Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование содержания межхозяйственного землеустройства при образованна зем.?евлалеяиа и землеоа^кзоваяяй






сельскохозяйственных предприятий (организаций)


Классификационный признак


Показатели


 


Отношение к основным мо- Природные ресурсы ментам и условиям процес­са труда

Доминирующее значение Воспроизводство плодородия процесса воспроизводства почв

Значение земли в общест- Земля— основноП природный
венном воспроизводстве ресурс

Вил эффективности межхо- Экологическая зяйсл венного землеустрой­ства

Основные виды работ при 1. Изучение качественного со­
ме «хозяйственном землеус- стояния, производительных
тройстве И территориальных свойств

земли

2. Агроэкологичсское (эколо-го-хозяйственное) райониро­вание плошади территории

3. Формирование землевла­дения и размещение его гра­ниц (определение местополо­жения и плошади)

4. Установление экологичес­кого режима использования земель и разработка меро­приятий по охране природы, защите земель от эрозии, по­вышению и восстановлению плодородия почв


Средства производства

Воспроизводство средств про­изводства

Земля — предмет и средство зруда. главное средство произ­водства в сельском хозяйстве

Производственно-экономи­ческая

1. Обоснование специализа­ции хозяйства с учетом ка­чества и местоположения зе­мель

2. Определение оптимального размера хозяйства и состава угодий с учетом качества зе­мель, грудо- и фондообеспе­ченности

3. Размещение хозяйственно­го центра

4. Размещение объектов про­изводственной и социальной инфраструктуры

5 Составление схемы внут­рихозяйственной организа­ции территории


Трудовые ресурсы

Воспроизводство производст­венных (земельных) отноше­нии

Земля — объект социально-экономических (земельных) отношений

Социальная

1. Установление мер эконо­мического стимулирования рационального землепользо­вания

2. Определение площади зе­мельного налога или аренд­ной платы за землю

3. Составление и выдача сви­детельства на право собствен­ности, отвод земли в натуре (на местности)

4. Обоснование межхозяйет-веиных связен сельскохозяй­ственного предприятия

5. Обоснование правового ре­жима п условий пользования землей


составление схем внутрихозяйственной организации территории с уточнением месторасположения центральных усадеб, других хо­зяйственных центров, обоснование состава и плошадей угодий;

разработку информации, необходимой для дифференциации платы за землю, определение мер экономического стимулирова­ния рационального использования земель, контроль за ее состоя­нием и качественными характерце гикам и;

отвод земель в натуре с выдачей документов, удостоверяющих право собственности землевладения и землепользования и опре­деляющих режим и условия пользования землей.

Производительные и территориальные свойства земель оце­нивают в холе подготовительных работ по составлению проекта межхозяйственного землеустройства. Основная цель—привести при формировании землевладений и землепользовании площадь хозяйства, его специализацию и расположение границ в соответ­ствие с плодородием почв и месторасположением земель, а так­же наметить в последующем особый режим и условия использо­вания земель в зависимости от природных и социально-эконо­мических ограничений.

Контрольные вопросы и задания. [.Дать определение понятия «межхозяйстисн-ное землеустройство». 2. Какие понятия включает термин «организация землевла-дения и землепользования»? 3. Какие причины (факторы) требуют проведения межхозяйственного землеустройства? 4. В соответствии с какими принципами проводят межхозяйственное землеустройство? 5. Каковы разновидности и формы межхозяйственного землеустройства? 6. Что означают понятия «изъятие земель», «предоставление земель», «отвод земель»? 7. Какие задачи выполняют при прове­дении межхоняйственного землеустройства? X. В чем заключаются особенности межхочяйственното землеустройства при образовании землевладений и земле­пользовании сельскохозяйственных предприятий?

Глава 2

ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

2.1. ПРОЦЕСС МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В любых случаях объектом межхозяйа венного землеустройства является территория, перераспределенная между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.

Основой этого перераспределения служат общественные, кол­лективные или личные интересы правообладателей земельных участков. Общественные интересы отражаются, как правило, в различных планах или программах социального и экономического развития различных народнохозяйственных комплексов (страна, субъект Федерации, регион, муниципальное или другое админис­тративно-территориальное образование) и реализуются в схемах землеустройства.


Одновременно схемы землеустройства учитывают и перспективь развития отдельных отраслей, ре|улируют процессы функциониро­вания частной собственности на землю и земельный оборот.

