Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг в отечественной психологии.






Тренинг, как метод практической психологии зародился в СССР в 1960-х - 1970-х годах, уже в 1920-е - 1930-е гг. в СССР были созданы первые деловые игры. Как известно, именно игра, наряду с групповой дискуссией, относится к основным методам тренинга.

В 1960-е - 1970-е гг. немецкий (ГДР) психолог М.Форверг – заложили основы отечественной школы тренинга. В Советском Союзе их идеи развивались под названием «социально-психологический тренинг». Именно тогда были заложены традиции подготовки тренеров. В то время, подготовка ведущего социально-психологических тренингов предполагала а) наличие высшего психологического образования, б) специальную методическую подготовку не менее 2 недель.
В 1960-х - 1970-х в Союзе также активно разрабатывались тренинговые занятия по саморегуляции (Попов, Беляев, Алексеев)
В 1982 году в СССР Л.А.Петровской была опубликована первая монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга. Наиболее активно тренинг в СССР развивался в 1980-е - 1990-е годы. В 1980-х возникло понятие «активное социально-психологическое обучение» (АСПО). Именно такое название носит один из самых известных учебников в отечественных кругах, учебник Яценко Т.С. «АСПО: активное социально-психологическое обучение».
В то время, как для западной практики характерно именовать словом «тренинг» любые формы обучения, лекции и даже презентации, слово «тренинг» в отечественной традиции имеет достаточно четкое и конкретное значение и подразумевает активные методы развития личной эффективности и межличностной компетентности.
Отечественный тренинг можно охарактеризовать следующим образом:
Интенсивность. Тренинг проводится с группой численностью 8-12 человек на протяжении 3-5 дней. Возможны и более краткосрочные занятия при условии значительного сокращения перечня рассматриваемых в тренинге вопросов.
Выраженная «психологичность» тренинга. В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется следующим образом: «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Традиционно, подготовка специалиста в области тренинга подразумевает изучение теоретической и практической психологии, а прежде, предоставлялась только при условии высшего психологического образования.
Акцент на развитии. Под тренингом в отечественной традиции подразумеваются в большей степени методы развития, нежели методы обучения. Это, прежде всего, развитие способностей а не передача знаний, это скорее расширение самопонимания участников, нежели информирование участников тренинга о внешнем мире.

Проблематизация. Зачастую участники приходят на тренинг с одним вопросом, а уходят с тремя. Так участники начинают осознавать сложность того или иного явления и не сводить поведение или отношения к простой логической схеме, ведь поведение человека эмоционально, а не рационально. Таким образом пройдя тренинг участник учится жить в реальном сложном мире, а не редуцировать его до примитивных схем. Мир сложен, разнообразен и красочен, и быть эффективным в этом мире исходя из того, что он черно-белый маловероятно.
«Глубина». Характерно внимание к деталям и нюансам, здесь вы не найдете деления людей на 4, 6 или 8 типов и простых инструкций к каждому из них, о том, как на них эффективно воздействовать. Вы не увидите здесь и простых универсальных инструкций, которые, якобы, действуют в любой ситуации, достаточно лишь «подстроиться», «отзеркалить», «заякорить» или «внушить».
Интегративный подход. Для отечественного подхода характерно органичное объединение отечественных и Западных идей и концепций в стройную систему. В то же время, многие практики, незнакомые с отечественной моделью тренинга представляют собой эдакое «лоскутное одеяло» нахватавшись и хаотично используя идеи, техники и приемы из зачастую противоречивых подходов, в грустной попытке объединить несовместимое, например, гештальт-подход (гуманистическое направление) и НЛП (набор манипулятивных техник и приемов). Системность отечественного видения тренинга достигается благодаря научному подходу.
Высокая активность участников. Характерна максимальная активность участников и минимальная активность тренера, поэтому удельный вес информации в тренинге незначителен, вместо так называемых «минилекций» (пассивное восприятие информации) используется групповая дискуссия (активная работа и вовлечение учащихся в диалог) и ролевая игра. Ведь знания меняют поведение тогда, когда следуют из опыта. Если в западных школах зачастую предлагается и тиражируется «успешное поведение» в демонстрации тренера, то в отечественной традиции участники учатся на собственном опыте, приобретаемом ими во время тренинга, а также анализируя собственный дотренинговый опыт.
«Диагноз важнее предписания». В отечественной модели важнее работа, ориентированная на диагностику и анализ текущего положения дел участника, нежели конструирование желаемого будущего. Важнейшей задачей признается обеспечение высокого уровня самопонимания участником, взамен предложения «простых и универсальных» решений.
Ценность партнерских отношений. Тренер занимает по отношению к участникам партнерскую позицию «на равных», а не позицию гуру или наставника «свысока», что в большей степени характерно, для Западной модели в том виде, как она представлена у нас сейчас. Точно также в тренинге участники учатся занимать позицию «на равных» по отношению к партнеру по общению, будь то тренинг «Управление командой», «Мастер делового общения», «Эмоциональный интеллект», «Продажи» или «Переговоры». И ответственность за результативность тренинга распределяется между тренером и участниками. Для чего участникам отводится активная роль, они учатся на собственном опыте, а не на «драгоценном опыте гуру».
Аппеляция к зрелости. Важнейшая задача тренера - побуждать участников принимать решения самостоятельно, осознавая свою ответственность. Например в тренинге делового общения участник осознает собственную ответственность за исход делового взаимодействия с другим человеком.
Тренер, например, в ответ на вопрос участника тренинга, задает вопросы участнику, побуждая его мыслить и самостоятельно принимать решения. Ведь если тренер раздает советы, тем самым он учит зависимости и неспособности принимать самостоятельные решения. А это не наш подход.


 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.