Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь понятий по философии

АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный) — философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

 

АБСОЛЮТНАЯ и ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

 

АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание и gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

 

АКСИОЛОГИЯ – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.

 

БЫТИЕ – понятие, означающее наличие предметов и явлений самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Зачастую отождествляется с понятиями «сущее» и «существование».

 

ВЕРА — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

 

ВОЛЯ — сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

 

ВСЕЕДИНСТВО – одна из центральных категорий ряда философских систем, обозначающая принцип совершенного единства множеств, которому присущи полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.

 

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone—наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание.

 

ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle и zoe — вещество и жизнь) — философское учение об универсальной одушевленности материи.

 

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis—основа, предположение) — система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны.

 

ГНОСТИЦИЗМ — религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез религиозно-мифологических представлений и культов, греч. философии и христианских идей.

 

ГОСУДАРСТВО — осн. институт политической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной структуры.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Г. о. является сферой самопроявления свободных" граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организации со стороны государственной власти.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

 

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

 

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

 

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare—определять) —философскаяе концепция по вопросу о месте и роли причинности, учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

 

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

 

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma — мнение, учение, постановление) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, который в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.

ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.

 

ДУХ (лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

 

ДУША — понятие философии, выражающее воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией.

 

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе.

 

ЕДИНИЧНОЕ ОСОБЕННОЕ ВСЕОБЩЕЕ — философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания.

 

ЗАКОН — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

ЗЛО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра.

 

ИДЕАЛ (греч. idea — вид, образ, представление, понятие) — 1) общественный — соответствующее экономическим и политическим интересам определённой социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности.

2) нравственный — представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

3) эстетический — исторически наиболее полное гармоническое единство субъекта и объекта, человека и общественного целого (а также природы), находящее выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как самоцели.

 

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

 

ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия.

 

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — один из типов умозаключения и метод исследования.

 

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально смотреть) — способность непосредственного постижения истины.

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность.

 

ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН — закон логики, согласно которому из двух высказываний — таких, когда одно отрицает то, что утверждается другим, — одно непременно истинно. Впервые сформулирован Аристотелем. Так, из двух высказываний: “Солнце—звезда” (А есть В) и “Солнце—не звезда” (А не есть B) — одно непременно истинно.

 

ИСТИНА — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

 

ИСТОРИЗМ — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. И. означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего.

 

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

 

КЛАССЫ (общественные) — “большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

 

КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий) — а) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию;

б) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) общество, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала.

 

КОСМОС – термин древнегреческой философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса.

 

КУЛЬТУРА – универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурным, функциональными и динамическими закономерностями.

 

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creatio— создание) — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. kriterion — мерило для оценки ч.-л.) — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является общественная практика.

 

ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

 

ЛОГОС – разумный принцип, управляющий миром (в античной философии).

 

МАТЕРИЯ — объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

 

МЕТАФИЗИКА – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, в истории философии под этим понятием подразумевается подлинная философия.

 

МЕХАНИЦИЗМ — мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

 

МОНАДА (греч. monas — единица) — философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия.

 

МОНИЗМ (греч. monos — один, единственный) — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нём, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

 

МИСТИЦИЗМ (греч mystikos — таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.

 

МИФОЛОГИЯ (греч. mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества.

 

М ЫШЛЕНИЕ — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга.

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

 

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — т. зр. абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами.

 

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

 

НООСФЕРА (греч. noqs — ум, разум и sphaira — сфера, т. е. сфера разума) — термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития.

 

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ — идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ и ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

 

ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.

 

ОБЩЕСТВО — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

 

ОБЪЕКТИВИЗМ — позиция, согласно которой философское познание не способно доводить исследование до критических оценок и партийных выводов, до суждений о ценностях, а потому должно воздерживаться от таковых. О. ограничивает рамки “разумного мышления”, уступая гл. социальные, мировоззренческие проблемы субъективистской идеологии. Поэтому О. всегда находит себе дополнение в субъективизме и предполагает его. Саму науку О. объявляет средством всегда “нейтральным” по отношению к ценностям (Сциентизм). В истории О. не видит процесса, совершаемого деятельностью самих людей, социальных групп, классов по законам, присущим этой деятельности. Марксист, по Ленину, “последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм” (Т. 1. С. 418), поднимаясь до научной объективности и партий.

