Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение дезактивационных работ






Цель всех мероприятий по дезактивации – свести к минимуму уровни облучения людей путем локализации и удаления источников излучений из рабочих зон и среды обитания.

Порядок организации и проведения мероприятий, связанных с планированием, обеспечением и выполнением дезактивационных работ в условиях радиоактивного загрязнения территории и других объектов устанавливают в соответствии с «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-99), «Временными критериями по принятию решений при обращении с почвами, твердыми строительными, промышленными и другими отходами, содержащими гамма – излучающие радионуклиды», «Критериями для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного объекта».

Для разработки программы дезактивационных работ проводят тщательное дозиметрическое обследование загрязненных участков территории и расположенных на них зданий и сооружений. Необходимыми исходными данными для этой программы являются мощность дозы и уровни поверхностного загрязнения территории и других объектов радиоактивными веществами, а также прогнозируемые уровни доз облучения персонала в ходе проведения работ.

Учет географических и природных условий применительно к загрязненной местности должен быть определяющим фактором в выборе объектов очистки и ранжирования их по очередности дезактивации.

Действие данного фактора обуславливает необходимость выполнения таких требований к дезактивационным работам, как жесткое ограничение их по срокам проведения с учетом многостадийности работ, обеспечения надежности конечных результатов дезактивации и радиационной безопасности персонала, привлекаемого к дезактивационным работам.

Дезактивация наружных поверхностей зданий проводится с целью снижения радиационного фона. Обработке сначала подвергаются наиболее загрязненные части зданий, а также двери, оконные проемы и места стоков дождевой воды.

Работы следует начинать с крыши, выбор способа определяется материалом кровли и несущей способностью ферм. Очистка струей воды, пылесосами и дезактивирующими растворами наиболее эффективна для металлических покрытий. Однако поскольку отработавшая водная масса, несущая радиоактивные загрязнения, будет стекать с крыш и вновь загрязнять наружную поверхность здания, более целесообразно применять полимерные дезактивирующие пленки (сухой способ), а с крыш не поддающихся такой дезактивации, - удалять кровлю.

Для дезактивации вертикальных поверхностей зданий может использоваться суспензия из бентонитовой глины. Коэффициент дезактивации кирпичных стен достигает 2, а стен с известковой штукатуркой - 5-10, окрашенных стен – 10 и более.

После нанесения суспензии на внешнюю поверхность, ее высыхания и формирования твердой пленки образовывается слой толщиной 5-10 мм, который снимается с помощью специальной машины или вручную. Сорбционные свойства глины предотвращают возможность распространения радиоактивных загрязнений и позволяют утилизировать их, снижая опасность вторичного загрязнения.

Загрязнение неаварийных помещений происходит вследствие проникновения радиоактивных веществ вместе с воздухом и людьми в процессе производственной деятельности.

Прежде чем приступить к дезактивации помещений, необходимо обработать оборудование либо на месте, либо в специально отведенных помещениях.

Дезактивация производится различными способами, наиболее целесообразно - безжидкостными: пылеотсасыванием, обработкой щетками, снятием верхнего загрязненного слоя (в первую очередь, краски), применением дезактивирующих пленок, особенно полимерных. Из жидкостных способов рекомендуются пены и дезактивирующие растворы и не рекомендуются суспензии глин, т.к. они сильно загрязняют помещение.

Стены и потолок очищаются с помощью пылесосов, однако эффективность такой обработки невелика, поэтому на отдельных участках применяют влажную протирку. Наиболее эффективны пена, снятие верхнего зараженного слоя, применение дезактивирующих пленок, а также изоляция загрязненной поверхности нанесением слоя краски и локализующих пленок. Для помещений эффективность работ определяется главным образом по снижению мощности дозы излучения.

Дезактивация пола осуществляется снятием верхнего загрязненного слоя механическим путем или изоляцией поверхности полимерными материалами, в некоторых случаях и бетоном. Чаще, чем при обработке стен, применяют жидкостные способы, в том числе и обработку струей воды.

Перед началом дезактивации населенного пункта проводится радиационная разведка и дозиметрическая паспортизация, а также обеспечивается предотвращение вторичного пылеобразования в местах проживания.

Дезактивация населенных пунктов городского типа при сплошном радиоактивном загрязнении производится комплексно и включает обработку зданий и помещений, прилегающей территории, дорожных покрытий (тротуары и дороги), зеленых насаждений около домов и других элементов инфраструктуры.

