Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а 26 МОНГОЛИЯ






26.1. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Монголия — государство Центральной Азии. Территория стра­ны— 1566, 5 тыс. км2 (156, 6 млн га). Это больше, чем общая пло­щадь Великобритании, Германии, Италии и Франции. Население в 1997 г. составляло 2, 35 млн чел.

Плотность населения — одна из самых низких в мире— 1, 5чел. на 1 км2. Землеобеспеченность составляет 66, 7 га на одного человека, в том числе 53, 4 га сельскохозяйственных угодий и 0, 73 га пашни.

Большую часть территории страны (77, 8 %) занимают есте­ственные пастбища, находящиеся в среднем на высоте 1500 м над уровнем моря. Площадь пашни за последние годы была незначи­тельной — около 1, 3 млн га. Площадь под поселениями составляла 400 тыс. га.

Сложные природные условия на территории страны (среднего­довое количество осадков 210 мм, большая высота над уровнем моря, сильные колебания зимних и летних температур и др.) оп­ределили особенности экономики.

Монголия — это сельскохозяйственная страна. Животновод­ство здесь — главный сектор экономики. За последние годы заре­гистрированное поголовье овец находилось в пределах 14... 15 млн гол., коз — 11, крупного рогатого скота — 3, 7, лошадей — 3, 1 млн, верблюдов — 356 тыс.

Всего в 1999 г. в стране насчитывалось 32, 82 млн сельскохозяй­ственных животных.

Кроме этого, с 1, 32 млн га обрабатываемых сельскохозяйствен­ных земель было получено 217, 6 тыс. т зерна, 41, 3 тыс. т картофе­ля, 19, 5 тыс. т овощей [155].


До 1921 г. Монголия представляла собой полуколониальное феодальное государство со слабой экономикой, ориентированной на кочевое животноводство экстенсивного типа.

Несмотря на общественное землепользование, земля и значи­тельная часть скота находились в феодальной собственности.

Пастбища, принадлежащие феодалам, использовали крестьяне сообща, между ними распределяли только небольшие участки се­нокосов и пашни. Границы угодий устанавливали по хребтам и живым урочищам [11].

После революции 1921 г. основой земельных отношений в Монголии стала государственная (общенародная) собственность на землю, что было закреплено в Конституции страны, принятой 26 ноября 1924 г. Пастбища, сенокосы и пахотные участки переда­вали крестьянам (аратам) в бесплатное пользование.

До 1940 г. в стране преобладало мелкотоварное крестьянское хозяйство с наличием единичных стойбищ (одна-две крестьянс­кие семьи). В начале 50-х годов аграрная политика государства была полностью ориентирована на СССР, на создание крупных сельскохозяйственных объединений и госхозов, представляющих собой землепользования социалистического типа.

На первом этапе кооперативное движение характеризовалось постепенным развитием начальных форм аратских объединений. Число таких объединений увеличилось с 91 в 1940 г. до 183 в 1954 г., а число их членов — соответственно с 2015 до 15 400 чел.

К 1959 г. процент кооперирования аратских хозяйств достиг 99, 3 %, а удельный вес общественного скота, сосредоточенного в сельскохозяйственных объединениях, составил 72, 3 %.

К концу 1959 г. в сельском хозяйстве Монголии вместо 185 тыс. мелких, раздробленных индивидуальных хозяйств было создано 389 крупных сельскохозяйственных объединений социа­листического типа, в каждом из которых имелось 59 тыс. гол. скота (в том числе 43, 4 тыс. гол. общественного) и 475 аратских хозяйств [67].

К концу 80-х годов в Монголии насчитывали 255 сельскохозяй­ственных объединений (СХО), главным образом животноводчес­кого направления. В среднем на одно СХО приходилось 434 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в основном отгонных пастбищ, 1, 3 тыс. га пашни, 67 тыс. голов общественного скота, в том числе 48 тыс. овец [66]. Объединение имело 40 тракторов (в пересчете на 15-сильные) и 17 автомобилей. В пользовании объединений име­лось 85 % всех земельных угодий, в них было сосредоточено около

75 % всего поголовья скота. Они производили 60 % валовой про­дукции сельского хозяйства, в том числе 75 % всех видов мяса,

76 — овечьей шерсти, 82 — козьего пуха, 69 % — верблюжьей шер­сти.

Помимо сельскохозяйственных объединений в Монголии по­степенно складывалась система землепользовании госхозов —


крупных государственных сельскохозяйственных предприятий, основанных на общенародной собственности на средства произ­водства.

Если в 1940 г. было всего 10 госхозов, имеющих 8 тыс. га посев­ных площадей, в 1960 г. — 25 предприятий и 204 тыс. га посевов, то в 1980 г. их число составило 49, а площадь посева — 556, 2 тыс. га. В начале 90-х годов число госхозов составляло 60. Они возде­лывали сельскохозяйственные культуры на площади более 570 тыс. га.

Госхозы производили около 20 % валовой продукции сельского хозяйства, 85 % всех зерновых, основную часть картофеля и ово­щей, имели около 80 % всех посевных площадей. Каждое пред­приятие занимало в среднем около 300 тыс. га сельскохозяйствен­ных угодий, из которых 9, 8 тыс. га была пашня, имело 27, 5 тыс. голов скота, 262 трактора (в 15-сильном исчислении), 36 комбай­нов, 40 автомобилей.

Землеустройство в Монголии в период с 1921 по 1954 г. было связано с образованием сельскохозяйственных объединений и госхозов, хотя технические проекты землеустройства не составля­ли, проектные решения имели вид землеуказаний.

Впервые землеустроительные работы в полном комплексе ста­ли проводить после 1954 г. при участии и под руководством земле­устроителей из СССР, работавших в составе землеустроительных экспедиций. С 1954 по 1959 г. были установлены границы между административно-территориальными единицами (самоннами), закреплены земли за 359 сельскохозяйственными объединениями и 24 госхозами.

В это же время в связи с развитием промышленности начали осуществлять землеустроительные работы по отводам земель под железные дороги, линии электропередач, для развития горнодо­бывающей промышленности, городов, лесохозяйственных пред­приятий, заповедников.

В марте 1959 г. землеустроители начали поиск целинных земель для их освоения и вовлечения в сельскохозяйственное производ­ство. Уже в 1960 г. посевные площади в Монголии были расшире­ны на 150 тыс. га и доведены до 265, 5 тыс. га. Для выявления па-хотнопригодных земель и сенокосных угодий была организована совместная Монголо-Советская землеустроительная экспедиция. За 1961—1963 гг. экспедицией было отобрано 1360, 5 тыс. га пахот-нопригодных целинных земель, 422, 6 тыс. га старопахотных зале­жей и 422, 6 тыс. га сенокосов. С 1976 по 1980 г. было освоено 279 тыс. га целины, и к 1980 г. площадь пашни увеличилась до 1182 тыс. га.

С 1974 г. начался новый этап межхозяйственного землеустрой­ства, связанный с определением границ городов и сельских посе­лений, санаториев, домов отдыха, а также с укрупнением и час­тичным изменением границ сельскохозяйственных предприятий.


В 1977 г. всем землепользователям были выданы акты на право пользования землей.

В связи с тем что природные условия Монголии близки к ус­ловиям Казахстана и ряда регионов России, за основу проведе­ния землеустройства взяли советскую методику составления про­ектов.

С 1964 г. в связи с необходимостью организации рационально­го использования и охраны земель сельскохозяйственных пред­приятий при помощи советских специалистов стали составляться проекты внутрихозяйственного землеустройства. В период с 1964 по 1967 г. и в 1971 г. указанные экспериментальные проекты были разработаны на территории 20 госхозов и 18 сельскохозяйствен­ных объединений [47].

