Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность






4.1 Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной, социальной и прикладной психологии. Личность как социальное новообразование. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как система устойчивых индивидуально-психологических свойств. Основные направления (парадигмы) изучения личности.

4.2 Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Место и роль личностного принципа в исследовании психических явлений (С. Л. Рубинштейн). Личность как субъект - носитель психических свойств, процессов и состояний (Л.М. Веккер). Свойства личности: всеобщие, типичные и единичные. Номотетическое и идиографическое описание личности. Ситуационизм и интеракционизм.

4.3 Свойства, структура, типология и функции личности. Множественность теорий личности. Основные единицы анализа личности в различных теориях. Уровни исследования личности (макро-, мезо- и микроописания). Описательный, объяснительный и понимающий подходы к личности. Представление о природе человека как философское основание теории личности. Человек как гетеростатическая или гомеостатическая система. Классификация теорий личности (В.В. Нуркова). Психодинамическое, диспозициональное, интеракционистское, факторно-аналитическое, когнитивное, когнитивно-бихевиоральное, бихевиоральное, гуманистическое, экзистенциальное направления изучения личности. Роль кризисов, конфликтов и собственной активности в развитии личности.

4.4 Личность и биологическая детерминация. Возрастно-половые, конституциональные и нейротипические свойства человека. Конституциональные теории личности (Э. Кречмер, У. Шелдон). Билатеральность и функциональная ассиметрия. История и современное состояние исследований свойств нервной системы.

4.5 Личность в системе социальных отношений. Личность как «ансамбль общественных отношений» (К. Маркс). Объективные и субъективные общественные отношения (Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев). Социальный статус, общественные функции - социальные роли, ценностные ориентации и позиция личности (Б.Г. Ананьев). Социализация и индивидуализация личности. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности. Теория поколений.

4.6 Личность как субъект регуляции деятельности. Рефлексия. Личностный смысл и смысловая регуляция жизнедеятельности (Д.А. Леонтьев). Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни. Личность в критических ситуациях. Динамика процессов переживания (Ф.Е. Василюк). Проблема личностного выбора. Качественные методы исследования внутреннего мира личности.

4.7 Темперамент. Понятие о темпераменте. Свойства и типы темперамента. Биологические основы темперамента. Адаптивные возможности темперамента в процессе эволюции. Методы измерения свойств темперамента.

4.8 Способности. Понятие способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Факторы и условия развития способностей. Психометрический и когнитивный подходы к изучению способностей.

4.9 Общие интеллектуальные способности. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Факторные модели интеллекта. Модели С.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и др. Когнитивные модели интеллекта. Концепция ментального опыта М.А.Холодной. Функциональная асимметрия головного мозга и способности. Диагностика интеллекта. Коэффициент интеллекта. Шкала умственного развития Бине-Симона. Тестовые измерения интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Тесты Д.Векслера и Р. Амтхауэра. Современные способы оценки интеллекта. Проблема измерения эмоционального, практического и социального интеллекта.

4.10 Креативность и её диагностика. Творческая личность и её жизненный путь. Концепции креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Тесты креативности Э. Торренса, Дж. Гилфорда и С.Медника.

4.11 Мотивация и направленность. Структура мотива. Потребности и мотивы. Мотив и цель. Классификация мотивов. Методы исследования мотивов. Большая тройка мотивов. Мотивационная сфера – ядро направленности. Направленность как системообразующее свойство личности (Б.Ф.Ломов). Система субъективных отношений личности как основа направленности (В.Н. Мясищев)

4.12 Характер. Понятие характера. Свойства и структура характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Классификации и типологии характера.Акцентуации как характерологические особенности. Методы исследования характера.

4.13 Понятие индивидуальности. Различные подходы к трактовке индивидуальности. Индивидуальность как совокупность дифференциально-психологических отличий. Индивидуальность как статистическая редкость (номотетический подход), как уникальное сочетание черт (идиографический подход). Проблема объяснения индивидуально-психологических различий. Индивидуальность как стиль. Индивидуальность как уникальность связей между свойствами. Теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Индивидуальность как редкое новообразование развития человека (Б.Г. Ананьев). Индивидуальность как субъект жизненного пути.