Поэтому межхозяйствеппое землеустройство, затрагивающее одновременно группу землевладений и землепользовании, прово­дят в единой технологической и информационной связи со схема­ми землеустройства. Если оно охватывает территорию несколь­ких, не менее двух, пространственно взаимосвязанных землевла­дений и землепользовании разных юридических и физических лиц разнообразных форм собственности и хозяйствования, распо­ложенных на территории одного административного района, тс межхозяйственное землеустройство осуществляют в увязке со схе­мой землеустройства этого района. При этом разработка схемы {емлеустройства района должна предшествовать составлению про­екта межхозяйственного землеустройства.

В схему землеустройства административного района на основа­нии изучения состояния его земельного фонда, землевладений и землепользовании, потребностей в земле включают следующие вопросы, относящиеся к межхозяйственному землеустройству:

выявление резервов земель:

предложение по перераспределению земельного фонда;

размещение объектов районного афопромышленного комплек­са и его инфраструктуры;

организация территории района: выделение специальных земель­ных фондов, упорядочение землевладений и землепользовании, выделение массивов земель для размещения крестьянских (фер­мерских) хозяйств, коллективных садов и других объектов;

уточнение границ городских и сельских поселений;

уточнение и установление границ особо охраняемых террито­рий и т.д.

Схема землеустройства района и разработанные в соответствии с ней показатели служат основой при подготовке задания па со­ставление проектов межхозяйственного землеустройства.

Основаниями проведения межхозяйственного землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправлении, договоры о проведении земле­устройства, судебные решения. Договоры о проведении землеуст­ройства составляют на основании ходатайств (заявлений) собствен-! пиков, владельцев и пользователей земли или заявителей (юриди­ческих и физических лиц) о выделении им земельных участков.

В ряде случаев с инициативой проведения межхозяйственного землеустройства выступают землеустроительные органы.

Производственный процесс межхозяйственного землеустрой­ства состоит из подготовительных работ; составления проекта; рассмотрения и утверждения проекта: перенесения проекта в на­туру; оформления и выдачи землеустроительных материалов, зем­леустроительных дел и документов, удостоверяющих право соб-

Quot;


с1 ценности па землю землевладения и землепользования: осуще­ствления проекта межхозяйственного землеустройства, проведения авторскою надзора за выполнением проекта собственниками зем­ли, землевладельцами и землепользователями.

Межхозяйственное землеустройство проводят:

при изменении границ объектов землеустройства, в том числе с целью устранения недостатков в их расположении (чересполоси­ца, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании):

установлении (восстановлении) границ объектов землеуст­ройства:

предоставлении земельных участков гражданам и юридичес­ким лицам:

изъятии (выкупе) земельного участка:

совершении сделок с земельными участками:

в иных случаях перераспределения земель.

Межхозяйственное землеустройство осуществляют на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градострои­тельной и иной документации, связанной с использованием, ох­раной и перераспределением земель.

2.2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Подготовительные работы представляют собой первый этап межхозяйственного землеустройства. Они необходимы для полу­чения материалов, используемых при составлении, обосновании и оформлении проекта межхозяйственного землеустройства и пере­несения его в натуру.

В процессе подготовительных работ для составления проекта межхозяйственного землеустройства:

устанавливают состав участников межхозяйственного землеуст­ройства;

выявляют землеустроительные пожелания и предложения за­интересованных землевладельцев и землепользователей, мини­стерств, ведомств, учреждений и организаций;

подбирают, проверяют и оценивают материал, необходимый для составления и перенесения в натуру проектов межхозяйствен­ного землеустройства;

изучают основания проведения землеустройства;

подготавливают и утверждают задание на проектирование.

Подготовительные работы состоит из камеральной землеустро­ительной подготовки и полевого землеустроительного обследова­ния территории.

Камеральную землеустроительную подготовку выполняют до вы­езда на объект проектирования. Ее начинают с определения или


уточнения участников землеустройства, т.е. земледельцев и зем­лепользователей, интересы которых в том или ином отношении затрагивает землеустройство. Участниками землеустройства явля­ются, например, юридические и физические лица, взаимно свя-(анные недостатками землепользования, а также те, которые не­обходимо привлечь для более успешного устранения этих недо­статков, или землевладельцы и землепользователи, затрагиваемые отводом земель.

Состав собственников земли, землевладельцев и землепользова­нии, на территории которых будут проводить землеустроительные работы, определяет объект проектирования, на который потребу­ются планово-картографические материалы. Эти материалы служат для подготовки плановой основы для проектирования.