Для целей планирования использования земель в 70-е годы в Монголии начали разрабатывать схемы землеустройства аймаков по советской методике.

Их содержание было аналогично схемам землеустройства обла­стей, краев, автономных республик бывшего Советского Союза.

В период с 1978 по 1980 г. была создана совместная Монголо-Советская энциклопедия для подготовки тематических карт при­родных ресурсов Монгольской Народной Республики масштаба 1: 1 000 000. Карты составляли с использованием космических фо­томатериалов, полученных с советских космических аппаратов. В серию входили следующие карты:

геолого-структурная с элементами неотектоники;

среднего многолетнего стока поверхностных и подземных вод;

земельного фонда;

- использования почв;

- кормоботаническая; лесного фонда;

ландшафтно-типологического районирования. Комплексный анализ серии карт позволил в последующем в

80-е годы локализовать и выделить наиболее перспективные райо­ны Монголии, в пределах которых было продолжено более деталь­ное и целенаправленное изучение природных ресурсов на основе аэрокосмической информации и картирование территории в мас­штабах 1: 200 000 и 1: 100 000.

Геодезическими работами в Монголии в это время ведало Го­сударственное управление геодезии и картографии при Госкоми­тете строительства, архитектуры и технического контроля. Воп­росами регулирования землепользования занимались также Ми­нистерство сельского хозяйства, Министерство геологии и гор­нодобывающей промышленности, Министерство лесов и деревообрабатывающей промышленности, Министерство водно­го хозяйства.


26.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНА

До начала 90-х годов земельными ресурсами в Монголии уп­равляли по советской модели. В стране существовало Главное уп­равление землепользования и землеустройства, в ведении которо­го находились управления землеустройства аймаков (областей). В каждом районе (округе — сомонне) работала группа землеустрои­телей, возглавляемая главным землеустроителем. Имелся также проектный институт по землеустройству, который занимался про­ектными и изыскательскими землеустроительными работами, по­чвенными и геоботаническими обследованиями, разработкой проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеуст­ройства. Всю землеустроительную документацию вели на русском языке.

Земельные преобразования в современной Монголии начались активно с 1994 г. с принятием Закона о земле и Закона о плате за землю. Все сельскохозяйственные угодья по-прежнему остались в государственной собственности, и их передавали в пользование (аренду). Единицей земельного налогообложения считали овцу, за которую уплачивали 54 тугрика (1 долл. США равен 1000 тугри­кам).

Управление землеустройства перешло в ведение Министерства сельского хозяйства Монголии. В 2000 г. оно насчитывало 30 ра­ботников. Отделы землеустройства (3...4 чел.) находятся в 18 ай­маках и трех муниципалитетах (Улан-Баторе, Дархане, Эрденете). В городских отделах по землеустройству работает от 5 до 20 чел. В каждом из 329 районов (сомоннов) имеется районный инженер-землеустроитель. Вся землеустроительная служба в 2000 г. насчи­тывала 428 чел.

В 90-е годы в Монголии был взят курс на переход к экономике рыночного типа. В этой связи началась перестройка форм земле­пользования и организационно-правовых структур в сельском хо­зяйстве. Сельскохозяйственные объединения и госхозы были фак­тически ликвидированы, а их имущество — приватизировано, хотя земля оставалась в государственной собственности.

Сельскохозяйственные предприятия приобретали форму акци­онерных обществ, товариществ и др. Реорганизация сельскохо­зяйственных предприятий привела к снижению эффективности земледельческих отраслей. Так, производство зерна снизилось с 800 тыс. т в 80-е годы до 100... 120 тыс. т к концу 90-х годов, а пло­щадь пашни — с 1, 2 млн га до 300 тыс. га. Более 900 тыс. га пашни перешло в залежь.

Поэтому правительство стало искать новые пути совершен­ствования земельных отношений и землеустройства.

Так, в 2002 г. в Закон о земле были внесены изменения, принят Закон о приватизации земель (2002 г.). В соответствии с этими


нормативными правовыми актами стало возможным получить в частную собственность земельные участки, находящиеся в черте поселений, а также участки пашни. Пастбища по-прежнему оста­лись в государственной (общенародной) собственности.

Земля стала считаться не только природным ресурсом, главным средством производства в сельском хозяйстве, но и объектом не­движимого имущества. Учитывая это, в 2002 г. была начата пере­стройка землеустроительных органов. Было предложено Управле­ние землеустройства, Управление геодезии и картографии, Служ­бу земельных отношений и регистрации недвижимого имущества объединить в одно земельное ведомство и подчинить это ведом­ство непосредственно премьер-министру.

Руководители Монголии, аймаков, сомоннов стали понимать, что недооценка значения и опыта землеустройства в земельных преобразованиях может привести к катастрофическим изменени­ям в экономике страны и даже к разрушению территориальной целостности государства.

Поэтому было намечено разработать следующие виды землеус­троительной документации — планы:

Генеральный государственного землеустройства;

землеустройства территории аймаков и столицы (г. Улан-Бато­ра с окрестностями);

землеустройства территории сомоннов и округов;

землеустройства (территориального — межхозяйственного и внутрихозяйственного) [70].

Опыт разработки таких планов и проектов землеустройства у специалистов Монголии имеется. Так, в 1975 и 1986 гг. были раз­работаны Генеральные планы (градостроительные схемы) г. Улан-Батора. Землеустраиваемая территория в 1975 г. охватывала 21 тыс. га из 131 тыс. общей площади столицы, а в 1986 г. — 30, 7 тыс. га из 135, 8 тыс. га.

В рамках Генерального плана были подготовлены следующие схемы:

водоснабжения, канализации и очистных сооружений;

электроснабжения и связи;

транспортная;

состояния окружающей природной среды и охраны территории;

защиты водного бассейна и воздушного пространства;

развития пассажирского транспорта и сети дорог;

общая планирования землепользования.

Во второй половине 90-х годов была начата разработка нового Генерального плана г. Улан-Батора. При этом было принято ре­шение составить Схему землеустройства территории столицы, включающую в себя не только всю площадь города, но и прилега­ющую сельскую пригородную местность. Вся эта территория раз­вивается по принципу «расселение — оседание», что требует учета при развитии города кочевых и оседлых крестьянских хозяйств.


Например, на территории столицы без учета поголовья скота граждан, временно приезжающих в город с периферии на летний период, находилось в 1998 г. 296, 3 тыс. гол., что привело к увели­чению допустимой нагрузки на пастбища в 4, 6 раза в целом по метрополии и в 5, 8 раза непосредственно в границах г. Улан-Бато­ра. В некоторых округах города перегруженность пастбищ в 13 раз превышала нормативный уровень.

Результатом перегруженности территории явилось изменение традиционных типов расселения — оседания. Так, в радиусе от 5 до 50 км от границы города появились 70 мелких поселений и оча­гов оседания, что усилило нагрузку на землю. В некоторых местах отмечено, что из-за этого произошли снижение покрытия почвы растениями на 35...40 % и замена фитоценозов: луговых — степны­ми, а степных — сухостепными.

В районах, где на ограниченном пространстве скопились люди, скот и техника и таким образом на протяжении многих лет наблю­дали нерациональное землепользование, растительный покров не только ухудшился, но и были уничтожены ивовые насаждения вдоль рек, лесные опушки поредели, лес потерял свои водонакап-ливающие и водоудерживающие свойства, увеличились линейный и площадный смыв почв с верхних частей и склонов гор. В резуль­тате этого в отдельных местах произошел смыв почвы и у подно­жия гор скопились почвенные наносы, а также образовались ко­нусы выноса.

