Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 46. Совокупный спрос в модели «AD–AS» и факторы, влияющие на него






 

В процессе макроэкономического анализа выделяют несколько агрегированных рынков: рынок благ, финансовый рынок и рынок факторов производства. Между ними существуют тесные экономические взаимоотношения. Центральное место в общей системе взаимосвязанных рынков занимает рынок благ.

Рынок благ это форма конкурентной экономической связи между субъектами рынка по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода времени и предназначенных для конечного использования. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг – совокупное предложение.

Совокупный спрос (AD) – это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

- спрос на потребительские товары и услуги (C);

- спрос на инвестиционные товары (I);

- спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

- чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (Xn).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + Xn

Кривая совокупного спроса (рисунок 1) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой ADотражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

MV = PY и Y = MV / P,

где P – уровень цен в экономике;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с эффектом:

- процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

- богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;

- импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой ADвправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

- предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);

- факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;

- факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

- государственная политика, определяющая государственные расходы;

- условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.

Изменения совокупного спроса отражены на рисунке 1. Сдвиг прямой вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.

Рисунок 1. Кривая совокупного спроса

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.