В результате определения состава участников землеустройства составляют их список, указывая точное наименование и месторас­положение юридических и физических лиц, а также другие необ­ходимые сведения.

Для выяснения предложений собственников земли, землевла­дельцев и землепользователей, других заинтересованных учрежде­ний и организаций о целесообразности проведения межхозяй­ственного землеустройства, о площадях, составе угодий, числе, расположении и границах отводимых, обмениваемых и передавае­мых участков вызывают представителей заинтересованных сторон. Пожелания и мнения представителей записывают в специальном протоколе или акте.

Для составления проекта межхозяйственного землеустройства необходимы следующие материалы:

планово-картографические материалы в требуемом масштабе (обычно 1: 10 000, 1: 25 000, а по крупным объектам 1: 50 000 и более);

сведения государственного земельного кадастра, государствен­ного градостроительного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной кадастровой оценки земли, материалы инвентаризации земельных участков;

материалы проведенного ранее межевания земель;

данные вычисления площадей земельных угодий, обследова­ний и изысканий (почвенных, геоботанических и др.);

различные схемы и проекты, касающиеся землеустраиваемой территории (землеустройства, планировки и застройки, мелиора­ции, строительства дорог, перераспределения земель с указанием площадей размещения фондов специального назначения);

материалы, характеризующие особый режим и условия (огра­ничения, обременения, сервитута) пользования землей;

данные о природных и экономических условиях хозяйств (кли­мат, рельеф, водный режим, специализация сельскохозяйствен­ных предприятий, урожайность сельскохозяйственных культур за


последние 3...5 лет и другие сведения, характеризующие условия и эффективность сельскохозяйственного производства, если земле-усфливают сельскохозяйственные объекты;

сведения о размещении заповедников, заказников, памятников природы, культуры, историко-культурных объектов и др.;

материалы об установлении границ водоохранных зон, других охраняемых территорий и режиме использования земель в них;

сведения об установлении границ поселений;

другие данные, необходимые для составления проекта.

Перечень и содержание материалов зависят от вида разрабаты­ваемого проекта межхозяйственного землеустройства. Все эти ма­териалы должны быть официальными.

Нолевое землеустроительное обследование проводят па террито­рии, где перераспределяют земли. Для этого выезжают в поле.

При обследовании в натуре определяют месторасположение земельных массивов, намечаемых для размещения проектируе­мых землевладений и землепользовании; устанавливают нали­чие, состояние и возможности использования объектов инфра­структуры (дорог, построек и сооружений, коммуникаций, ме­лиоративных сетей); выбирают места и участки для размещения усадеб хозяйств (если это нужно); уточняют месторасположение деградированных земель: загрязненных, зараженных, эрозионио опасных, подверженных эрозии: выявляют земельные участки, нуждающиеся в улучшении и пригодные для освоения под сель­скохозяйственные угодья.

При полевых подготовительных работах в случае необходимос­ти проверяют сохранность межевых знаков по внешним границам землевладений и землепользовании, проверяют и корректируют в натуре плановые и обследовательские материалы. При отсутствии иди непригодности планово-картографических и обследователь­ских материалов проводят съемки и обследования.

При составлении проекта землеустроитель с участием заинте­ресованных собственников земли, землевладельцев и землеполь­зователей, представителей организаций и учреждений проводит полевое обследование отводимых, обмениваемых или передавае­мых земельных участков. При осмотре местности изучают фак­тическое использование земель, их качество, инженерное обору­дование территории, намечаемые изменения границ и выявляют пожелания и возражения заинтересованных сторон. Если необхо­димо, то специальные комиссии определяют размеры неиспользо­ванных затрат землевладельцами и землепользователями на ме­лиорацию, обводнение, посадки лесных и плодовых насаждений, строительство зданий и сооружений и т.д.. затрат по переносу построек и сооружений, многолетних насаждений, по освоению новых земель и пр.

Результаты полевых обследований, осмотра земель, оценки за­трат фиксируют в соответствующих протоколах.

1" >


В процессе полевого обследования:

уточняют и оформляют пожелания заинтересованных землевла­дельцев и землепользователей в отношении проектных решений;

составляют акт землеустроительного обследования территории;

оформляют чертеж землеустроительного обследования, на ко­тором отражают все результаты обследования и предложений участ­ников землеустройства, принятые для дальнейшей разработки;

подписывают чертеж и акт все участники землеустройства.

