Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Iiых угодий прингмп.






нес г о


Из земель песохознй-етиенных прелнрий тий. всего


 


Промышленности, транспорта, связи и др.

Под гидротехнические и водохо­зяйственные сооружения

Лесохозяйственным предприятиям

Поя населенные пункты

Природоохранным организациям

В том числе под заповедники, на­циональные парки Для других нужд Всего


 

67.7
93.7
48,!
10, 5
27.7
21.6
1.6

26.9

1.1
0.4
2, 0
1, 8

79.9

 

217.0 20, 5 68, 9 19, 7 156, 4 15.7 90, 0 -
39.6 23, 1 19.1 5, 3 37, 0 16.3 15.8 6.3
233.7 14, 7 14.3 157.2 1434.1 5, 2 949.4 248, 0
212.8 11, 2 8, 5 155, 8 1220, 7 2, 0 949, 1 41.9
137.2 16.7 7, 9 5, 3 74, 8 6.7 50, 6 5.8
801, 1 86, 6 137, 9 236, 0 1772, 0 55, 5 1129, 25 287, 0

4-


Большие площади земель, предоставляемых для несельскохо­зяйственных целей, требуют соблюдения определенных землеуст­роительных принципов и требований, выполняя которые можно обеспечить рациональное использование земли и предотвратить негативные последствия изъятия земельных участков для несель­скохозяйственных нужд.

7.3. ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Исходя из опыта образования землепользовании несельскохо­зяйственного назначения и оценки влияния несельскохозяйствен­ных объектов землеустройства на использование земель, руковод­ствуются следующими принципами.

1. Обеспечение интересов народною хозяйства страны в целом.

2. Приоритет сельскохозяйственного использования земли.

3. Абсолютная экономия земли, минимальное расходование тер­ритории для несельскохозяйственных нужд.

4. Полный учет влияния несельскохозяйственного землеполь­зования и размещаемого на нем объекта на территорию и окружа­ющую природную среду.

Во всех случаях при межхозяйсгвенном землеустройстве надо соблюдать интересы народною хозяйства страны в целом, т.е. государственные интересы, в области землепользования. Только на этой основе можно провести в жизнь антимонопольную по­литику, рационально распорядиться землей в интересах всех от­раслей народного хозяйства, отдельных землевладельцев и зем­лепользователей, а также граждан, проживающих на землеуст-раиваемой территории.

При образовании землепользовании несельскохозяйственного назначения необходимо соблюдать и осуществлять принцип при­оритета сельскохозяйственного землепользования. Суть этого прин­ципа состоит в предпочтении сельскохозяйственного использова­ния земель всем другим. Именно поэтому площадь и состояние земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, не должны уменьшаться и ухудшаться.

Экономическая основа этого принципа выражается в том, что производство продуктов питания является первым условием жиз­ни населения и всякого производства вообще. Выражается он в строгой экономии продуктивных земельных угодий.

Для соблюдения этого принципа учитывают следующие тре­бования:

земли, пригодные для сельского хозяйства, предоставляют в первую очередь для сельскохозяйственных целей;

земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные


угодья худшего качества по кадастровой опенке предоставляют для несельскохозяйственных нужд;

земельные участки предоставляются по согласованию с собст­венниками земли, землевладельцами и землепользователями;

на ценных сельскохозяйственных угодьях несельскохозяйст­венные объекты (изъятие земель) размещают только в исклю­чительных случаях при отсутствии других вариантов возможною размещения этих объектов;

потери сельскохозяйственного производства, связанные с пре­доставлением сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйст­венных целей, возмещают предприятия, учреждения и организа­ции, которым предоставляют эти земли или чья деятельность при­водит к ухудшению качества сельскохозяйственных угодий;

плодородный слой почвы при предоставлении сельскохозяй­ственных угодий для иных целей должен быть снят, сохранен и использован в последующем;

сельскохозяйственные угодья, предоставленные во временное пользование, необходимо привести в пригодное для использова­ния состояние, т. е. рекультивировать.

Таким образом, при образовании землепользовании несельско­хозяйственного назначения задача межхозяйственного землеуст­ройства заключается не только в рациональном перераспределении земель между отраслями народного хозяйства и создании нормаль­ных территориальных условий для функционирования размещае­мого объекта, но и в недопущении необоснованных потерь продук­тивных земель, охране земельных богатств и окружающей среды, а также в соблюдении всех правил, установленных законодательст­вом. Проектное решение должно быть приемлемым для несельско­хозяйственного землепользователя, а потери сельскохозяйственно­го производства — минимальными. Для защиты всех земель от не­рационального использования принцип абсолютной экономии тер­ритории не только обязательный, но и один из основных.

В целях защиты окружающей природной среды и выпол­нения природоохранных требований при проектировании не­обходимы более полный учет влияния несельскохозяйственного объекта землеустройства на последующее использование земли, оценка этого влияния и предотвращение негативных последст­вий образования и функционирования несельскохозяйственно­го землепользования.

Рассмотренные принципы определяют и требования, предъяв­ляемые к образованию землепользовании несельскохозяйственно­го назначения, которые необходимо выполнять в процессе земле­устроительного проектирования.

1. Предоставляемый участок размещают с учетом интересов всех отраслей, землешищельцсв (землепользователей), расположенных на данной территории, при соблюдении приоритета сельскохозяйст­венною землепользования.


2. Предоставляемый участок разметают там, где территориаль­ные условия позволяют выполнить специальные задачи земле­пользования с учетом социальных условии.

3. Площадь, конфигурация и природные условия участка долж­ны соответствовать тем целям, для которых его предоставляют, а также параметрам производства.

4. Затраты, вложенные ранее в улучшение земель, ценные уго­дья, сложившаяся внутрихозяйственная организация территории, целостность землепользования должны быть по возможности со­хранены.

5. Охрана природы, предотвращение загрязнения земель, водо­емов, воздушного бассейна и т. п. должны быть обеспечены.

Тщательное и квалифицированное проектирование — надежный путь, обеспечивающий рациональную организацию использова­ния и охраны земельных ресурсов в целом и правильное использо­вание продуктивных земель, а также соблюдение всех действую­щих правовых норм.

