Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ общей среды.






Факторы общей среды влияют на предприятие через воздействие на факторы среды ближайшего окружения (рабочей среды) предприятия. Ос­новные группы факторов общей среды предприятия, которые должны быть подвергнуты анализу при планировании стратегии предприятия: экономические, политические, рыночные, технологические, социальные, международные и т.д.

Результатом анализа групп факторов общей среды предприятия яв­ляется получение ответа на вопросы (после анализа результатов):

1. Какие изменения в общей среде воздействуют на стратегию предприятия?

2. Факторы, представляющие угрозу для предприятия.

3. Факторы, представляющие возможности для достижения целей предприятия.

№4.Менеджмент и внешняя среда организации: Менеджмент и внутренняя среда организации.

Внешняя среда организации представляет собой со­вокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой не­посредственного воздействия со стороны ее менедж­мента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенно­го воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на хозяйственную деятельность организации и испытывают на себя прямое влияние организации. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, союзы и общества по интересам, различные контролирующие органы, местные органы власти.

Внешняя среда косвенного воздействия формиру­ется из факторов и условий, прямо не влияющих на де­ятельность организации, но предопределяющих стра­тегически важные решения, принимаемые ее руковод­ством. К ним относятся: законодательство, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, геогра­фические и климатические факторы и условия.

Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, размеры инфляции.

Демографические факторы миграции, возрастного и полового состава населения, смертности и рождае­мости способны непосредственно влиять на результаты деятельности организации.

Социально-культурные факторы формируют и отражают вкус и моду, нормы поведения, отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда, косвенно воздейству­ют на выбор людьми товаров и услуг.

Технологические факторы играют значимую роль в конкурентной борьбе. Уровень развития технологий предопределяет производительные и качественные воз­можности предприятий.

Элементы внутренней среды организации:

-Цели. Целями называют конкретные конечные состояния организации или желаемый результат ее деятельности, которого стремится добиться группа людей, работая вместе.

-Структура. Структура организации может быть представлена как совокупность и логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей ее деятельности, определяемые в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

- Задачи. Задача определяет предписанную работу, которая д.б.выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Технология. Технология представляет совокупность квалификационных навыков, оборудования, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. - Люди.

№5.Менеджер. Роли менеджера. Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления.

Менеджеры – это специалисты по управлению в условиях современного производства.

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Менеджер – профессиональный управляющий, человек, обладающий специальными знаниями, талантом и определёнными навыками в области организации и управления.

Роли менеджера. Каждый менеджер в процесс многогранной деятельности выступает как админист­ратор, специалист, дипломат, предприниматель, моти­ватор и т.д. Исполнение многочисленных обязанностей предполагает владение им тремя ключевыми ролями менеджера: по принятию решений, информационной и ролью руководителя.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимо­действия с людьми. Это роль главного руководителя, кото­рый традиционно выполняет обязанности правового и социаль­ного характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кад­ров и сопутствующие этим аспектам вопросы.

Межличностные роли делают руководителя пунктом со­средоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Посто­янно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации.

Исполняя межличностные и информационные роли, руко­водитель играет также роли, связанные с принятием решений: предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя на­рушений, ведущего переговоры от имени организации.

Разделение труда менеджеров. В организации существует вертика­льное и горизонтальное разделение труда менеджеров.

Горизонтальное - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности.

- это разделение по специфике управления (конкретной управленческой деятельности), при этом выделяют управление персоналом, управление финансами, управление инновациями и т.д.

Вертикальное - отделяет работу по координированию действий от самих действий.

- это разделение по уровням управления, при котором выделяют верхний уровень управления, средний уровень управления и низовой уровень управления

К менеджерам высшего уровня относятся топ - менеджеры, занимающие ключевые позиции в организации: генеральный директор (или президент), члены совета директоров и аппарата управления организацией. Менеджеры среднего уровня выполняют двойствен­ную функцию, выступая в качестве исполнителя по от­ношению к менеджменту высшего уровня и руководи­теля — для менеджеров нижнего звена. Они являются проводниками политики высшего руководства органи­зации и в то же время осуществляют прямое руковод­ство процессами и операциями. Обычно к данному уровню относят начальников структурных функцио­нальных подразделений, отделений и отделов органи­зации, а также заместителей руководителей по направ­лениям деятельности (маркетинг, производство, фи­нансы и т.д.). Менеджеры нижнего уровня обеспечивают выполне­ние оперативных планов и решений среднего звена уп­равления, несут прямую ответственность за работу ис­полнителей — работников организации, производящих продукцию или услуги. К этой категории относятся ру­ководители групп, бригадиры, мастера. Аппарат управления состоит из управленческих работников: менеджеров, специалистов и служащих. Менеджеры принимают решение, специалисты готовят и предлагают варианты решений, служащие обеспечивают прием, обработку и передачу информации.

