Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая разработка практического занятия






Днепропетровская государственная медицинская академия

Кафедра анестезиологии и интенсивной терапии

 

 

“УТВЕРЖДАЮ"

Зав. кафедрой анестезиологии и интенсивной терапии

профессор. Ю.Ю.Кобеляцкий

“____" ________________ 2011 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Для студентов высших медицинских учебных заведений

III-IV уровней аккредитации

(медицинский факультет)

 

 

Тема 1. организация защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

 

 

Днепропетровск

 

2011г.

Методическая разработка практического занятия

по “Медицине чрезвычайных ситуаций” для студентов II курса медицинского факультета

1. Тема № 1: Организация защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 2 часа.

2. Актуальность темы:

Проблемы ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф с каждым днем приобретает все большее значение, особенно в связи с научно-технической революцией, обусловившей развитие техники, концентрацию производства и рост городов, а также усовершенствование средств, используемых для восстановления поврежденных объектов. Ликвидация последствий аварийных бедствий во многих случаях связана с огромными затратами сил и материальных средств, которые в значительной степени зависят от правильности выбора способов и организации производства спасательных и других неотложных работ. Этот вопрос приобретает особое значение, если выполнить спасательные и восстановительные работы необходимо в кратчайшие сроки.

Ликвидация последствий землетрясений в Армении, Таджикистане, Турции, Тайване (1999г), а также в других странах показали громаднейшие затраты сил и средств для ликвидации последствий.

Ликвидация последствий взрыва 4-го блока Чернобыльской АЭС (1986г.) поставило страну в бедственное положение. Поэтому разработка рекомендаций по целенаправленному проведению мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях имеет важное значение.

3. Цель практического занятияи:

а) учебная – ознакомить студентов с основными положениями международ-ного гуманитарного права; целью, заданиями и принципами гражданской защиты населения и территорий; заданиями и режимами деятельности системы гражданской защиты; организацией медицинского обеспечения населения в особенный период.

б) воспитательная – заключается в воспитании высоких профессиональных и общественных качеств врачей при оказании медицинской помощи в ЧС мирного и военного времени.

 

4. План и организационная структура практического занятия:

№ п/п Основные этапы лекции Распр. времени Технические средства
1.   2.     3.   Вступление – дать название темы, актуальность темы и цель. Основная часть – назвать учебные вопросы: 1. Основные положения международного гуманитар-ного права. 2. Цель, задания и принципы гражданской защиты населения и территорий. 3. Задания и режимы деятельности системы гражданс-кой защиты. 4. Организация медицинского обеспечения населения в особенный период. Заключительная часть. Подводится итог изложенного материала, еще раз обращается внимание на проблемные вопросы. Ответы на возможные вопросы студентов.   5 мин.     20 мин.   15 мин.   15 мин.   20 мин.   5 мин.   Материал лекции, таблицы, прозрачки, графопроектор

Содержание лекционного материала.

 

С распадом мировой социалистической системы, Союза СССР, как одной из великих держав и оборонного союза «Варшавского Договора», противостоящего блоку «НАТО», снизилась напряженность международной обстановки.

На этом этапе основные усилия людей направлены на защиту их от последствий возможных чрезвычайных ситуации мирного времени, количество которых значительно возросло в последнее время.

Однако, не надо забывать о том, что и сегодня во многих точках земного шара возникают конфликты между странами с широким применением средств поражения людей.

Человечество, наряду с разработкой средств поражения людей, постоянно ищет пути их защиты, вырабатывает законы ведения войн, чтобы максимально снизить людские потери, особенно среди гражданского населения, раненых и больных.

По вопросам ведения войны имеются конкретные международные договоры, соглашения, конвенции, которые обязательны для всех стран.

В условиях периодически возникающих в различных регионах мира вооруженных конфликтов большое значение имеют международные соглашения, призванные ограничивать воюющие страны, средства и методы ведения войны, защищать права человека, интересы сил мира.

