Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 28. Опрос






Опрос – это исследовательский метод позволяющий выявить психологические явления на основе ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его отве­там на какой-либо заранее сформулированный вопрос или груп­пу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выде­ляют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов (Н. В. Кузьмина).

Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса — в живом контакте исследова­теля и испытуемых (респондентов), в возможности индивидуали­зации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

Сильные стороны письменного опроса — в возможности охва­тить исследованием большое количество опрашиваемых, а следо­вательно, выявить массовые явления, на основе анализа которых Устанавливаются факты.

Слабой стороной интервью (как, впрочем, и беседы) ока­зывается возможность внушения респондентам позиции иссле­дователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц. Сла­бой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровен­ные ответы.

Во всех формах опроса целевая установка исследователя выра­жается в виде гипотезы (или гипотез), выделяются признаки, на­личие или отсутствие которых позволяет делать выводы об ис­кренности и достоверности ответов. К числу таких признаков в интервью относят и поведение опрашиваемых, например, заин­тересованные, активные ответы, или, напротив, желание уйти от ответа, невольные паузы, особенности мимики и жестикуляции, характер поведения, эмоциональные реакции (т. е. невербальная информация).

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказыва­ющего характера. Далеко не всегда полезно ставить вопросы в лоб.

При подготовке и проведении опроса, как и при использова­нии любого исследовательского метода, предназначенного для сбора фактического (эмпирического) материала, следует учиты­вать данные, полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных и предположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальной ситуации, нового периода развития, локальными особенностями позволяет подготовить воп­росы к интервью и вопросники (анкеты) к анкетированию, адек­ватные поставленным исследовательским задачам.

Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым (в интервью всегда вопросы предлагаются открытыми). Открытые вопросы яв­ляются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознава­емые особенности испытуемых или их суждения по поводу иссле­дуемых процессов. Они требуют самостоятельного формулирова­ния ответа.

Анкеты с закрытыми воп­росами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и частично по со­держанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить дос­товерность ответов. Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна быть построена так, чтобы располагать респонден­тов к откровенности, но и не внушать им ответ. При этом опра­шиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому многие анкеты могут быть ано­нимными, без указания фамилии респондента.

Анкетирование дает возможность предложить вопросники сра­зу большому числу людей, однако нет оснований утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы. Тем не менее по­лученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции в группе и формулирования определенных вы­водов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных отве­тов будет тем меньше, чем больше будет охвачено респондентов и чем представительнее будет их состав.

Очень часто при оценке и использовании ответов важно знать, кому принадлежит оценка, мнение, совет или предложение, на­сколько в них отразилась позиция той или иной группы. Поэтому в анкету (обычно анонимную) полезно включить общие данные, характеризующие респондента (пол, возраст, стаж, профессия, должность, участие в том или ином виде деятельности, степень успешности в этой деятельности и др.).

 

 

Вопрос 29. Тестирование (метод тестов)

Тестирование — это исследовательский метод, который позво­ляет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследова­телю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также от­ношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обыч­но получают некоторую количественную характеристику, пока­зывающую меру выраженности исследуемой особенности у лично­сти. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свой­ства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с раз­витием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «боль­ше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания обычно отли­чаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отни­мают много времени.

При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд усло­вий. Во-первых, нужно определить и ориентироваться на некото­рую норму, что позволит объективно сравнивать между собой ре­зультаты и достижения различных испытуемых. Это означает так­же, что исследователь должен принять некоторую научную кон­цепцию изучаемого явления, ориентироваться на нее и с этих позиций обосновывать создание и интерпретировать результаты выполнения заданий. Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.

Норма каждого теста определяется составителем-разработчи­ком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих неко­торой культуре (выборка стандартизации).

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

информирование испытуемого о целях проведения тестиро­вания;

ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению
тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том,
что инструкция понята правильно;

обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного вы­полнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отно­шения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

соблюдение исследователем методических указаний по об­работке полученных данных и интерпретации результатов, кото­рыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

предупреждение распространения полученной в результате
тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее
конфиденциальности;

ознакомление испытуемого с результатами тестирования,
сообщение ему или ответственному лицу соответствующей инфор­мации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает
необходимость решения серии этических и нравственных задач;

накопление исследователем сведений, получаемых другими
исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг
с другом и определение согласованности между ними; обогаще­ние своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его
применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень раз­вития тех или иных психических функций, познавательных про­цессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познава­тельной сферы личности, особенностей мышления и обычно на­зываются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Век-слера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классифика­цию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сфор­мированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обыч­но применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств лич­ности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: суще­ствуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятель­ности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и по­буждения, тревоги и состояние страха. Испытуемому предлагаются различные стимульные материалы типа сюжетно неопределенных картинок, незавершенных предложений, сюжетные рисунки с кон­фликтными ситуациями и др. с просьбой интерпретировать их. Ме­ханизм выполнения таких заданий проявляется в том, что испыту­емый некоторым образом упорядочивает элементы стимульного материала и придает им субъективный смысл, отражающий его личный опыт и переживания. Напри­мер, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявляет индивидуально-типологические различия путем анализа рисунка человека, составленного из десяти фигур (тре­угольников, квадратов и кругов, причем их сочетание может быть любым): испытуемый может оказаться принадлежащим к типу «ру­ководителей», «тревожно-мнительных личностей» и т.д.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые по­казатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показа­ний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирова­ния, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство.

Сферы тестирования в ППИ:

-Образование

-Профессиональная подготовка и проф.отбор

-Психолого-педагогич консультирование

На результаты теста влияют: образовательный ценз, соц статус, усвоение терминов понятий и умственных действий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.