Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одежда русских людей в XV - XVI веках






Основные особенности русского костюма тесно связаны с природно-климатическими условиями проживания русских людей: свободный покрои, расширенные книзу подолы позволяли одежде быть не тесной, не сковывающей движения, лёгкой, удобной, нежаркой, но и в то же время достаточно тёплой, защищающей от непогоды (сравните с античными хитоном и тогой Древней Греции и Рима). Массивность национального наряда позволяла скрывать естественные формы тела, что тот; было неслучайно, т. к. представители нашего народа чаще всего отличались и большим ростом, и широкими плечами, и дородностью. По понятиям того времени, полнота в сочетании с косой саженью в плечах свидетельствовала о солидности и благополучии, богатстве и преуспевании. А тяжёлые, объёмные, многослойные, уплотнённые густой вьшивкой одежды добавляли фигуре внушительности и важности. Ещё одной яркой чертой русского костюма является ритм геометрических деталей (например, в вышивках шелком, отделках тесьмой), это придаёт характер уравновешенности и надёжности облику. А ведь все чужестранцы, описывая наших предков, подчёркивали спокойный характер и покладистость. Обычно одежда русских людей украшалась по вороту, запястью, подолу — таким образом вышивка была не только декором, но служила ещё и оберегом, т. к. защищала самые уязвимые, с точки зрения русичей, части тела.

Красоту внешнего облика, горделивую осанку, белую с ярким румянцем кожу наших предков помогала подчеркнуть такая особенность русского костюма, как использование контрастных цветов. Его яркие цвета (любимый - красный) как бы компенсировали некоторую смазанность, блеклость красок, свойственную средней полосе России. Вместе со спокойными линиями кроя яркие цвета, чередование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, мехом, жемчугом передавали сложность национального характера, которая так метко раскрыта в пословице «Русские долго запрягают, но быстро ездят». Таким образом, русская одежда раскрывала и подчёркивала своеобразие характера народа: одновременное наличие спокойствия натуры и страстности волеизъявления, покладистости и бунтарства, трудолюбия и лени, религиозности и суеверия, жертвенности ради процветания Отчизны и стремления нажиться засчёт ближних.


Мужской костюм Московской Руси был многослоен:

1. рубаха и порты в качестве нижнего белья;

2. зипун (распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта) как
домашняя одежда;

3. кафтан —повсеместный род одежды для выхода из дома. Имелось множество
разновидностей (в зависимости от длины, наличия или отсутствия воротника и т.
д.): терлик, ферязь, ормяк, опашень, охабень, однорядка, епончо, тегиляй, чуга
(длина кафтанов варьировалась от колен до щиколоток);

4. шуба — самая популярная одежда у русских. Объёмный, расширенный книзу силуэт с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником. Верх обычно покрывали тканью (атласом, бархатом, парчой, сукном). Подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисы, песца, белки... В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все; Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали её даже в помещении как признак своего достоинства.


Одежда бедного люда по крою была похожа на царский костюм и носила похожие названия. «Отличие состояло в качестве материала и убранстве. Богатые горожане, купцы, воеводы, приближенные царя, бояре и думные дьяки носили шёлковые одеяния с серебряными и золотыми поясами, сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носами. Кожаная обувь считалась признаком зажиточности. Края голенищ богатых сапог и башмаков отделывались тесьмой, вышивкой, шёлком. Обувь знатных людей расшивалась золотом и жемчугом, порой так густо, что не было видно цвета сафьяна. Красные «червленые» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Полусапожки с загнутыми остроконечными носами назывались чоботами, их снабжали подковами со множеством гвоздей по всей подошве. У царей и знати эти гвозди были серебряные


Головные уборы, как и одежда, были разнообразны. Зажиточные люди носили маленькие шапочки, называемые тафьями или фесками, прикрывавшие только макушку. Их носили и в комнате, а царь Иван VI ходил в ней и в церковь, за что поссорился с митрополитом Филиппом. Были остроконечные шапки — колпаки для лета и для зимы. Их носили люди разных сословий, только использовали разные материалы, отделки, детали. Распространены были и четырёхугольные низкие шапки с меховым околышем, прорехами и пуговицами. Особым кроем отличались горлатные шапки, высокие княжеские и боярские головные уборы из дорогих мехов. Чаще всего горлатные шапки шили из нежного меха, снятого с горла соболей. Их особенностью было то, что вверху они были шире, а книзу уже. Высокие шапки означали знатность породы и рана. В торжественных случаях боярин надевал тафью, на неё колпак, а на него горлатную шапку.

Довольно скромные в обиходе своей домашней жизни, московские цари чрезвычайно строго соблюдают пышную церемониальность, блюдут византийское благолепие. Обычный комнатный наряд государя — зипун, надетый на сорочку, и становой кафтан. Выходя к обедне летом, царь сверх того одевал лёгкий шёлковый опашень (верхняя одежда, широкая, до пят, с длинными рукавами и кружевом по краям разреза) и шапку с меховой опушкой. А зимой сверх того шубу и горлатную лисью шапку. Во время больших празднеств и торжеств государь всея Руси облекался в роскошный наряд: поверх богатейшего зипуна и станового кафтана царское платно из дорогой золотой материи с жемчужным кружевом, всё усыпанное драгоценными каменьями (к концу ХVII в. эту одежду стали называть порфирою). Плечи самодержца покрывала расшитая самоцветными камнями богатая диадема, именовавшаяся бармами. Сверх неё был повешен крест со Спасовой Ризою. Голову украшал царский венец, называвшийся по соболиной опушке царской шапкой, он блистал драгоценными камнями: алмазами, изумрудами, яхонтами. Самый древний головной убор такого рода – шапка Мономаха, именно ею Иван VI был венчан на царство. Со времени правления Ивана Грозного уцелела Казанская золотая шапка, созданная златокузнецами Кремля в 1552г. В ознаменование взятия Казани.

Ещё один штрих — посох, который служил эмблемою степенности и важности. Посох (или жезл) был богато украшен золотом и каменьями, часто инкрустировался слоновой костью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.