Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обеспечения земельными участками






ПРИ РАССЕЛЕНИИ БЕЖЕНЦЕВ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС

В целях реализации законодательства Российской Федерации, утвержденных программ по расселению, обустройству и организа­ции производственно-хозяйственной деятельности беженцев, вы­нужденных переселенцев, военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил, и других категорий граждан, переселяю­щихся на постоянное место жительства в сельскую местность, увязки их интересов с интересами местных образований проводят землеустроительные работы но выявлению земель для обеспече­ния ими данной категории граждан.

Так, за время реформы (1991 —1999 гг.) были предоставлены земли: для расселения беженцев и вынужденных переселенцев

III


(70 тыс. семей получили 48 тыс. га); для военнослужащих, уво­ленных в запас (27 тыс. семей имеют 50 тыс. га); для казачьих об­ществ (244 тыс. га).

В ходе землеустроительных работ разрабатывают схемы обеспе­чения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из рядов Воору­женных сил, составляемые на основе одноименных рекомендаций, утвержденных Роскомземом и Федеральной миграционной служ­бой России 19 мая 1993 г.

Основные задачи схемы — выявление необходимых террито­рий; формирование целевого земельного фонда; отбор конкрет­ных участков, пригодных для расселения переселенцев; разработ­ка проектных предложений по размещению поселений на новых местах, индивидуальному жилищному строительству в существую­щих населенных пунктах, строительству объектов производствен­ной и социальной инфраструктуры, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий.

Порядок создания фонда перераспределения регламентируется Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев, ут­вержденным постановлением Правительства Российской Федера­ции от 14.03.95 г.

Учитывая то, что данные вопросы затрагивают территорию ад­министративно-территориальных образований, различных земле­владений и землепользовании, они являются межхозяйственными и решают их в системе землеустройства.

Схемы обеспечения переселенцев земельными участками раз­рабатывают в качестве самостоятельных работ по заказам комите­тов по земельным ресурсам и змлеустройству субъектов Россий­ской Федерации или муниципальных административно-террито­риальных образований.

Схемы составляют в первую очередь по тем административным районам, где имеются явно выраженный дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве и земли фонда перераспределения, пригодные для расселения и обустройства переселенцев.

Основанием для составления схемы является задание, разраба­тываемое заказчиком при участии подрядной организации но зем­леустройству и территориальной миграционной службы.

В задании установлены предполагаемая численность пересе­ленцев, ориентировочные площади и состав земель, намеченных для передачи переселенцам, форма расселения, другие вопоосел, ре­шаемые при составлении схемы, состав и содержание передавае­мой заказчику документации.

Составление схемы включает: подготовительные работы, поле­вое обследование территории и разработку схемы.

В подготовительные работы входят:


1. Сбор, изучение, систематизация и анализ:

федеральных, межрегиональных и других миграционных про­грамм, программ обустройства военнослужащих, уволенных в за­пас, граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мероприятий по их реализации, текущих и долговременных прогнозов внутренней и внешней миграции, учетных данных о переселенцах, их этнической и со­циальной принадлежности, пожелания по формам расселения и организации производственно-хозяйственной деятельности, резуль­татов научных исследований по проблемам миграции;

сведений и материалов о наличии фонда перераспределения земель, а также земель, находящихся в ведении местной адми­нистрации, о высвобождающихся земельных участках при ликви­дации военных объектов, о возможности выкупа земель, место­расположении, площадях, качественной характеристике, санитар-но-экологическом состоянии, режиме и условиях использования этих земель, об инженерном обустройстве территории, о демо­графическом составе населения, размещении объекюв первичной переработки и хранения сельскохозяйствен ной продукции, про­изводственной инфраструктуры, необходимых данных о состоя­нии сельскохозяйственного производства,

сведений и материалов об утраченных населенных пунктах и площадях ранее обрабатываемых при них сельскохозяйствен­ных угодий;

решений местных органов исполнительной власти по вопросам возрождения сел и деревень и формирования фонда земель для размещающихся переселенцев;

схем землеустройства (проектов иерерасп редел синя земель), про­ектов внутрихозяйственного землеустройства, проектов планиров­ки и застройки сельских населенных пунктов, схем и проектов мелиорации земель, дорожного строительства;

материалов почвенных, геоботапических и других обследова­ний и изысканий, данных инвентаризации земель.

2. Подбор, тиражирование и изготовление необходимых пла­
ново-картографических материалов:

установление соответствия имеющихся площадей фонда пере­распределения земель прогнозируемой миграции и возможности удовлетворения пожеланий переселенцев по формам их расселения и организации производственно-хозяйственной деятельности;

установление необходимости полевых обследований земельных участков, намечаемых для расселения переселенцев.

В процессе нолевого обследования уточняют границы участков и их площади по видам угодий, фактическое использование и культуртехническое состояние, определяют состав и объемы ме­роприятий по повышению эффективности использования земель, но обеспечению охраны природы, предварительно выбирают уча­стки для жилищного и производственного строительства в суще-


8 - 7063


II?


ствуюших населенных пунктах, для размещения новых поселений, производственных центров или объектов, устанавливают возмож­ность возрождения утраченных населенных пунктов, санитарно-эко-логическое состояние отобранных участков, возможности подъезда, обеспечения водой, электроэнергией и связью, очередность переда­чи земельных участков для размещения переселенцев.

При полевом обследовании составляют чертеж отобранных участков, на котором показывают их границы, номера и площа­ди, размещение новых поселений или кварталов при существую­щих селениях; производственные центры, ближайшие населен­ные пункты, автомобильные дороги, линии связи и электропере­дачи; намечаемые трассы подъездных дорог, линии связи и элек­тросети, а также отражают фактическое состояние и использо­вание земель, мероприятия по их улучшению и другие результа­ты обследования земель.

Отбор участков согласовывают с территориальными комитета­ми по земельным ресурсам и землеустройству, органами архитек­туры и градостроительства, миграционной службы, охраны приро­ды, санитарного надзора и землепользователями.

