Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картина третья. Свадьба. Тюрки и армяне играют и танцуют вместе






Деревня в Карабахе.

Свадьба. Тюрки и армяне играют и танцуют вместе. Ведут хоровод.

Поют.

Овсанна, Овсанна!

Игрива, как мелодия песни,

Свежа, как зелень весны,

Стройна, как ствол чинара,

Певуча, как струна тара...

Овсанна, Овсална!..

Колени твои ласкает

Травка зеленая на лугу,

И лоб твой целует

Светлая луна...

Овсанна, Овсанна!..

 

Входят Аллаверди и Имамверди.

 

А р а м. О-о-о!.. Дядя Аллаверди и дядя Имамверди!

M y р а д. А ну-ка, тащи их сюда, на лезгинку.

А л л а в е р д и. Мне с Имамверди только и танцевать.

А р а м. Ничего, давай!

А л л а в е р д и. Арам, говорят, в Баку беспорядки какие-то.

А р а м. Слышал, но хорошо не знаю. Есть известия от Эйваза?

А л л а в е р д и. Ничего нет. Не знаю, что опять с ним.

M y р а д. Ну, что? Давайте стариков в круг.

А л л а в е р д и. Да у нас и без того все дела, что сплошные танцы без музыки. Еще прошлогодних пода­тей не уплатили, а уже новые подоспели.

М у р а д. Да ну его к черту! Как всем, так и нам.

А р а м. Ну, начинайте.

И м а м в е р д и. Хорошо. А вы не слышали, что когда верблюд начинает танцевать, это к снегу.

А р а м. Снег? Ну что же, снег так снег. Кого пуга­ешь? Мы не из глины, не размякнем. Ну-ка, ребята, начи­найте. (Поддерживаемый другими, тащит стариков на танец. Поет).

Вершины Карабаха — родина снегов.

Тает снег, заливает равнины, наполняет реки...

И м а м в е р д и. Да перестань ты, Арам, голова кру­жится. Лучше уж пусть уста Мухан споет, душу разве­селит.

А р а м. Ребята, дядя Имамверди прав. Пусть уста Мухан и уста Пири по куплету споют. Рассаживайтесь.

 

Певцы, тюрок и армянин, поют одну и ту же песню по куплетам.

 

У с т а М у х а н. Плавно идя по небесному своду,

К неуклонной цели стремится луна.

Пробивая тучи, пробивая туманы,

К закату своему близится она.

 

У с т а П и р и. Порхает соловей по колючим кустам.

Стремится к розам, к шипам.

И ранит крылья, и ранит грудь,

Полон тоски и любви.

 

У с т а М у х а н. Сона моя в зеленой рубашке,

Ей талию обвивают цветы.

Все стремятся к своим любимым.

Спеши ж и ты ко мне, Сона!

Спеши ко мне, моя Сона.

 

Входят Сона и Бахши.

 

А р а м. А вот и Сона пришла!

М у р а д. Как раз вовремя. (Музыканту). А ну-ка, сыграй плясовую, пусть и Сона потанцует.

А р а м. Играй, играй пусть потанцует Сона — гор­дость нашей деревни.

М у р а д (возбужденно). Сыграй, пусть танцует наша Сона, краса Карабаха.

С о н а. Да я не умею танцевать.

А л л а в е р д и. С утра и до вечера все пляшет, пля­шет, даже тогда, когда комнату подметает.

А р а м. Знаем, знаем. (Музыканту). Ну-ка, приятель, начинай. Потом и Бахши свою долю протанцует.

 

Тарист играет, Сона начинает танцевать, но у нее не выходит.

 

С о н а. Да я под эту мелодию не могу.

А р а м. Какую же хочешь? Скажи, пусть сыграют.

С о н а. Мелодия?.. Там что-то сначала поют, а конец идет — там, тарам, тарам... Бахши, как эта мелодия на­зывается. Пусть уж тогда сам Бахши играет. Он это зна­ет.

А р а м. Ну что ж, тем лучше! Дочь кондитера, как говорят, еще слаще. Уста Сумбат устал. Ану, Бахши, на­чинай, а потом и протанцуешь.

 

Бахши садится и начинает играть. Грустная мелодия постепенно пе­реходит в быструю, возбужденную пляску. Поет.

 

Б а х ш и. Я вольная была.

