Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействия






Обратная связь

 
 


В таких системах дополнительно появляется еще один информационный поток, на этот раз от объекта управле­ния к системе управления; в литературе его принято назы­вать обратной связью. Именно по каналу обратной связи передаются сведения о состоянии объекта и степени дос­тижения (или, наоборот, не достижения) цели управле­ния. Из рисунка видно, почему такая система называется замкнутой. Главным принципом управления в замкнутой системе является выдача управляющих команд в зависимо­сти от получаемых сигналов обратной связи. Легко понять, что управляющая система стремится скомпенсировать лю­бое отклонение объекта от состояния, предусмотренного целями управления. Например, если на одной из улиц пере­крестка машин накопилось много, а на другой их практи­чески нет, то алгоритм поочередного перекрытия улиц тре­буется нарушить, чтобы по возможности пропустить мак­симум машин по перегруженной улице. Обратную связь, при которой управляющий сигнал стремится уменьшить (скомпенсировать) отклонение от некоторой поддержива­емой величины, принято называть отрицательной. Сущ­ность управления с помощью обратной связи хорошо описал основоположник кибернетики Н.Винер в своей статье " Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее":

" Мысль моя заключалась в следующем. В устройствах управления применяется метод стабилизации действия, при котором какая-либо величина, зависящая от успеха дей­ствия, подается обратно на вход устройства как новая ре­гулирующая порция информации. Так как каждое отклонение от заданного значения здесь компенсируется кор­ректирующим действием в противоположном направлении, то подобная обратная связь называется отрицательной. Нам... пришло в голову, что такие простые человеческие действия, как вождение автомобиля, регулируются отри­цательными обратными связями. Мы поворачиваем руле­вое колесо автомобиля не по заранее составленной про­грамме, а так, что если мы отклоняемся слишком влево, то правим вправо, и наоборот. Поэтому мы были убеждены, что отрицательная обратная связь участвует в человеческом механизме управления, и в частности, в том, при помощи которого мы следим взглядом за самолетом".

Приведем еще несколько примеров замкнутых систем управления. Начнем с хорошо знакомого вам примера — обучения в классе. Здесь управляющую систему представ­ляет учитель, а ученики являются объектом управления авторы просят прощения, если применение принятой в кибернетике терминологии кому-то показалось обидным; помните, что научные термины всегда лишены эмоциональ­ной окраски и никого не унижают и не обижают). Пря­мой канал передачи информации — это передача знаний учителем, а обратная связь — ответы учеников, результаты контрольных работ, сочинения и т.п. Благодаря обратной связи в результате анализа проведенной контрольной учи­тель может, например, провести дополнительный урок по данной теме или, наоборот, особо отличившихся учеников освободить от каких-то заданий.

Интересный пример замкнутой системы автоматического управления описан в книге известного писателя-сценарис­та Майкла Крайтона " Крылья".

" Все современные самолеты нуждаются в компьютерах для стабилизации в полете — и не потому, что ими не могут управлять пилоты. Пилоты могут водить их, тут нет никаких сложностей. Однако авиакомпании желают иметь экономичные машины. Максимальная экономия топлива достигается при минимальной тяге.

...Чтобы минимизировать тягу,... самолет должен очень точно выдерживать определенное положение в воздухе. Са­мое эффективное положение — легкий наклон носом вверх. При крейсерском полете самолет удерживается в этом поло­жении при помощи компьютеров. Это самое обычное дело".

К чему может приводить неправильное управление при наличии автопилота, прочтите в цитируемой книге сами. А те, кого заинтересовали принципы автоматизации уп­равления полетом, могут обратиться к статье " Автомати­ческое управление" на с. 106—108 энциклопедического словаря [1].

Завершая обсуждение принципов работы управляющих систем, отметим, что их изучение не является самоцелью, а служит основой для разработки устройств автоматиче­ского управления. Кибернетика разделяет системы управ­ления на три группы: неавтоматические, автоматизи­рованные и автоматические. Как очевидно из назва­ния, в неавтоматических системах управлением чело­век занимается самостоятельно. Автоматизированные системы управления (АСУ) занимают некоторое проме­жуточное место — сбор необходимой для принятия ре­шения информации и ее обработка производятся автома­тически, а окончательное решение принимает человек. Наконец, в системах автоматического управления (САУ) все операции, связанные с процессами управления, про­исходят без участия человека. Разумеется, программы (ал­горитмы) управления предварительно готовит человек. Количество автоматизированных и автоматических сис­тем вокруг нас неуклонно расширяется.

2. Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива с использованием програм­мы-архиватора.

Задание. Создать на дискете архив предложенной учи­телем папки (каталога), сохраняя при этом ее внутрен­нюю структуру. Раскрыть архив в другую указанную учи­телем папку и убедиться в идентичности результата и ис­ходной папки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.