Преодоление этих негативных последствий в схеме землеуст­ройства территории столицы потребовало проведения ее функци­онального зонирования.

Выделенные функциональные зоны территории, определяю­щие регламент ее использования, показаны на рисунке 28.

В соответствии с разработанной схемой начали составлять проекты землеустройства, связанные с отводами земли под строительство, межеванием и установлением границ округов и других административно-территориальных единиц и участков, а также осуществлять контроль за состоянием и использовани­ем земли.

Для включения земельных ресурсов в экономические отноше­ния в отдельных районах Монголии в 90-е годы была проведена также экономическая оценка земель. Например, первая оценка земли в Улан-Баторе была проведена в 1992 г. Тогда базовая сто­имость 1 га была оценена в 430 тыс. тугриков. В 1997 г. 1 га земель столицы стал стоить в среднем 440 млн тугриков. Для сравнения: 1 га земли в поселениях численностью до 500 чел. стоит 5 млн туг­риков, т. е. в 88 раз меньше.

Таким образом, перестройка земельных отношений в Монго­лии показала, что землеустройство — основной механизм государ­ства в ходе земельной реформы. С помощью землеустройства лег­ко разрушить земельный строй и снизить эффективность произ-


[Щ.
 
csi

границы природно-хозяиственных
L*------ ' территориальных районов

| „, < -1 границы подрайонов

I с—*") I городская черта

I 7=$ I зона строго специализированных

I—J-t—I оседлых хозяйств с нормированным

частным землепользованием

 

02
\Ж2

оседлая зона смешанных хозяйств с нормированным землепользованием с землями общего пользования

Г5Г

оседлая зона семейных хозяйств оседлая зона коттеджного типа зона свободного пользования

 

территории специального охранения с зонами пешеходного отдыха и ту­ризма


зона организованного пешеходного отдыха

 

зона организованного спорта и от­дыха

зона продажи скота и животных

 

зона овощных хозяйств на открытом грунте

зона пчеловодческих хозяйств

 

зона хозяйств по речно-прудовому разведению

зона охраны водных истоков

 

зона раскручивания юртовых кварта­лов

 

I зона любительских охотничьих хо-I зяйств, разведения и акклиматиза­ции животных


Рис. 28. Функциональные зоны землепользования г. Улан-Батора

водства. И наоборот, рациональное землеустройство может обес­печить процветание государства и эффективный переход к новым, более прогрессивным формам организации территории.

Глава 27 ТУРЦИЯ

27.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Турецкая Республика (Турция) — государство, большая часть которого расположена в Юго-Западной Азии, а остальная — в Юго-Восточной Европе.


Общая площадь — 779 452 км2 (77, 9 млн га), площадь суши — 770 760 км2 (77, 0 млн га). Население составляет 63, 4 млн чел. [94]. На 1км2 в среднем приходится 81 чел. Землеобеспеченность — 1, 23 га на 1 чел., в том числе 0, 52 га сельскохозяйственных угодий и 0, 37 га пашни. Пахотные земли занимают 30 % территории, леса и кустарники — 26, луга и пастбища — 12 %. Общая протяжен­ность границы — 2627 км, длина береговой линии — 7200 км.

В составе Турецкой Республики 75 провинций (вилайетов). В сельском хозяйстве страны занято 44 % из 20, 4 млн чел. трудоспо­собного населения, в сфере услуг —41, в промышленности — 15%.

Сельское хозяйство дает 18 % валового национального продук­та. Культивируют табак, хлопчатник, зерновые, маслины, бобо­вые, цитрусовые, сахарную свеклу, овощи, плодовые и ягодные растения, виноград. Страна практически полностью обеспечивает свои внутренние потребности в продовольствии.

Большая часть обрабатываемых земель (89 %) находится в част­ной собственности, 11% — в государственной.

Всего на территории Турецкой Республики в 2000 г. имелось 50 млн единиц земельной собственности, из которых 30, 9 млн было зарегистрировано и описано [138].

Ежегодно от 1, 8 до 2, 2 млн единиц земельной собственности (земельных участков) находится в обороте. Это 3, 6...4, 4% их об­щего числа. Основные составляющие земельного оборота приве­дены в таблице 23.

 

 

23. Число земельных сделок в Турции на начало 90-х годов
Вид операции с землей Число сделок
ед. %

  43, 8
  0, 6
  6, 5
  11, 5
  5, 4
  10, 6
  4, 8
  1, 6
  2, 2
  2, 0
  2, 0
  0, 2
  19, 0
   

Купля-продажа земельных участков

Дарение

Наследование

Оформление закладных,

всего

в том числе в сельском хозяйстве Отмена закладных,

всего

в том числе в сельском хозяйстве Изменение целевого назначения земель Отвод земельных участков Изъятие земельных участков Перераспределение земельных участков Контракты пожизненного содержания в обмен на земельный участок Прочие соглашения Всего

Как видно, большую часть сделок (43, 8 %) занимают операции по купле-продаже земельных участков, 22, 1 % всех сделок — это


операции с закладными. Землеустроительные действия, связан­ные с предоставлением и изъятием участков, их перепланировкой, имеют небольшой удельный вес — 7, 8 %.

27.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Вопросы рационального использования земель в Турецкой Республике — прерогатива государства, имеющего четкую земель­ную политику, направленную на сохранение и укрепление суще­ствующего земельного строя, поддержание стабильности земель­ных отношений, землевладения и землепользования.

Для претворения в жизнь земельной политики, базирующейся на единой регистрации земельных участков, государственном зе­мельном кадастре и землеустройстве, в Турции имеется единая служба — Генеральная дирекция земельной регистрации и кадаст­ра [157].

После приобретения Турцией независимости в 1923 г. возникла необходимость учета и регистрации всех земельных участков, со­ставляющих территорию страны. В этой связи в 1924 г. была осно­вана Генеральная дирекция земельной регистрации, а в 1925 г. в нее было включено подразделение, занимающееся земельным ка­дастром. Первоначально это ведомство принадлежало Министер­ству финансов, затем Министерству юстиции, а после 1951 г. ста­ло находиться в прямом ведении премьер-министра Турции. Это обеспечило независимость данного ведомства и его свободу от от­раслевых интересов.

Последняя реорганизация Генеральной дирекции земельной регистрации и кадастра Турецкой Республики была проведена на основании закона № 3045 от 26 сентября 1984 г.

Основные задачи Генеральной дирекции:

ведение регистрации земли и иной недвижимости;

создание и обновление земельно-кадастровых карт и регист­ров;

составление проектов землеустройства;

создание и обновление топографических карт крупного масш­таба (1: 500, 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000).

Составление карт более мелкого масштаба находится в ведении Главного управления картирования Министерства внутренних дел.

Оценка земель для целей налогообложения проведена Мини­стерством финансов Турции и муниципалитетами.

Генеральная дирекция земельной регистрации и кадастра Ту­рецкой Республики имеет сложную структуру. В ее состав включе­ны Центральное производство (дирекция — 1639 чел.), 15 регио­нальных дирекций (472 чел.), 962 районных земельных регистра-


ционных бюро (6875 чел.), 268 районных бюро землеустройства и кадастра и 166 земельно-кадастровых отделений (9767 чел.). Всего в системе трудится около 19 тыс. чел. Это в 2, 5 раза больше числа госслужащих, работающих в Росземкадастре Российской Федера­ции.