При разработке схемы:

определяют систему расселения и организации произвол­ен вешю-хозяйственной деятельности переселенцев с учетом на­личия земель;

устанавливают число, размеры, размещение и специализацию крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом принятых предель­ных и оптимальных размеров;

определяют месторасположение вновь создаваемых поселений, отдельных кварталов или индивидуального жилищного строитель­ства в существующих селениях;

рассчитывают объемы работ но мелиорации земель и строи­тельству подземных дорог;

разрабатывают предложения но охране окружающей среды и ус­танавливают обязательные для собственников земли, землевладель­цев и землепользователей режим и условия пользования землей.

При разработке схемы необходимо:

учитывать сложившуюся этническую принадлежность местного населения;

делать по возможности компактными вновь организуемые посе­ления или кварталы в черте существующих населенных пунктов;

учитывать, что расселение переселенцев в условиях повышен­ного риска по природным условиям, а также в районах с небла­гоприятной природной обстановкой и со сложной социальной си­туацией нецелесообразно;

соблюдать требования охраны природной среды;

создавать благоприятные условия для труда и жизни пересе­ленцев;

экономить материальные и трудовые ресурсы.


Выбирают оптимальные решения по расселению и обустрой­ству переселенцев, организации крестьянских (фермерских) хо­зяйств, сельскохозяйственных кооперативов на основе проработ­ки различных вариантов и сопоставления технико-экономических показателей.

Схема обеспечения земельными участками переселенцев вклю­чает текстовые и графические материалы.

В текстовую часть входят задание на составление схемы, пояс­нительная записка с необходимыми расчетными таблицами и тех­нико-экономическими показателями, экспликация земель, мате­риалы согласования утверждения схемы.

В пояснительной записке дают характеристику выделяемых для переселенцев земельных участков, их пригодности для расселения и производственной деятельности, соответствия режиму и услови­ям пользования земель: обосновывают принятые проектные ре­шения по расселению переселенцев, организации новых поселе­ний и кварталов, по установлению числа, размеров и специализа­ции организуемых крестьянских (фермерских) хозяйств, инженер­ному обустройству территорий; приводят необходимые расчеты и технико-экономические показатели. В записке дают предложения по привлечению специализированных организаций к осуществле­нию намеченных мероприятий по обустройству территории и ис­точникам их финансирования, а также по использованию земель­ных участков, отобранных для размещения переселенцев, до мо­мента их передачи.

Экспликацию земель составляют:

по земельным участкам, отобранным для расселения пересе­ленцев, в том числе в первую очередь;

землям, предоставляемым для крестьянских (фермерских) хо­зяйств, в том числе по каждому хозяйству;

землям, намечаемым для размещения новых поселений, а так­же для индивидуальною жилищного строительства в существую­щих населенных пунктах;

землям, намечаемым для производственного строительства;

землям. На которых намечают проведение работ по их ос­воению.

Графические материалы включают районную карту масштаба 1: 50 000 или 1: 100 000 и планы (фрагменты) землевладений (земле­пользовании) сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий масштаба 1: 100 000 или 1: 25 000. на территории ко­торых расположены земельные участки, отобранные для размеще­ния переселенцев (рис. 16).

На планово-картографических материалах показывают:

границы территорий с особым правовым режимом использова­ния земель;

границы и площади земельных участков, отобранных для пере­селенцев, в том числе в первую очередь: организуемых крестьян-


X'



Рис. 16. Схема обеспечения земельными участками переселенцев Ллексеевского района Самарской области:

/—земли фонда перераспределения. 2 — территории, благоприятные для организации хп-шйсгн переселенцев; д— земельные массивы, намечаемые дня организации хозяйств пересе­ленцев; •/— плошаль фонда перераспределения по хозяйствам, га

ских (фермерских) хозяйств; вновь создаваемых для переселенцев поселений и отдельных микрорайонов при существующих насе­ленных пунктах; хозяйственных центров крестьянских (фермер­ских) сельскохозяйственных кооперативов;


отдельно расположенные объекты жилищного и производст­венного строительства, подъездные дороги, линии связи, источ­ники водоснабжения и другие элементы проектирования, связан­ные с обустройством территории.

В случаях, когда проектные предложения не могут быть отра­жены в принятом масштабе по районной карте, их показывают со­ответствующими условными знаками.

Схему обеспечения переселенцев земельными участками согла­совывают с землевладельцами и землепользователями, на терри­тории которых намечено размещение переселенцев, сельской ад­министрацией, с территориальными органами миграционной служ­бы, охраны природы, санитарного надзора, архитектуры и гра­достроительства и по представлению районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству утверждает районная ад­министрация.

Утвержденная схема служит основанием для предоставления земель переселенцам, а также для разработки проектов их расселе­ния и обустройства.

Материалы схемы изготавливают в трех экземплярах: по одному для районного и областного (краевого, республиканского в составе Российской Федерации) комитетов по земельным ресурсам и земле­устройству и для территориального органа миграционной службы.

Текстовую и графическую документацию оформляют в соот­ветствии с действующими условными знаками и стандартами, принятыми в землеустройстве.

Схема обеспечения земельными участками переселенцев слу­жит основанием для разработки конкретных проектов межхозяй­ственного землеустройства по перераспределению земель на тер­риториях конкретных сельскохозяйственных предприятий и для отводов земель вновь образуемым хозяйствам.

Рассмотрим пример. В результате земельных преобразований в Алексеевском районе Самарской области в фонде перераспределе­ния на момент разработки проекта предоставления земель пересе­ленцам по программе «Воин-фермер» числилось 16800 га, в том чис­ле пашни — 1442 га, сенокосов — 48, пастбищ — 2310 га. Из этого фонда по решению районной администрации переселенцам выделе­но 4832, 6 га земель, из них 4719 га пашни и 62, 6 га пастбищ.