На основании проделанной работы исполнители вместе с за­казчиком разрабатывают задание на проектирование.

Содержание задания зависит от вида проекта межхозяйственно­го землеустройства. Оно должно бьпь кратким, не перегруженным ■ экономическими показателями и другой информацией. В то же время оно должно содержать все основополагающие требования по составу и исходным данным проекта. Задание согласовывают с за­интересованными сторонами. Его утверждает заказчик.

Так, задание на проектирование при межхозяйственном земле­устройстве, связанном с реорганизацией землевладений и земле­пользовании сельскохозяйственных предприятий, должно вклю­чать: наименование объекта, цели и задачи проектирования, дого­вор между заказчиком и проектной организацией, сроки выполне­ния работ, состав проектной документации, масштаб планово-картографических материалов; принципы решения проектной за­дачи, обусловленные земельным законодательством, решениями местных органов власти и требованиями заказчика в отношении содержания проекта (специализация хозяйств, размещение объек­та, размещение элементов инфраструктуры — водных источников, дорог и т.д.); нормативы расчетов и технико-экономическое обо­снование (нормы предоставления земель, урожайность сельскохо­зяйственных культур, продуктивность животных и др.).

Примерная форма и содержание задания на составление про­екта следующие.

Титу я ь н ы й л и с т: кто утвердил задание; название про­екта; с кем согласовано— лица и организации. Их подписи и пе­чати; подпись председателя районного комитета по земельным ре­сурсам и землеустройству; дата, печать.

Содержание задания:

основание для проектирования;

заказчик и проектировщик;

задачи проектирования (что сделать, на каких землях, где рас­положены объекты проектирования, их специализация, технико-экономическое обоснование проекта);

исходные данные — предельные размеры хозяйств, расчетная урожайность культур, продуктивность животных и другие эконо­мические показатели деятельности хозяйств;

формы собственности на землю, которая будет предоставлена;

размещение усадеб;


мероприятия но инженерному оборудованию территории: ме­лиорация, строительство дорог, водоснабжение, электропередача (объемы);

кооперативные связи (по производству и переработке продук­ции, совместному использованию техники и т. д.);

природоохранные мероприятия;

состав проекта, масштаб плана, обязательные чертежи, содер­жание текстовой части, число комплектов проектной докумен­тации.

Заключен и е: подписи (с указанием должностей, печати, даты) представителен заказчика и проектной организации.

На основании задания составляют проект, основные контуры и возможные варианты которого намечают обычно в процессе под­готовительных работ.

2.3. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

Разрабатывают и обосновывают проект специалисты землеуст­роительных организаций на основе специальных инструкций и указаний по межхозяйственному землеустройству.

Проектная документация состоит из графической части (про­ектного плана и других чертежей), текстовой части, включающей пояснительную записку, технико-экономическое обоснование, пра­вовые документы, экспликации.

Содержание проекта зависит от разновидности и формы земле­устройства. Степень сложности решаемых задач в проекте межхо­зяйственного землеустройства также различна. Например, при ус­транении недостатков в расположении земель сельскохозяйствен­ных предприятий основное целевое назначение в использовании земель не изменяется. При отводе земель промышленному пред­приятию назначают соответствующий участок из земель запаса, но это может не потребовать изменения других землепользовании. В ряде случаев земельный участок промышленному предприятию отводят из уже используемых земель, что требует изменения их ранее установленного целевого назначения и одновременной ре­организации производства и землепользовании, затрагиваемых отводом предприятий, как это имеет место, например, при земле­устройстве зон водохранилищ крупных гидроэлектростанций.

Каждый проект межхозяйственного землеустройства независи­мо от его вида определяет:

месторасположение границ объектов землеустройства, включая границы частей объектов землеустройства, ограниченных в ис­пользовании;

возможности использования земель с учетом площади земель­ною участка, целевого назначения, разрешенного использования

М


земель и расположенных на них объектов инженерной, транспор­тной и социальной инфраструктуры;

плошади объектов землеустройства и (или) их частей, ограни­ченных в использовании:

иные экономические и качественные характеристики земель, используемые для исчисления земельного налога, арендной платы за землю, внесения в различные реестры, правоустанавливающие и правоопределяюшие документы;

экономические показатели, применяемые в ходе осуществле­ния проектов (потери и затраты, упущенная выгода и т.д.).

Проект межхозяйственного землеустройства должен соответст­вовать экологическим требованиям, правовым нормам и быть экономически обоснованным.

