Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение и характер лидерства. Теория лидерства.






Лидерство – важнейший аспект управления. Способность быть лидером является одним из ключевых усилий для того, чтобы быть руководителем.

Осуществлять лидерство – значит вести, руководить, направлять, быть впереди. Лидеры помогают группе достичь намеченных целей с максимальной отдачей.

Для того, чтобы добиться полного использования способности подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. Это достигается с помощью различных средств. В основе их всех лежат потребности подчиненных.

Лидерство состоит из трех частей:

- способность понимать, что людьми движут различные мотивы в различных ситуациях;

- возможность вдохновлять;

- способность действовать таким образом, чтобы создать атмосферу для возникновения мотивации и ответа на нее.

Лидерство это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:

1. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств.

2. Поведенческий подход - существуют авторитарный, демократический и либеральный стили руководства; эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

3. Ситуационный подход - решающую роль могут сыграть дополнительные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Виды власти: 1. Законная (по занимаемой должности) – исполнитель воспринимает указания руководителя как должное. 2. «Вознаграждение» (стимулирование труда) 3. Власть по должности 4. Экспертная власть (подчиненный верит что руководитель лучший специалист) 5. Референтная (основана на личных выдающихся качествах руководит.)

Типы лидеров. 1. Трансакционный (досканально и подробно объясняют задачу работникам) 2. Трансформирующий (руководитель использует не профессиональные качества, а управление с помощью своей энергичности) 3. Интерактивный (руководят на основе агрессивности, самоуверенности и устойчивости к своей позиции) 4. Харизматический (власть построена не на логике, а на психологических особенностях).

Источники власти: 1. Власть информации (использование информации как преимущества перед сотрудниками и др. руководителями) 2. Власть времени (время характеризуется как скорость принятия, реализации управленческого решения) 3. Власть основана на квалификации 4. Власть ресурсная 5. Власть среды (опирается на знание рабочей среды, внешней среды, знает к кому обратится - на кого надавить) 6. Власть решения (способность умеренно доверять подчиненным, принимать решения на своем уровне, делегировать свои полномочия)

Теория лидерства X (не любят трудиться, избегают ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Чтобы заставить трудиться необходимо принуждение, контроль) и Y (люди принимают на себя ответственность, стремятся к ней, всегда мало достигнутых результатов. Творческое решение проблем.

Существует значительное количество теорий лидерства:

- Теория «великого человека». Лидерами рождаются, а не становятся. В данной теории были попытки определить физические, умственные и другие индивидуальные черты различных лидеров.

- Теория черт. Исследование было направлено на рассмотрение определенной ситуации. Утверждалось, что лидерство подвержено воздействию ситуации, в которой менеджер работает. Сторонники утверждают, что существует взаимодействие между группой и лидером, т.е.люди имеют тенденцию следовать за теми, в ком они чувствуют средство достижения собственных желаний.

- Увязывает две выше рассмотренных теории и утверждает, что люди становятся лидерами не только в силу свойств своей личности, но и в силу различных ситуационных факторов и взаимосвязи между лидером и ситуацией.

Из этого были выведены три критические величины ситуаций, которые влияют на самый эффективный стиль лидерства:

- должность

- структура задач

- взаимоотношения между лидером и членами данной группы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.