Контрольны? «им/хны || издания. \ Каково содержание (форма) межхозийствен-иого землеустройства при образовании землепользовании несельскохозяйствен­ного назначения'' 2. Каноны последствия (отрицательные и положительные) раз­мещения несельскохозяйственных объектов на землеустраиваемой территории? 3 Объясните необходимость разработки проектов образований землепользовании несельскохозяйственных объектов. 4. Как можно разделить несельскохозяйствен­ные землепользования по их влиянию на окружающую среду и организацию тер­ритории" ' 5. Какие принципы соблюдают при размещении несельскохозяйствен­ных объектом землеустройства? 6. В чем заключается и как соблюдается принцип приоритета сельского хозяйства при образовании несельскохозяйственных земле­пользовании? 7 Какие требования должны быть выполнены при образовании не­сельскохозяйственного землепользования''

Глава 8

ОБРАЗОВАНИЕ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

8.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (СТАДИИ) ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Проект- межхозяйственного землеустройства, но которому пре­доставляю! и отводят земельный участок для несельскохозяй­ственных целей, разрабатывают в определенных порядке и после­довательности. В проекте рассматривают и вопросы, предусмот­ренные земельным законодательством, отвечающие закономерно­стям использования земли и позволяющие решить эту задачу в интересах землевладельцев, землепользователей, отраслей и на­родного хозяйства в целом.


Стадии образования несельскохозяйственных землепользова­нии (предоставление участка) следующие.

1. Оформление ходатайства (заявления) о выделении земельно­го участка и обоснование размера требуемой площади.

2. Предварительное согласование места размещения объекта1.

3. Изъятие и предоставление земельного участка.

4. Оформление земельного участка.

Ходатайство о предоставлении земельного участка для строи­тельства различных несельскохозяйственных объектов оформляют на основании решений о строительстве объекта орган государ­ственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправлении, руководящие органы юридических лиц в зависимости от того, в чьих интересах будут строить объект.

Предложения о строительстве рассматривают и утверждают за­конодательные органы соответствующего уровня: федеральные, субъекта Российской Федерации или муниципального образова­ния. Расходы на строительство включают в бюджет. При недостат­ке собственных средств рассматривают возможность использова­ния дополнительных источников финансирования.

Решение о строительстве объекта юридическим лицом прини­мает высший орган управления или иной уполномоченный орган в соответствии с учредительными документами и уставом. Для оформления ходатайства (заявления) о выделении земельного участка необходимы следующие документы: сведения о заявите­ле; обоснование необходимости строительства объекта с указа­нием сроков начала и окончания строительства; расчет испраши­ваемой площади для размещения объекта; расчет испрашивае­мой площади для установления охранных зон объекта; справки о наличии средств для финансирования строительства, для возме­щения потерь и убытков, о рекультивации и сдаче ранее предо­ставленных земель.

Затем с этими документами предприятия, учреждения, орга­низации или граждане (инвесторы), которым требуется земля, до начала проектирования объекта обращаются в компетентные орга­ны, обладающие правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта.

К ходатайству прилагают: схему размещения объекта (вариан­ты); схему генерального плана (проекта планировки) участка пред-

1 Земельный кодекс Российской Федерации (см. ст. 30) предусматривает также иредостанлеиие участков дли строительства из земель, находящихся и государ­ственной или муниципальной собственности без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется ис­ключительно на торгах в соответствии со статьей 38.


10 - 7(№?



приятия. Орган местной администрации поручает землеустрои­тельным органам выбор участка.

Проектно-изыскательские работы, как правило, выполняют подразделения проектных институтов по землеустройству. При лом требуется участие представителей районного комитета но земельным ресурсам и землеустройству, архитектурно-строитель­ных органов, органов здравоохранения, охраны природы, по­жарного надзора, других заинтересованных организаций, а так­же собственников земли и землепользователей, земли которых затрагивают.

На этой стадии выполняют подготовительные работы; состав­ляют проект образования землепользования с разработкой всех его составных частей и вопросов; согласовывают и рассматрива­ют проект, утверждают его, и администрация принимает решение о согласовании места размещения объекта.

Подготовительные работы включают:

изучение ходатайства о предоставлении земельного участка, его обоснованности и приложения к нему;

сбор и подготовку планово-картографических материалов на территорию, охватываемую проектом, в требуемом масштабе;

сбор земельно-учетных, оценочных данных и других материа­лов, характеризующих состояние и ценность земель в районе раз-м е ще н и я объе кта;

сбор и изучение материалов о ранее предоставляемых данно­му предприятию землях и выполнение им требований, предусмот­ренных законодательством.

На основании этих данных разрабатывают в полном соста­ве проект образования землепользования несельскохозяйствен­ного объекта.

Полную и правильную разработку всех составных частей проекта межхозяйсгвенного землеустройства выполняют на этой стадии, так как в последующем изменения и дополнения будут невозможны или связаны с большими расходами.

Эта стадия образования землепользования несельскохозяйст­венного объекта завершается принятием решения компетентными органами о согласовании места размещения объекта, что служит основанием для выполнения проектно-изыскательских работ на самом объекте.

Проектно-изыскательские работы на строительство самого объекта включают разработку и утверждение проектно-сметной документации и состоят из проведения специальных изысканий, разработки генерального плана строительства, проекта рекульти­вации земель, согласования, государственной экологической экс­пертизы, утверждения проекта.

После составления и утверждения проекта строительства объекта и включения его в план строительства предприятие, уч­реждение, организация обращаются в тот же административный


орган с ходатайством о предоставлении ранее предварительно согласованного участка для строительства объекта. К ходатай­ству прилагают: проект образования землепользования, состав­ленный на предыдущей стадии; документы о финансировании строительства; копию генерального плана размещения всех объек­тов на участке; рабочие проекты рекультивации земель и снятия плодородного слоя почвенного покрова и другие данные.

Районная (городская) администрация с привлечением район­ного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеуст­ройству подготавливает необходимые материалы и принимает ре­шение об изъятии (выкупе) и предоставлении земельного участка для заявленных целей. В решении указывают площади отводимых земельных угодий, условия предоставления земельного участка и другие данные.

