Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ






Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ учебно-методического комплекта «Планета знаний» для 1-4 классов, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для 1

класса

Согласно учебного плана МАОУ «СОШ №56» на 2011/12 уч. г. программа и материал УМК рассчитан на 36 часов в год, 3 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).

Согласно принципу развития усвоение ребенком знаний и овладение умениями является не самоцелью образования, а средством развития личности. Развитие мышления обучающихся обеспечивается включением в Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Уроки русского языка должны строиться таким образом, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органично сочетались бы с выработкой положительных качеств, которые характерны для активной, конструктивно мыслящей и творчески развитой личности.

В курсе обучения русскому языку выделяются две ведущие содержательные линии, обозначенные в " Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)":

· развитие речевой (устной и письменной) деятельности обучающихся;

· овладение языком как средством познания и общения. Эти линии позволяют развивать у обучающихся чувство сопричастности к бытию родного языка, помогают учащимся осознавать себя его носителями, предоставляют возможности для воспитания у детей бережного, ответственного отношения к языку и понимания ими его гибкости и выразительности. У школьников развивается интерес к изучению родного языка, возникает стремление свободно владеть им.

Ведущим направлением курса русского языка в 1 классе является начальное овладение навыками письменной речи. Данный курс русского языка решает следующие задачи:

· воздействие на эмоционально нравственное, речевое (чтение, письмо, говорение, слушание) и интеллектуальное

развитие учащихся;

· усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики;

обогащение словарного запаса учащихся;

· воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры.

При отборе содержания учебного материала в УМК по изучению русского языка авторы опирались на заложенные в " Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" принципы развития, вариативности, спиралевидности.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей не только в накоплении знаний и формировании навыков решения предметных задач, но и в различных видах деятельности. Учебные пособия разнообразных заданий на сравнение слов, предложений, текстов, на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение. На протяжении всего курса проводится работа по развитию речи обучающихся: пополняется их словарный запас, вводятся слова, требующие толкования с использованием словарей, дети учатся использовать в своей речи слова с различными лексическими оттенками, раскрывать смысл пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений, отгадывать загадки, подбирать рифмующиеся слова. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития у обучающихся наблюдательности. Дети наблюдают за различными языковыми явлениями: за орфографическим и орфоэпическим произношением слов, за их изменением и образованием, за оттенками значений слов.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможность для индивидуального подхода к каждому ребенку. При этом сохраняется инвариантный минимум образования как условие, обеспечивающее право каждого ребенка на получение равного с другими начального образования. Принцип вариативности реализуется через выделение инвариантного минимума образования и его вариативной части.

Инвариантная часть каждого урока содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Эта часть урока обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки обучающихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.

Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания обучающихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях. Ярким примером подобных заданий являются те, которые отмечены условным значком " интеллектуальный марафон". В вариативной части представлены также задания, дифференцированные по уровню сложности, и творческие задания. В вариативной части организуется проектная деятельность обучающихся. Осуществление " проектов" позволяет детям выйти за рамки учебника, расширить свои знания. Задания, предложенные в вариативной части, выполняются по выбору учителя. Изучение русского языка строится также по принципу спиралевидности /

В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся повторяют пройденное и получают возможность для систематизации знаний о предложении и тексте, об оформлении предложения на письме. Первоначально разводятся понятия текст и предложение. Обучающиеся продолжают знакомство со знаками препинания в конце предложения, работают с деформированным текстом и предложением, дополняют предложения недостающими словами, распространяют предложения, учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, делить текст на предложения, подбирать к тексту правильное название, составлять текст по заданной картинке (раздел " Синтаксис"

В разделе " Фонетика и графика" отражен необходимый минимум понятий из области фонетики:

а) звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; слог, слогообразующая роль гласных, перенос слов; алфавит, его использование; ударение, ударные и безударные гласные звуки, ударные и безударные слоги.