Аппарат У.П. - коллектив работников, осуществляющих целенаправленное воздействие на управляемый объект (люди, обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений) - руководители высшего, среднего и низового уровня.

Организационная структура управления определяет необходимое количество управленческого персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления; устанавливает состав подразделений аппарата управления; регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между работниками аппарата управления и подразделениями и т. п.

Механизм У.П. - внутреннее устройство системы управления: аппарат выработки целей и задач управления; средства реализации законов и принципов управления; система функций и методов управления.

С помощью механизма управления осуществляется процесс управления, который имеет свою технологию и организацию. Конечный результат процесса управления — управленческое решение.

Процесс управления в информационном плане решает три основные задачи: сбор и передачу информации о состоянии предприятия; обработку информации; поиск решений и выдачу управляющих воздействий на объект управления.

Средства У.П.:

- Техническое обеспечение — комплекс технических средств, применяемых в управлении,

- Информационное — решение по объемам, размещению и формам организации информации.

- Программная система обработки данных обеспечивает работников аппарата управления информации, которая используется ими для принятия управленческих решений.

- Правовое обеспечение - регулирует деятельность исходя из нормативно-правовой базы государства,

- Коммуникационное - система коммуникаций предприятия, обеспечивающих эффективную взаимосвязь элементов системы У.П.

№6.Методы менеджмента. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы менеджмента.

В переводе с греческого слово " метод" означает " путь к чему-либо".

Методы управления — это способы управленческо­го воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставлен­ных целей.

Методы управления необходимо отличать от методов менеджмента.

Методы менеджмента — особая разновидность методов управления. Они являются спосо­бами целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления.

По содержанию, назначению и возможностям выделяются три группы мето­дов менеджмента:

- Административные (организационно-распорядительные);

- Экономические;

- Социально-психологи­ческие.

Различают пять основных способов административного воздействия:

- организационные воздействия,

- распорядительные воздействия,

- материальная ответственность и взыскания,

- дисциплинарная ответственность и взыскания,

- административная ответственность.

Организационное воздействие: устав организации, коллективный до­говор, долж­ностные инструкции сотрудников.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей путем прямого адми­нистративного влияния, средствами которого могут быть приказы, распоряжения, указания, инструкции.

Материальная ответственность и взыскания Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействием предприятию, на котором они работают.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются, в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Административная ответственность. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

Экономические методы управления. В данную группу включена совокупность мер, средств и инстру­ментов, основывающихся на действии экономических законов и факторов. Выделяют следующие экономические методы управления:

-Плановое ведение хозяйства;

-Хозяйственный расчёт;

-Оплата труда.

Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения.

Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов. Обеспечение рентабельности производства.

Оплата труда, является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.

Руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности. В качестве примера проявления экономических методов управления можно привести следующее: субсидирование персонала; товары со скидкой; ссуды; частное страхование здоровья; вознаграждение, премии, надбавки.

Социально-психологические методы управления.

Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства (внешний мир человека).

К социальным методам относятся:

-повышение социально-производственной активности (подражание лиде­рам)

-установление лидеров,

-установление стандартов образцового поведения во всех сферах деятельности;

-поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, посвяще­ние в квалифицированные кадры персонала, праздники основания и завершения крупных деловых операций фирм и т.д.);

Психологические методы воздействуют на конкрет­ную личность (внутренний мир человека). Их главным отличием является обращение к личности человека, его интеллекту, чувствам, особенностям поведения, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение задач организации. К ним относятся:

-ликвидация монотонности;

-психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы и самос­тоятельности);

-удовлетворение профессиональных интересов повышения творческого со­держания труда;

-профессиональный отбор и обучение персонала фирм для более эффективно­го применения индивидуальных способностей личности в трудовой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.