За базовую расчетную единицу дезактивации мест проживания сельских жителей принимается подворье. Оно включает в себя жилой дом, хозяйственные постройки и приусадебный участок. Полная его обработка заключается в проведении следующих операций: отключение электроэнергии, очистка крыш и стен, а при необходимости – очистка помещений и замена кровли, снос ветхих построек и замена забора, снятие загрязненного грунта и вывоз его, обустройство колодцев, завоз чистого грунта, дозиметрический контроль.

Дезактивация подворий и улиц проводится одновременно. Работы ведутся от центра населенного пункта к его окраинам с учетом направления ветра. По окончании работ обрабатывают привлекавшуюся технику, проводят контрольный замер остаточных уровней загрязнения и сдают населенный пункт местным властям.

Дезактивация техники и транспорта проводится комбинированными способами. Металлические, деревянные и пластмассовые части машин протираются влажной ветошью, промываются растворами с одновременным протиранием щетками, а также струей воды. Брезенты, изделия из кожзаменителей обрабатываются обметанием, чисткой щетками, выколачиванием.

В процессе обработки принимаются меры к предохранению от попадания дезактивирующих растворов и воды в кабины, электрооборудование и пр.

С загрязненных радиоактивными веществами частей и деталей первоначально удаляется грязь, шлак, мусор, затем сильной струей воды под углом 30? обмываются сначала верхние, затем нижние поверхности.

Для удаления радиоактивных веществ с загрязненных маслом или мазутом технологических деталей и поверхностей применяются щелочные рецептуры моющего действия на основе поверхностно-активных веществ с добавлением комплексообразователей. При обработке окрашенных поверхностей и полимерных покрытий температура раствора не должна превышать 30°С. Дезактивация неокрашенного металла проводится раствором, нагретым до 70? 95°С.

Радиоактивные загрязнения, химически связанные с поверхностью, смываются путем использования специальных рецептур. Если эти способы не дают желаемого результата, то загрязнение ликвидируется путем травления металла или снятия верхних слоев лакокрасочных покрытий.

Дезактивация транспорта и инженерной техники осуществляется на пунктах специальной обработки (ПуСО) и на станциях обеззараживания транспорта (СОТ), развертываемых на базе автотранспортных предприятий, гаражей, постов мойки и уборки автотранспорта и пр.

Пункт специальной обработки (ПуСО) предназначается для дезактивации автотранспорта, техники и санитарной обработки людей.

ПуСО включает:

  • контрольно-распределительный пункт (КРП);
  • площадку спецобработки автотранспорта (ПСОА);
  • площадку технического обслуживания и повторной обработки (ПТО);
  • площадку санитарной обработки (ПСО);
  • выходной пункт дозиметрического контроля обработанного транспорта (ВПДК);
  • площадку отстоя сильно загрязненной техники (ПОЗТ).

Кроме того, на расстоянии 100? 200 м перед ПуСО оборудуется район ожидания и на расстоянии 200? 300 м за ПуСО – район сбора.

Контрольно-распределительный пункт предназначен для определения и маркировки степени радиоактивного загрязнения и распределения потоков загрязненной выше допустимых норм техники и техники, не требующей полной специальной обработки.

Контрольно-измерительный пост оборудуется на расстоянии 50-100 м от района ожидания. На нем устанавливаются: шлагбаум, стол дозиметристов и 2-3 табуретки или скамейки. На КРП ведутся журналы контроля степени зараженности по числу дозиметристов, имеются нормы допустимой зараженности автотранспорта и другой техники.

Техника, загрязненная ниже допустимых норм, следует транзитом, минуя ПуСО. Сильно загрязненная техника направляется в район ожидания, где силами водительского состава очищается от грязи, пыли, масла, остатков перевозимого груза и готовится к обработке.

На площадке спецобработки, в зависимости от наличия сил и средств, организуется и оборудуется несколько потоков (линий) обработки или рабочих мест. По возможности, пути движения и места установки обрабатываемых объектов на рабочих площадках засыпаются щебнем, гравием, асфальтируются или покрываются железобетонными плитами. Кроме того, места установки техники для обработки выполняются в виде аппарелей или эстакад (для удобства работы).

Обработка проводится, как правило, щетками с наименьшим расходом дезактивирующего раствора. Протирание щетками начинается с кабины водителя и заканчивается моторно-ходовой частью. Особое внимание уделяется подкрылкам, резине и днищу. Затем машина продвигается на место с меньшим радиационным фоном и производится предварительный контроль полной обработки. Если полнота обработки не достигнута, машина ставится на прежнее место и продолжается обработка тех участков, где отмечается повышенное загрязнение, и так повторяется 2-3 раза, затем машина направляется на выходной контроль.

