Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность инновационного процесса.






Инновационный процесс представляет собой инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, направленную на создание, освоение и реализацию результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт (услугу), реализуемый на рынке или в новую или усовершенствованную технологию (технологический процесс), применяемую в практической деятельности.

 

Инновационный процесс также рассматривается как единая цепь последовательных действий, в ходе которой новая техническая идея превращается в новшество (инновацию)

ФИ → ПИ → ТР → ОС → П → М → Сб.

Где:

ФИ – фундаментальные (теоретические) исследования;

ПИ – прикладные исследования;

ТР – технологические (опытно-конструкторские) разработки; НИОКР

ОС – освоение, подготовка производства;

П – производство;

М – маркетинг;

Сб. – сбыт.

 

Рассмотрим перечисленные этапы более подробно:

 

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования или сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме.

В рамках данного этапа происходят:

- изучение информационных источников, т.е. происходит изучение

различных публикаций, статей, научных работ, книг и т.п.;

- разработка теоретических положений, т.е. создание новых или доработка

уже имеющихся теорий (идей) и их первичный анализ;

- отсев технически и экономически бесперспективных идей;

- создание и выбор окончательного варианта концепции нового продукта с

учетом потребностей рынка и сложившейся на нем ситуации.

 

Следовательно:

Целью данного этапа являетсяоценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор и определение возможности реализации перспективных идей.

Результатом данного этапа являются: научные знания, идеи, научные статьи и т.п.

 

Все фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые:

Теоретические Ф.И. их результат проявляется в научных открытиях, обосновании новых понятий (определений), создании новых теорий.

Поисковые Ф.И. – их основная задача открытие новых принципов создания изделий и технологий.

 

Также следует отметить то, что данный этап является очень рисковым, т.к. 90% всех фундаментальных исследований дают отрицательный результат; 10% - положительный результат; и только 3% из них применяется на практике.

 

Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа.

 

Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нового оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений исследований, также здесь происходит второй отсев неперспективных идей.

 

Конечным результатом этого этапа являются: техническое задание, рекомендация, опытный образец нового изделия (услуги) или оборудования.

 

В процессе этих двух этапов (ФИ и ПИ) приобретаются новые научные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок (следующего этапа). Также на данном этапе возможны экономические потери, возникшие из-за тупиковых (непригодных) результатов.

 

Следующим является этап технологических (опытно-конструкторских) разработок (ОКР, НИОКР), он связан с созданием новых образцов товаров (услуг) или технологий, пригодных для производственного и коммерческого использования и включает в себя следующие этапы:

1) Подготовку технического задания, определяющего основные требования к изделию (принцип работы, конструкторские особенности, размеры, вес, потребительские свойства, цену и т.п.).

2) Техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания товара (услуги) или технологии (включает подробный расчет себестоимости и ожидаемой экономической эффективности).

3) Экономическое обоснование основных эксплуатационных характеристик, позволяющее решать вопрос о целесообразности дальнейшей работы над новшеством. Иными словами на данном этапе происходит выявление сильных и слабых сторон новшества.

4) Изготовление эскизного проекта новшества, содержащего чертежи общего вида, графики, схемы и т.п.

5) Подготовка на его основе пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчет эксплуатационных издержек.

6) Создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации.

7) Изготовление, испытание и доработка опытного образца товара (услуги) или технологии.

 

Конечным результатом данного этапа являются научно-технические проекты; опытные образцы и партии нового товара (материала); программная продукция; научно - производственные услуги; услуги в области информатики, информационного, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства; ноу - хау; патенты и т.п.

 

Опытно-конструкторские разработки, завершают научный цикл инновационной деятельности, тем самым представляя собой первичную материализацию инноваций. Также следует отметить, что только 8% результатов разработок воплощается в поистине конкурентоспособную продукцию.

 

Завершающей стадией инновационного процесса является освоение производства, само производство продукции, маркетинг (маркетинговые исследования) и сбыт продукции, т.е. доведение продукта до конечного потребителя.

 

На данном этапе происходит последняя доработка опытного образца продукции (проверка на соответствие стандартам, патентной защите и т.п.). После того как образец считается доработанным, его должны утвердить. После утверждения образца начинается проектирование технологических и операционных процессов, подготовка производственных мощностей и освоение производства. После освоения производства, следует само производство продукции, затем проводятся маркетинговые исследования, целью которых является изучение ситуации сложившейся на рынке, выявление потребителей нового вида товара, анализ спроса на новый продукт (товар, услугу, технологию), определение необходимого выпуска продукции, выявление потребительских свойств продукции и ее характеристик. После проведения маркетинговых исследований и выпуска продукции, появляется вопрос ее дальнейшей реализации, здесь происходит поиск каналов сбыта и выявление способов ее продвижения (реклама, организация процесса торговли и т.п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.