Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 25. Эксперимент






Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследо­вательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Зна­чит, эксперимент — это исследовательский метод, который за­ключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, по­лучить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскры­вая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функцио­нирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отли­чие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не по­зволяющих активно создавать исследовательские ситуации и из­менять их.

Эксперимент

1. Исследователь сам создает усло­вия, которые вызывают возникно­вение изучаемого явления, ситуа­ции или психических процессов, неожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека.

2. Исследователь сам может целе­направленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явления­ ми.

3. Исследователь может варьиро­вать условия протекания и про­явления явления, исключать и до­бавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функцио­нальные и иные связи между усло­виями существования события или протекания психических процес­сов.

4. Исследователь учитывает усло­вия протекания изучаемого процес­са или события, выявляет их количе­ственные характеристики.

5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и про­явлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельст­вах.

6. Исследователь в ходе эксперимента может воспроизвести явление,
которое он уже наблюдал.

 

Требования:

1. Положительное ответственное отношение испытуемых к эксперименту

2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых

3. чёткая инструкция

4. необходимый учёт субъективных факторов

5. указывать достоверное число испытуемых и число опытов

6. учитывать разработанность теоретич представлений о параметрах явлений

7. чётко спланирован

8. учитывать факторы реального обучения, которые влияют на возникновение изучаемых явлений

 

Достоинства:

1. возможность создания условий для изучения явления

2. можно строго учитывать ответные реакции испытуемого

3. можно повторить

4. возможна математич обработка

 

Недостатки:

1. искажение естественного хода психич процессов

2. знание человеком того, что над ним экспериментируют

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.