». Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развёртывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

Максима согласия – избегайте конфликтных ситуаций, старайтесь уменьшать разногласия и увеличивать согласие. Эта максима неопозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьёзной задачи – сохранения предмета взаимодействия путём взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

Максима симпатии – будьте доброжелательны по отношению к партнёру; «своди к минимуму антипатию между собой и адресатом, доводи симпатию до максимума. Эта максима благожелательности, которая создаёт благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определённую проблему создаёт так называемый безучастный контакт, когда собеседники не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу.

Дж. Лич отмечает, что в процессе общения принцип кооперации Пола. Грайса взаимодействует с его принципами вежливости и является его дополнением. Он допускает возможность кросскультурной вариативности, поскольку в разных культурах предпочтение может отдаваться разным максимам. Например, для средиземноморской культуры более важной является максима вежливости, для европейских стран – максима такта, а для азиатского менталитета – максима скромности.

Максимы Лича способствуют сохранению социального имиджа коммуникантов, которые заинтересованы в сохранении как своего лица, так и лица партнёра. При этом сохранение лица не цель коммуникации, а главное условие, без соблюдения которого нормальное общение невозможно.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса, представляющего собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев. При рассмотрении коммуникативного кодекса и анализе возможностей его использования в практике речевого общения следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой.

 

В зависимости от ситуации выделяются следующие виды общения:

1. формальное общение /*контакт масок, который характеризуется набором штампов, ритуальных фраз, жестов, скрывающих истинное лицо собеседников*/

2. светское общение /*собеседники четко следуют правилам (что говорить, кому говорить)*/

3. деловое общение /*в нем могут учитываться личностные особенности коммуникатов, но только для того, чтобы это было полезно делу*/

4. формально-ролевое общение /*когда четко определены социальные статусы собеседников*/

5. примитивное общение /*происходит тогда, когда один собеседник оценивает другого только с целью пользы или отсутствия ее*/

6. манипулятивное общение //всегда направлено на извлечение выгоды

7. духовное общение собеседников //взаимодействие родителей и детей, друзей, влюбленных

В зависимости от речевых характеристик выделяют следующие типы коммуникантов:

1. доминантный тип //стремится к лидерству в ситуации

2. мобильный собеседник /*не испытывает сложностей вступления в контакт, много говорит, легко переходит от одной темы к другой*/

3. ригидный собеседник /*испытывает трудности при установлении и поддержании контакта*/

4. интровертный собеседник /*закрыт для вступления в коммуникацию, скромный, тихий, пугается людей, повышения тон

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.