На этой стадии землеустроительный проект, включающий раз­мещение и установление площади участка, могут уточнять, что дополнительно согласовывают с собственниками земли и земле­пользователями.

При предоставлении участка для государственных и муници­пальных нужд, находящихся в собственности, администрация его выкупает, в том числе и принудительно. Эти средства ей компен­сирует предприятие, получающее участок в пользование.

Эта стадия образования землепользования несельскохозяйст­венного объекта завершается принятием решения государствен­ным органом исполнительной власти или органом местного само­управления о предоставлении земельного участка.

После принятия компетентным органом решения о предостав­лении земельного участка его оформляют, после чего можно приступить к использованию земельного участка (строительству объекта).

В процессе оформления земельного участка устанавливают и закрепляют границы земельного участка в натуре (на местности); изготовляют документы о праве на землю; совершают сделки с зем­лей (заключение договоров); оплачивают стоимость потерь и убыт­ков, земельного участка и права аренды или компенсируют величи­ну доплаты при обмене земельных участков; оформляют государ­ственную регистрацию прав на земельный участок: вносят земель­ный участок в реестры государственного учета земель и объектов недвижимости; получают лесорубочный билет; получают лицензию и заключают договор водопользования и водосбора; получают и ре­гистрируют разрешение на строительство объекта.

Строительство нового или расширение (реконструкция) суще­ствующего объекта недвижимости и последующая государствен­ная регистрация прав на него невозможны без оформления права па земельный участок с указанием целевого назначения и условия использования которого соответствует целям строительства; без разрешения на строительство объекта.


! «•



В свою очередь, использование земельною участка и строи­тельство объекта должны удовлетворять санитарным, природоох­ранным и другим требованиям, установленным ограничениям и обременениям, градостроительным и Строительным нормам и правилам. В случае нарушения и несоблюдения указанных усло­вий юридические лина и их должностные лица и граждане мо|ут быть подвергнуты различным штрафам и наказаниям.

Изымают и предоставляют земельные участки для строитель­ства в соответствии с Земельным кодексом, другими нормативны­ми и правовыми актами Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации.

Разрешение на строительство объекта выдают в, соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 07.05.98. Федеральным зако­ном «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.1 Ь95, Правила­ми выдачи разрешений па строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на терри­ториях объектов градостроительной деятельности особого регули­рования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.00, Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проект­ной документации на строительство предприятий, зданий и со­оружений, СНиП 11-01—95 {Минстрой, Москва, 1995) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами уста­новлены порядок возбуждения ходатайств о предоставлении земельных участков и получении разрешения на строительст­во объектов.

Поскольку все земли земельного фонда на территории Россий­ской Федерации находятся в собствениости, пожизненном насле­дуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, т.е. закреплены за субъектами прав на землю, поэтому прежде чем предоставить земельный участок для строительства, необходимо решить вопросы, связанные с изъятием земельного участка у обладателя прав на него.

В целях изъятия и предоставления земельных участков, форми­рования и совершенствования землепользования, обеспечения точ­ности и бесспорности границ, урегулирования правовых и матери­альных отношений с обладателями прав на землю, предотвращения негативною воздействия объекта на природную среду, здоровье лю­дей, учета экологических, санитарных, градостроительных и иных требований и ограничений разрабатываю! проект образования зем­лепользования несельскохозяйственного назначения в два этапа: предварительное согласование места размещения объекта, изъятие и предоставление земельного участка.

На первом этапе проект разрабатывают полностью и, если не­обходимо, уточняют на стадии предоставления земельного участ-


ка. В зависимости от разновидности межхозяйствепного землеуст­ройства содержание проектов образовании землепользовании не­сельскохозяйственного назначения может быть различным. Одна­ко во всех случаях эти проекты имеют общие вопросы, подлежа­щие обязательному решению.

8.2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

При территориальном (межхозяйственном) землеустройстве с учетом вида и площади несельскохозяйственного объекта должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие размещение зем­лепользования, рациональное использование и охрану земель.

В этой связи проект подразделяют на составные части.

1. Установление и обоснование площади предоставляемого участка (образуемого землепользования).

2. Размещение земельного участка на территории.

3. Определение состава и ценности земель в границах зем­лепользования, выявление отрицательных последствий изъя­тия и размещения объекта, установление мер по их предотвра­щению.

4. Установление потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства.

5. Определение видов и размеров убытков землевладельцев и землепользователей, включая упущенную выгоду.

6. Подготовка технических условий снятия, сохранения и ис­пользования плодородного слоя почвы с изымаемого участка.

7. Подготовка технических условий рекультивации нарушае­мых земель.

8. Подготовка предложений по условиям предоставления зе­мельного участка.

9. Предложения по установлению сервитутов.

10. Разработка предложений по реорганизации нарушаемых
землевладений и землепользовании, их территории, производства,
расселению. Далее рассмотрены основные положения методики
составления проекта образования землепользовании несельскохо­
зяйственного назначения.

Установление и обоснование площади предоставляемого участка образуемого землепользования. Для установления и проверки пра­вильности определения площади образуемого землепользования необходимо иметь схему размещения объекта (варианты) и схему генерального плана (планировки) объекта.

В разных случаях используют различные способы расчета пло­щади участка. По первому способу расчет ведут на основании норм отвода земель в зависимости от целей.


Например, в Нормах отвода земель для автомобильных дорог указана ширина полос отвода для дорог различных категорий, размещаемых в различных условиях рельефа и на разных землях. Поэтому общая площадь таких объектов зависит прежде всего от протяженности дорог.

В Нормах отвода земель для аэропортов1 указана общая пло­щадь земельного участка в зависимости от класса аэропорта.

Нормы отвода земель приведены также в Строительных нормах и правилах.

Например, есть нормы отвода земель для учреждений отдыха. В них указывают площадь земель на одного отдыхающего, м2: дома отдыха, пансионаты — 200, туристические базы — 100, моло­дежные лагеря отдыха — 150, пионерские лагеря — 250.

По второму способу расчет ведут по показателям минимальной плотности застройки промышленных предприятий2.

Этот способ применяют при расчетах площади землепользо­вании промышленных предприятий различного профиля (спе­циализации).