Данные земли размещены в трех массивах. Рассмотрим проект межхозяйственного землеустройства по образованию крестьянских (фермерских) хозяйств военнослужащих, уволенных в запас, на одном из массивов при пос. Дальнем (рис. 17).

При этом поселке по проекту выделен земельный участок пло­щадью 39 га для строительства 22 одноквартирных, трех-, четы­рехкомнатных домов с приусадебными участками крестьянских (фермерских) хозяйств. Дома и приусадебные участки будут обес­печены системами водообеспечения, газа, канализации, электро­снабжения.


Рис. 17. Размещение крестьянских (фермерских) хозяйств пере­селенцев на проектном участке при нос. Дальнем:

I — крестьянские хозяйства ни проижплепи молока; 2 - но вырашиси-ИИЮ Порося г. ^—1К1 ОШ*рМ) скнпей. ^—усадьбы крестьянских хо-аяйетв, площадь, га; 5—помер крестьянскок) шчяйсгна. участка и его площадь, г.!. о — проектируем ыс иодомборные сооружения;? — ируек-

ТЙр\ОМЫЙ 1.1 к'Ирсч'оЛ


Земельные участки фермеров расположены на расстоянии примерно 2, 5 км от пос. Дальнего к востоку, северо-западу и се­веру от него.

Всего будет образовано 222 отрубных фермерских участка, ко­торые составят 15 крестьянских (фермерских) хозяйств по произ­водству молока, 2 по выращиванию поросят, 3 по откорму свиней. 2 по откорму молодняка крупного рогатого скота.

Общая площадь пашни для хозяйств по производству молока 1787 га; для выращивания поросят — 153 га; для откорма молодня­ка крупного рогатого скота — 358 га: для хозяйств по откорму сви­ней выделено 322 га пашни и 62, 6 га пастбищ.

Для крестьянских хозяйств различной специализации в проек­те землеустройства разработана структура посевов и чередования культур в севооборотах. Так, рекомендуемая схема севооборотов для хозяйств по производству молока и откорму бычков следую­щая: 1. Однолетние травы. 2. Озимая пшеница. 3. Кормовая свек­ла. 4. Яровые зерновые. 5. Многолетние травы (выводное иоле).

Размещение полей показано в 8-м крестьянском хозяйстве (см. рис. 17).

В хозяйствах по выращиванию поросят концентраты в струк­туре кормов составляют 70 %, но откорму свиней — 75 %. На до­лю сочных, зеленых кормов и травяной муки и сена приходит­ся 20...30% севооборотов площади. Севообороты в этих хозяй­ствах максимально насыщены зерновыми культурами — 65...75 % севооборотной площади. Наличие в структуре посевов гороха по­зволяет более рационально использовать концентраты.

Севообороты в хозяйствах, специализирующихся по свиновод­ству следующие: 1. Горох. 2. Озимая пшеница. 3. Овес, кормовые корнеплоды. 4. Ячмень. 5. Многолетние травы (выводное поле).

Для связи усадеб с участками фермеров, размещаемых в пос. Дальнем, проектом предусмотрено использование существую­щих полевых дорог и их улучшение, а также строительство новых дорог с грунтовым покрытием, укрепленным добавками, протя­женностью 7, 6 км.

Таким образом, проектом межхозяйств-нного землеустройства для вынужденных переселенцев будут созданы нормальные произ­водственные и социально-бытовые условия.

6.4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

И ГРАЖДАНАМИ НА РАЗЛИЧНОМ ПРАВЕ

Проведенные в 199]—2000 гг. мероприятия по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и перераспределению земель в сельской местности, а также отсутствие нормального проектного землеустроительного обеспечения выделения в натуре земельных долей, свертывание в этот период землеустроительных работ вне-

! 1ч


ели путаницу в земельные отношения на территории бывших кол­хозов и совхозов. Это привело к тому, что многие сельскохозяй­ственные организации и граждане до сих пор не знают точных границ своих земельных участков и во многих случаях распоряжа­ются ими незаконно, что затрудняет ведение сельскохозяйствен­ного производства и цивилизованный оборот земель.

До настоящего времени не определены месторасположение и площади земельных участков различных форм собственности, не решены вопросы передачи в собственность сельскохозяйствен­ным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам не­сельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель в границах земельных участков, предостав­ленных им в собственность, а также земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности зданиями, строени­ями и сооружениями.

Такое состояние приводит к неустойчивости землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий, к неис­пользованию части фонда перераспределения земель и невостре­бованных земельных долей, а также к нарушению прав собствен­ников земельных долей.

Поэтому основой наведения порядка в использовании земель сельскохозяйственного назначения должны служить землеустро­ительные работы по инвентаризации и упорядочению (определе­нию) границ земельных участков, используемых сельскохозяй­ственными организациями на различном праве. Утвержденных землеустроительных нормативных документов, регламентирующих порядок проведения лих работ, на начало 2001 т. не имелось, в связи с чем в землеустроительном производстве использова­ли только разработанные Российским научно-исследователь­ским и проектно-изыскательским институтом земельных ресур­сов (РосНИИземпроект) проекты следующих материалов, вы­пущенных в 2000 г.:

Рекомендации по выполнению землеустроительных работ по инвентаризации и упорядочению (определению) границ земель­ных участков, используемых сельскохозяйственными организаци­ями на различном праве (М.: РосНИИземпроект, 2000. — 32с);

Рекомендации по проведению землеустроительных работ, свя­занных с выделением земельных участков под личные подсобные хозяйства за счет земельных долей (М.: РосНИИземпроект, 2000.- 19с);

Основные положения о порядке внесения уточнений в размеры земельных долей при изменении площадей сельскохозяйственных угодий (М.: РосНИИземпроект, 2000. — 8 с);

Положение о порядке передачи в собственность гражданам и юридическим лицам несельскохозяйственных угодий, располо­женных между участками продуктивных земель (М.: РосНИИзем­проект, 2000.-6 с):


Порядок проведения землеустроительных работ, связанных с передачей в собственность гражданам и юридическим липам зе­мельных участков под объектами недвижимости и сельской мест­ности (М.: Рос I \ И И зе м п рое кт, 2000. — 8с).