4.14 Индивидуальность как стиль. Когнитивные стили и методы их изучения. Мотивационно-аффективные стили. Индивидуальный стиль деятельности. Стиль жизни (К.А. Абульханова, А.А. Кроник, В.Н. Дружинин). Продуктивность и экстериоризация индивидуальности. Творческая активность и индивидуальностная задача (В.К. Гербачевский). Феномен «игры стилями» (А.Г. Асмолов).

4.15 Индивидуальность и развитие. Неравномерность развития индивидных, личностных, субъектных свойств человека. Источники и движущие силы саморазвития. Понятие самореализации. Нравственное развитие.

4.16 Самосознание – как ядро личности и индивидуальности. Функции самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Этапы становления и развития самосознания. Проблема «Я» человека в психологии. Диалогическая природа «Я» (М.М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский). Идентичность.

4.17 Я-концепция и защитные механизмы личности. Я-концепция как «теория самого себя». Самоуважение. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Теория защитных механизмов. Защитные механизмы и неврозы. Развитие защитных механизмов у детей.

4.18 Теории личности в отечественной психологии. Комплексный подход Б.Г.Ананьева. Личность как система субъективных отношений (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность как система установок и способность к объективации (Д.Н. Узнадзе) Структурные теории личности (В.А. Ядов, К.К.Платонов). Культурно-исторический подход к психологии личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Системно-деятельностный подход в психологии личности и его варианты в современной психологии (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, В.А, Петровский) и др.

4.19 Теории личности в зарубежной психологии. Психодинамические теории личности: классический психоанализ (З.Фрейд), аналитическая психология (К.Г. Юнг), индивидуальная психология (А.Адлер), эго-психология (Э. Эриксон) и социальный психоанализ (К. Хорни, Э.Фромм). Теория жизненного пространства К.Левина. Интеракционизм (Дж. Г. Мид). Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное направления: Теория оперантного научения (Б.Ф. Скиннер), теория социального научения (А.Бандура). Когнитивные теории личности (Дж. Келли, А. Эллис, А. Бек). Факторно-аналитические теории личности (Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл, П. Коста, Р. Маккрэ). Теории личности в экзистенциальной и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл).

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд. М.: Смысл; Академия, 2007.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000.

5. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие: Учебник. 3-е изд. // Общая психология: в 7 т. Т.2 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2007.

6. Нуркова В.В. Память: Учебник. 3-е изд. // Общая психология: в 7 т. Т.3 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2008.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М.: Высшее образование, 2007.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002.

9. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник. 3-е изд. // Общая психология: в 7 т. Т.1 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2008.

10. Фаликман М.В. Внимание: Учебник // Общая психология: в 7 т. Т.4 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2008.

 

Хрестоматии

1. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Г.Ю. Любимовой. М.: АСТ, Астрель, 2008.

2. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ, Астрель, 2008.

3. Психологи внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ, Астрель, 2008.

4. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова М.: АСТ, 2008

5. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, 2009.

6. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2000.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000.

8. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова, В.Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман. М.: АСТ, Астрель, 2008.

9. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: АСТ, Астрель, 2009.

10. Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. А.О. Прохорова. М., 2004.

11. Самосознание и защитные механизмы личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2000.

 

б) дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.

3. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т.20. №3. с 5-17.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

7. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное изложение. М., 2000.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во Московского университета, 1984.

9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.3. с.5-328

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию: Курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2008.

11. Головаха Е.И., Кроник А.А.Психологическое время личности. 2-е изд. М.: Смысл, 2008.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. СПб.: Питер, 2008. Часть 4. Психические свойства личности. с.469-582.

15. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995.

17. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М: НОУ ВПО МПСИ, 2009.

1. Crain W. Theories of development: concepts and applications. 5th ed. New Jersey: Person Prentice Hall, 2005.

2. Larsen R.J., Buss D.M. Personality psychology: Domains of knowledge about human nature. 3rd ed. New York: McGraw-Hill, 2008.

3. A Dictionary of Psychology. 3rd ed. Andrew M. Colman. Oxford Paperback Reference. New York: Oxford University Press, 2009.

4. Qualitative Psychology: A Practical Guide to Research Methods. J.A Smith Paperback Second Edition. Los Angeles, London, New Dehli, Singapore: SAGE Publications, 2008.

Учебники по теориям личности:

5. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие. СПб., 2001.

6. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2008.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.


ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.