Рассматривают и утверждают проект в установленном законом порядке. Проект согласовывают с территориальными органами, осуществляющими различные виды контроля в зависимости от вида решаемых землеустроительных задач (государственной сани­тарно-эпидемиологической, ветеринарной службами; органами, осуществляющими охрану, воспроизводство и использование природных ресурсов, памятников истории и культуры; органами, регулирующими имущественные отношения, а также архитектуры и строительства, противопожарного надзора, земельными комис­сиями и т. п.).

Проекты межхозяйственного землеустройства проходят необ­ходимую государственную экспертизу (экологическую, комплекс­ную, землеустроительную).

Во всех случаях проекты рассматривают на научно-технических советах проектных организаций (землеустроительных институтов, предприятий) и согласовывают с территориальными органами ис­полнительной власти по управлению земельными ресурсами по принадлежности зем.теустраиваемых объектов.

Например, при организации сельскохозяйственных землевла­дений и землепользовании проект согласовывают со всеми участ -11 и кам и землеустрои ства.

Проектировщики подготавливают решение об утверждении проектной документации и вместе с проектом передают ею в рай­онный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеуст­ройству, если землеустраиваемый объект полностью находится в границах административного района.

Комитет проверяет обоснованность проектных предложений и соответствие их действующему земельному законодательству. Пред­седатель комитета визирует решение об утверждении проекта.

Комитет представляет решение вместе с проектными материа­лами и своим заключением на подпись главе районной (город­ской) администрации. Проект утвержлдют его решением.

Утвержденный проект переносят в натуру. Затем выдают доку­мент, удостоверяющий права на земельный участок.

2^


2.4. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА В НАТУРУ


Переносят проект в натуру в соответствии с техническими тре­бованиями, указаниями и инструкциями но выполнению соответ­ствующих работ, действующими в системе органов исполнитель­ной власти по управлению земельными ресурсами.

Перенесение проекта в натуру (отвод земельного участка) со­стоит в технически точном проложении на местности проектных границ землевладений и землепользовании и закреплении их ме­жевыми знаками.

Переносят проект в натуру на основе рабочего (разбивочного) чертежа, на котором показывают графически и надписями все элементы, необходимые для действий в полевых условиях", ситуа­цию для ориентирования на местности; геодезические данные для выполнения измерений углов и длин линий; направление хода — стрелками; места установки межевых знаков. Пример разбивочно­го чертежа при отводе земель крестьянскому хозяйству показан на рисунке I.

В лесной зоне проект можно переносить в натуру по отчетли­вым и точно обозначенным на плане элементам ситуации. В от­крытой местности прокладывают теодолитные ходы. Каждое зем­левладение и землепользование должно быть привязано к пунктам Государственной геодезической сети (триангуляции и полигоно-метрии) и опорной межевой сети (ОМС) или опорным межевым знаком (ОМЗ).

На пункт ^СГЖ 1264 г. и (> МСМ> НЩ122'1.Г.1
Крестьянское (фермерское) хозяйство №311
Совхоз ■ ' Ковриги но» 7 114.7 м

В зависимости от материала пункты ОМС представляют со­бой, бетонный пилон, моно­лит (рис. 2, а); железную трубу (рис. 2, о); деревянный столб (рис. 2, в), пень свежесрублен-ного хвойного дерева (рис. 2, г) или марки, штыри, болты, за­крепленные цементным раст­вором в основании различных сооружений.

Окапывают пункт ОМС в виде круглого кургана высо­той 0, 1м, диаметром 2, 0 м, глубина канавы 0, 3 м, ширина по верху 0, 5 м, по низу 0, 2 м.

47.9м
& О
92Ж5
т& Яшребово
Рис. I. Пример оформления разбикочпою чертежа

Все поворотные точки гра­ницы земельного участка, кро­ме границ, проходящих по «живым урочищам» и линей­ным сооружениям (заборам, фасадам зданий, элементам до­рожной сети и др.), совпадаю-

> 6


       
   
 
 


200.50

в» > 1>»1 ? У1

17Г77Г7Т.

20

15-


В


 


-1=1=;


; С^



20... 25 ■ * —*

РК.1

ЛИ


м^

Рис. 2. Основные типы опорных межевых знаков (размеры в см)

шим с границами, закрепляют межевыми знаками. В качестве ме­жевых знаков используют деревянные колья диаметром 5...7см, железные трубы и штыри, забитые в грунт на глубину 0, 4...0, 6м. Окапывают межевые знаки круглой канавой с внутренним диа­метром 0, 8 м, глубиной 0.2 м и шириной 0, 2 м.