В этих показателях указывают вид производства и в зависимос­ти от этого минимальную плотность застройки.

Минимальная плотность застройки Мп выражают в процентах площади застройки Я, от общей площади всего участка /7(), зани­маемого промышленным предприятием. Площадь застройки оп­ределяют как сумму плошадей, которые занимают здания и соору­жения данного объекта:

.. 100/7, п Ю0/7,

»в= г, » отсюда /70 = - ■ ? -■

Чем больше процент Л/,,, тем лучше и полнее используют тер­риторию.

Пример. Для предприятия азотной промышленности М„ = 33 %, площадь застройки Я, = 2 га, тогда

„ 100/7., 100-2 С{.,
Я0 = -—-> - = -—= 6, 06 га,
Л*,, 33

т. е. площадь предоставляемого участка будет составлять 6, 06 га.

Площади участков, рассчитанные по нормам, в отличие от ли­нейных объектов, как правило, не зависят от их размещения.

'Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. — М-: Стройизлат. 1976.

2СМи11 «Генеральный план промышленности предприятий. Нормы проекти­ровании». — М.: Строй итдат, 1976


Третий способ предполагает использование аналогов, т. е. дей­ствующих, существующих объектов равной мощности. Этот спо­соб применяют в том случае, если нет иных возможностей и норм. При этом за основу проекта берут площади участков объектов, аналогичных рассчитываемым. Могут быть и другие способы расчетов.

Все последующие составные части проекта разрабатывают по каждому варианту размещения объекта (участка).

Размещение земельного участка на территорий. Для нахождения лучшего решения рассматривают несколько вариантов размеще­ния земельных участков, приемлемых для заинтересованных в их предоставлении организаций и предприятий.

В интересах максимального сохранения пенных сельскохо­зяйственных и лесных угодий, существующей организации тер­ритории, предотвращения ухудшения состояния и качества зе­мель при размещении несельскохозяйственных объектов (земле­пользовании) следует:

размещать несельскохозяйственные землепользования в пер­вую очередь на землях запаса, несельскохозяйственного назна­чения, непригодных для сельского хозяйства или на сельскохо­зяйственных угодьях худшего качества (по кадастровой оценке), а также на землях лесного фонда, не покрытых лесом, занятых ма­лоценными насаждениями и кустарником;

не нарушать существующие землевладения и землепользова­ния, особенно сельскохозяйственных предприятий и крестьян­ских хозяйств, и внутрихозяйственную организацию их терри­тории или вносить в них наименьшие изменения, прямо или кос­венно вызывающие снижение продуктивности и эффективности использования этих и прилегающих земель:

предусматривать предотвращение процессов эрозии, заболачива­ния, подтопления и других видов деградации и нарушения земель;

не допускать неблагоприятных последствий, ухудшающих ус­ловия хозяйственной деятельности сельскохозяйственных и дру­гих предприятий, причиняющих им убытки и потери.

Границы проектируемых земельных участков — несельскохозяй­ственных землепользовании и других объектов (отвалы, участки землевания и др.) наносят на проектный план (план затрагиваемо­го землепользования) в масштабе 1: 10 000. Площадь земельных участков в этих границах должна соответствовать расчетной и не превышать се. Если образуемое землепользование имеет большие площадь или протяженность и затрагивает несколько землевладе­ний и землепользовании сельскохозяйственных и других пред­приятий, то подготавливают обзорный план в масштабе I: 25 000 или мельче. При отводах земель в городах используют масштабы 1: 2000, 1: 1000 и крупнее.

Варианты размещения землепользовагшя несельскохозяйствен­ного объекта и его отдельных частей разрабатывают также с со-


блюдением нормативных актов по охране природы и использова­нию природных ресурсов, действующих санитарно-гигиенических, архитектурно-планировочных и других норм, правил и указаний по размещению и строительству конкретных объектов.

С точки зрения соблюдения принципа приоритета сельско­хозяйственного землепользования лучшим будет тот вариант раз­мещения несельскохозяйственного объекта, который предусмат­ривает минимальное расходование и наиболее полную охрану сельскохозяйственных угодий, наименьшее нарушение сельскохо­зяйственных землевладений, землепользования и приемлем для функционирования объекта.

Определение состава и ценности земель в границах землепользо­вания, выявление отрицательных последствий изъятия и размещения объекта, установление мер по их предотвращению В границах, уста­новленных в каждом варианте проекта земельных участков, вы­числяют их общую площадь, определяют состав и площади угодий в нем. Эти площади вычисляют с требуемой точностью. Составля­ют проектную экспликацию земель. Устанавливают площади зе­мель по формам собственности и срокам использования участков по годам осуществления проекта.

Качество земель, расположенных в границах проектируемого землепользования (в каждом варианте размещения), определяют по имеющимся на эту территорию материалам почвенных и дру­гих обследований и качественной оценки земель.

По этим данным устанавливают потери сельскохозяйственного и лесохозяйетвенного производства и сравнивают варианты раз­мещения участка.

Одновременно выявляют отрицательные последствия (эко­логические, территориальные, экономические и др.), вызыва­емые изъятием сельскохозяйственных земель, размещением не­сельскохозяйственного объекта и влияния его на окружающую территорию и природу. Такими последствиями могут быть: нару­шение существующих землевладений И землепользовании и внут­рихозяйственной организации территории сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, ухудшение транспортных связей; снижение качества земель, прилегающих к образуемому землепользованию, в связи с их возможным временным или постоянным загрязнением, нарушением, затоплением, подтопле­нием, переувлажнением, иссушением, возникновением эрозии: загрязнение водных источников, атмосферы и т.п. Кроме того, возможны отрицательное воздействие на существующие населен­ные пункты; необходимость сноса и перенесения зданий и соору­жений, расположенных на предоставляемом участке или в опреде­ленной зоне, возникающей возле него, и т. п.

Определяют мероприятия, необходимые для предотвращения или сокращения процессов, связанных с изъятием земли и разме­щением объекта, и затраты па эти мероприятия.


