Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление крупными и малыми инновационными фирмами






Крупные фирмы, желая удержать уже приобретенные позиции рынке и в производстве, в большей степени опасаются за свои завоевания, а потому идут по пути незначительных модификаций и улучшения старой продукции, а не создания новой. Для них ново­введения означают лишь увеличение прибыли или расширение рынков, для мелких же фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Поэтому неудивительно, что крупные корпорации не стремятся применять технологические или техни­ческие новшества, в корне меняющие процесс производства, пока не убедятся в их действительной эффективности или пока конку­ренты не начнут применять данное нововведение.

Большинство выдающихся изобретений XX в. увидели свет бла­годаря небольшим компаниям и лишь по прошествии известного времени стали производиться крупными корпорациями. И это не­удивительно. По данным американских ученных, 70—80% всех ис­следований и разработок «умирают» уже на первой стадии — прора­ботке идей, затем процент «смертности» снижается, а оставшиеся идеи приобретают более или менее коммерческую ценность и прак­тическую осуществимость. Около 80 новых продуктов, поступаю­щих на рынок, вообще не имеют успеха и снимаются с производ­ства.

И крупные, и мелкие фирмы, связанные с научными исследовани­ями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Для крупных корпораций — это возможность быстрого и относитель­но дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, и снижения степени риска для проведения аналогичных НИОКР собственными силами. Для небольших предприятий — это решение многих проблем, связанных с завершением работ и выходом а рынок, поскольку крупные фирмы в данном случае выступают как организаторы и источники финансирования.

Существует несколько форм кооперации малого и крупного биз­неса:

- работа по заказам крупных фирм;

- создание мелких новаторских фирм самим крупным бизнесом;

- включение мелких исследовательских фирм в комплекс крупных корпораций;

- рисковое финансирование.

Мелкие внедренческие фирмы являются как бы связующим ном между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому такие фирмы часто основываются учеными, работает И в университетах или крупных лабораториях, а также инженерами работавшими в крупных фирмах и желающими самостоятельно воплотить свои идеи в жизнь.

Руководители крупных компаний и университетов, как правильно, не препятствуют образованию мелких самостоятельных внедренческих фирм, более того, предлагают свою техническую и финансовую помощь. А университеты часто оставляют место для своих профессоров в случае неудачи проекта.

Многие западные ученые выступают за сотрудничество крупных и малых фирм, подчеркивая, что это сотрудничество наиболее чет­ко проявляется в отраслях высокой технологии и сфере НИОКР, где такие связи не только очевидны, но и юридически оформлены. Бо­лее того, уже выделяются типы исследований, которые доступны небольшим предприятиям и в которых последние имеют определен­ные преимущества перед крупными корпорациями.

Важная проблема развития научно-технического прогресса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в выявлении взаимосвязи между размерами фирм и эффективностью инноваци­онной деятельности. Зарубежные экономисты отмечают следующие преимущества фирмы в освоении инновации. Зачастую заметные открытия, а также создание опытного образца на базе этого откры­тия требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов и крупной материально-технической базы для проведения исследова­ний, разработки производства и внедрения новой продукции. Издержки на основание инноваций неуклонно растут, и часто пер­воначальная стоимость инновационного проекта возрастает много­кратно, поэтому лишь обладающие финансовой мощью фирмы мо­гут довести разработку крупных инноваций до конца. Концентра­ция огромных усилий особо важна, когда несколько идей должны быть соединены в одно жизнеспособное нововведение или когда освоение новой продукции требует значительных средств для создания прогрессивной технологии, которая делает нововведение эффективным.

Следующей особенностью и преимуществом научных исследований в крупных фирмах являются многоцелевые исследования. Научные подразделения в таких фирмах имеют возможность единить ученых по многим отраслям знаний, а также вести параллельную разработку нескольких нововведений, что дает возможность выбрать из ряда законченных наиболее удачные и своевременные для выхода на рынок.

Концентрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в крупных фирмах приводит к ослаблению зависимости подразделений фирмы от успеха и неудачи отдельного нововведения. Исследования, проводившиеся на базе 120 американских корпораций, показали, что 50%, а чаще более чем 60% всех опытно-конструкторских разработок никогда не превращаются в коммерчески используемую новую продукцию. Кроме того, даже когда проект воплотится в нововведение, это не означает, что оно будет прибыльным. По результатам опроса 50 американских фирм было выявлено, что 50% их расходов на НИОКР приходится на но­вовведения, которые оказались коммерчески неудачными, а 30% нововведений, получивших признание на рынке, перестали быть прибыльными по истечении непродолжительного времени. По оценкам американских экономистов, возможность успеха нововве­дения на рынке после появления не превышает 74%. Поэтому круп­ные нововведения, которые требуют больших затрат, может себе позволить лишь фирма, обладающая достаточными финансовыми средствами.

Тем не менее несмотря на высокую концентрацию промышлен­ных НИОКР в этой сфере, как это ни выглядит парадоксальным, крайне велика роль малого предпринимательства.

Эффективность средней и малой фирмы, занимающейся науч­но-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработка­ми, чаще бывает намного выше, чем у крупной организации, при освоении того или иного нововведения, которое не требует круп­ных средств и больших коллективов, когда небольшая группа спе­циалистов может его провести без использования сложного и доро­гостоящего исследовательского оборудования.

Успех малого предпринимательства можно объяснить следую­щими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами даже с небольшими ресурсами, работая в определенном направлении. Они занимаются разработкой и освоением инновации в тех областях, которые кажутся крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными. Малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений. Например, компания «Тандем компьютере» первой освоила и вышла на рынок с компьютерами с двойным процессов хотя исследованиями этой проблемы занимались ИБМ в области создания компьютерной техники в течение нескольких лет.

Удельные затраты на НИОКР у малых высокотехнологичных фирм нередко в несколько раз могут превышать аналогичный показатель крупных фирм, что содействует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций. Изобретательским группам в малых фирмах приходится работать в областях, где исследователи не являются профессионалами, так как небольшая фирма не может держать специалистов по многим отраслям знаний, а это по­рой способствует появлению новых оригинальных идей и нового под­хода к решению проблем, слишком привычных для специалистов.

Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. Иногда круп­ные фирмы не осваивают изобретения, разработанные в собствен­ных научных подразделениях, из-за риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потери. Быв­ший президент «Бэлл лабораториз» г-н Боде писал по этому поводу, что «существование монополий существенно затормаживает темп освоения нововведений. Это может быть обусловлено желанием монополиста защитить свои вложения в то, что он уже имеет, или же просто отсутствием стимула конкуренции».

Большое число крупных фирм концентрирует усилия на другой форме использования научно-технического потенциала — приобре­тение акций и поглощение малых фирм, освоивших выпуск какого-либо нового продукта или технологии и уже доказавших их дееспо­собность на рынке. Часто таким образом крупные фирмы решают вопрос о переходе на более прогрессивную технологию производ­ства или выходе на другой рынок. В этих случаях крупные фирмы напрямую привлекают результаты деятельности других фирм. Речь идет о широком применении внутреннего венчура, т.е. предостав­лении широкой автономии научным группам или подразделениям. Образование таких венчурных групп дает возможность использо­вать преимущества внедрения НИОКР в небольших научных орга­низациях при одновременном использовании мощного научно-тех­нического потенциала крупной фирмы. Одновременно с внутренним венчуром в США широко разевался при поддержке крупных фирм и самостоятельно венчур, развернутая система малых фирм успешно выполняющая функ11 как по поискам и внедрению изобретения, так и самостоятельно разработке новой продукции и техники. Без участия подобного предпринимательства научно-технический прогресс по сути развивался бы на «суженной» основе, поскольку крупные фирмы предпочитают обходить многие изобретения и нововведения, связанные с повышенным риском.

28. Управление реструктуризацией предприятия: основные подходы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.