Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие и принципы организации землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий






(ОРГАНИЗАЦИЙ)

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных пред­приятий (организаций) находятся в постоянном движении. Из­меняются их границы, число, площади, местоположение, формы собственности и хозяйствования. Предприятия образуются вновь или реорганизуются, в результате земельного оборота их размеры увеличиваются или уменьшаются.

Любые изменения, связанные с образованием новых или упо­рядочением существующих землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий, проводят на основе проектов межхозяйственного землеустройства.

Значение таких проектов особенно возросло в период земельно­го реформирования после 1991 г., когда реорганизации подверглись практически все сельскохозяйственные предприятия России.

Известно, что до 1991 г. основными производителями сельско­хозяйственной продукции в Российской Федерации были колхозы и совхозы, общее число которых соответственно составляло 12 363 и 12 865. На один колхоз приходилось в среднем 6, 6 тыс. га сельс­кохозяйственных угодий, а на совхоз— 10, 4тыс. га. Размеры кол­хозов и совхозов были различными в зависимости от их специали­зации и зоны расположения. Например, если птицеводческий со­вхоз имел 1, 7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, зерновой — 27, 3 тыс. га, то овцеводческий — 94, 6 тыс. га.

Размеры колхозов и совхозов были относительно стабильными, а их землевладения—достаточно устойчивыми. Межхозяйствен­ное землеустройство на сельскохозяйственных территориях тогда проводили в первую очередь при освоении новых земель и их ме­лиорации, при совершенствовании системы расселения и специ-


»



4.2. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ,

СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ КРЕСТЬЯНСКИХ

(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического липа, пред­ставленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сель­скохозяйственной продукции на основе использования имуще­ства и находящихся в его пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности зе­мельных участков.

Земельный участок предоставляют гражданину, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство, на основании личного заявления, материалов проекта по отводу земель, решения главы местной (районной) администрации, в ведении которой находит­ся земельный участок, а для членов сельскохозяйственных пред­приятий, кроме того, протокола собрания или решения (поселко­вой) администрации.

Основанием для отвода земельного участка в натуре (на мест­ности) служат постановление районной администрации, проект межхозяйственного землеустройства по отводу земель, на основа­нии которых крестьянскому хозяйству выдают документ на право собственности на землю.

Право аренды земли оформляют договором, заключенным сторонами.

После выдачи Свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или подписания договора аренды крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица, которое может открыть в банке счет, иметь печать, вступать в де­ловые отношения с партнерами.

За годы земельной реформы (1991—2000) в России было об­разовано более 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Пятая часть из них по различным причинам перестала существо­вать, однако более 260 тыс. крестьянских хозяйств продолжают функционировать. Они имеют в основном полностью сформи­рованное землевладение (землепользование); границы, закреп­ленные на местности межевыми знаками; свидетельства на право собственности на землю и осуществляют сельскохозяйственное производство.

На первом этапе земельной реформы (1991 —1992 гг.) земле­владения и землепользования крестьянских хозяйств форми­ровались:

на землях специальных земельных фондов, сформированных в сельских админнстративньгх районах и находящихся в ведении рай­онных администраций (эти фонды образовывались из неиспользуе­мых, нерационально и неэффективно используемых земель):


на землях колхозов, совхозов (при выходе работников из их состава для самостоятельного ведения хозяйства).

В последующем (1993—2000 гг.) землевладения и землеполь­зования крестьянских хозяйств образовывались также на землях фонда перераспределения, фонда переселения (для военнослу­жащих, уволенных в запас, и их семей, вынужденных переселен­цев и других категорий мигрантов), на землях нового освоения, а также на землях сельскохозяйственных предприятий при полу­чении работниками земельных долей й выделении для самостоя­тельного хозяйства.

В практике землеустройства в связи с образованием крестьянских (фермерских) хозяйств разрабатывали следующие документы:

схемы землеустройства административных районов с определе­нием массивов земель, выделяемых крестьянским хозяйствам;

самостоятельные схемы размещения крестьянских (фермерских) хозяйств на территории сельских административных районов (об­ластей, краев);

схемы и проекты перераспределения земель, а также проекты землеустройства реформируемых сельскохозяйственных предпри­ятий с выделением на их территории крестьянских хозяйств;

проекты отвода земель крестьянским хозяйствам;

проекты внутрихозяйственного землеустройства крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для научно обоснованного размещения крестьянских (фер­мерских) хозяйств по территории, установления их наиболее целесообразной специализации, размеров и определения прогноз­ного числа в ряде районов страны составляли схемы развития и раз­мещения крестьянских (фермерских) хозяйств. Такие схемы состав­ляли в Краснодарском крае, ряде районов Поволжья и центра Нечерноземья.