Установление потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Потери сельскохозяйственного производ­ства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий вслед­ствие размещения на них землепользовании несельскохозяйст­венных предприятий, выражаются в безвозвратной утрате и со­кращении площадей используемых сельскохозяйственных уго­дий, а следовательно, и в уменьшении возможностей произ­водства сельскохозяйственной продукции. Снижается потенци­ал сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства. По­этому потери возмещаются в целях сохранения уровня сельско­хозяйственного, лесохозяйственного производств путем восста­новления этого потенциала (площадей сельскохозяйственных и лесных угодий).

Потери сельскохозяйственного производства как отрасли на­родного хозяйства возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой плошали новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодоро­дия почв до уровня плодородия (по кадастровой оценке) изъя­тых земель.

Под освоением новых земель в данном случае понимают вы­полнение комплекса следующих мероприятий: организация новых хозяйств;

вовлечение в сельскохозяйственное использование земель, за­нятых несельскохозяйственными угодьями (кустарником, мало­ценными лесами, вырубками и др.);

проведение мелиоративных работ (осушение, орошение, куль-туртехнические и другие мероприятия).

Стоимость освоения новых земель определяют по нормативам, которые обеспечивают на осваиваемых землях производство сель­скохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изъятых участках.

Порядок возмещения потерь и нормативы стоимости освоения новых земель установлены Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользова­телям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производст­ва, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 28.01.93 г., а также постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.95 г., в приложении к которому даны нормативы, введенные с 1 января 1996 г.

Нормативы установлены следующим образом. Территория России разделена на 13 зон, в каждую из которых включе­ны полностью несколько областей, краев, республик (табл. 12). В каждой зоне нормативы стоимости освоения зависят от ти­па и подтипа почв. Нормативы стоимости освоения новых зе­мель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд (с 01.01.96 г.) по двум зонам приведены в таблице 12.


12. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий


Тип и подтип почв изымаемых сельскохозяйственных угодий


Норматив стоимости освоения

новых земель взамен изымае-

м ых сел ьскохозн йетве н н ых

угодий, млн р/гл


Iзона (республики Карелия И Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецким национальный округ)

Дерново-карбонатные, торфяные окультуренные 165

Дерновые и дерново-оподзоленные етаропоименные 139

Дерново-подзолистые легкосуглинистые и супесчаные 112

Дерново-подзолистые тяжело- и срелнесуглинистые 77

Дерново-ползолистые эродированные 53

Дерново- подзол не тые глеевые, иловато-болотные. 260
торфяно-болотные

.17// мча (Московская область и Москва)

Черноземы оподзолепные. темно-серые лесные и 351
лугово-черноземные

Серые лесные 307

Дерново-ползолистые и суглинистые 286

Дерново-подзолистые супесчаные и песчаные 270

Серые лесные смытые 250

Дерново-ползолистые оглеенные и смытые 223

Дерново-подзолистые и песчаные смытые 166

Взаимные платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда осуществляются на основании По­становления Правительства РФ от 29.04.2002 г. «О размере, поряд­ке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 г.».

При изъятии земель городов — центров субъектов Федерации и с населением более 100 тыс. жителей, их пригородных зон и особых территорий, имеющих уникальные условия для произ­водства некоторых видов сельскохозяйственной продукции, для привеченных нормативов принимают повышающие коэффици­енты (до 3 раз).

Потери, вызванные ухудшением качества угодий, определяют в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропор­ционально снижению качества сельскохозяйственных угодий.

Нормативы берут с расчетом на то. чтобы при предоставле­нии участка экономически было менее выгодно получить более продуктивные земли, а наиболее выгодно — несельскохозяйст­венные угодья.

Необходимо, чтобы лучшим считали такой вариант размеще-


ния участка, который влечет за собой наименьшие потери сель­скохозяйственного производства.

При нанесении снятого плодородного слоя почвы на мало­продуктивные или непродуктивные угодья (земдевание) потери возмещают в размере 50 % норматива.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещают при предоставлении участков:

для строительства мелиоративных систем на землях сельскохо­зяйственного назначения;

естественных кормовых угодий под строительство прудов рыб­ных хозяйств, рыбопитомников и т. п.;

индивидуального жилишного строительства в границах насе­ленных пунктов;

природоохранных, природно-заповедных. оздоровительных, рек­реационных и историко-культурных целей;

консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами, ес­ли виновные не установлены, а также если они выполнили необ­ходимые мероприятия по восстановлению земель.

Потери сельскохозяйственного производства не являются только потерями землепользователей и собственников земли, сельскохозяйст­венных предприятий. Это потери отрасли сельского хозяйства, т. е. государства, поэтому возмещают их не отдельным хозяйствам, а сельскому хозяйству как отрасли в целом для использования на ох­рану, освоение и улучшение сельскохозяйственных угодий.

Возмещают их соответствующим органам местного самоуп­равления целевым направлением.

Потери лесного хозяйства возмещают при изъятии земель лес­ного фонда, при переводе лесных земель в нелесные земли для ис­пользования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом.

В настоящее время это проработано в меньшей степени, чем возмещение потерь сельскохозяйственного производства, но име­ются нормативы, прошедшие производственную проверку, пока­завшую возможность их практического использования.

При изъятии участков в пригородных зонах вокруг крупных го­родов применяют повышающие коэффициенты: при численности населения городов от 500 тыс. до 1 млн человек — 1, 9; 1...3 млн че­ловек — 2, 2, более 3 млн человек — 2, 5. Повышающие коэффици­енты применяют гакже в курортных районах и зонах отдыха: зона отдыха Москвы — 3, 5 (2, 5...4, 0), Черноморское побережье Кавказа (Краснодарский край) — 6.0 (4, 0...8, 0); зона отдыха Санкт-Петер­бурга — 3, 5 (2, 5...4, 0) и др.

Определение видов и размеров убытков землевладельцев, зем­лепользователей, включая упущенную выгоду. Убытки собствен­ников и пользователей земли, причиненные размещением не­сельскохозяйственных землепользовании, определяют в соответ-


ствии с упомянутым положением по каждому варианту размеще­ния объекта.

Их возмещают землепользователям и собственникам земли, понесшим эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для вос­становления нарушенного производства.

При выкупе земельных участков убытки собственников учиты­вают в иене выкупаемого участка.