 

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

 

ОПТИМИЗМ и ПЕССИМИЗМ (лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший) — два противоположных отношения к ходу событий: О.— это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью; П. же проявляется в воззрениях, согласно которым события идут к худшему, в упадочнических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости.

 

ОПЫТ — в философии в традиционном смысле чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира.

 

ПАМЯТЬ — способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

 

ПАНЛОГИЗМ (греч. pan — все и logos — учение, слово, мысль) — объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи.


ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению.

 

ПАНПСИХИЗМ (греч pan—все и psyche — душа) — идеалистическое воззрение, по которому вся природа обладает одушевленностью, психикой, философское воспроизведение анимизма.

 

ПАТРИСТИКА – совокупность учений христианских авторов конца I – VIII веков (так называемых отцов церкви).

 

ПЕССИМИЗМ – один из двух видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему, противоположность оптимизму.

 

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis — множественный)— концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.).

 

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

 

ПОЗНАНИЕ — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческие действий.

 

ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. называется также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков.

 

ПРАКСЕОЛОГИЯ – теория эффективной организации деятельности.

 

ПРОГРЕСС – направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

КСЕОЛОГИЯ - ых отцов церкви). а 1 - щий негативное, подозрительное, недоверчивое от ношение к нему, противоположность оптимизм

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом.

 

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — категория, выражающая одну из ступеней развития противоречия.

 

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, считающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания.

 

РЕАЛЬНОСТЬ — бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. (возможными, вероятными и т. п.) формами бытия.

 

РЕАЛИЗМ - направление в философии науки, рассматривающее научное знание как описание реальности и полагающее, что понятиям научных теорий соответствуют реальные объекты, их свойства или отношения.

 

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти.

 

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.


РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio — обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта.

 

СВОБОДА – возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

 

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

 

СИНЕРГЕТИКА (греч. synergos — совместно действующий) — область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.

 

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий, критикующий) — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.


СОВЕСТЬ — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом.

 

СОФИСТИКА — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

 

СХОЛАСТИКА - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии (охватывает позднеантичную философию и средневековую философию).

 

СЦИЕНТИЗМ (сайентизм, лат.зс1еп-tia и англ. science — знание, наука) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

 

ТЕИЗМ (греч. theos — бог) — религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

 

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — “богооправдание”; название мн. религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.


ТЕОЛОГИЯ (греч. theos — бог и logos — учение, слово), или богословие— систематизация вероучения данной религии.

 

ТОМИЗМ – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского (Аквината), характерно стремление соединения строго ортодоксальных позиций в религиозных вопросах с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

 

ТОТЕМИЗМ (от слова “ототеман”, на языке североамер. индейцев племени оджибве — род его) — одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 в.). Осн. в Т.— вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением.

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, которые познаются интуитивно, до всякого опыта.

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — основанное Гуссерлем и его учениками субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на современную немарксистскую философию. Центральное понятие Ф.— “интенциональность” сознания (его направленность на объект) — предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: “нет объекта без субъекта”.


ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos—человек н logos — учете, слово) — философское учение о человеке, получившее широкое развитие в последние годы, некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая на вопрос “что такое человек? ”, синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира

 

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в восточных провинциях Римской империи.

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis— гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества.

 

ЭГОИЗМ (лат. ego—я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма.

 

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. exsistentia — существование) — одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности, представляет собой то центральное ядро человеческого “Я”, благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

 

ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте н посредством опыта.

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme — знание и logos — учение, слово)— теория познания, гносеология.

 

ФОРМАЛИЗМ – направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение форм в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего

 

ЭСТЕТИКА – философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию.

 

ЭТИКА – наука о морали.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Письмо тем, кому не быть победителями | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.