Межевой знак при установке в грунт ориентируют так, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку по ходу часовой стрелки.

Суходольные границы, не совмещенные с живыми урочишами, пропахивают в одну борозду глубиной не менее 20 см.

Расстояния между межевыми знаками и их месторасположение должны обеспечить взаимную видимость и соответствовать геоде­зическим нормам. При установлении границ геодезическими спо-


ПАИ \ на,: -

собами должна быть обеспечена требуемая точность положения на местности межекых знаков относительно пунктов съемочной гео­дезической основы.

Пункты ОМС и межевые знаки сдают собственникам, владельцам или пользовате­лям земельных участков по акту на наблюде­ние за сохранностью. При этом составляют протокол с описанием границ, к которому прилагают их чертеж (рис. 3).

! М(п штаб 1: 5000
Рис. 3. Пример оформле­ния чертежа границ кре­стьянского хочяйства

На чертеже границ земельного участка показывают: поворотные точки границ, их номера, меры линий; элементы гидрогра­фической сети (реки, озера) и линейные объекты (дороги, каналы и др.), являющие­ся границами участка; границы и кадаст­ровые номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, расположенных в границах предоставленного участка (построение землепользования); границы и номера территорий (зон), на кото­рые установлены ограничения или особый режим использования земель; границы территорий, обремененных правами других физи­ческих и юридических лиц по использованию частей участка.

Масштаб чертежа выбирают в зависимости от конфигура­ции земельного участка и возможности показа поворотных то­чек границ.

Чертеж в двух экземплярах подписывает должностное лицо районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, где хранится и подлинник этого документа.

Чертеж границ (план) земельного участка обязателен при со­вершении любых земельных сделок и его прилагают к Свидетель­ству о государственной регистрации нрава на этот участок.

2.5. ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА ДОКУМЕНТОВ,

УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ,

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ (ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ)

На основе данных проекта межхозяйственного землеустройства по каждому вновь образованному землевладению и землепользо­ванию (земельному участку) оформляют землеустроительные дела, материалы которых используют для оформления докумен­тов, удостоверяющих право собственности на землю, землевладе­ния и землепользования.

Эти документы выдают гражданам и юридическим лицам при предоставлении земельного участка па основании решения мест­ной администрации (по большим объектам — администрации

Щ


субъектов Федерации) или на основании документов, подтверж­дающих переход права собственности на землю (договоров куп­ли-продажи земельных участков, свидетельство праве па наслед­ство по закону, дарственных и т. п.), после регистрации прав собственности.

Ранее пользование землей регистрировали в специальных зе­мельных книгах органы исполнительной власти, а государствен­ная регистрация прав на земельные участки являлась неотъемле­мой частью государственного земельного кадастра. Землепользо­вателям выдавали государственные акты на пользование землей, формы которых были утверждены в 1932 г.

С 1992 г. в качестве документов, удостоверяющих право земле­владения и землепользования, были введены временные свиде­тельства о праве собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, договора аренды и временною пользования земельных участков согласно постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю. Договора аренды земель сельскохозяйственного назначе­ния и Договора временного пользования землей сельскохозяй­ственного назначения» от 10.03.92 г. № 177.

В 1993 г. Указом Президента Российской Федерации «О регули­ровании земельных отношений и развитии аграрной реформы* была введена новая форма Свидетельства на право собственности на землю. Указом Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах па недвижимость» функции государственной регистрации прав на земельные участки не только юридических, но и физических лиц с этого времени были поручены комитетам по земельным ресурсам и землеустройству.

С 1 февраля 1998 г., когда был введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним» и созданы учреждения юстиции по вы­полнению этих действий, право землевладения и землепользова­ния стало удостоверять Свидетельство о государственной регист­рации права.

До полной замены на Свидетельства о государственной регист­рации права все ранее выданные документы являются действи­тельными.

Форма Свидетельства о государственной регистрация нрава следующая.

Титул: Российская Федерация. Единый государственный ре­естр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месторасположению земельного участка (например. Московская областная регистрационная штата).

Название. Свидетельство о государственной регистрации права.


Выл а н о (число, месяц, гол).