Возмещают стоимость:

жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, про­изводственных и других зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место:

плодово-ягодных, защитных и других многолетних насаждений:

незавершенного производства;

затрат, вызываемых возникающими неудобствами (недостатка­ми) землепользования;

затрат, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель;

затрат, связанных с ограничением права пользователя земли;

упущенной выгоды.

Здания и сооружения оценивают по сметной стоимости строи­тельства новых объектов равного качества. Многолетние насажде­ния оценивают по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание до начала плодоношения или смыкания крон. Неза­вершенное производство оценивают по фактическим объемам ра­бот и затратам.

Убытки, вызванные возникшими неудобствами, оценивают сум­мой единовременных затрат на строительство дорог, мостов, дамб и других сооружений, а также на приобретение лодок, паромов и других транспортных средств.

Убытки по восстановлению качества ухудшенных земель опре­делены в проектной документации и включают специальные об­следования и изыскания, а также мероприятия по восстановлению качества земли.

Упущенная выгода возникает из-за прекращения получе­ния ежегодного дохода с изымаемых земель в расчете на пред­стоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

Возмещают упущенную выгоду в размере единовременной вы­платы, равной доходу, теряемому в течение периода восстановле­ния нарушенного производства.

Ежегодный доход исчисляют по фактическим объемам произ­водства в натуральном выражении и ценам, действующим на момент изъятия земель, а упущенную выгоду получают, умножая ежегодный доход на коэффициент, зависящий от продолжитель­ности периода восстановления.


Коэффициент О, *) 1, 7 2.5 3.2 3, 8... 10

Продолжительность периода 12 3 4 5 31

восстановления, годы

Расчеты убытков и потерь согласовывают с заинтересованными сторонами. Спор разрешают в суде.

Подготовка технических условий снятия, сохранения и использо­вания плодородного слоя почвы с изымаемого участка. На участках, на которых размещают несельскохозяйственные объекты, плодо­родный слой снимают, сохраняют и используют для улучшения угодий. Для выполнения этой работы необходимо составление ра­бочего проекта. Задание на его составление в виде технических ус­ловий снятия, сохранения и использования должно быть разрабо­тано в составе землеустроительного проекта на стадии предвари­тельного согласования места размещения землепользования.

В технических условиях (заданиях на проектирование) ука­зывают:

месторасположение и площади участков, с которых снимают плодородный слой;

толщину снимаемого слоя па каждом участке или почвенной разновидности;

назначение использования плодородного слоя; расположение временных отвалов;

месторасположение и площади участков, улучшаемых земле-ванием;

толщину наносимого слоя;

основные требования к освоению земель с нанесенным плодо­родным слоем (сроки освоения, агротехника, культуры и т. п.).

К техническим условиям прилагают чертежи. На основании этого задания к моменту предоставления земельного участка со­ставляют рабочий проект, без которого участок не может быть предоставлен в пользование или собственность.

Подготовка технических условий рекультивации нарушаемых зе­мель. На землевладения и землепользования, предоставляемые во временное пользование и связанные с нарушением земель, в со­ставе землеустроительного проекта разрабатывают технические ус­ловия рекультивации земель, которые будут нарушены в процессе их использования несельскохозяйственным объектом.

В технических условиях, являющихся заданием на составление рабочего проекта, указывают:

месторасположение нарушаемых земель, подлежащих рекуль­тивации;

направление использования земель после рекультивации; плошадь участков, с которых снимают плодородный слой, и его толщину:

плодородный состав поверхностного слоя, на который наносят плодородный слой, и его толщину;


основные параметры рельефа после рекультивации (форму, ук- они др.);

требования к биологическому этапу рекультивации;

сроки выполнения рекультивации.

К техническим условиям прилагают чертежи.

Подготовка предложений по условиям предоставления земельного чаетка. Условия предоставления земельного участка указывают в ■ сшении об его изъятии (выкупе), их подготавливают при состав-енни землеустроительного проекта образования несельскохозяй-твеипого землепользования.

Это те условия, которые должны быть выполнены до начала и в фоцесее использования участка новым землепользователем.

Соблюдение этих условий является основанием для получе-1ия согласия на изъятие и предоставление участка. Условия раз­матывают взаимосогласованно с землевладельцами, чьи земли пымают, и с теми, кому эти земли предоставляют.

К предложениям по условиям предоставления земельных участ-ов относятся мероприятия;

по охране природы и окружающей среды, охране сельскохозяйс­твенных угодий, защите земель от эрозии, заболачивания, загряз-геиия, засоления, иссушения; охране растительности, водных ис-очников, атмосферы;

охране памятников культуры, истории;

восстановлению нарушаемого производства;

восстановлению нарушаемых транспортных связей (дорог, мос-ов, переездов, переправ и других сооружений);

ограничению прав землепользователей или собственника, ко-орому предоставляется земельный участок, в интересах других.емлепользователей или государства (сервитуты, обременения) на > сновании нормативных актов.

Предложения по установлению сервитутов. Сервитутом называют 1раво ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитуты можно устанавливать для обеспечения прохода и фоезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуа-■ ации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспече­ния водоснабжения и мелиорации и других потребностей, кото­рые не могут быть обеспечены без установления сервитута (Граж­данский кодекс Российской Федерации, гл. 17).

При проектировании землепользовании несельскохозяйствен-1ых объектов намечают и устанавливают следующие постоянные и частично временные) сервитуты:

проходы или проезды через земельный участок;

использование земельного участка для ремонта коммуналь­ных или индивидуальных инженерных, электрических и других тиннй и сетей;

размещение на участке межевых и геодезических знаков и зодъездов к ним;


проведение дренажных работ на земельном участке:

забор воды и водопой скота;

прогон скота через земельный участок;

сенокошение или пастьба скота на земельном участке в пе­риоды, соответствующие местным условиям и обычаям, за исклю­чением земель лесного фонда;

временного пользования земельным участком для производ­ства изыскательских, исследовательских и других работ;

свободного доступа к прибрежной полосе;

другие сервитуты.

Сервитут устанавливают по соглашению между сторонами, и он подлежит регистрации в порядке, установленном для регистра­ции прав на земельный участок.

