Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины отклонения в поведении детей и подростков






 

 

Причины отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами:

 

- социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитан­ности, отсутствия унего необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным вос­питанием, сформированностъю у него негативных стереотипов поведения;

 

- глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблаго­получием семейных взаимоотношений, отрицательным пси­хологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (неспра­ведливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу т.д.

 

- отклонениями в состоянии психического и физического состо­яния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуаци­ями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;

 

- отсутствием условий для самовыражения, разумного проявле­ния внешней и внутренней активности; не занятостью полезны­ми видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

 

- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

ФАКТОРЫ РИСКА ОТКЛОНЯЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

 

Состояние семьи, ее атмосфера:

- неполная семья;

- материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

- низкий социально-культурный уровень родителей;

- отсутствие семейных традиций;

- стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

- отрицание самоценности ребенка;

- удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избы­ток);

- злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

- попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска. К ним относятся:

- ощущение собственной не значимости и ненужности;

- низкая самооценка;

- неуверенность в себе;

- недостаточный самоконтроль и самодисциплина;

- незнание или неприятие социальных норм и ценностей;

- неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях;

- неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой; он божий.

3. Не требуй от ребенка плат за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь, уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому, что у него еще нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ре­бенка, мучь - если можешь - и не делаешь.

8. Помни - перефразируя одного человека, сказавшего это об оте­честве, — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок- это празд­ник, который пока с тобой.

 

 

 

Поведение и развитие ребенка напрямую зависят от взаимоот­ношений в семье. Часто родители из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Они бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Вот наиболее типичные ошибки родителей и взрослых в воспи­тательных воздействиях и установках.

1.Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя гово­рить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ре­бенка распространялась на его личность. Это блокирует его развитие и формирует комплекс неполноценности. Неврологическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.

3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети раннего и дошкольного возраста реаги­руют не только на содержание высказываний взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являютсятся с одной стороны психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм и зависть.

5. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.

7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.

8. Рассмотренные особенности воспитания являются предпосылками к появлению различных отклонений в поведении у детей. Если родители будут избегать данных ошибок в воспитании своего ребенка, то очень многие проблемы в семье могут быть решены.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.