Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 33. Оценивание






Оценивание— это исследовательский метод, связанный с привлечением к оцен­ке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке дей­ствий и результатов в этой области. Желателен подбор независи­мых экспертов. Оценки могут быть как качественными (характе­ристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Ва­жен выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соот­ветствующих шкал, снабженных пояснениями о том, за что вы­ставляется тот или иной балл. Необходимо также обучить экспер­тов умению использовать предложенные шкалы.

Оценивание может быть использовано для выяснения соци­ального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности тех или иных организационных форм и методов социального посредничества и партнерства, полезности диагностических средств и во многих других случаях.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобще­ния независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характери­стики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, ре­комендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или до­полняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к вы­явлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющих­ся только в определенных условиях, видах деятельности, отноше­ниях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые ре­зервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям.

Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин неудач, общим поиском мер, необходимых для достижения лучших резуль­татов. Психолого-педагогический консилиум проводится как со­вещание учителей класса, психолога, медика, других заинтересованных.

Нередко используется такой вариант оценки, когда в качестве судьи выступает тот, кого необходимо оценивать. Тогда речь идет о самооценке. В последние годы учителя и воспитатели сами оце­нивают свои сильные и слабые стороны, выделяют затруднения в работе. Необходимо только помнить об относительности таких оценок, ибо педагоги, как правило, лучше диагностируют дру­гих, нежели самих себя.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или професси­ональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с исполь­зованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие си­туации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориента­ции, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оцен­ку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Ис­пользуются ситуации стандартные и нестандартные (творческие). Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоз­дающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.