В разработке этих документов принимали участие А. 3. Родин. В. Ф. Спиридонов. Ю. И. Казьмин, А. М. Середин, О. II. Орлова. Основой проведения всех названных землеустроительных цей ствий является инвентаризация границ земельных участков, ис­пользуемых сельскохозяйственными организациями и граждана­ми на различном праве.

Главная проблема инвентаризации — установление местораспо­ложения границ земельных массивов, соответствующих по площа­ди различным земельным долям.

В ходе земельной реформы земельные доли находились в зе­мельном обороте. Они были:

частично выкуплены сельскохозяйственными организациями (юридическими лицами) и перешли в их собственность:

в ряде случаев внесены в качестве вклада в уставный (складоч­ный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственных организа­ций с правом и без права последующего возврата гражданам при их выходе из состава этих организаций;

переданы сельскохозяйственным организациям на праве арен­ды или другого вида пользования;

частично не востребованы и не зарегистрированы, находи­лись или не находились в фонде перераспределения или в со­ставе земель сельскохозяйственных организаций (часть собст­венников зарегистрированных земельных долей даже не распо­рядилась ими):

предоставлены для расширения площадей земельных участков личных подсобных хозяйств;

выкуплены органами местного самоуправления. Работы по инвентаризации границ земельных участков прово­дят, как правило, в границах территорий бывших колхозов и совхозов или групп этих хозяйств, в которых проведены их реор­ганизация и приватизация земель. При необходимости работы можно проводить в границах территорий муниципальных образо­ваний. В этих случаях одновременно проводят работы по уточне­нию границ и площадей земельных участков, находящихся в веде­нии сельских (поселковых) администрации.

Инвентаризацию границ земельных участков, используемых сельскохозяйственной организацией, проводят по инициативе (ходатайству) сельскохозяйственных организаций, территориаль­ных органов Федеральной службы земельною кадастра России, органов местного самоуправления и органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и выполняют ее подрядчики землеустроительных работ.


Финансируют работы за счет средств заказчиков, которые воз­будили ходатайства и (или) приняли решение о проведении ин­вентаризации.

Инвентаризация границ названных земельных участков может проходить как самостоятельный вид землеустроительных работ или в составе совместных действий по инвентаризации и упорядоче­нию (определению) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве.

В последнем случае землеустроительные действия включают:

подготовительные работы;

инвентаризацию сельскохозяйственных угодий и уточнение границ земельных участков;

разработку проектных предложений но упорядочению земле­пользовании сельскохозяйственных организаций;

согласование и утверждение документации;

изготовление и выдачу землеустроительной документации.

В процессе подготовительных работ подбирают и анализируют следующие материалы:

планово-картографические масштаба 1: 10 000 или 1: 25 000;

вычисления площадей угодий:

по передаче земель в ведение сельских (поселковых) адми­нистраций и закреплению их в натуре, а также все имеющиеся документы по последующей передаче этих земель гражданам и юридическим лицам (индивидуальное жилищное строительство, личные подсобные хозяйства, выпас скота и сенокошение, ого­родничество и т.д.);

но реорганизации и приватизации земель сельскохозяйствен­ными организациями;

проекты по перераспределению земель, передаче в фонд пере­распределения;

материалы по передаче земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам;

по реализации собственниками земельных долей своих прав по их распоряжению, в том числе организации крестьянских хо­зяйств, расширению личных подсобных хозяйств и т.д.:

документы, удостоверяющие право владения земельными участками сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

материалы, на основании которых устанавливают ограничения в использовании земель и обременения правами иных лиц;

межевания земель, выполненного в процессе реорганизации и приватизации земель сельскохозяйственных организаций, пере­распределения земель, расширения личных подсобных хозяйств, других отчуждений земельных участков;

списки граждан, получивших право на земельную долю, с указанием работающих пенсионеров и лиц социальной сферы, получивших Свидетельство на право пользования земельной


долей и реализовавших свои права по распоряжению земель­ными долями;

материалы почвенных, геоботанических обследовании, госу­дарственного кадастра и опенки земель; выявления деградирован­ных земель и предложения по их консервации.

Инвентаризации сельскохозяйственных угодий и определение гра­ниц земельных участков включают:

уточнение границ контуров и состава сельскохозяйственных угодий (корректировку планово-картографической основы), а так-же границ земельных участком, занятых производственными здани­ями, строениями и сооружениями;

уточнение границ земельных участков, переданных в собствен­ность, владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам, а также включенных в фонд перераспределения земель; вычисление площадей земельных угодий;

уточнение правового статуса земель, находящихся в фактичес­ком пользовании и собственности сельскохозяйственных органи­заций и граждан;

выявление неиспользуемых земель;

установление границ зон с особым правовым режимом исполь­зования земель;

составление акта и плана инвентаризации сельскохозяйствен­ных угодий и границ земельных участков.

Планово-картографические основы корректируют наиболее до­ступными в конкретных условиях способами с ведением необхо­димых журналов, абрисов и записей. Точность проведения работ устанавливает заказчик по согласованию с комитетом по земель­ным ресурсам и землеустройству.

В ходе корректировки планово-картографической основы оп­ределяют точные границы контуров и площади всех видов земель­ных угодий, расположенных на территории, и составляют покон-турную ведомость.

Затем уточняют Гранины земель, которые были переданы в ведение сельских (поселковых) администраций с целью развития личных подсобных хозяйств, огородничества и животноводства. Одновременное этим уточняют границы земельных участков, пе­реданных для расширения личных подсобных хозяйств в счет зе­мельных долей.