Ежегодно на поддержание земельно-регистрационных и зе­мельно-кадастровых дел правительство выделяет 20...25 млн долл. США. Практически весь годовой бюджет дирекции формируется из государственных источников (85 %), остальные 15 % поступают из других источников финансирования.

Получаемые финансовые средства быстро окупаются, так как только от осуществления и регистрации земельных сделок госу­дарство получает 120... 130 млн долларов ежегодно. Только в 2000 г. на перерегистрацию земельных участков в Турции было подано 2 360 544 заявления.

Земельная регистрация в Турции имеет давнюю историю, на­чиная с XV в. и времен существования Османской империи (XV— XIX вв.). Сохранились старые земельные регистрационные книги, датированные 1460 г.

Юридической основой современной земельной регистрации служат ст.2015 и 2997 Гражданского кодекса Турции от 4 октября 1926 г.

Земельный кадастр базируется на Законе Турции о кадастре (от 21 июня 1987 г.). В ходе кадастровых работ на городских террито­риях выделено 7837 кадастровых районов с более чем 5 млн зе­мельных участков и общей площадью 12, 1 млн га.

В сельской местности учтено почти 25 млн земельных участков, расположенных на территории 35 882 земельно-кадастровых райо­нов.

Данные земельного кадастра используют различные министер­ства и ведомства Турции для решения вопросов жилого и произ­водственного строительства, транспорта, коммунального, лесного и сельского хозяйства, развития туризма, налогообложения и т. д.

Большое значение имеют земельно-кадастровые данные в ходе проведения работ по консолидации земельных участков, при зе­мельном реформировании, при организации рационального ис­пользования земельных и водных ресурсов Турции.

Вопросы планирования развития землепользования в Турецкой Республике на местном уровне находятся в компетенции муници­палитетов.

Планы строятся в соответствии с политикой национальной бе­зопасности, имеют многоуровневый характер: страна — регион — провинция — муниципалитет, привязываются к 5-летним перио­дам времени и носят характер комплексного развития территории (Land Development Plans, Local Physical Plans) [167].

В сельской местности при решении вопросов орошения зе­мель, строительства объектов инженерной и производственной


инфраструктуры, выходящих за рамки отдельных хозяйств, разви­тия гостиничных и туристических комплексов, разрабатываются комплексные проекты территориального землеустройства, имею­щие двухстадийный характер: схема (план) — проект (1-я оче­редь).

В результате осуществления проектов землеустройства и фор­мирования новых объектов собственности (земельных участков) вносят изменения в данные регистрации земель и земельного ка­дастра.

Глава 28 ЯПОНИЯ

28.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Япония — одно из самых экономически развитых государств мира, с очень высокой плотностью населения, которая составляет 333, 8 чел. на 1 км2, и низкой землеобеспеченностью — 0, 30 га на 1 чел.

Общая площадь страны — 377 765 км2 (37, 8 млн га), площадь суши — 374 744 км2 (37, 4 млн га). Население — 126, 1 млн чел.

Япония — это островное государство, насчитывающее более 3900 островов. Страна характеризуется высокой залесенностью территории — 67 % общей площади занимают леса и кустарники. Сельскохозяйственные угодья составляют 13, 3 % территории, пашня — всего 10 %. Длина береговой линии — 29 751 км.

Вследствие этого на 1 чел. в Японии приходится всего 0, 04 га сельскохозяйственных угодий и 0, 03 га пашни. Это самая низкая землеобеспеченность людей продуктивными угодьями в мире.

Самый важный сектор экономики Японии — промышлен­ность, которая находится в большой зависимости от импорта сы­рья и топлива. В связи с недостатком природных ресурсов разви­ваются прежде всего самые перспективные и высокотехнологич­ные отрасли: производство средств связи, информатики и вычис­лительной техники, новых материалов, биотехнология.

Япония занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов.

Страна отличается высокой урбанизированностью освоенных территорий и хорошо развитой производственной и социальной инфраструктурой. Общая протяженность железных дорог — 27, 3 тыс. км, автодорог — более 1, 1 млн км, из которых 4, 4 тыс. км — скоростные магистрали, 46, 8 тыс. км — государственные шоссейные дороги, 128, 5 тыс. км —дороги, находящиеся в веде­нии префектур. Длина внутренних водных путей — 1770 км.


Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет 2, 2 %. Обеспечивая собственные потребности в рисе, морепродуктах, Япония вынуждена импортировать около полови­ны требуемого объема зерновых и кормовых культур.

В стране преобладает в основном мелкое крестьянское земле­пользование. Площадь подавляющего числа хозяйств не превыша­ет 1 га, что сильно сдерживает развитие сельскохозяйственного производства.

Мелкое парцеллярное землепользование — характерная черта Японии, связанная с природными, социально-экономическими и историческими условиями.

Феодальная собственность на землю в стране была ликвидиро­вана во второй половине XIX в. В ходе аграрной и земельной ре­формы 1871 —1873 гг. была упразднена феодальная зависимость крестьян, разрешена купля-продажа земли, введен земельный на­лог и разрешен свободный выбор возделываемых культур.

В процессе земельной реформы право собственности на землю получили все, кто фактически являлся ее владельцем. К ним отно­сились крестьяне, имевшие свои наделы при феодальном строе, выплачивая земельную ренту или другие налоги феодалам или го­сударственным чиновникам. В эту категорию также вошли поме­щики. В Японии так называют землевладельцев, которые всю свою землю или часть ее сдают в аренду. Землю имели зажиточ­ные крестьяне, ростовщики и купцы, получившие земельные уча­стки за долги в качестве залога или осваивавшие целину. Аренда­торы и безземельные крестьяне, имевшие землю ранее, но зало­жившие ее к указанному времени, такого права не получили.

В ходе реформы появились частные и государственные земли. Общинное пользование лугами, лесами и пастбищами в пределах княжеств утратило силу. Был проведен кадастр земель. Их разде­лили на три группы в зависимости от качества: высшую, среднюю и низшую. Соответственно определяли цену земли (3 % ее владе­лец выплачивал в казну в качестве налога). В 1888—1892 гг. зе­мельный налог составлял более 85 % всех налоговых поступлений, в 1893—1897 гг. — 80, в 1898—1902 гг. на него все еще приходилось 63% [112].

Таким образом, в течение длительного времени земельный на­лог обеспечивал финансовую базу промышленного развития Япо­нии.

К концу XJX в. помещикам принадлежала примерно половина обрабатываемой земли, большую часть которой они сдавали мел­кими участками в аренду крестьянам. В то время крестьянство со­ставляло почти 75 % всего населения Японии. Арендная плата была достаточно велика, достигая в натуральном виде 50...60% урожая.

Помещичье землевладение сдерживало развитие сельскохозяй­ственного производства, так как они не были заинтересованы в


капиталовложениях в сельское хозяйство и вкладывали денежные средства от арендных платежей в другие отрасли экономики.

Положение крестьян постоянно ухудшалось, производитель­ные силы в сельском хозяйстве не развивались, с 20-х годов XX в. начали возникать «арендные конфликты».

Чтобы улучшить положение в сельском хозяйстве, прави­тельство решило поддержать крестьянство и улучшить условия землепользования. В этой связи в 1924 г. был принят Закон об арбитраже арендных конфликтов, в 1926 г. — Закон о создании и поддержании хозяйств крестьян-собственников, в 1938 г. — Закон об упорядочении сельскохозяйственных земель. С этого времени крестьяне могли выкупить арендуемую у помещика землю, для чего им предоставляли ссуды; арендаторы получили право покупать у помещика и необрабатываемую землю; для разрешения арендных конфликтов создавали специальные ко­миссии из помещиков, арендаторов и крестьян-собственников. Арендаторов стало гораздо труднее согнать с обрабатываемой ими земли.