При составлении проекта образования землепользования не­сельскохозяйственного объекта нужно выявить внешние связи объекта (транспортные и др.) и наметить сферу действия и содер­жание сервитутов, показав их на проектном плане.

Разработка предложений по реорганизации нарушаемых земле­владений и землепользовании, их территории, производства и рассе­ления. В определенных случаях, когда проектируемое землепользо­вание несельскохозяйственного объекта имеет большую площадь, протяженность, сложную конфигурацию, а из существующих зем­левладений и землепользователей изымают значительные площа­ди, то появляются неудобно расположенные участки и другие не­достатки, что требует внесения существенных изменений в сло­жившуюся организацию территории.

В таких случаях разрабатывают предложения по межхозяйст­венному землеустройству существующих хозяйств в целях упоря­дочения их землевладений и землепользовании, нарушенных при размещении несельскохозяйственного объекта. Эти предложения имеют вид схемы (иногда — проекта) реорганизации землепользо­вании на прилегающей территории (или в районе в целом). Одно­временно разрабатывают предложения по внутрихозяйственному землеустройству сельскохозяйственных предприятий и крестьян­ских хозяйств в новых границах.

Вместе с этим, если необходимо, намечают предложения о вне­сении изменений в организацию производства и расселения.

При проектировании землепользования несельскохозяйственных объектов рассматривают и оценивают различное их размещение. Лучший проектный вариант выбирают на основании сравнения технико-экономических показателей, которые рассчитывают при разработке составных частей проекта. При этом учитывают эконо­мические, социальные, экологические и другие последствия раз­мещения образуемого землепользования и перспективы использо­вания данной территории.

Технико-экономические показатели сравнения вариантов про­екта размещения землепользования несельскохозяйственного объек­та делят на основные и дополнительные.


К основным показателям относят:

1. Плошадь землепользования (предоставляемого участка) — 1Сего, втом числе: пашни и многолетних насаждений, пастбищ,.енокоеов.

2. Типы и подтипы почв по площади на пашне, под многолет-1ими насаждениями, на кормовых угодьях.

3. Балл качественной опенки земель предоставляемых участков.

4. Потери сельскохозяйственного производства, пашни, кормо­вых угодий.

5. Нормальная урожайность сельскохозяйственных культур •1 садов.

6. Ежегодные потери валовой продукции, чистого дохода.

7. Затраты на возмещение убытков землевладельцев и земле­пользователей.

8. У пушен пая выгода (ежегодно теряемый доход, продолжи­тельность периода восстановления, коэффициент перерасчета, об-ций размер).

9. Число затрагиваемых земле& чадений и землепользовании (сель-
кохозяйственные предприятия, крестьянские хозяйства и др.).

10. Площадь, на которой требуется внесение изменений в су-цествуюшие землевладения и землепользования (межхозяйствен-юе землеустройство).

11. Число хозяйств и площадь, на которой требуется внут-р и хозяй ст ве н ное зе млсустро и етво.

12. Затраты на землеустройство.

13. Шшщадь, с которой снимают плодородный слой почвы.

14. Площадь земель, подлежащих рекультивации (для исполь­зования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве и др.).

15. Площадь, улучшаемая землеванием,

16. Снижение потерь за счет землевания.

17. Всего потерь и затрат (пп. 4 + 7 + 8+ 12- 16).
К дополнительным показателям относят:

18. Затраты на предотвращение отрицательных последствий раз-метения участка и объекта.

19. Затраты на снятие и сохранение плодородного слоя почвы.

20. Затраты на землевание.

21. Затраты на рекультивацию.

22.Затраты на выполнение условий предоставления земель­ного участка.

23. Цена выкупаемой земли.

 

24. Размер земельного налога.

25. Размер арендной плиты.

26. Другие затраты предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляются земли.

27. Всего затрат.

На основании расчетов, анализа и сравнения технико-экономи­ческих показателей вариантов проекта выбирают лучший из них.


Основным критерием, определяющим выбор лучшего проекта, варианта, следует считать наименьшие: общую площадь предо­ставляемых земель, площадь продуктивных угодий, воздействие на территорию и окружающую среду.

Проект образовании землепользования несельскохозяйствен­ного назначения состоит из графической части и пояснитель­ной записки.

Графическая часть включает проектный план, на котором показывают:

существующую ситуацию и организацию территории;

варианты размещения объекта и другие проектируемые эле­менты;

схему генерального плана промышленного предприятия:

схему реорганизации существующих землевладений и земле­пользовании (если необходимо);

схему внутрихозяйственного землеустройства хозяйств в новых границах (если они изменены).

В пояснительной записке к проекту освещают:

сведения об объекте, для которого организуют землеполь­зование;

сведения о составе и качестве земель, экспликацию земель по вариантам;

отрицательные последствия размещения объекта;

проектные решения но составным частям проекта;

технико-экономические показатели вариантов размещения и обоснования выбранного варианта;

материалы правового обоснования проекта.

8.3. ПРОЦЕДУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ

МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА, ИЗЪЯТИЯ

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА1

Процедура предварительного согласования места размеще­ния несельскохозяйственного объекта, изъятия и предостав­ления земельного участка установлена действующим законода­тельством и зависит от целевого назначения земель, определяе­мого исходя из принадлежности к существующим и планируемым категориям земель и виду разрешенного использования в соответ­ствии с зонированием территории.

В обобщенном виде процедура предварительного согласования места размещения объекта показана на рисунке 18.

1 Более подробно см. н книге «Предоставление земельных участков лля строи тельстна объектом нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, ли­ний свяли и электропередачи/Практическое пособие для разработки землеуст­роительной документации*. —М.: Юни-пресс. 200!.—618с.


II - 7063



изучение и оценка их достоверности, полноты и пригодности для со­ставления проекта; выбор очередности и видов агромелиоративных мероприятий; разработка и согласование задания на проектирование.

Подготовительные работы подразделяют на камеральную подго­товку и полевое агролесомелиоративное обследование. Особое внима­ние обращают на подбор материалов по внутрихозяйственному земле­устройству сельскохозяйственного предприятия, на территории кото­рого разрабатывают рабочий проект, изучают характер проявления эрозии почв, анализируют материалы почвенно-эрозионных обсле­дований, вредоносных ветров, рекомендации зональных институтов, передовой опыт.

