Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура распознавания проблемы.






 

Чтобы организовать исследование проблемы, надо получить о ней как мож­но более полное представление. Этой цели служат операции по распознаванию проблемы.

 
 

 


1) Формулирование

2) Построение

3) Оценка

4) Обоснование

5) Обозначение

 

1. Распознание проблемы начинается с ее формулирования. Пути формулирования проблемы:

1.1 Первый подход - путем постановки центрального вопроса.

1.2 Второй подход получил название контрадикции (от англ. Contradiction - противоречие, противоположность). В этом случае проблема формулируется в виде противоречия, составляющего основу проблемы.

1.3 Третий подход получил название финитизации. Проблема формулируется по­средством описания предполагаемого результата после того как проблема будет решена.

 

2. Следующий этап распознавания проблемы получил название - построение проблемы. Составляющие этого этапа:

1. Стратификация

2. Композиции

3. Локализация

4. Вариантофикация

2.1 Процедура расщепления проблемы на подвопросы, без ответа на которые нельзя найти ответ на основной проблемный вопрос, получила название стратификации (от лат. stratum - слой).

2.2 Группировка и определение последовательности подвопросов - для обозначе­ния этого этапа используется термин «композиция».

2.3 Ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничение известного от неизвестного в области объекта исследования. Этот этап в построении проблемы получил название локализация.

2.4 Четвертая операция в рамках построения проблемы – определение возможности замены любого из выявленных подвопросов любым другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы. Это действие получило название – вариантификация.

3. Третий этап распознавания проблемы предполагает осуществление операций по оценке проблемы.

 

3.1 Выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы. Эта операция получила название – кондификация (от англ. Condition – условия, состояния; кондиция; кондиционировать воздух – значит придавать ему определенные параметры).

3.2 Проверка наличных возможностей и предпосылок для исследования построенной проблемы. Эта операция получила название – инвентаризация. Например, в организации факторный анализ может быть проведен ее сотрудниками, а для тестирования и анкетирования следует привлечь консультантов.

3.3 Соотнесение познанности, новизны в проблеме с имеющимися у менеджмента, исследователей – экспертов опытом. Эта операция получила название когнификация (от лат. Cognitio – знание, познание). В когнитивной психологии используется такое понятие, как «когниивный диссонанс» - то есть расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

3.4 Операция поиска среди уже когда-либо решенных проблем аналогичным решаемой получила название уподобления. Решая, к примеру, проблему упрочнения рыночной позиции, в рамках исследования может быть привлечен опыт других фирм, находившихся в подобном положении.

3.5 Операция квалификации проблемы заключается в отнесении ее к определенному типу. Например, отнесение к проблемам, решаемым в плановом порядке или к экстренным, требующим немедленного решения. Квалифицируя проблему, руководство организации определяет какое из подразделений или структур будет ею заниматься, определяет уровень ответственности за ее решение, какие ресурсы могут быть выделены для ее исследования.

На четвертом этапе распознавания проблемы осуществляется ее обоснование, т.е. уровень ее важности, значимости позионируется относительно ее влияния на выживание и развитие организации.

 

 

Экспозиция

Актуализация

Компроментация

Обоснование проблемы  
Демонстрация

 

4.1 Установление связей проблемы с другими проблемами, стоящими перед организацией. Эта операция называется экспозицией (от лат. Expositio – выставление на показ, изложение). В рамках обоснования проблемы экспозиция представляет исследование условий и обстоятельств, в которых возникла проблема, как она взаимосвязана и взаимообусловлена другими проблемами организации.

4.2 Развертывание доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения, то есть актуализация проблемы. Эта операция призвана показать руководству организации приоритетность ее решения по сравнению с другими. 4.3 На этапе обоснования проблемы выдвигается также множество доводов против рассматриваемой проблемы. Такая операция получила название компроментации проблемы.

Например, проблема укрепления рыночных позиций фирмы не будет решена до тех пор, пока не будет заменен генеральный директор.

4.4 Синтез результатов, полученных в ходе актуализации и компроментации, составляет содержание операции, получившей название демонстрации.

 

5. Наконец, после того, как проблема обоснована, наступает заключительный этап распознавания проблемы – обозначение проблемы.

Суть этапа – это как говорят исследователи, эксплисилация проблемы, понятий (от англ. Explication – объяснение, толкование) – подбор наиболее удачных и понятных для тех, кто будет проводить исследование слов, категорий для выражения проблемы и наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

 

Таков комплекс операций, составляющих распознавание проблемы. В зависимости от характера конкретного исследования состав операций может укрупняться, обобщаться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.