Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа человеческих отношений и поведенческих наук.






Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х годов XX века, ознаменовавшийся появлением школы человеских отношений и поведенческих наук. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).

Элтон Мэйо - создатель этой школы. Им впервые был сделан вывод о ом, что высокая производительность труда объяснялась особыми отношениями между людьми в коллективе. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий на работе, от отношений между рабочими и отношений между рабочими и менеджерами. Элтон Мэйо обнаружил, что группа рабо это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда. Идея состоит в том, что проявление внимания к людям оказывает очень большое в производительности труда. Т. е. речь вдет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих возможностей.

Из других ученых этого направления можно выделить Паркер Фоллетт, проанализировавшую стили руководства и работавшую теории лидерства и конфликтов в организации.

Содержательные теории мотивации рассмотрели основные человеческие потребности:

Физиологические потребности.

Потребности в безопасности и социальной защищенности.

Социальные потребности или потребности в межличностных отношениях.

Потребности в признании.

Потребности в самовыражении и самосовершенствовании, по использовании своих возможностей, достижении целей и личном с

Не менее популярно в школе «человеческих отношений» и учение Дугласа Мак-Грегора (1960), который разработал две теории «X» и У, по которым существуют два типа управления и два типа взглядов работников.

Основные положения теории «X»:

 

Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе. По причине нежелания работать для большинства людей в качестве побуждения к эффективной деятельности необходима система при­нуждения, приказов, контроля и угроз наказания.

Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации. Основные положения теории «У»;

Естественное выражение физических и эмоциональных усилий на работе. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или наказания в зависимости от условий труда. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности для ин­тересов организации, если у них есть чувство ответственности по отношению к организации.

Наиболее важным вознаграждением, получаемым за результаты труда, является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации.

Обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.

Дуглас Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо эффективнее, однако современное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека. Задача для совре­менного менеджера состоит в том, чтобы создать условия, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одно­временно достигает своих личных целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.