В 1939 г. был издан Указ о контроле над арендной платой, раз­меры которой были зафиксированы на уровне сентября того же года, а изъятие земель у арендаторов запрещалось. В 1941 г. вышло Положение о контроле над ценами на землю.

В 1940—1942 гг. в стране утвердилась система обязательных по­ставок продовольствия государству, условия оплаты которых ста­вили крестьян в лучшее положение, чем помещиков: за их продук­цию платили в 2, а иногда в 3 раза больше, чем за поступающую от помещиков. Изменилась и форма арендной платы: теперь рис в счет оплаты аренды поступал от крестьян непосредственно госу­дарству, которое затем выплачивало деньги помещику [34].

Земельная политика Японии в послевоенные годы (50—60-е) была направлена на выкуп государством у помещиков земли, об­рабатываемой сверх установленных норм, и последующую прода­жу ее крестьянам, прежде всего арендаторам, по достаточно низ­ким ценам. У помещиков, не проживающих в деревне, землю вы­купали полностью. То же касалось и лиц, не обрабатывающих землю, но проживающих в сельской местности.

По Закону об особых мерах по созданию хозяйств крестьян-собственников и Закону о поправках к Закону об упорядочении сельскохозяйственных земель (1946 г.) каждый крестьянин мог об­рабатывать участок площадью не более 3 га. По префектурам этот показатель различался. Например, для Хиросимы и Осаки он со­ставлял 1, 8 га, Нагасаки — 2, 3, Аомори — 4, 6 га. Площадь арендуе­мой земли не должна была превышать 1...4 га.

Цель данных ограничений заключалась в недопущении возвра­та к крупному землевладению помещичьего типа, эксплуатации чужого труда.

В результате этих мер в Японии был создан земельный строй,


основанный на частном мелкокрестьянском хозяйстве на соб­ственной земле.

После 1962 г. собственники земли, эффективно ведущие хозяй­ство в основном силами семьи, получили право увеличивать раз­меры обрабатываемой площади сверх установленных ранее норм. За юридическими лицами, образованными в аграрном секторе, признавалось право на приобретение земли при условии, что дан­ные организации состояли из хозяйств крестьян-собственников. С 1966 г. была официально разрешена обработка земли на условиях подряда. Стала широко развиваться кооперация.

Тем не менее размеры обрабатываемых земель в крестьянских хозяйствах были малы и препятствовали внедрению высокопроиз­водительной техники, новых технологий возделывания культур. Доля хозяйств, имеющих земельные участки площадью до 1 га, доходила до 70 %. Кроме этого, землевладения состояли из не­скольких частей, расположенных на большом удалении друг от друга.

Поэтому начиная с 1980 г., когда был принят Закон о расшире­нии использования сельскохозяйственной земли, пересмотрены Закон о сельскохозяйственной земле и Закон о сельскохозяй­ственных комитетах, земельная политика стала направляться на улучшение условий землепользования, укрупнения хозяйств в аг­рарном секторе экономики.

В этой связи в конце 80-х — середине 90-х годов были осуще­ствлены мероприятия по созданию и поддержке крупных доста­точно высокопроизводительных хозяйств. При этом были внесе­ны поправки в законы о сельскохозяйственной земле, сельскохо­зяйственных кооперативах, улучшении земли, Государственной корпорации по кредитованию сельского, лесного и рыбного хо­зяйства. Были введены налоговые льготы при продаже земли крупным хозяйствам, оформлении актов дарения или наследова­ния, приобретении земли в собственность или пользование, обра­зовании совместных хозяйств для ведения производства на кол­лективной основе; расширены объемы кредитов на покупку земли индивидуальными хозяйствами; снижены проценты по ссудам, выдаваемым сельскохозяйственными кооперативами на модерни­зацию, и по кредитам государственной корпорации. В ряде случа­ев, например, для улучшения земли кредиты корпорации стали беспроцентными. Был учрежден также новый вид долгосрочных (на 25 лет) низкопроцентных (3, 5 % годовых) кредитов корпора­ции на развитие хозяйства (целевые ссуды, предназначенные для увеличения размеров землевладения и землепользования и улуч­шения сельскохозяйственной земли); разрешена покупка земли некрестьянскими хозяйствами, в том числе компаниями, но толь­ко для ведения сельскохозяйственного производства [2].

В Концепции развития сельского хозяйства Японии предусмат­ривается, что в начале XXI в. в рисоводстве, где конкурентоспо-


собность особенно острая, будет действовать 150 тыс. индивиду­альных (по 10...20 га) и до 20 тыс. объединенных (по 35...50 га) хо­зяйств. По расчетам специалистов, это позволит снизить себесто­имость продукции в 2 раза. Однако в середине 90-х годов такие результаты достигнуты лишь на Хоккайдо, на остальной террито­рии уборочную площадь более 5 га имело лишь 53 тыс. рисовод­ческих хозяйств (в 1990 г. было всего 6 тыс. таких хозяйств) из 2, 8 млн дворов, выращивающих рис на затопляемых полях.

Поэтому проблема укрупнения мелких крестьянских хозяйств Японии долгое время будет тормозить развитие сельского хозяй­ства страны.

Основной механизм регулирования земельных отношений в стране — землеустройство.

28.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Учитывая то, что Япония испытывает острый недостаток зе­мель, основным механизмом осуществления жесткой политики государства в области землепользования является землеустрой­ство, включающее в себя систему планирования использования земель, рациональную организацию территории, улучшение и ох­рану земель.

Основные национальные принципы развития землевладения и землепользования на современном этапе в Японии сформулиро­ваны в Основном экологическом законе (1993 г.), Концепции раз­вития сельского хозяйства с учетом защиты окружающей среды (1994 г.), Законе о национальном планировании использования земли.

В соответствии с последним законом в стране разрабатывают Национальный план использования земли, который определяет дол­госрочную перспективу развития землепользования, устанавлива­ет рамки использования земель в различных отраслях и в приро­доохранных целях, служит руководящим документом при состав­лении планов использования земель на уровне префектур и муни­ципалитетов.

Третий Национальный план использования земли был разра­ботан в Японии в феврале 1996 г. В нем особое внимание было уделено сбалансированному национальному землепользованию, обеспечивающему охрану окружающей среды, сохранение ланд­шафтов, содействие сельскому развитию и других «общественных благ». Понятие общественного блага включает в себя в том числе и обеспечение продовольственной безопасности страны.

План обеспечивает сохранение площадей сельскохозяйствен­ных угодий, повышение продуктивности сельского хозяйства с учетом тенденций предложения и спроса на продовольствие на


внутреннем и мировом рынках. Наиболее значительное отличие этого плана от предыдущих — законодательное выделение и зак­репление особых природоохранных зон.

Характерная черта современного сельского хозяйства Япо­нии — постепенное сокращение посевных площадей сельскохо­зяйственных культур. При незначительных площадях сельскохо­зяйственных угодий за 35 лет с 1960 по 1995 г. они сократились на

I млн га — с 6 млн га до 5 млн га. Это произошло в результате
строительства промышленных предприятий и спортивных соору­
жений, прокладки дорог, стихийных бедствий, прекращения об­
работки из-за нехватки рабочих рук и т. д. Ежегодно часть земли
вновь вводят в оборот за счет подъема целины, осушения, обра­
ботки ранее заброшенных участков и др., но эти площади невели­
ки и постепенно сокращаются: в 1975 г. — 15 тыс. га орошаемых и
41 тыс. га богарных земель, в 1991 г. — соответственно 560 га и

II тыс. га. В 1995 г. орошаемая площадь полей составила 54%,
культурных пастбищ — 13 %. Животноводство в основном базиру­
ется на концентрированных кормах, сырье для которых, как пра­
вило, импортируют.