Зарегистрировано право. Основание. Субъект пра­ва. Вид права. Объект права. Адрес объекта. Номер объекта. Огра­ничения (обременения) права. Запись регистрации в Едином го­сударственном реестре «прав на недвижимое имущество и сделок с ним (номер).

Р е П1 с т р а т о р (подпись, печать).

С е р и я. н о м е р.

Для оформления указанных свидетельств пользуются Инструк­цией о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государствен­ной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и инфор­мации о зарегистрированных правах, угвержденной министерства­ми юстиции и имущеегвенных отношений Российской Федерации, Федеральной службой земельного кадастра России, Государствен­ным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищ­но-коммунальному хозяйству от 03.07.00 г.

Ввиду того что правовую регистрацию сделок с землей выпол­няют отдельно от ведения земельного кадастра, взаимоотношения органов по ведению государственного земельного кадастра и орга­нов, осуществляющих государственную регистрацию прав на не­движимое имущество и сделок с ним, строят на основе разделения функциональных обязанностей и обмена информацией.

На первом этапе выполняют землеустроительные действия по изъятию и предоставлению земельных участков, установлению границ в натуре, составлению плана земельного участка, присвое­нию кадастрового номера и подготовке сведений из правоустанав­ливающих документов и государственного земельного кадастра в виде справки-выписки для предъявления в учреждение по регист­рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На втором этапе в учреждении но регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним проверяют правоустанавливаю­щие документы, предъявленные собственником земель и иным об­ладателем прав на земельный участок. Регистрируют права на зе­мельный участок с занесением сведений о регистрации или отказе от регистрации и передают их в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра.

Для регистрации права на земельные участки необходимо пред­ставить в учреждение юстиции по регистрации прав по месту на­хождения недвижимого имущества следующие документы.

1. Заявление (пишут на бланке при сдаче документов).

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

3. Постановление о государственной регистрации как юриди­ческого лица.

4. Учредительные документы со всеми изменениями и допол­нениями. В случае, если изменений не было, — письмо за под­писью руководителя об отсутствии изменений.

Ю


5. Информационное письмо налоговой инспекции о присное-нии ИНН либо карта (свидетельство) о постановке на учет в Госу­дарственную налоговую инспекцию (ГосНИ).

6. Доверенность (при обращении представителя юридическо­го лица).

7. Документы, подтверждающие полномочия руководителя: приказ о назначении, решение общего собрания учредителей, контракт, решение суда о назначении арбитражного управляюще­го, другой аналогичный документ.

8. Правоустанавливающие документы: акты, изданные орга­нами государственной власти или органами местного самоуп­равления в рамках их компетенции и в порядке, который уста­новлен законодательством, действовавшим в месте издания та­ких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответст­вии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сдел­ки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенной в соответствии с законодательством, действовав­шим в месте осуществления приватизации на момент ее совер­шения; свидетельство о праве на наследство; судебные решения, вступившие в законную силу; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органа­ми государственной власти в порядке, установленном законода­тельством, действовавшим в месте издания таких актов на мо­мент их издания: иные акты передачи прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте пе­редачи на момент ее совершения; в случае нового строительства согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной реги­страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. право на вновь созданный объект недвижимого иму­щества регистрируют на основании документов, подтверждаю­щих факт его создания.

9. Документ, подтверждающий плату за государственную реги­
страцию.

10. Справка Бюро технической инвентаризации (ВТИ) с техни­ческим паспортом на объект.

11. Чертеж (план) земельного участка с указанием: кадастрово­го номера; границ и номеров поворотных точек; геоданных по границе участка (номеров точек, длин линий, дирекционных уг­лов); описания смежных земель; площади участка в метрах квад­ратных; масштаба; сведений о предприятии и способе изготовле­ния чертежа; частей участка, имеющего ограничения и обремене­ния; жилых и хозяйственных построек с указанием этажности и материалов; даты и подписи руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

%\


12. Справка-выписка из материалов государственного земель­ного кадастра или приложение к чертежу (плану) земельного учас-1ка с указанием:

адреса, месторасположения земельного участка в соответствии с принятым административным делением территории;

кадастрового номера участка;

полного названия собственника земельного участка (частного, федерального, государственного Российской Федерации, государ­ственного субъекта РФ, муниципального);

полного названия юридического лица, обладающего правами на земельный участок, и его адреса;

категории земель;

назначения земельного участка;

площади земельною участка, в том числе по видам сельскохо­зяйственных угодий;

срока аренды, ипотеки, арендодателя, залогодержателя;

ограничений и обременении участка в пользовании;

даты и подписи руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству, удостоверившего приложение к чертежу (плану) земедыюго участка.