Если степень загрязненности снова окажется выше допустимых норм, то машина направляется в район сбора на площадку технического обслуживания.

После проведения технического обслуживания и повторной обработки снова проводится выходной контроль, и если снова превышаются допустимые нормы загрязнения, машина ставится на площадку отстоя техники, которая должна охраняться.

Примерно такая же работа на станции обеззараживания транспорта (СОТ).

В полевых условиях и на автомагистралях используют авторазливочные станции АРС, заправленные водными дезактивирующими растворами, и очистные машины ОМ-22616, позволяющие проводить дезактивацию транспортных средств пароводяной смесью. Их использование обеспечивает снижение радиоактивного загрязнения техники в 5? 6 раз.

Дезактивация одежды и обуви личного состава формирований, рабочих и служащих, привлекаемых к ликвидации последствий радиационной аварии, осуществляется на станциях по обеззараживанию одежды (СОО), в механических прачечных, на фабриках химчистки, переоборудованных для дезактивации, спецкомбинатах бытового обслуживания.

Подлежат дезактивации следующие виды одежды, белья, обуви и т.п.:

o спецодежда из хлопчатобумажной, лавсановой и смешанных тканей (халаты, комбинезоны, куртки, брюки);

o нательное бельё (при необходимости - и постельное), полотенца, шапочки, носки, хлопчатобумажные перчатки;

o дополнительные средства индивидуальной защиты кожи (СЗК) из пленочных, резиновых и прорезиненных материалов (фартуки, нарукавники, перчатки, полукомбинезоны, пневмокостюмы и др.);

o спецобувь (ботинки, сапоги, бахилы, галоши и др.);

o зимняя спецодежда (ватные куртки, брюки и др.).

Объем дезактивации местности определяется масштабами ее радиоактивного загрязнения. В случае локального загрязнения, как правило, дезактивации подвергается весь участок местности. При крупномасштабной аварии проводится выборочная дезактивация дорог, отдельных участков местности, сельскохозяйственных угодий.

При дезактивации дорог выбор способа очистки зависит от их типа - с твердым покрытием или грунтовые. Полотно бетонных и асфальтированных дорог дезактивируется, как правило, струей воды с использованием специальных и поливомоечных машин коммунального хозяйства. Существенный недостаток этих ТС заключается в слабой радиационной защите людей, работающих на них.

Коэффициент дезактивации дороги струей воды составляет 1, 6-5, 2 в зависимости от вида покрытия (бетон, щебенка, асфальт, булыжник). В процессе дезактивации дорог с твердым покрытием происходит удаление загрязнений с полотна и перемещение их на обочину. В условиях массового загрязнения, когда помимо дороги и ее обочины загрязнена вся остальная территория, такие работы приводят лишь к временному исключению загрязнения и пылеобразования. В этих условиях окружающая местность не исключает опасность облучения людей, а эффективность дезактивации можно оценить по снижению мощности дозы. Для того, чтобы обеспечить безопасность людей, это снижение должно достигать 20 раз; провести обработку обочин и прилегающей местности на ширину 20-25 м по обе стороны от ее дороги.

Основным способом дезактивации грунтовых дорог и отдельных участков местности является снятие верхнего загрязненного слоя. Не подлежат дезактивации заболоченная местность, пустыни, участки тундры и тайги, склоны гор и ложбины.

Особенности дезактивации определяются условиями радиоактивного загрязнения. В локальных случаях работы начинают с чистой стороны, избегая загрязнения ТС и переоблучение персонала. В масштабных случаях, когда требуется провести дезактивацию отдельных участков, сначала проделываются проходы к ним.

Если применение ТС затруднено, снятие загрязненного слоя проводится вручную. Дезактивация местности с помощью машин целесообразна лишь на сравнительно ровных участках, допускающих маневрирование техники. Эффективность дезактивации в этих случаях может достигать 100 и более раз.

Изолируют загрязненную местность засыпкой (песком, шлаком, щебенкой) или незагрязненным грунтом, бетонированием, асфальтированием и укладкой бетонных плит.

Бетонирование и асфальтирование применяют обычно для изоляции загрязненных дорог и больших площадей (территорий). Бетонирование непосредственно на местности неизбежно приводит к пылеобразованию, попаданию радиоактивных частиц в бетонную смесь. Поэтому наиболее безопасным и оперативным способом изоляции грунтовых дорог и отдельных участков местности является укладка бетонных плит.

Дезактивация культивированной местности проводится перепахиванием (переворачиванием), которое можно рассматривать как изоляцию незагрязненным пластом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.