Определенные возможности для расширения обрабатываемой площади существуют, но они весьма ограничены, и освоение новых земель в большинстве случаев экономически нецелесообразно. По­мимо того, из-за нехватки рабочих рук сократилась и посевная пло­щадь, которая в 60-е годы превышала обрабатываемую примерно на одну треть, так как в некоторых районах климатические условия позволяют получать два и даже три урожая в год. В 1993 г. количе­ство посевной площади сравнялось с обрабатываемой [2].

Намечаемые в национальных планах природоохранные мероп­риятия приводят к тому, что все меньше обрабатываемых земель выходит из оборота из-за стихийных бедствий. Так, если в 60-е годы Япония по этой причине теряла 4 тыс. га продуктивных зе­мель ежегодно, в 70-е — 2, в 80-е — 1 тыс. га, то в 1990—1995 гг. — всего 900 га.

В состав страны входит 47 префектур. Поэтому национальный план использования ее земель развивается в префектурных пла­нах, которые утверждают префекты.

В свою очередь, префектурные планы служат основой для фор­мирования муниципальных планов. При утверждении националь­ного плана премьер-министр должен учитывать мнение префек­тур, а те, в свою очередь, — мнение муниципалитетов. Националь­ное законодательство, устанавливающее правила изменения видов использования земель, предусматривает, что при разработке му­ниципальных планов муниципалитет обязан заблаговременно предпринять необходимые меры для полного учета пожеланий на­селения.

Префектурные планы землепользования выделяют пять видов зон (городские, сельскохозяйственные, лесные, природоохранные,


природные парки) и обеспечивают координацию деятельности по различным конкурирующим видам землепользования. Данные планы являются средством комплексного административного воз­действия, и при их разработке учитывают законодательство в сфе­ре городского планирования, лесного хозяйства и национальных парков. Они непосредственно регулируют операции с землей и косвенно (через отдельные законодательные акты) территориаль­ное развитие [79].

Муниципальные планы землепользования разрабатывают для тер­риторий конкретных муниципалитетов для решения сбалансиро­ванного обеспечения землей всех отраслей с учетом компромисса общественных, коллективных и личных интересов.

Организация рационального использования и охраны земель в Японии также находится в ведении центрального правительства, префектур и муниципалитетов. Ее решают на основе соответству­ющих программ, планов и проектов.

Мелиорацию сельскохозяйственных земель выполняют под ру­ководством департамента по вопросам сельскохозяйственных зе­мель Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также соответствующих отделов префектурных управлений со­гласно законам об улучшении земель (1949 г.), об улучшении па­хотных земель (1952 г.), о борьбе с загрязнением почвы (1970 г.), о повышении почвенного плодородия (1984 г.).

Подробные почвенные карты в стране были составлены лишь в 1978 г., хотя обрабатываемые земли обследуют в течение примерно 100 лет. По японской классификационной системе продуктивнос­ти земли разделены на четыре класса. К первому отнесено 0, 4 % орошаемых и 0, 3 % богарных земель, не требующих мелиоратив­ных работ для выращивания сельскохозяйственных культур; ко второму — соответственно 62 и 35 (необходимы небольшие рабо­ты); к третьему — соответственно 37 и 59 (требуются крупные ра­боты по улучшению), к четвертому — 0, 6%и5, 7% (требуются ка­питальные работы).

С 1965 г. (после поправок, принятых в 1964 г., к Закону об улучшении земель) мелиоративные и другие землеустроительные работы проводятся согласно соответствующим десятилетним про­граммам. Примерно 90 % таких работ выполняют при помощи го­сударственных субсидий, остальные — с использованием ссуд Корпорации по кредитованию сельского, лесного и рыбного хо­зяйства и пособий местных организаций. Мероприятия этих про­грамм включают в себя реконструкцию старых и строительство новых оросительных и дренажных систем, внутрихозяйственных дорог, перепланировку полей, террасирование склонов, насыпку грунта, предотвращение водной и ветровой эрозии земли, а также загрязнения почвы и воды, создание условий для универсального использования полей.

Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается Япония в


последние годы, — изменение почвенного плодородия на фоне применения больших доз минеральных удобрений и пестицидов, дополняемое переуплотнением почвы ходовыми частями машин­но-тракторных агрегатов. На богарных землях в связи с небольши­ми размерами хозяйств по земельной площади отсутствуют сево­обороты.

Рисовые поля, которые при монокультуре на орошаемых участ­ках существенно не снижают своего плодородия, тоже достаточно сильно загрязнены.

В связи с этим работники Государственной службы распрост­ранения сельскохозяйственных знаний и технические специалис­ты из сельскохозяйственных кооперативов пропагандируют необ­ходимость таких мероприятий, как увеличение использования органических и регулирование применения минеральных удобре­ний, соблюдение севооборотов, внесение почвоулучшателей, вне­дрение биологических методов борьбы с вредителями и болезнями растений и применение минимальной обработки почвы.

В 1997 г. по инициативе сельскохозяйственной и потребительс­кой кооперации был создан Всеяпонский совет содействия разви­тия сельского хозяйства с учетом защиты окружающей среды.

Меры, принимаемые в Японии по предотвращению экономи­ческих загрязнений, соблюдаются очень строго, и их жестко конт­ролируют власти [96].

По данным ученых Высшей школы приватизации и предпри­нимательства Минимущества РФ, жесткие меры государственного регулирования по использованию лесных земель применяют в рамках «Системы охраняемых лесов». К ним относят леса, являю­щиеся значимым «общественным благом», и зоны, которые уста­навливают Министерство сельского, лесного хозяйства и рыбо­ловства или префект. Перевод охраняемых лесных земель для дру­гих видов использования ограничен рамками Системы. В частно­сти, для участков собственности, превышающих площадь 1 га, при изменении вида использования необходимо разрешение префек­та. В результате данных мероприятий площадь лесных угодий ос­тается достаточно стабильной — 25 млн га.

Законом о национальном планировании использования земли в Японии предусмотрено также и то, что городское развитие дол­жно быть обязательно увязано с перспективами сельского, лесно­го и рыбного хозяйства.

Поэтому в стране введены ограничения на использование про­дуктивных пахотных земель для других целей. Предусмотрено, что любое лицо должно обращаться за получением официального раз­решения на перевод пахотных земель для другого вида использо­вания (жилищной застройки или рекреационных целей) у пре­фекта или Министра сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Исключением из данного правила могут быть случаи, когда эти действия предпринимают государственные национальные или ме-


стные организации, а также когда подобные действия направлены на обеспечение общественного блага.

При отводах сельскохозяйственных земель Японии под заст­ройку учитывают их типы.

Первый тип сельскохозяйственных земель — это высокопро­дуктивные сельскохозяйственные угодья. Как правило, на эту тер­риторию не выдают разрешений на ее использование в несельско­хозяйственных целях.

Второй тип — это сельскохозяйственные земли, находящиеся в зоне, подлежащей застройке в будущем. Разрешения для ее ис­пользования в несельскохозяйственных целях выдают только при отсутствии земель третьего типа.

Третий тип — это сельскохозяйственные земли, где уже реали­зуют проекты реконструкции недвижимости, где проходят комму­никации, размещают системы водоснабжения, теплообеспечения, газоснабжения, а также территории, которые окружают города или находятся в местности с сильно урбанизированной средой. Разрешение на застройку в этих зонах выдают в первую очередь.