Уста на впивают факты изменения границ и причины этих изме­нений (прирезка, передача земель, захват земель и т.д.).

Определяю! наличие, площади и границы сельскохозяйст­венных угодий, которые на основе решений районной адми­нистрации были зачислены в фонд перераспределения и кото­рые передавали сельскохозяйственным организациям, кресть­янским (фермерским) хозяйствам в пользование, аренду или собственность.

На основе анализа всей этой документации получают иредва-


рительную характеристику произошедших изменений в составе землепользовании сельскохозяйственной организации.

Окончательные Гранины земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование и аренду сельскохозяйствен­ной организации и фактически ею используемых, уста наш! ива ют по результатам полевого обследования.

Вычисляют площади в соответствии с требованиями дейст­вующих технических указаний по вычислению площадей зе­мельных угодий

При уточнении правового статуса земель устанавливают:

площади земельных угодий, переданных в счет земельных до­лей сельскохозяйственной организации в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, в аренду, па условиях передачи права пользования земельными долями:

число граждан, имеющих право на земельную долю, полу­чивших свидетельства, из них реализовавших свое право по распоряжению земельной долей: размер земельной доли; пло­щадь сельскохозяйственных угодий, распределенных на зе­мельные доли;

движение земельных долей, число и площади земельных долей, используемых сельскохозяйственной организацией на различном праве, а также без оформления соответствующей документации на использование земельных долей.

В ходе инвентаризации выявляют также неиспользуемые, де­градированные и загрязненные земли.

К неиспользуемым относятся сельскохозяйственные угодья, не используемые в сельскохозяйственном производстве вследствие их перевода в залежь, зарастания лесом, кустарником, заболачивания, развития ярко выраженных процессов эрозии и других причин. Кроме того, выявляют земли, подлежащие консервации.

Вилы используемых, деградированных и загрязненных сель­скохозяйственных угодий и их площади, а также предложения по консервации деградированных земель отражают в акте инвентари­зации земель.

Отражение границ земельных участков с особым правовым ре­жимом па землях, переданных в собственность и пользование сель­скохозяйственных организаций, направлено на соблюдение режи­ма использования этих земель, обеспечение нормального функ­ционирования различных объектов и коммуникаций, сохранение особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечение безопасности населения.

Работы по установлению границ земельных участков с особым правовым режимом использования предусматривают установление наличия, месторасположения и характеристик режимообразуюших объектов и зон с особым режимом использования земель на всех землях, используемых сельскохозяйственной организацией; сер-витутов и ограничений в использовании земель.


При этом должна быть оценена полнота отображения место­расположения режимообразуюших объектов и границ зон особого режима использования земель на территории сельскохозяйствен­ной организации к моменту выполнения работ и при необходимо­сти на изготовленную с карты выкопировку и в реестр внесены дополнения, изменения и уточнения не только района в целом, но и каждого собственника и пользователя земельных участков.

При наличии карты ограничений и обременении в использо­вании земель административного района с нее делают выкопиров­ку на соответствующие землепользования и выписку из реестра режимообразующи х объектов.

При отсутствии карты ограничений и обременении всю необ­ходимую информацию об ограничениях и обременениях в исполь­зовании земель собирают и отражают на плане инвентаризации земель или на отдельном чертеже (в зависимости от нагрузки).

По результатам инвентаризации сельскохозяйственных угодий и уточнению границ земельных участков составляют план и акт инвентаризации сельскохозяйственных угодий и уточняют грани­цы земельных участков.

Акт инвентаризации состаатнют для земельных участков неза­висимо от права собственное! и на земли сельскохозяйственной организации.

На тане инвентаризации земе./ь показывают границы:

землепользования сельскохозяйственной организации (органи­заций) до их приватизации;

земельных участков, используемых сельскохозяйственной орга­низацией на различном праве на момент производства работ;

населенных пунктов и земельных участков, находящихся в ве­дении сельских (поселковых) администраций;

земельных участков, переданных в фонд перераспределе­ния земель;

земельных участков, предоставленных для организации кресть­янских (фермерских) хозяйств, расширении земельных участков для ведения личного подсобною хозяйства, других землепользо­вании, организованных после реорганизации (реформирования) сельскохозяйственных организаций;

контуров (части контуров) сельскохозяйственных угодий, вы­веденных из сельскохозяйственного оборота вследствие их за­растания, заболачивания и др., с указанием возможности или целесообразности их вовлечения в сельскохозяйственный обо­рот и их плошали;

земельных участков, изъятых после приватизации земель для государственных и общегосударственных нужд путем выкупа зе­мельных долей; границы, площади и номера контуров всех земель­ных угодий. Если вычисляли площади но планшетам, а нумера­цию и площади контуров на кальке контуров давали по частям, то на плане инвентаризации нумерация контуров должна быть


единой по землепользованию или по чересполосным массивам с указанием всей площади каждого контура;

земельных участков, выделенных в счет земельных долей, соб­ственники которых не получили свидетельства или не подали за­явление на их получение, а также которые не реализовали свои права по распоряжению земельными участками, и их площадью;

земельных участков, занятых объектами недвижимости, а так­же их номера и площади:

неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, их номера и площади;

земельных участков (зон) с особым правовым режимом использования земель с указанием их номеров, параметров и площадей;

земельных участков, находящихся в собственности, владении и пользовании граждан и юридических лиц и используемых ими для несельскохозяйственных нужд.

К акту и плану инвентаризации земель прикладывают крат­кую пояснительную записку, отражающую ироизошедщие из­менения в землепользовании сельскохозяйственных организаций и составе земельных угодий, их причины, фактическое состояние использования земель, изменения правового статуса используе­мых земельных угодий и другие сведения, полученные в резуль-1аге инвентаризации.

Результаты инвентаризации согласовывают и утверждают ор­ганы местного самоуправления до разработки проектных пред­ложений.