На протяжении всего курса русского языка ведется систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у обучающихся орфографической зоркости: умения видеть орфограмму в слове, объяснять ее и проверять. Дети учатся определять сильную и слабую позицию звука в слове (" опасное место"). Пропедевтически вводится понятие " орфограмма" (без употребления этого термина) - буква, которая пишется по определенному правилу. К таким орфограммам относятся:

1) правописание ударных и безударных гласных;

2) правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов;

3) обозначение на письме мягкости согласных с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;

4) правописание гласных и, а, у после шипящих ж, ш, ч, щ и сочетаний чк - чн;

5) правописание большой буквы в словах, обозначающих имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных и некоторые географические названия;

6) правописание предлога с другими словами.

Особое внимание в данном комплекте уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. Целью работы по чистописанию является формирование четкого и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5-7 минут для работы по чистописанию.

Широко представлен в нашем курсе раздел " Слово". При обучении грамоте и русскому языку в первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы: 1) кто? что? (одушевленные и неодушевленные предметы), 2) какой? какая? какое? какие? (признаки предметов в форме единственного и множественного числа), 3) что делает? что делал? (действия предметов).

Дети учатся сами ставить вопросы к словам, определять, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?, какие слова обозначают один предмет, а какие - много, учатся подбирать слова к вспомогательным словам " он мой", " она моя", " оно мое" и т. д. Эти пропедевтические знания имеют большое значение для развития мышления детей и повышения их орфографической грамотности.

Лексическая работа проходит красной нитью через весь курс русского языка, начиная с обучения грамоте. Учащиеся систематически ведут наблюдения за значением слов; знакомятся со словами, близкими и противоположными по смыслу; ведут наблюдения за многозначностью слова; учатся использовать слова в прямом и переносном значениях. На представленных в учебнике примерах дети рассматривают приемы словообразования на базе родственных слов, учатся проводить аналогичную работу по образцу.

В УМК по русскому языку соблюдаются стержневые линии обучения, заложенные при изучении " Букваря" и работе с прописями, а именно:

· снятие психологической перегрузки учащихся, что учтено в специально разработанных упражнениях;

· бережное отношение к здоровью детей (учитель продолжает формировать у детей навыки соблюдения санитарно гигиенических норм).

Программа обеспечивается учебно методическим комплектом, который включает учебник Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. «Русский язык». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику «Русский язык». – М.: АСТ, «Астрель». 2012г, методические рекомендации для учителя.

Содержание программы учебного курса - 36 часов.

Данная программа рассчитана на 36 часов Программа по русскому языку соответствует обязательному минимуму содержания учебного материала по данному предмету и отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, предусмотренным новым " Стандартом начального общего образования по русскому языку".

Синтаксис и пунктуация (4 ч) Речь устная и письменная Речь, текст, предложение. Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Оформление предложения на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Фонетика и графика (21 ч) Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звука в словах. Гласные и согласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Согласные звуки звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных звуков в конце слова и перед буквами гласных звуков. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Деление слов на слоги и для переноса. Звуко буквенный анализ слов. Алфавит.

Слово (8 ч) Слова предметы, слова действия, слова признаки. Имена собственные (без введения термина). Слова, близкие и противоположные по значению. Предлоги. Многозначность слов (без введения термина). Прямое и переносное значение слов. Родственные слова (пропедевтическая работа). Слово и его значение. Словари.

Повторение изученного в течение года (3 ч)

Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь):

береза, ветер, воробей, ворона, девочка, заяц, медведь, мороз, Москва, ребята, Россия, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, фамилия, хороший, язык.

планируемые результаты.

(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;)

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставить пунктуационные знаки конца предложения; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; находить корень в группе доступных однокоренных слов

 

Календарно-тематический план

по предмету «русский язык»

на 2011-2012 учебный год.

Учитель: Усманова Эльмира Миндаровна.

План составлен согласно программы: Планета Знаний. Русский язык. Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011 г.

 

Предмет Класс Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Диагностическая работа Итоговая комплексная работа Учебники и учебные пособия:
1 ч 2 ч 3 ч 4 ч Год. Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. «Русский язык». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г. Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику «Русский язык». – М.: АСТ, «Астрель». 2012г
Русский язык 1 «А»                

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.