Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование земель, находящихся в личном пользовании граждан






Одно из направлений земельных преобразований в сельской местности, начатых в 1990—1991 гг. с принятием соответствующих законодательных актов, — проведение землеустроительных работ по обеспечению земельными участками граждан на различном праве.

В целях упорядочения этих работ и создания необходимых фондов для наделения граждан земельными участками в личное пользование были проведены землеустроительные действия, свя­занные с передачей в ведение органов местного самоуправления земель 153, 3 тыс. сельских поселений с прилегающими к ним тер­риториям, общая площадь которых составила 34, 6 млн га.

Передача таких земель позволила выделить 3, 42 млн га для ве­дения личного подсобного хозяйства и создать резерв для допол­нительной передачи гражданам для организации (расширения) личного подсобного хозяйства 2, 38 млн га, а также коллективного огородничества, сенокошения и выпаса личного скота — 16, 13 млн га. Это позволило удовлетворить потребности сельского населения в земельных участках для указанных целей на данный период.

Второй значительной работой по созданию фонда перераспре­деления земель было составление проектов перераспределения зе­мель при приватизации земель реорганизованных колхозов и совхозов.

Особое значение в обеспечении потребностей граждан земель­ными участками было отведено работам, проводимым во исполне­нии Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». В целях выявления резервов земель была проведена инвентаризация земель всех категорий по 1320 административным районам. По ее итогам было выявлено 2, 54 млн га земель, пригод­ных для предоставления их гражданам для ведения личного под­собного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и иных целей.

Проведение указанных работ позволило создать фонд пере­распределения земель, который к 1997 г. составлял 31, 21 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 18, 0 млн га. Нали­чие такого фонда перераспределения земель позволило на всех этапах реформирования земельных отношений полностью удов­летворить потребности значительного числа граждан в земель­ных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садо­водства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства.

Фактически передача земель гражданам в личное пользование была завершена к концу 90-х годов прошлого века. Однако в со-


ответствии с действующим законодательством необходимо про­ведение землеустроительных работ по закреплению границ зе­мельных участков и оформлению прав на землю. По состоянию на 1 января 2005 г. фонд перераспределения земель составлял 34, 9 млн га.

Динамика площадей земель, предоставленных и приобретен­ных гражданами на различном праве, и числа граждан, которым предоставлены эти земли, приведена в таблице 8.7.

Из таблицы видно, что число граждан и площади предостав­ленных им земель увеличивались до 1997 г. Затем эти показатели в основном стабилизировались, а отдельные из них снизились.

На 1 января 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 275, 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, общая площадь которых составила 14, 1 млн га. По сравнению с предыдущим го­дом число крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось на 3, 2 тыс., а площадь, закрепленная за ними, возросла на 396, 4 тыс. га.

Значительно увеличилось число крестьянских (фермерских) хозяйств и занимаемых ими площадей в республиках Дагестан, Татарстан, Калмыкия, Башкортостан, Алтай, а также в Красно­дарском крае, Астраханской и Нижегородской областях. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации, а именно, в Рос­товской, Новосибирской, Омской, Саратовской, Рязанской, Ар­хангельской областях, Алтайском и Красноярском краях, Респуб­ликах Тыва и Саха (Якутия) ликвидированы крестьянские (фер­мерские) хозяйства, что привело к сокращению их площадей и числа.

Первоначально численность крестьянских (фермерских) хо­зяйств снижалась в результате сложных экономических условий в стране. В последние годы согласно действующему законода­тельству происходит процесс перерегистрации ассоциации кре­стьянских (фермерских) хозяйств, созданных ранее на базе ре­формированных колхозов и совхозов, а также объединение их в производственные кооперативы. Наиболее интенсивно ассоци­ации крестьянских хозяйств перерегистрируют в Ростовской области.

Средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства со­ставляет 52, 7 га, а по регионам в зависимости от наличия земель­ных и трудовых ресурсов, специализации и других местных усло­вий он колеблется от 2, 4 га (Республика Дагестан) до 400 га (Рес­публика Калмыкия). Несмотря на некоторые сокращения числа крестьянских (фермерских) хозяйств по годам, их средний размер увеличился с 41, 1 га в 1991 г. до 52, 7 га в 2004 г. В 1999 г. средняя площадь крестьянского (фермерского) хозяйства достигла 50 га и меньше этого размера не опускалась.

На первоначальной стадии создания крестьянских (фермер­ских) хозяйств границы их земельных участков устанавливали за







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.