Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменный А.В. Прокопенко В.Р. Петкович Е. Ершов Е Левдик М.






Отчет

По геологической практике

 

 

Выполнили:

Студенты 128 группы

Строительного факультета

 

Письменный А.В. Прокопенко В.Р. Петкович Е. Ершов Е Левдик М.

 

 

Москва 2014

 

Часть 1.

ОАО Мосводоканал

«Музей воды»

 

Из прошлого в будущее.

 

История

 

Московский водопровод – старейшее инженерное сооружение российской столицы. В 2014 году ему исполняется 210 лет.

Первый водопровод в Кремле построил князь Иван Данилович Калита. Было это в 1339 году, в период начала расцвета будущей русской столицы. Угроза вражеской осады привела к мысли соединить Москву-реку при помощи деревянных труб с тайным колодцем, вырытым за стенами Кремля. Таким образом решили проблему запасов воды.
Второй водопровод был построен при Иване III. Под угловой башней, примыкающей сегодня к Историческому музею и Александровскому саду, был обнаружен родник. Чтобы использовать его воду для нужд кремлевских построек (великокняжеских хором, церквей, боярских палат и т.д.), соорудили колодец и специальные кирпичные галереи – водопровод. Поначалу угловая башня, поившая Кремль, называлась Собакиной, и лишь при Петре I получила свое нынешнее название – Арсенальная.

Что касается более или менее настоящего (напорного) водопровода, то его построили в 1632-1634 годах при царствовании Михаила Федоровича Романова. В то время Кремль был уже густо заселен, воды не хватало, приходилось доставлять ее из многочисленных московских прудов.
Чтобы решить проблему, в Англии купили водоподъемную машину (ее чертежи, к сожалению, не сохранились), установить которую поручили механику-англичанину Христофору Галовею, работавшему тогда в Москве. Для этого выбрали угловую Свиблову башню, что на берегу Москвы-реки. Работала машина на конной тяге: лошадки ходили по кругу, приводя в движение колесо, которое, в свою очередь, задавало движение вверх «бесконечной цепи» ведер. Вода из реки поступала в бак, а оттуда по свинцовым трубам – к кремлевским постройкам. Производительность машины составляла 4 тыс. ведер (а одно ведро – это 12, 3 л) в сутки. Поскольку на Руси подъем называли взводом, башню стали именовать Водовзводной..

Небольшие водопроводы были в Москве и до этого. Само­течный родниковый водопровод существовал в московском Кремле с 1491 года. Этот водопровод был построен при Иване III и предназначался для подачи воды при осаде. По проекту Петра Фрязина были устроены на «основаниях каменных водныя течи, яки реки, текущие через весь Кремль-град осадного ради сидения»[1]. Вода поступала из родника под Собакиной башней (ныне Угловая Арсенальная башня) и самотёком шла по кирпичной трубе кТроицкой башне.

В 1633 году Христофор Галовей построил в Кремле водопровод с водонапорной башней. Вода для этого водопровода поступала из колодца в нижнем этаже Свибловой башни и подавалась при помощи подъёмной машины, приводимой в движение лошадьми — т. н. взвода (башню с тех пор называют Водовзводной). Вода поступала в большой бак, а оттуда по свинцовым трубам текла на царскую кухню и в другие места Кремля. Этот водопровод подавал около 4 тысяч вёдер воды в сутки (50 кубических метров) и просуществовал свыше ста лет, до 1737 года, когда он был уничтожен во время пожара.

 

Первый централизованный водопровод в Москве начал строиться в 1779 году по личному указу Екатерины II.Источником водоснабжения служили подрусловые воды реки Яузы вблизи села Большие Мытищи. Строительные работы длились 25 лет и 28 октября 1804 года состоялось открытие водопровода - в Москву начали ежедневно поступать около 300 тыс. ведер (1 ведро=12, 3 л) чистой и вкусной воды из мытищинских ключей. Для перехода через реку Яузу у села Ростокино был построен каменный мост-акведук длиной 356 метров, который сохранился до наших дней.

Замечательные русские инженеры Н.И.Яниш, А.И.Дельвиг, Н.П.Зимин Е.К.Кнорре, Н.Е.Жуковский в разные годы XIX века занимались усовершенствованием и развитием московского водопровода, которого постоянно требовала растущая столица.

К 70-м годам 19 века в Москве проживало около 700 тысяч жителей. Город рос, быстрыми темпами развивалась промышленность. 500 тысяч ведер воды в сутки, подаваемые Мытищинским водопроводом, уже не удовлетворяли городским потребностям. Недостаточный напор в водопроводной сети не позволял подавать воду на верхние этажи домов, создавал значительные неудобства при тушении пожаров. Планируемая в городе современная система канализации также требовала большого дополнительного расхода воды.

В 1890 – 1893 г.г. по проекту заведующего Московским водопроводом Николая Петровича Зимина был построен Новый Мытищинский водопровод, сохранивший общую схему предыдущего. Мощность водопровода была увеличена до 1500 тыс. ведер в сутки, усовершенствованы основные сооружения, поставлены современные паровые машины, построены две водонапорные башни у Крестовской заставы. Было проложено 116 км водопроводной сети, диаметром от 100 до 700 мм. Сеть была кольцевой из чугунных труб с асфальтировкой изнутри и снаружи.