Земельные участки для несельскохозяйственных целей отводят на основании проектов территориального землеустройства (меже­вания земель) после оформления соответствующих разрешений.

Такие проекты составляют также и в сельской местности. Они связаны, в первую очередь, с консолидацией земель, так как до сих пор в целом по стране в хозяйствах площадью 2 га насчитыва­ется по 5...6 земельных участков, расположенных в разных местах. Если учесть, что на Хоккайдо хозяйства площадью 10 га размеще­ны в 3...4 участках, то на остальной территории хозяйства площа­дью менее 2 га состоят из 11... 12 участков.

В проектах консолидации земель намечают действия по обмену земельными участками, передаче их в аренду, купле-продаже, а также обосновывают предложения по созданию различных эконо­мических объединений, кооперативов и других форм ведения сельскохозяйственного производства.

Несмотря на проводимые мероприятия, средний размер крес­тьянских хозяйств растет медленно. Если в 60-е годы он составлял 1 га, то в 1995 г. —всего 1, 4га.

АФРИКАНСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Глава 29 ЭФИОПИЯ

Страна расположена в Северо-Восточной Африке. Граничит с Эритреей и Джибути на севере, с Суданом — на западе, с Кени-


ей — на юге, с Сомали — на востоке. Общая протяженность гра­ниц — 5311 км. Выхода к морю не имеет.

Площадь Эфиопии — 112, 7 млн га. Численность населения, по оценке CIA, на июль 2001 г. — 65, 9 млн чел. (18-е место в мире). Средняя плотность населения — 58, 5 чел. на 1 км2. Городские жи­тели составляют 13 % всего населения.

Государственное устройство Эфиопии — республика. Глава го­сударства — президент, глава правительства — премьер-министр. Высший законодательный орган представлен парламентом. В ад­министративном отношении страна разделена на 13 провинций.

Климат Эфиопии — тропический, пустынный. Средняя годо­вая температура составляет 22 " С. Почти всю территорию покры­вает нагорье, а на юге расположены низкие лавовые плато. Выс­шей точкой считают гору Рас-Дашан (4623 м). Главные реки стра­ны — Веби-Шебели, Джуба, Аваш, из озера Тана вытекает Голу­бой Нил.

Растительность Эфиопии относится преимущественно к пус­тынному и саванному типу, в долинах рек расположены тропичес­кие леса. Животный мир представлен антилопой, жирафом, буй­волом, слоном, бегемотом, зеброй, горным козлом, львом, лео­пардом, обезьяной. В стране много птиц и змей.

В Эфиопии выращивают следующие продовольственные куль­туры: тэфф (разновидность проса), сорго, ячмень, кукурузу, бобы, арахис, подсолнечник, цитрусовые. Главные экспортные сельско­хозяйственные культуры — кофе, сахарный тростник, табак.

Более 40 % территории страны, пригодной для сельскохозяй­ственного использования, занимают пастбища, на которых ведет­ся экстенсивное и полукочевое скотоводство [182]. Разводят круп­ный рогатый скот (зебр), овец, коз, лошадей, ослов, мулов, верб­людов. В стране насчитывается около 50 млн гол. скота, что явля­ется самым высоким показателем на континенте. Площадь пашни составляет 13 %, лесов — 25, рек и озер — 0, 7 %.

Накануне проведения аграрных реформ, идущих в стране с 1975 г., Эфиопия представляла собой феодально-монархичес­кое государство. Аграрный строй в то время был представлен крупным феодальным землевладением. В руках феодального клана, насчитывавшего перед революцией около 1 тыс. соб­ственников (включая императорский двор), находилось 86 % земель страны.

На долю мелких крестьянских хозяйств приходилось всего 14 % земель. При этом, по данным Министерства сельского хозяйства Эфиопии, в 1974—1975 гг. 58 % крестьянских хозяйств имели уча­стки площадью менее 1 га, 39 % — площадью 1...5 га и только 4 % хозяйств — площадью более 5 га [124].

Тем не менее основными производителями сельскохозяйствен­ной продукции считали мелкие крестьянские хозяйства, боль­шинство из которых арендовало землю у крупных землевладель-


цев-феодалов, как правило, не ведущих личного хозяйства. Арендная плата в виде дани и натуральных повинностей состав­ляла от '/2 до 3/4 урожая.

Преобладающая система феодальных отношений, экстенсив­ные методы ведения хозяйства, общая тенденция к уменьшению обрабатываемой площади, отсутствие механизированных орудий труда, дефицит удобрений, химикатов, сортовых семян, низкая производительность труда — все вышеперечисленные факторы яв­лялись основными препятствиями для увеличения крестьянами размеров своих участков и, соответственно, для возможности об­рабатывать большие площади и повышать объемы производства.

Сложившееся в стране положение усугублялось обострением демографической проблемы, нарушением экологического равно­весия и, как следствие, наступившим в 1973—1974 гг. голодом, ко­торый унес много жизней и вызвал мощный революционный взрыв в Эфиопии.

Революционные изменения в Эфиопии, повлекшие за собой падение феодально-монархической системы, дали толчок к ре­формированию всего сельскохозяйственного сектора страны.

Аграрные преобразования в Эфиопии начали с ликвидации фе­одального землевладения. Отмена феодальных отношений закреп­лялась опубликованным 4 марта 1975 г. Декретом об обществен­ной собственности на землю. Данный Декрет запрещал любым лицам или организациям владеть землей на основе частной соб­ственности. Все сельскохозяйственные земли объявлялись кол­лективной собственностью эфиопского народа. Кроме того, пользователи земли лишались права продавать, закладывать, сда­вать в аренду и передавать по наследству свои участки.

В рамках реформирования были определены следующие кате­гории земельных пользователей: крестьянские ассоциации; госу­дарственные хозяйства; сельские кооперативы; государственные несельскохозяйственные предприятия и учреждения.

Деятельность крестьянских ассоциаций, являвшихся органами деревенского самоуправления, с одной стороны, и проводниками государственной власти на селе, с другой, регулировалась следую­щими юридическими документами: Декретом об общественной собственности на землю (март 1975 г.), Указом о крестьянских ас­социациях (декабрь 1975 г.), Указом о создании Общенациональ­ной крестьянской ассоциации (сентябрь 1977 г.), Указом о рест­руктурировании крестьянских ассоциаций (май 1982 г.) [40].

Со временем организационная структура крестьянских ассоци­аций начала усложняться. Ассоциации деревенского уровня, в ко­торые входили жители деревень, впоследствии объединялись в ас­социации района, округа, области. В 1978 г. была создана Всеэфи-опская ассоциация крестьян, представляющая собой довольно громоздкую организационно-административную структуру управ­ления сельской местностью.


Если изначальной целью деятельности крестьянских ассоциа­ций была реализация в деревнях аграрной политики государства, включающая в себя не только распределение земли в соответствии с Декретом, но и проведение разъяснительной работы о целях ре­формы, то со временем данная цель претерпела значительные из­менения. Войдя в состав громоздкой бюрократической структуры с большим числом руководящих органов, крестьянские ассоциа­ции все больше стали выполнять функции политического контро­ля над сельской местностью. В результате к 1991 г. у рядовых чле­нов ассоциаций сложилось твердое недоверие к деятельности кре­стьянских ассоциаций, уже не обращавших внимание на истин­ные нужды крестьянства.