Полевое обследование заключается в изучении состояния суще­ствующих лесных полос и необходимости их ремонта и реконструк­ции, изучении участков, подлежащих облесению. По результатам по­левых работ составляют журнал агролесомелиоративного обследова­ния, в котором характеризуют существующие лесные полосы и дают рекомендации по улучшению их конструкции и участки, отобранные для их создания. Таким образом, на основании подготовительных ра­бот определяют виды и объемы агролесомелиоративных мероприя­тий, а также другие показатели, которые отражают в задании на раз­работку рабочего проекта.

Разрабатывает задание проектная организация совместно с пред­ставителями сельскохозяйственного предприятия и подрядной орга­низацией, и утверждает ее администрация района.

Основой для разработки проекта агролесомелиоративных меропри­ятий является ранее составленный проект внутрихозяйственного зем­леустройства. Поэтому графической частью рабочего проекта служит чертеж проекта внутрихозяйственного землеустройства (проектный план размещения лесных полос), на котором в условных обозначениях показывают месторасположение, номер и ширину каждого вида лес­ных насаждений на территории хозяйства. За границами землепользо­вания на чертеже показывают розу ветров, условные обозначения эле­ментов внутрихозяйственного землеустройства и другие сведения.

При одностадийном проектировании важнейшим разделом в со­ставе рабочего проекта является проектно-тсхнологическая часть, от­ражающая технологию производства агролесомелиоративных работ. Правильно установленная последовательность технологических опе­раций, определение способов проведения работ и потребности в поса­дочном и других материалах позволяют в дальнейшем выполнить сметные расчеты и, следовательно, объективно оценить экономичес­кую эффективность проекта.

Проектно-технологические работы заключаются:

в выборе типовых схем создания лесных полос (размещение дре-весно-кустарниковых порол в лесных полосах);

составлении расчетно-технологических карг или вспомогательной сметной документации — сметных расчетов;

определении потребности в посадочном материале;


определении необходимых затрат механизированного и ручною труда.

В практике разработки рабочих проектов используют десятки ти­повых схем размещения древесно-кустарниковых породили различ­ных видов лесных полос. В них указывают: ширину лесных полос; число рядов и расстояние между ними; число деревьев и протяжен­ность лесной полосы в расчете на 1 га; расстояние между деревьями в рядах; основные породы деревьев и потребность в посадочном мате­риале. Выбор конкретной схемы создания лесных полос обусловлен принятыми землеустроительными решениями в проекте внутрихо­зяйственного землеустройства.

Составляют или подбирают расчетно-технологические карты с це­лью создания подробной технологии лесных полос и определения де­нежных, трудовых и механизированных ресурсов в расчете на едини­цу работ (га или км). Под технологией выращивания защитных лес­ных насаждений понимают совокупность последовательных процес­сов, обеспечивающих выращивание защитных лесных насаждений. Технология производства лесопосадочных работ заключается в разра­ботке операции, элементов по видам работ по годам создания лесных полос и включает:

подготовку почв для посадки лесонасаждений;

уход за посадками;

механизированную обработку междурядий;

агрохимическую обработку деревьев.

С целью создания максимально благоприятных условий для роста и развития древесно-кустарниковых насаждений подготовку почв под посадку лесных полос рекомендуется проводить по сис­теме зяблевой вспашки в течение 2...3 лет.

В первый год проводят следующие работы: лущение стерни (если лесные полосы создают на пашне); двукратное дискование (если создают на кормовых угодьях); безотвальную вспашку с поч­воуглублением на 30...40 см.

На второй год подготовки почвы предусматривают такие работы, как боронование и культивация почвы.

В случае трехгодичной подготовки возможно проведение повтор­ной вспашки — повторное боронование и предпосадочная культива­ция с одновременным боронованием.

В технологию непосредственно лесопосадочных работ, осуществ­ляемых механизированным способом, входит посадка деревьев па­раллельными рядами с шириной междурядий 3 м:

в первый год обозначают направления рядов посадки деревьев; прикапывают и подготавливают саженцы к посадке; высаживают са­женцы; ухаживают за междурядьями;

на второй год прикапывают и дополняют посадки саженцев при гибели 10... 15%;

в последующие годы (третий и четвертый) ухаживают за междуря­дьями и посадками.


Основная цель ухода за лесопосадками — сохранение влаги в по­чве и борьба с сорняками. Поэтому на первые 4...5 лет вегетации де­ревьев составляют расчетно-технологические карты (РТК) по меха­низированной обработке почвы междурядий в расчете на 1 км лесопо­лос. Работы по уходу заключаются в периодическом рыхлении почвы в междурядьях; культивации почвы для уничтожения сорняхов; безот­вальной вспашке на глубину 20 см в целях влагонакопления — в 1-й год, а в последующие — дисковании на глубину 12...15 см; обрезке нижних ветвей четырех-пятилетних посадок.

Подробный перечень всех операций и элементов работ, ихповторя-емость и кратность приводят в сметных расчетах и локальных сметах. Исходя из конструкции, плотность посадки деревьев на 1 га зави­сит от числа рядов, ширины между ними, расстояния межлу деревьями. В рабочем проекте рассчитывают общую потребность в посадочном ма­териале, В зависимости от природной зоны и вида лесных полос ис­пользуют различные породы дере­вьев. Фрагменты технологической схемы создания четырехрядной полезащитной лесной полосы по­казаны на рисунке 34.

© © © © © ©

Сметно-финансовые расчеты включают следующую документа­цию: сметы по отдельным видам работ: калькуляцию стоимости посадочного материала и транс­портных издержек; локальные сметы; сводный сметный расчет.

К документации прилагают краткую пояснительную записку, в которой указывают:

район и тарифный пояс прове­дения работ;

год, к которому относятся ис­пользуемые в расчетах цены и нормативы;

размеры сметной прибыли; наименование организаций, которым поручают осуществление проектных решений;

размеры накладных расходов, установленные для исполнителей работ, и их обоснование;

Рис. 34. Технологическая схема создания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.