План и акт инвентаризации согласовывают с сельскими ад­министрациями, собственниками земельных долей, сельскохо­зяйственной организацией и другими правообладателями зе­мельных участков, расположенных на территории бывших кол­хозов (совхозов), комитетом по земельным ресурсам и земле­устройству.

6.5. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА УПОРЯДОЧЕНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ)

ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

НА РАЗЛИЧНОМ ПРАВЕ

Составляют проект на основе согласованных и утвержденных в установленном порядке результатов инвентаризации земель, в ре­зультате которой уточняют размер земельных долей, формируют и размещают массивы земель, являющиеся собственностью юриди­ческого липа, размещают земельные участки, находящиеся в соб­ственности граждан.

Уточняют размеры земельных долей в соответствии с действу­ющи м за ко11одательством.


Земельные массивы, являющиеся собственностью юридического.ища, формируют и размещают следующим образом.

На основании проведенного анализа фактического исполь­зования земельных долей устанавливают площадь сельскохозяй­ственных угодий, являющихся собственностью сельскохозяйст­венной организации как юридического лица, т. с. площадь зе­мельных долей, внесенных в уставный (складочный) капитал или паевой фонд и выкупленных в собственность сельскохозяй-ственной организацией, подаренных сельскохозяйственной ор­ганизации. Указанные площади сельскохозяйственных угодий включают в неделимый фонд, который не подлежит разделу на земельные доли.

Эти земельные участки целесообразно сформировать и размес­тить единым массивом с учетом экономической и хозяйственной целесообразности (расположение животноводческих ферм, произ­водственных центров, мест проживания членов (участников) сель­скохозяйственной организации, рынков сбыта, транспортных ма­гистралей и т.».).

В этот массив желательно включить земли, использование которых имеет определяющее значение в обеспечении основ­ных направлений его производственной деятельности.

Чтобы не ущемлять интересы других собственников земельных долей, площадь отводимого земельного массива необходимо увя­зать с учетом качественной оценки земель, а именно: количество баллов отводимого земельного массива должно быть не боль­ше общего количества, указанного в Свидетельстве о праве соб­ственности на землю, переданных земельных долей.

Границы земельного массива устанавливают с учетом его ком­пактного размещения, по возможности совмещая с существующи­ми границами севооборотных массивов, полей и рабочих участ­ков, с четко выраженными на местности естественными и ис­кусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, дорогами, лесополосами и т. п.).

На основании данных формирования земельного массива, яв­ляющегося собственностью сельскохозяйственной организации как юридического лица и включенного в неделимый фонд, состав­ляют реестр земельных участков (контуров) сельскохозяйствен­ных угодий. Одновременно указывают площади несельскохозяй­ственных угодий, рекомендуемых к передаче сельскохозяйствен­ной организации.

Земельные массивы, находящиеся в собственности граждан, раз­мещают с учетом сложившихся форм правовых взаимоотношений собственников земельных долей с сельскохозяйственной органи­зацией, площади земельных угодий, переданных для использова­ния сельскохозяйственной организации на том или ином праве, местожительства граждан, обеспечивая создание компактных мас­сивов сельскохозяйственных угодий.


Земельные участки, соответствующие земельным долям, право пользования которыми внесено в уставный (складочный) капитал организации, целесообразно формировать единым массивом. Раз­мещают их компактно с земельным массивом сельскохозяйствен­ных угодий, находящихся в собственности сельскохозяйственной организации.

Сельскохозяйственные уголья, используемые сельскохозяйствен­ной организацией на условиях аренды, следует размещать с уче­том сроков аренды.

При наличии в составе землепользования сельскохозяйствен­ных угодий, переданных при приватизации земель органами мест­ного самоуправления в пользование иди аренду сельскохозяйст­венной организации, необходимо определить месторасположение этих земельных участков.

При наличии в составе землепользования фонда перераспреде­ления земель также необходимо определить ею площадь и место­расположение с учетом целевого назначения фонда.

Номера земельных участков и их площади, переданные сель­скохозяйственной организации в пользование или аренду органа­ми местного самоуправления, а также земель, включенных в фонд перераспределения, заносят в специальный реестр.

При разработке проектных предложений необходимо также пре­дусмотреть пожелания собственников земельных долей по распо­ряжению ими после окончания срока правовых взаимоотношении с сельскохозяйственной организацией.

Р.сли к моменту разработки проектных предложений по упо­рядочению землепользовании сельскохозяйственных организа­ций возникает необходимость выделения земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств или расшире­ния личных подсобных хозяйств собственников земельных долей, то > ти вопросы также рассматривают, а их соответствующее реше­ние отражают в проекте землеустройства.

Передают в собственность несельскохозяйственные угодья в соответствии с Указом Президент Российской Федерации «О ре­ализации конституционных нрав граждан на землю».

В соответствии с л им указом при передаче сельскохозяйствен­ных угодий в собственность гражданам и юридическим липам бес­платно передают в их собственность также и земельные участки. занятые кустарником, мелколесьем, и другие несельскохозяйст­венные угодья, расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого им земельного массива.

Конкретные виды и площади несельскохозяйственных уго­дий, которые могут-быть переданы в собственность граждан, оп­ределяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Несельскохозяйственные угодья передают в собственность с учетом:


пожеланий граждан и юридических дин;

размещения их продуктивных земель;

пожеланий смежных землепользователей;

природно-экологического значения и целесообразного хозяй­ственного использования этих земель;

создания территориальных условий для формирования комп­лексного и рационального землепользования.

Границы передаваемых в собственность сельскохозяйствен­ных и несельскохозяйственных угодий целесообразно совмещать с четко выраженными на местности естественными и искусствен­ными рубежами (реками, ручьями, каналами, дорогами, лесопо­лосами и т. п.).

Вкрапленные в участки продуктивных земель контуры несель­скохозяйственных угодий, как правило, передают целиком соб­ственникам сельскохозяйственных угодий, внутри которых они находятся.