Декретом об общественной собственности на землю определя­лась максимальная площадь участка, приходящаяся на одно до­машнее хозяйство, которая не должна была превышать 10 га. Рас­пределением земли занимались крестьянские ассоциации, в со­став которых вошли 5, 5 млн хозяйств. Для обеспечения всех крес­тьянских ассоциаций указанными наделами потребовалось бы обратить все земли страны, пригодные для сельскохозяйственного использования, в пашню, что, естественно, не представлялось возможным. Кроме того, в результате постоянно возникавших споров о размерах выделяемых участков распределение земли за­тянулось на несколько лет. В итоге, по данным Г. Л. Гальперина, средняя площадь надела составила 0, 4...0, 5 га на 1 чел., что приве­ло к формированию большого числа мелких и мельчайших крес­тьянских хозяйств, которые к середине 80-х годов насчитывали более 90 % всего сельского населения страны. Данные хозяйства нуждались в технико-экономическом оснащении, что само по себе являлось неразрешимой проблемой. Кроме того, более 80 % производимой мелкими крестьянскими хозяйствами продукции не поступало на рынок, что ставило перед государством задачу по­иска поставщиков товарной сельскохозяйственной продукции. Данную проблему правительство попыталось решить, создав госу­дарственные хозяйства и сельские кооперативы.

Под государственные хозяйства, находящиеся в ведении Ми­нистерства государственных ферм, были отданы крупные фермы и плантации бывших феодалов. К середине 80-х годов их площадь занимала 250 тыс. га (4 % обрабатываемых земель в стране).

Несмотря на тот факт, что на развитие государственных хо­зяйств выделялось 75 % национальных резервов в виде кредитов, удобрений, семян и т.п., госфермы не приносили необходимой товарной отдачи, производя всего 5 % продукции. Это привело к приостановлению роста государственного сектора в сельском хо­зяйстве к середине 80-х годов.

В результате кооперирования крестьянства были созданы снаб­женческие и производственные кооперативы. Снабженческие коо­перативы, объединяющие не более 10 крестьянских ассоциаций и


насчитывающие к середине 80-х годов примерно 4 тыс. единиц, были намного популярнее среди местного населения, нежели коо­перативы производственные. Занимаясь скупкой продукции и продажей потребительских товаров, они обслуживали 4, 5 млн кре­стьянских хозяйств.

Численность производственных кооперативов, охватывающих 1, 3 млн крестьянских хозяйств, к середине 80-х годов составила примерно 2 тыс. единиц [175]. Среди них можно выделить 601 ко­оператив, относящийся к производственным кооперативам выс­шего типа, так называемым «вольба». За каждым крестьянином кооператива «вольба» закрепляли участок земли площадью 0, 1 га.

Несмотря на солидную поддержку со стороны государства, на­правленную на развитие кооперативного движения, производ­ственная отдача кооперативов, равно как и госферм, была крайне низкой. В общей сложности государственные хозяйства и сельско­хозяйственные кооперативы производили не более 6 % всей сельс­кохозяйственной продукции.

В рамках аграрной реформы, а также с учетом экономической, социальной и политической необходимости, Правительство Эфи­опии ввело в действие программу «виллиджизации» — создания компактных деревень нового типа и переселения в них крестьян из разбросанных по всей стране поселений. Таким образом, к 1989 г. было объединено в новые деревни и переселено около 13, 5 млн человек, составляющих примерно 32% всего сельского населения. Однако и этот шаг не привел к росту товарного произ­водства, поскольку изначально агроэкономически и агротехноло-гически не был подготовлен и обоснован. По этим же причинам многие крестьянские хозяйства были вынуждены перейти к веде­нию чисто натурального хозяйства.

Государство потратило более 75 % всех ресурсов на создание госферм, сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских ас­социаций, а также на финансирование программы «виллиджиза­ции». Однако аграрный сектор экономики по-прежнему давал ничтожную часть сельскохозяйственной продукции, и к 1990 г. го­сударство, предприняв запоздалую попытку освободить крестьян­ские хозяйства от жесткой опеки, практически свернуло свою по­мощь деревне. Резко сократились кредиты, поставки семян, удоб­рений, техники крестьянским ассоциациям.

Отсутствие четко выработанной концепции развития деревни после ликвидации феодального землевладения, низкий уровень технической оснащенности, политическая нестабильность, меж­этнические проблемы и многое другое привели к кризису всего аграрного сектора Эфиопии.

После падения в мае 1991 г. авторитарного режима Менгисту и прихода к власти переходного правительства М. Зенауи был про­возглашен курс на либерализацию экономики в целом и сельского хозяйства в частности. Однако отсутствие детальной программы


действий и необходимой законодательной базы, а также противо­речивость Конституции в вопросах собственности стали главными препятствиями в вопросах аграрного преобразования Эфиопии.

Г л а в а 30 ТАНЗАНИЯ

Страна расположена в Восточной Африке. Состоит из двух час­тей: материковой (Танганьика) и островной (Занзибар и Пенба). Общая протяженность границ — 3402 км. На востоке омывается Индийским океаном. Береговая линия — 1424 км.

Площадь Танзании составляет 94, 5 млн га (WGEO). По оценке, проведенной CIA в июне 2001 г., население насчитывало 36, 2 млн чел. (32-е место в мире). Его средняя плотность — 38, 3 чел. на 1 км2. Городские жители составляют 24 % всего населения [95].

В плане государственного устройства Танзания представляет собой республику. Глава государства и командующий вооружен­ными силами страны — президент. Он назначает высших должно­стных лиц и судей, имеет право роспуска парламента, помилова­ния и т. д. Правительство возглавляет премьер-министр. Высший законодательный орган страны — однопалатное Национальное собрание (Национальная Ассамблея).

В административном отношении Танзания разделена на 25 об­ластей. Во главе областей стоят комиссары, назначаемые прези­дентом.

Климат Танзании — экваториальный, муссонный, со средней годовой температурой 26 °С. Большая часть территории страны за­нята обширным плоскогорьем. На западе имеется ряд глубоких впадин, на побережье расположена значительная равнина. Выс­шая точка Танзании — вулкан Килиманджаро (5895 м). Главные реки: Руфиджи, Рувума и Пангани. На востоке расположены при­граничные оз. Танганьика и Ньяса, на севере — оз. Виктория.

Растительность подавляющей части страны — саванная, пред­ставленная баобабом и акацией. На склонах гор размещаются тро­пические леса, где наиболее часто встречаются красное дерево и камфарный лавр.

По данным на 1993 г. (WGEO), площадь пашни составляет 4 % всей территории, пастбищ — 40, лесов — 38, рек и озер — 6, 2 %.

В Танзании выращивают следующие культуры для местного потребления: кукурузу, просо, сорго, маниок, батат, бобовые. Главные экспортные культуры: сизаль, гвоздика, хлопок, кофе, чай, орехи кешью, кокосовые орехи.

Животноводством занимаются только в тех районах, где не во­дится муха цеце. Там разводят крупный рогатый скот, коз, овец, домашнюю птицу.


В 1962 г. в Танзании был принят Закон о национализации всех земель, согласно которому частная собственность на землю отме­нялась, а все земли страны объявлялись государственной соб­ственностью. Необходимость и актуальность появления этого за­кона объяснялась, прежде всего, наличием в стране большого чис­ла иностранных землевладельцев, владеющих примерно 1 млн га земли, ранее принадлежавшей землевладельческим общинам [5]. В результате национализации и передачи в государственную соб­ственность земель, принадлежавших бывшим колонизаторам, их плантации и фермы составили основу государственного сектора в сельском хозяйстве страны.

В 1963 г. в целях устранения политического противодействия аграрным и другим преобразованиям специальным распоряжени­ем в Танзании была запрещена деятельность всех политических партий, за исключением правящей партии ТАНУ.

Следующим шагом аграрного реформирования с






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.