Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дисциплины






4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Таблица 1.

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения
Очная Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения (на базе среднего юридического или среднего педагогического образования)
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа    
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы      
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс      
2.2. Семестр      
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр)    
2.5. Курсовой проект
2.6. Контрольная работа (семестр)    

 


Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2.

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция Практические занятия Самостоятельная работа  
  Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста   1-2         Выполнение самостоятельных домашних заданий
  Социальный фактор развития в дошкольный период. Исторический аспект разработки и внедрения образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях 3-4        
  Психологическая готовность к школе: интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность, коммуникативная готовность, развитие морально-нравственной сферы ребенка   -      
  Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения. Основные функции дошкольного учреждения 6-7        
  Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. 8-9        
  Общие требования к программам. Классификация программ   -      
  Современные образовательные программы для дошкольных учреждений 11-12        
  Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений 13-14        
9. Особенности личности и профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.     -      
  ИТОГО             Зачет

Содержание дисциплины

Тема 1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.

Физиологическое развитие и психофизиологические особенности дошкольника, которые необходимо учитывать при реализации образовательных программ. Основные характеристики физиологического развития ребенка. Особенности развития и функционирования нервной системы ребенка. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Тема 2. Социальный фактор развития личности в дошкольный период.

Социальная ситуация развития. Характеристики ведущей деятельности. Возрастные задачи. Возрастные кризисы. Особенности межличностного взаимодействия и организации обучения в период нормативных кризисов ребенка в дошкольном возрасте: криз 3-х летнего возраста; кризис 6-7 летнего возраста. Исторический аспект разработки и внедрения образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Тема 3. Психологическая готовность к школе.

Интеллектуальная готовность. Особенности познавательной сферы ребенка в дошкольный период. Особенности психических познавательных процессов. Э моционально-волевая готовность. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Характеристика эмоций и волевых процессов ребенка. Мотивационная готовность. Особенности потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста. Ведущие потребности дошкольного возраста. Особенности мотивов ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная готовность. Особенности поведения и характеристика общения ребенка дошкольного возраста. Основные поведенческие реакции дошкольника. Место ребенка в системе отношений в семье. Общение со сверстниками.

Развитие морально-нравственной сферы ребенка. Развитие личности и морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста. Особенности самосознания дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста.

Тема 4. Основные подходы и принципы разработки и реализации программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения: охрана и укрепление здоровья детей (физического, психического); гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми; раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении; обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка; радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления. Основные функции дошкольного учреждения: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги. Обновление дошкольного образования. Технология разработки образовательной программы для детей дошкольного возраста.

Тема 5. Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Закон РФ «Об образовании». Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). идеи концепции — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ».

Тема 6. Общие требования к программам. Классификация программ.

Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Принцип развития. Принцип реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Принцип учета специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.). Принципы охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их физического развития; эмоционального благополучия каждого ребенка; интеллектуального развития ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Вариативные и альтернативные программы. Основные и дополнительные. Специализированные программы. Программы коррекционной направленности. Парциальные программы.

Тема 7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

Программа «Радуга». Программа «Детский сад - дом радости». Программа «Развитие». Программа «Одаренный ребенок». Программа «Истоки». Программа «Детство». Программа «Из детства в отрочество». Программа «ТРИЗ». Программа «Юный эколог». Программа «Я- человек». Программа «Дружные ребята». Программа «Наследие». Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа «Дошкольник и экономика». Расширение образовательного пространства современного дошкольного образования. Современные авторские инновационные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Комплексные образовательные программы для детей дошкольного возраста.

Тема 8. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений.

Педагогика Марии Монтессори. Вальдорфский детский сад. «Пилотная школа». «Шаг за шагом» (Step by step). Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца».

Тема 9. Особенности личности и профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Активная педагогическая позиция, интересы духовной потребности, профессионально-нравственные качества, профессионально-личностные качества, обобщенные профессиональные знания и умения, информационные умения, умения педагогического анализа и самоанализа, организаторские умения, коммуникативные умения, умения педагогической техники, прикладные умения, творческие умения, отношение к педагогическому труду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.