Растущий город требовал увеличения подачи воды: количество городского населения достигло 1, 1 млн.человек, бурно развивалась промышленность. Московский водопровод в существующем виде достиг предела своего развития. Проведенные изыскания показали, что единственным надежным источником для водоснабжения может служить только река Москва выше города.


В 1890 году заведовать московскими водопроводными делами начала Городская Дума. И в 1901 году надумано было ее участником, инженером-механиком Зиминым Н. П., построить еще одну водопроводную станцию. Зимин хорошо разбирался в делах подобного рода, он принимал активное участие в создании Мытищинского водопровода и даже спорил с иностранными инженерами из-за расчета производительности Мытищинских ключей. Заграничные умы приводили одни цифры, а Зимин – совсем другие. Со временем стало ясно, что заграница нам не поможет: расчеты иностранных инженеров не оправдались. Русское техническое общество представило новые данные, но и они отличались от высчитанных Зиминым показателей. Уже современные исследования подтвердили, что русский механик все же наиболее точно рассчитал мощность источников: 43 тысячи кубометров в сутки против 110 тысяч кубометров по расчетам иностранцев и 18 тысяч расчетных кубометров Русского технического общества.

И вот, по инициативе Зимина, в 1903 году на Москве-реке, чуть ниже устья реки Истры, вблизи поселка Рублево, была сооружена Рублевская водопроводная станция или, как ее раньше называли, Рублевская водокачка. 27 июня этого года москворецкая вода Рублевской водокачки доставлялась в Москву в количестве 3, 5 миллиона ведер в сутки. К 1917 году Рублевская станция повысила производительность до 11 миллионов ведер. Надо отметить, что Мытищи к тому времени могли похвастаться показателем лишь в 2, 5 миллиона ведер в сутки.

Грянул 1917 год. Перестала существовать великая держава, родился новый амбициозный Союз, полным ходом шел процесс индустриализации на обломках царского наследия. Не стояло на месте и водопроводное дело. Советский союз внес свои коррективы в водную жизнь Москвы.

 

Москва-река исправно снабжала новую столицу РСФСР водой до 1930-х годов. Но массовая постройка фабрик и заводов и рост населения Москвы делают свое дело: река и Мытищинский водопровод уже не в состоянии обеспечить водой растущий как на дрожжах город. Грозный вождь народов товарищ Сталин утверждает план реконструкции старой Москвы, план включает в себя и водяной вопрос.

Масштабные водные планы должны были соединить Москву-реку с Волгой, но было принято решение не ждать их реализации. Москва обзаводится плотиной на реке Истра, Рублевской плотиной и водопроводной станцией в Черепково.

А уже в 1937 году на помощь москворецкой приходит и волжская вода. 15 июля был открыт канал Москва-Волга.

Генеральным планом развития столицы было намечено строительство системы водохранилищ на реке Волге, канала им. Москвы и Сталинской (в настоящее время Восточной) водопроводной станции.

 


Строительство началось в 1935 году, а 16 июля 1937 года в Москву уже были поданы первые кубометры волжской воды. В 1975 году на Восточной водопроводной станции начала работать первая промышленная установка по озонированию воды.

В октябре 1947 г. Постановлением Правительства было принято решение о строительстве Северной водопроводной станции. Мощность Северной станции достигла 1920 тыс. куб.м в сутки.

1959 год. Население Москвы достигло 5 миллионов человек. Водопроводная система снова столкнулась с проблемой нехватки воды для такого большого количества потребителей. Было принято решение о строительстве Можайского гидроузла в составе 3-х водохранилищ – Можайского(1960г.), Рузского(1964г.) и Озернинского (1967г.). Ввод Можайской гидросистемы позволил ввести в эксплуатацию в 1964 г. Западную водопроводную станцию, строительство которой было обусловлено необходимостью организации водоснабжения новых районов столицы.

 

Для обеспечения потребностей Западной и Рублевской водопроводных станций в 1977 году на территории Смоленской, Тверской и Московской областей была возведена Вазузуская гидротехническая система, включающая в себя каскад водохранилищ на реках Вазуза, Яуза и Руза. Проектная мощность Вазузской гидротехнической системы составляет около 500 млн. куб.м воды в год. Таким образом была создана надежная система водоснабжения города от двух поверхностных источников - Москворецко-Вазузского и Волжского, суммарная гарантированная водоотдача от которых составляет 11 млн куб. м в сутки.

Динамично развивалась московская городская водопроводная сеть. В 1917 году ее протяженность составляла 750 км, в 60-е годы она увеличилась до 4, 7 тыс.км, а в 2000 г. – до 9, 5 тыс.км.
Сегодня ответственность за наличие воды в кранах жилищ москвичей лежит на плечах главного водяного столицы – «Мосводоканала». На данный момент это самая крупная в России компания, занимающаяся водоснабжением. Весь Московский регион в буквальном смысле обязан «Мосводоканалу» жизнью. Почти полтора десятка тысяч его сотрудников круглосуточно работают для того, чтобы в кранах у москвичей постоянно была чистая вода. Силами «Мосводоканала» в декабре 2006 года была запущена новая Юго-Западная водопроводная станция.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.