Если на смежные несельскохозяйственные угодья претендуют несколько граждан и юридических лиц, то их распределяют меж­ду ними пропорционально площади сельскохозяйственных уго­дий, переданных в собственность, с учетом хозяйственной целе­сообразности и взаимной договоренности.

Если граждане и юридические лица не пожелали получить в собственность несельскохозяйственные угодья, разрабатывают пред­ложения о включении их в земли запаса, земли лесного или вод­ного фонда, земли других категорий.

Несельскохозяйственные угодья (леса, реки, водоемы, межсе-лениые дороги, земельные участки под объектами истории и куль­туры, территории общего пользования и др.), которые по своим природно-экологическим условиям или правовому статусу не мо­гут быть переданы в собственность гражданам и юридическим ли­цам, включают в земли соответствующих категорий.

При рассмотрении вопросов о передаче земель, занимаемых межхозяйствениыми и внутрихозяйственными дорогами, уста­навливают их принадлежность, правовой статус, состав обслужи­ваемых ими объектов. Значительную часть дорог, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий, используют преимущественно садоводческие товарищества и другие организа­ции, не оформившие земельный отвод и права на их прокладку. На основе проведенного анализа устанавливают их принадлеж­ность и правовой статус (передают в собственность сельскохо­зяйственным организациям, оформляют отвод земли соответству­ющим организациям и т.д.).

При разработке предложений, связанных с освоением несель­скохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной продукции, по укрупненным показателям определяют виды, объе­мы и стоимость культуртехнических работ по освоению этих зе­мель в различные виды продуктивных земель с указанием доли


9 - 7063



финансирования за счет средств гражданина (юридического лица) и органов местного самоуправления.

Результаты проведенных работ по передаче несельскохозяй­ственных угодий в собственность отражают:

на чертеже проекта упорядочения землепользования;

в реестре участков (контуров) несельскохозяйственных угодий, передаваемых гражданам и юридическим лицам в собственность или включаемых в земли других категорий;

в ведомости мероприятий по освоению земельных угодий, ра­нее выбывших из сельскохозяйственного оборота, передаваемых гражданам и юридическим лицам в собственность;

в пояснительной записке к проекту.

Материалы по передаче несельскохозяйственных угодий согла­совывают с юридическими лицами и собственниками земельных долей, которым передают в собственность эти угодья, заинтересо­ванными предприятиями и органами местного самоуправления, которым намечают передать несельскохозяйственные угодья, име­ющие природно-экологическое или общественно-хозяйственное значение, а также с районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельные участки иод объектами недвижимости передают в собственность гражданам и юридическим лицам (собственникам объектов недвижимости) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О нраве собственности граждан и юриди­ческих лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности».

Границы и площади земельных участков под объектами недви­жимости устанавливают на основе материалов инвентаризации зе­мель с учетом фактического функционального назначения объек­тов, утвержденной проектно-технической и строительно-плани­ровочной документации или норм отвода земель.

При установлении фактических границ и площадей земель­ных участков под соответствующими объектами недвижимости в границы этого земельного участка включают земли, занятые не­посредственно объектом недвижимости и прилегающие к этому объекту недвижимости территории, необходимые для обеспече­ния его функционирования с учетом соблюдения технологических требований по их эксплуатации, противопожарной безопасности, санитарных и иных норм.

При установлении площади земельных участков под объектами недвижимости можно использовать нормативы. СНиПы, нормы отвода, проектно-техническуюдокументацию и т.д.

При соответствии фактических размеров земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, действующим нор­мативам его границы принимают по фактическому пользованию. Если же фактическая площадь земельного участка превышает ус­тановленную или меньшее, то с согласия собственника недвижи-


мости или закрепления за мим земельного участка по фактичес­кому пользованию. При несогласии собственника объекта не­движимости ему переланп земельный участок площадью, соот­ветствующей нормам отвода земель либо проектно-технической документации и обеспечивающей функционирование объекга недвижимости.

По материалам установления границ и площади участков со­ставляют реестр земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости, с указанием функци­онального назначения конкретного объекта недвижимосги. его номера и площади (фактической и по установленным нормам и формам передачи (бесплатно, за плату)}.

Месторасположение и согласованные с собственником объек­тов недвижимости площади земельных участков отражают на про­ектном чертеже.

По результатам проектирования составляют сводную эксплика­цию земель, в которой отражают проектные площади земельных угодий всего, в том числе по формам собственности:

в собственности юридического лица;

граждан, используемых сельскохозяйственной организацией на условиях аренды и права пользования;

органа местного самоуправления, переданных сельскохозяй­ственной организации в пользование или аренду;

граждан, не использовавших свои права по реализации земель­ных долей;

неоформленные в собственность —не Еюстребова иные земель­ные доли;

в собственности граждан, увеличивших личные подсобные хозяйства;

переданные в фонд перераспределения земель.

Согласование и утверждение документации. Проектные предло­жения рассматривают уполномоченные органы управления сель­скохозяйственной организации, собственники земельных долей, в том числе не использовавшие свои права, согласовывают с ко­митетом по земельным ресурсам и землеустройству и, если необ­ходимо, то с органами архитектуры и градостроительства, охраны природы, другими заинтересованными органами исполнительной власти, а также с третьими лицами, интересы которых затрагивает проект упорядочения землепользования, и утверждает орган мест­ного самоуправления.

Изготовление и выдача документации. В соответствии с техни­ческими требованиями по результатам выполненных работ изго­тавливают и представляют заказчику:

материалы инвентаризации земель, включающие план инвен­таризации, акт инвентаризации, кальку контуров земельных угодий, поконтурную и сводную ведомости земельных угодий, пояснительную записку к материалам инвентаризации, поста-


г



новление (распоряжение) органа местного самоуправления об утверждении материалов инвентаризации;

проект упорядочения землепользования сельскохозяйственной ор­ганизации, включающий графические материалы, пояснительную записку к проекту.