Данная схема являлась предплановым и предпроектным доку­ментом, в котором на основе учета природных, экономических, социальных условий, анализа использования земельного фонда, трудообеспеченности регионов и т.д. давали предложения по це­лесообразному размещению крестьянских (фермерских) хозяйств, наиболее предпочтительной их специализации, размерам, числу, межхозяйственной кооперации.

Изучение землеустроительных материалов показало, что ос­новное содержание схем развития и размещения крестьянских (фермерских) хозяйств сводилось:

к анализу состояния и использования земель, размещения, спе­циализации и эффективности производства существующих крес­тьянских (фермерских) хозяйств;

образованию и размещению земельных фондов специального назначения, необходимых для образования крестьянских (фер­мерских) хозяйств;


обоснованию ареалов, зон специализации и межхозяйствен-пой кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств в зависимо­сти от производительных и территориальных свойств земли, при­родных и экономических условий;

размещению инженерных сооружений, объектов производст­венной и социальной инфраструктуры, оросительной и осуши­тельной сетей, имеющих межхозяйственное назначение;

установлению оптимальных размеров крестьянских (фермер­ских) хозяйств различных производственных типов с учетом их фондооснащенности, трудообеспеченности, качества и месторас­положения земель;

обоснованию прогнозной численности и размещения кресть­янских (фермерских) хозяйств, приоритетных направлений разви­тия их землевладения и землепользования;

разработке рекомендаций по организации рационального ис­пользования земель в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осу­ществлению природоохранных мер, созданию условий для вос­производства почвенного плодородия;

разработке мер социальной и экономической поддержки крес­тьянских (фермерских) хозяйств, расчетам требуемых ресурсов и эффективности производства.

Проект межхозяйственного землеустройства, связанный с об­разованием землевладения и землепользования крестьянского хо­зяйства, включает подготовительные работы, составление проек­та, оформление, согласование и утверждение проектной докумен­тации, изготовление и выдачу проектных материалов, отвод зе­мель в натуре (перенесение проекта на местность), изготовление и выдачу документов на право собственности, владения или пользования землей.

Объектом проектирования могут быть единичное крестьянское (фермерское) хозяйство или их группа.

Проект образования землевладения и землепользования крестьян­ского хозяйства состоит:

из определения площади;

размещения участка и его формирования с включением необ­ходимых видов и площадей земельных угодий в состав выделяе­мых земель;

установления границ земельного участка;

определения режима и условий (ограничений) в использова­нии земли;

размещения усадьбы крестьянского хозяйства;

составления схемы внутрихозяйственного землеустройства хо­зяйства;

разработки нормативов по размеру земельного налога, аренд­ной плате на землю, нормативной цене земли.

При отводе земель крестьянским (фермерским) хозяйствам фор­мируется землеустроительное дело, в состав которого включают:


пояснительную записку;

решение административных органов о предоставлении земель­ного участка;

выкопировку из проекта межхозяйственного землеустройства (перераспределения земель);

копии или выписки из документов, на основании которых ус­тановлен особый режим использования земель;

копии договора о купле-продаже, дарственной, завещания или другого документа (если такие действия осуществлялись);

справку о вкрапленных земельных участках;

списки координат пунктов ОМС и межевых знаков;

акты проверки состояния ранее установленных границ земель­ного участка и установления и согласования новых границ;

технический проект (задание) с рабочим (разбивочным) чер­тежом;

повестки о вызове заинтересованных лиц для участия в дей­ствиях по межеванию земель;

доверенности лицам, уполномоченным собственниками, вла­дельцами, пользователями земельных участков, на участие в ме­жевании земель;

акт о сдаче пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

акт контроля и приемки материалов межевания земель произ­водителем работ;

чертеж (план) границ земельного участка;

ведомость вычисления площади земельного участка;

акт государственной приемки (освидетельствования) материа­лов межевания земель.

Выполнение указанных работ проводят в соответствии с имею­щимися нормативно-техническими документами и сложившейся конкретной технологией по производству этих работ в проектно-изыскательских предприятиях по землеустройству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.