Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сведение воедино некоторых новых идей






В духе комментариев моих студентов, что ваш «портретный» рисунок раскрыл для вас? Вы «видите» что-то новое, чего не видели раньше? Стал ли «изображенный» вами человек менее таинственным для вас, чем прежде? И удивились ли вы тому, как легко вы справились с этим рисунком, как легко вы пользуетесь визуальным языком, как вы умеете делать видимыми свои внутренние мысли и свое восприятие?

Остается сделать еще один важный шаг в упражнении с портретной аналогией: внимательно рассмотреть свой рисунок и отложить его в своей визуальной памяти — сделать своего рода мысленный снимок и сохранить его в форме, обеспечивающей быстрый доступ. Когда вы в следующий раз встретитесь с этим человеком или когда вам случится впоследствии думать о нем или о ней, извлеките эту аналогию из памяти. Вы наверняка вспомните ее очень ясно. Таким образом, используя визуальный язык рисунка, вы создали образ, полезный для понимания личных отношений, образ, гораздо более богатый, чем любое словесное описание, образ, который обеспечивает доступ к «мысли о чувствах». Вы снова сделали эту мысль видимой. Первый инсайт: отыскание вопроса.

Американский психолог Дж. У. Гетцельс в сноске к докладу на тему «Психология творчества» отметил, что нижеследующую сентенцию он обнаружил «под именем Гертруды Стайн в дневнике, который я вел несколько лет назад; я уже не знаю, откуда она взята, но она, должно быть, понравилась мне тогда, как нравится и сейчас:

" Очень интересен вопрос о вопросах, а не об ответах. Предположим, что никто не задал вопроса. На что же тогда отвечать? "».

 

Из доклада на симпозиуме по творчеству, 1980

Творческие поиски часто начинаются с того, что человек просто с любопытством и интересом «оглядывается вокруг», может быть, отыскивая (случайно или намеренно, в зависимости от вашей вовлеченности в исследуемый предмет) конкретно те части, которых недостает, которые не укладываются в общую схему или в каком-то смысле «выпадают».

В предыдущей главе вы, делая свои мысли и свое восприятие видимыми через «портретную аналогию», открывали в человеке, портрет которого рисовали, что-то такое, чего вы раньше не видели в нем, и достигали некоторой степени понимания, инсайта. Здесь мы попытаемся применить тот же прием для исследования некоторого аспекта вашего собственного характера или вашей жизни, чего-то такого, что кажется недостающим или выпадающим, чего-то не совсем понятного. Опять же, вы будете делать свои мысли и свое восприятие видимыми в аналоговом рисунке, который выведет проблему на рациональный уровень сознания. Вы «увидите» проблему, и что-то в вашем рисунке, возможно, поразит вас, и вы зададите вопрос. Это будет красивый вопрос.

В творческом процессе красота и эстетическая реакция на красоту играют большую роль. Святой Фома Аквинский, итальянский философ XIII века, сказал (см. цитату на полях с. 112—113), что для достижения красоты необходимы три вещи: цельность, гармония и ясность. Фома Аквинский увязывал красоту с истиной и утверждал, что вера и рассудок составляют два гармоничных царства, в которых истины сердца (вера) дополняют истины разума (рассудок). Таким образом, можно считать, что рисунок, который вы сейчас будете выполнять, преследует эстетическую цель: быть работой, не важно какой легкой, которая исходит из сердца и, значит, являет собой прекрасную истину, которая в дальнейшем может быть постигнута в царстве рассудка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.