Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Теоретическое ядро исследования (идея, замысел, гипотеза)






Поставив задачи, исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие, а все последующие логические этапы будут представлять ступени движения к инструментовке, провер­ке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого пред­восхищения, предвидения результатов выступает гипотеза — обо­снованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуще­ствление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.

В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертывают­ся в гипотезу.

В связи с этим возникает необходимость обратиться к вопросу о научном факте. Факт- отражение многих явле­ний и связей, их обобщение, он в значительной мере — резуль­тат идеализации, предположения о том, что все аналогичные явления, связи, отношения принадлежат к данному классу яв­лений.

Психологическим или педагогическим фактом на этом основа­нии можно считать отдельные, многократно и достоверно зафик­сированные связи между условиями среды и факторами развития личности. Такова, например, зависимость между авторитетностью педагога и воспитательным эффектом его воздействия, между ин­теллектуальной активностью воспитанников и развитием, между степенью интеграции воспитательных влияний среды и результа­тами воспитания. Полнота и достоверность фактов, достаточно богатая фактологическая база — необходимое (хотя и недостаточное) условие достоверности вы­водов.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки су­ществующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая и зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуще­ствления. Так, например, многократно зафиксированное явление, заключающееся в том, что второгодники учатся плохо, отрица­тельно относятся к учению, часто бросают школу, встают на путь правонарушений, позволило установить факт: второгодничество наносит серьезный ущерб личности и обществу, оно педагогичес­ки не оправдано. Возникла идея: предупреждение неуспеваемости на основе диагностики ее причин; и возник замысел: на основе конкретной диагностики причин неуспеваемости разработать си­стему предупреждения неуспеваемости.

Развитие ключевой идеи связано с мысленным развертывани­ем замысла, его идеальным, воображаемым осуществлением в виде гипотезы, содержащей предвосхищение, догадку о путях, спосо­бах и результатах решения поставленных задач. «Рождение» идеи, претворение ее в замысле, а затем разверты­вание его в гипотезу и представляет собой самый сложный, твор­ческий элемент исследования, его творческое ядро, прорыв к но­вому.

Результативность поиска, наличие в нем хотя бы элементов новизны зависят от того, воз­никла ли у исследователя идея открытия (нововведения). Понятие «идея» можно раскрыть как мысль о преобразовании, как един­ство, мостик от известного к новому. Рождение идеи — глубоко индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Стимулировать этот процесс можно, выделив на основе анализа многих педагогических открытий условные звенья движения к цели.

Прежде всего, следует обратиться к исходному факту, фикси­рующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию, скажем, катастрофическое ухудшение здоровья подрастающего поколения или разобщенность воспитательных инструментов об­щества, снижение уровня учебно-познавательной мотивации школьников и т. д. Предварительная оценка исходных эмпиричес­ких данных убеждает, что нередко неблагополучие ощущают или осознают все субъекты педагогического процесса: и дети, и роди­тели, и педагоги (А. Ф. Закирова).

Мотивация деятельности педагогов на начальном этапе педа­гогического поиска имеет различный характер, но основывается именно на осознании исходного факта как негативного.

После анализа и оценки исходных педагогических фактов це­лесообразно четко выделить и зафиксировать основные положе­ния (постулаты, аксиомы) теоретической концепции (исходной концептуальной платформы) данного исследования. Следует за­метить, что в качестве таковых берутся уже хорошо проверенные положения, которые в данном исследовании не проверяются (хотя, разумеется, могут быть уточнены и конкретизированы). Напри­мер, если речь идет о создании «школы здоровья» или реабилита­ционного детского центра, в качестве исходных могут быть при­няты приведенные в разделе 3 данной главы исходные положения о здоровье как высшей человеческой ценности.

Теперь нужно исходный факт многократно «пропустить» через «сито» основных положений, стремясь мысленно преобразовать его в иное (желаемое, потребное) состояние. При этом осуществ­ляется поиск условий, механизмов, средств и способов деятель­ности для перевода исходного факта в искомый, желаемый. Тут может родиться идея преобразования. Ну а если она так и не родилась? Тогда приходится прибегать к заимствованию уже выдвинутых кем-то идей, к «усыновлению» или, точнее, «удо­черению» идеи, которую нужно сделать родной, освоить, по мере сил модифицировать, конкретизировать в соответствии с услови­ями и возможностями.

Следующий (а нередко идущий одновременно) этап — инст­рументовка идеи, которая приводит к возникновению замысла. Замысел — это инструментированная идея, это идея, снаряжен­ная средствами ее осуществления. Теперь остается мысленно реа­лизовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мыс­ленное предвосхищение и приводит к гипотезе-предположению о содержании, структуре, функциях искомого состояния преобразуемых объектов педагогической действительности, о путях и спо­собах движения к этой цели. Именно в гипотезе синтетически представлены содержа­ние и процессуальная сторона творческого поиска: исходная кон­цептуальная основа, идея и замысел ее реализации.

Использование указанной «понятийной цепочки»: исходный факт — проблема — исходные концептуальные положения — идея — замысел — гипотеза — желаемый результат определенно прослежи­вается в новаторском опыте и инновационных поисках.

Таким образом, выделение «понятийной цепи» исследователь­ского поиска помогает выявить и использовать эвристическую тех­нологию, стимулирующую педагогическое творчество и, в част­ности, реализацию «творческого ядра» всего исследовательского поиска, связанного с рождением идеи преобразования, ее вопло­щением в замысел и мысленным развертыванием в гипотезу.

В философской литературе различают рабочую гипотезу (или временное предположение для систематизации имеющегося фак­тического материала) и научную (или реальную) гипотезу, кото­рая создается, когда накоплен значительный фактический мате­риал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положения, которые с определенными уточне­ниями и поправками могут быть развиты в научную теорию, воп­лощены в методики и технологии. Процесс создания гипотезы, таким образом, длителен, он часто совмещается с другими этапа­ми исследования.

Научная гипотеза должна отвечать ряду установленных фило­софами и логиками требований: соответствие фактам, проверя­емость, приложимость к широкому кругу явлений, возможная про­стота и др. По своему характеру она может быть выдвижением принципиально нового положения (революционизирующие ги­потезы) или модификацией известных законов на основе пред­положений о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено. По логической структуре гипо­тезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и про­веряется одно предположение, или разветвленный, когда необ­ходима проверка нескольких предположений.

Если гипотеза заключает предположение о связи между усло­виями, предполагаемыми мерами, содержанием, технологиями, формами деятельности и результатами, но не раскрывает соци­ально-психологических механизмов, определивших данный резуль­тат, то такая гипотеза носит эмпирический характер, ее часто именуют функциональной. Если гипотеза заключает предположе­ние и о механизме исследуемых связей, их внутренней законо­мерности, то она носит теоретический характер, ее именуют объяс­нительной гипотезой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.