Вылетела из гнезда,

Прилетела в сад.

Я молодая была...

Охотник меня увидел,

В сердце прицелился.

И наземь я упала...

Я молодая была!

Эй, ты, солнце,

Эй, вы, звезды,

Другу передайте!

Эй, вы, друзья,

В дальние края

Ко мне прилетайте.

 

Другие подхватывают песню, хлопают в ладоши. Сона возбужденно танцует.

 

Наплыв на рассказчика.

 

С т а р ы й Б а х ш и. У них общие мелодии, общие песни, общие танцы, общая свадьба и общий быт.

 

Наплыв на сцену.

 

Хлопают громче и быстрее. Сона продолжает танец. Вдруг за сценой поднимается шум. На сцену вырывается молодой офицер А й к а з А г а м я н. С выкриками «аце... аце... аце...> начинает дикую пляску, стараясь взять Сону за талию. Сона останавливается, хочет отой­ти в сторону.

 

А й к а з (хватает Сону за руку). Танцуй!

Сона. Я не хочу больше танцевать. Я устала.

А й к а з. Танцуй, я тебе говорю.

С о н а. Да устала я.

А й к а з. Танцуй же, говорят тебе, сукина дочь.

Арам. Э-э-э... Потише немного. Ты что это делаешь? Зачем руку девушке ломаешь?

А й к а з. Убирайся ты к черту, сукин сын. Шлепну по морде, всю жизнь помнить будешь.

M y р а д. Зачем драться, дорогой, зачем человеку ру­ки ломать?

А й к а з. Я — Айказ Агамян. Весь Баку мой! Мне все можно, и руки ломать, и морды бить!.. Отойди, тебе го­ворят.

Б а х ш и. Не хорошо вы делаете, голубчик. Зачем скандалить?

А й к а з. Убирайся, говорю. Я — офицер, и слово офи­цера—закон.

А р а м. Послушай, да ты чего разоряешься? Мало ли, что ты — офицер? Раз ты офицер, значит, имеешь право девушке руку ломать?

Айказ. Я на все имею право.

А р а м. Отпусти-ка девушку! Слышишь? Тебе гово­рят, сукин сын.

А й к а з. Это ты мне? Офицеру Агамяну? Сволочи вы все. На тебе! (Ударяет Арама кулаком). Получил?

И м а м в е р д и. Человек ни с того, ни с сего в драку лезет.

А л л а в е р д и (Айказу). Тебя ведь не трогают.

Бахши. Ты не смеешь бить человека.

А й к а з. Я — офицер, я морду ему набью.

А р а м. Кому ты морду набьешь? Я не хотел затевать скандал, а если уж так, то получай! (Ударяет его в лицо).

А й к а з. Меня, русского офицера, царского офицера? Такое оскорбление офицер смывает только кровью. (Хочет обнажить шашку).

Б а х ш и (хватая его за руку). Слушай, дорогой. Тут ведь ничего такого не случилось. Ты его ударил, а он тебя. И кончено. Причем тут артиллерия, и причем тут кровь?

А й к а з (гневно). Пусти руку.

M y р а д. Да он пьян! Тащи веревку, свяжем, и все тут.

А й к а з. Меня связать? Я из Баку приехал. Я вам покажу. Пусти меня, сукин сын.

А р а м. Ух, как испугались тебя.

 

За сценой раздается свисток. Вбегает помощник.

 

П о м о щ н и к. Кто там скандалит? Свяжите его да тащите за мной.

Б а х ш и. Ничего такого здесь не случилось. Мы себе мирно играли и танцевали. А этот молодой человек при­шел и затеял драку.

П о м о щ н и к (увидев Айказа Агамяна, берет под козырек). Да вы что, сукины дети, слепые, что ли, не ви­дите, с кем говорите?

Б а х ш и. Да мы ничего не говорим.

А й к а з. Меня оскорблять?.. Я им морды набью.

Помощник. Я сейчас арестую. Вы не расстраивай­тесь. Кто оскорбил его высокородие?

А й к а з (указывает на Арама). Вотон. И вот еще другой. (Указывает на Бахши).

Помощник. Ну-ка идем! Собачье отродье. Я вам покажу тут хозяйничать.

К р е с т ь я н е. Да ведь они вовсе не виноваты.

Помощник. Молчать!..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.