В качестве основы для графической части проекта упорядоче­ния землепользования сельскохозяйственной организации исполь­зуют те же планово-картографические материалы, что и для плана инвентаризации земель.

На проектном чертеже показывают:

границы бывшей сельскохозяйственной организации, в преде­лах которых разрабатывали проектные предложения;

земель, переданных в ведение сельских администраций;

земельных участков предприятий и организаций разных форм собственности, созданных на базе сельскохозяйственной орга­низации;

границы, номера и площади участков (контуров) сельскохозяй­ственных угодий, выделяемых в собственность сельскохозяйствен­ной организации как юридического лица;

земельных участков (контуров) сельскохозяйственных угодий, выделяемых собственникам земельных долей;

земельных участков (контуров) сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственной организации в пользование или аренду органов местного самоуправления;

земельных участков, включенных в фонд перераспределе­ния земель;

земельных участков (контуров) несельскохозяйственных уго­дий, передаваемых в собственность сельскохозяйственной органи­зации и собственникам земельных долей и переводимых в земли других категорий;

контуров земельных угодий, ранее выбывших из сельскохозяй­ственного оборота, передаваемых гражданам и сельскохозяйствен­ной организации в собственность с целью освоения;

земельных участков, занятых объектами недвижимости, пере­даваемых в собственность сельскохозяйственной организации;

границы, номера и параметры (ширина) зон с особым право­вым режимом использования земель.

Пояснительная записка должна отражать основные вопросы и особенности выполнения работ. В тексте записки указывают: основание для выполнения работ, их цель и задачи; использо­ванные нормативно-методические документы: планово-карто­графическую основу, ее полноту и качество; источники и ме­тоды получения информации об изменениях в составе земель­ных угодий.

В состав пояснительной записки входят все требуемые реко­мендациями реестры и таблицы.

Текстовое содержание должно освещать и обосновывать:


результаты приватизации и распределения земель по формам собственности;

процессы, произошедшие после приватизации земель, в право­вом статусе земель и организационно-правовых формах хозяй­ствования, тенденции в развитии земельных отношений;

цутй реализации собственниками земельных долей своих прав по распоряжению земельными долями к моменту состав­ления проекта;

изменения в размерах земельной доли, их причины и приня­тые решения;

наличие невостребованных и нереализованных земельных до­лей, полноту их использования;

принятые предложения по передаче несельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам, а также по включению их в земли других категорий;

виды земельных угодий, ранее выбывших из сельскохозяй­ственного оборота, для вовлечения их в продуктивные земли и обоснования намечаемых видов, объемов и стоимости мероприя­тий по освоению земель;

оценку природно-экологического и хозяйственного значения несельскохозяйственных угодий;

принятые предложения по передаче в собственность земельных участков, занятых объектами недвижимости, материалы и норма­тивные документы, использованные при определении границ зе­мельных участков;

принятые предложения по установлению ограничений и обре­менении в использовании земель, источники получения инфор­мации о режимообразуюших объектах, используемые проектные и нормативные документы, плошали земель, включенные в зоны с особым режимом их использования;

принципы формирования и размещения земельных массивов сельскохозяйственных и других угодий, переданных для использо­вания сельскохозяйственной организации на различном праве:

особенности и результат рассмотрения, согласования и ут­верждения материалов инвентаризации земель и проектных предложений.

К пояснительной записке прикладывают материалы (протоко­лы) рассмотрения, согласования и утверждения документации.

Утвержденные в установленном порядке материалы инвента­ризации земель и упорядочения землепользования сельскохозяй­ственной организации изготавливают в трех экземплярах: 1-й эк­земпляр выдают комитету по земельным ресурсам и землеустрой­ству, 2-й — сельскохозяйственному предприятию, 3-й (подлин­ник) сдают в архив подрядной организации, выполняющей указанные работы.

По требованию заказчика дополнительно предоставляют мате­риалы инвентаризации и проектные предложения по улорядоче-


нию (определению) границ земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами на различном праве. Такие материалы имеются по каждому из земельных участков, по кото­рым предполагается внести изменения в государственный земель­ный учет и зарегистрировать в установленном порядке право соб­ственности, пользования или аренды.

В этих случаях кроме проектного чертежа, содержащего пред­ложения по упорядочению землепользования в целом по сельско­хозяйственной организации, изготавливают планы (чертежи) по каждому земельному участку, используемому гражданами и юри­дическими лицами на различном праве, а также пояснительную записку, включающую все необходимые обоснования по установ­лению границ земельного участка, табличный материал, материа­лы согласования и утверждения.

Утвержденные в установленном порядке проектные предложе­ния по упорядочению землепользования сельскохозяйственных организаций, других земельных участков, используемых на различ­ном праве, являются основанием для установления (при необходи­мости) их границ в натуре (на местности), а также для внесения уточнений в государственный земельный учет и Единый государ­ственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Контрольные вопросы I Какие пилы земельных фондов имеются в Российской Федерации? 2. Какие норматив! иле правовые акты определяют порядок формиро­вания целевых земельных фондов? 3. За счет каких земель создают нелепые зе­мельные фонды'? 4. Что учитывают при рачрабоясе схемы формировании нелепых земельных фондов? 5. Какова методика формирования специального земельного фонда, фонда перераспределения земель, земельного <)юнда перечисления, зе­мельною фонда для предоставления участков в целях сельского хозяйства, зе­мелькою фонда для продажи земельных участков на торгах (конкурсах и аукцио­нах)? 6. Какие требования соблюдают при образовании земельных фондов различ­ного целевого назначения? 7. В чем заключаются особенности обеспечения зе­мельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас? Н. Какие землеустроительные действия про­водят при инвентаризации и упорядочении границ земельных участков, использу­емых сельскохозяйственными организациями на различном праве0 9. Какие тре­бования соблюдают при формировании и размещении массивов земель, являю­щихся собственностью юридического лица'


Раздел III

ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.