К ним относятся Женевские конвенции 1864 г. Анри Дюнан, гражд. Швейцарии предложено создание организации «Красный крест», 1906, 1929, 1949 гг., Гаагские конвенции 1899, 1907 гг., о законах и обычаях войны.

К числу наиболее важных и действующих в настоящее время относятся международные конвенции о защите жертв войны, подписанные 12 августа 1949г в Женеве:

- конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

- конвенция об улучшении участи раненых и больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воюющих сил на море;

- конвенция об обращении с военнопленными;

- конвенция о защите гражданского населения во время войны. Международно-правовые нормы, устанавливающие гуманитарные правила военных действий, способствуют уменьшению бедствий, разрушений и жертв во время вооруженного конфликта. История войн свидетельствует, что эти нормы имеют важное значение прежде всего для широких масс трудящихся, на плечи которых ложится вся тяжесть войны.

Предусмотренные Женевскими конвенциями правила поддерживаются всем прогрессивным человечеством, признаются подавляющим большинством государств земного шара.

Поэтому любое государство, оказавшееся в состоянии войны в силу международного или внутригосударственного конфликта, даже если оно не является участником конвенции, не вправе нарушать предусмотренные этими соглашениями правила.

Женевская конвенция 1949г. об улучшении участи раненых больных в действующих армиях обязывает ее участников подбирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным неприятеля. Конвенция запрещает применение репрессий к раненым и больным противника, любое посягательство на жизнь здоровье раненых и больных противника, в частности запрещает добивать их. истреблять и подвергать пыткам. Конвенция обязывает стран - участниц гуманно обращаться с ранеными и больными и оказывать им помощь без какой-либо дискриминации по таким признакам, как пол. раса. национальность, религия, политические убеждения, или другим критериям.

Все раненые и больные, оказавшиеся во власти неприятеля, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне которою они сражались.

Еще во время военных действий воюющие государства (стороны) должны отправлять на родину тяжелораненых и больных, о а определенные категории - в нейтральные государства (например, раненых и больных, излечение которых может наступить в течение года со дня их ранения или заболевания).

Воюющие стороны должны принять все меры, обеспечивающие возможность розыска раненых и умерших, составлять списки умерших и списки могил для передачи другой стороне по заключению мира. Воюющая сторона, принужденная оставить раненых и больных во власти другой воюющей стороны, должна оставить часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за оставленными.

Статья 13 конвенции уточняет понятие «раненые и больные» на которых распространяется ее действие.

Статья 14 конвенции предусматривает: «Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных, и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Каждый раз, когда это позволяет обстановка, будут заключаться соглашения, о перемирии или о прекращении отя или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими.

Конвенция предусматривает защиту медицинских учреждений. их персонала и транспортных средств, предназначенных для перевозки раненых, больных и медико-санитарного имущества. Она категорически запрещает нападать на постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы, госпитальные суда, санитарный транспорт и санитарный персонал. Ни при каких обстоятельствах они не могут быть подвергнуты нападению. Напротив, они должны во всякое время пользоваться покровительством и охраной сторон, находящихся в конфликте. Попав в руки противной стороны, захватившая их, должна сама обеспечить необходимый уход за ранеными и больными, находящимися в этих учреждениях и формированиях.

Медицинские учреждения и формирования могут быть лишены защиты Женевской конвенции лишь в том случае, если они будут использованы, помимо их гуманитарных обязанностей для совершения действия направленных против неприятеля. При этом защита, обеспечиваемая Конвенцией, прекратится только после соответствующего предупреждения, во всех необходимых случаях устанавливающего разумный срок, и после того, как это предупреждение не дало результатов.

Однако не считаются обстоятельствами, лишающими медицинские учреждения и формирования защиты Конвенции:

- если личный состав этих учреждений и формирований пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых и больных.;

- если ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется вооруженными солдатами;

-если в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боеприпасы, снятые с раненых и больных и не сданные еще по принадлежности.

Конвенцией предусмотрена защита как медицинских работников, так и личного состава вооруженных сил, специально обученных для использования его в случае надобности в качестве вспомогательных санитаров, санитарок или носильщиков для розыска, сбора, перевозки раненых и больных.

Санитарные формирования и учреждения, санитарный транспорт, медицинский состав должны быть обозначены специальным знаком (Красный Крест, Красный Полумесяц или Красный Лев и Солнце на белом фоне).

Женевская конвенция 1949г об обращении с военнопленными устанавливает правила, которым должны следовать воюющие стороны в обращении с военнопленными. Конвенция обязывает воюющие государства гуманно обращаться с военнопленными. Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в его власти, или ставящие здоровье военнопленных под серьезную угрозу. Конвенцией также запрещается посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность военнопленных, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания. Раненых или больных военнопленных запрещается добивать или уничтожать, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, умышленно создавать условия для их заражения. Использование военнопленных, в том числе раненых и больных, для биологических опытов Конвенцией запрещено. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же ночному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Также действия или бездействия будут рассматриваться как серьезные нарушения Конвенции.

Воспрещаеться применение к военнопленным репрессалии. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. Особо оговариваются гарантии прав женщин.

Держащая в плену страна обязана бесплатно обеспечить содержание военнопленных, а также врачебную помощь, которую потребует состояние здоровья. Ценные вещи могут быть отобраны у военнопленных только по соображениям их безопасности. Военнопленных нельзя содержать в запертых помещениях или лишать права покидать помещение, если эта мера не является необходимой для охраны их здоровья.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену страны, расположение в той же местности. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных

Держащая в плену страна может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей.

Ни один военнопленный не может быть предан суду или осужден за проступок, который не является наказуемым по законодательству держащей в плену страны или по международному праву которое действует в момент совершения проступка. Ни один военнопленный не может быть осужден, если он не имел возможности защищаться и если ему не был предоставлен квалифицированный защитник. Конвенция обязывает воюющие страны организовать справочное бюро по делам военнопленных, которое должно давать ответы на все вопросы, касающиеся военнопленных.

Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны предусматривает защиту и гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории. Конвенция предусматривает, что раненые и больные, а также ивалиды и беременные женщины должны пользоваться обобым покровительством и защитой.

Ст. 27 Конвенции содержит особые положения относительно охраны женщин: «Женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь, и в часности, от изнасилования, принуждения к проституции или друтой формы покушений на их нравственность».

Ст. ЗЗ и ст.34 Конвенции запрещают коллективные наказания; всякие меры запугивания или террора, взятые заложников. Арест и уничтожение ни в чем не повинных людей являются грубейшим нарушением прав человека.

Конвенцией воспрещается по каким - либо мотивам угон, а также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупировавшей страны или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет. Оккупирующая страна не в праве депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Оккупирующая страна обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами; обеспечить и поддержать при содействии национальных и местных властей деятельность санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранения и общественную гигиену на оккупированной территории, в частности, принимая и применяя профилактические и превентивные меры, необходимые для борьбы с распространением заразных болезней и эпидемий.

Таковы основные положения Женевских конвенций 1949^ Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: воины ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых военнопленных и т.д. ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершать какие-либо действия, нарушающие положения этих конвенций. Лица, совершившие или приказавшие совершить такие действия, как убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологически эксперименты, причинение тяжелых страданий или серьезного увечия и им подобные, ПРЕДАЮТСЯ СУДУ! (Военно-медицинская подготовка под ред. Ф.И. Комарова., М.: " Медицина", 1984г. с. 434-445).

К Женевским конвенциям 1949г. в 1977г. Женевская дипломатическая конференция по международному гуманитарному праву приняла Дополнительные протоколы о защите жертв войны.

В 1980г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия с тремя протоколами:

1) полностью запрещающими использовать любое оружие; поражающее осколками, которые не обнаруживаются при помощи рентгеновских лучей;

2) ограничивающими применение мин, мин-ловушек и других устройств;

3) ограничивающими и запрещающими применение Зажигательного оружия.

Все эти международно-правовые документы составляют особую область международно-правового регулирования - часть международного гуманитарного права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.