Дополнительно к названным можно представить и другие до­кументы, характеризующие земельный участок и связанные с ним иные объекты недвижимости.

Регистрация земельных участков под линейными объектами (газо-, нефте-, нродуктопроводами, линиями связи и электропереда­чи, автомобильными и железными дорогами) имеет свои особеннос­ти. Ее осуществляют па основе Инструкции о государственной реги­страции прав и сделок с объектами недвижимого имущества, распо­ложенными на территории нескольких регистрационных округов, утвержденной приказами министерств юстиции и имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной службы земельно­го кадастра России, Государственного комитета Российской Федера­ции по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.07.00 г. Согласно этой инструкции, если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены несколькими органами (организациями), осуществляющими кадастровый и тех­нический учет объектов недвижимости на территории различных субъекта Российской Федерации, в пределах которых расположен этот объект недвижимости, государственную регистрацию прав осу­ществляет любое учреждение юстиции по регистрации прав, дей­ствующее на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации, по выбору правообладателя (сторон сделки).

Членам коллективов сельскохозяйственных предприятий, ко­торым земля принадлежит па праве общей совместной или общей долевой собственности, выдают свидетельство без выдела земель­ной доли в натуре и без чертежа. В остальных случаях к свидетель­ству прилагают чертеж границ земельного участка.


При предоставлении земельного участка в аренду для сель­скохозяйственных целей заключают «Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения» между арендодателем и арендатором, дающий право на использование участка. К дого­вору прилагают «План земель, предоставляемых в аренду» и экспликацию земель. Договор аренды также подлежит государ­ственной регистрации.

2.6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Осуществляют только утвержденные в установленном порядке проекты межхозяйственного землеустройства, которые не огра­ничиваются только отводами земельных участков и получением правоудостоверяюших документов.

По крупным объектам межхозяйственного землеустройства проект можно осуществлять в несколько очередей (этапов). При проведении межхозяйственного землеустройства па значительных территориях при гидротехническом строительстве и мелиорации, строительстве федеральных дорог и дорожных сооружений, разме­щении несельскохозяйственных землепользовании значительной площади целесообразно составлять план осуществления проекта с указанием сроков реализации мероприятий, начиная с момента перенесения проекта в натуру.

При образовании несельскохозяйственных землепользовании сроки перехода к использованию земли в проектных границах мо-|уг быть длительными, если они связаны со строительством. Реали­зацию предусмотренных проектом землеустройства мероприятий можно регулировать календарным планом, который включает: сро­ки перехода к пользованию участком; освоение, улучшение, охра­ну и защиту земель; возмещение потерь сельскохозяйственного производства и убытков землепользователей и собственников зем­ли; рекультивацию и землевапие; выполнение условий предостав­ления земли; реорганизацию (вынужденную) территории в суще­ствовавших формах и др.

В целом осуществление проекта заключается в своевремен­ном переходе собственников и пользователей земли к использо­ванию предоставленного им земельного участка в соответствии с целевым назначением и условиями (ограничениями, обремс-нениями) землепользования, а также в выполнении в намечен­ные сроки всех предусмотренных проектом мероприятий по обустройству территории (мелиорации, рекультивации, строи­тельству и т.д.), поддержании в натуре сохранности гранит! ме­жевых знаков.

Необходимо, чтобы в результате осуществления проекта зе­мельные участки продолжали использовать в соответствии с теми целями, для которых они были нредоста& пеиы.


> 706: 1



ализации сельскохозяйственных предприятий, когда затрагивали размеры И структуру землепользовании и доводили до оптималь­ных значений.

В ходе земельных преобразований 1991—2001 гг. на первый план при образовании землевладений и землепользовании сель­скохозяйственного назначения стали выходить отношения собст­венности на землю и формы хозяйствования сельскохозяйствен­ных предприятий (организаций), ориентированные на новые эко­номические условия.

В этой связи существенно изменилась и продолжает совершен­ствоваться структура сельскохозяйственных предприятий. Напри­мер, в системе предприятий (организаций) Министерства сель­скою хозяйства Российской Федерации динамика этой структуры приведена в таблице 2.

2. Структура сельскохозяйственных предприятий (организаций) системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, %'


|1|Х\'Ш|Н№ИС (|> |> МНИ '„11111)11



I | Л



 


Всего

II том числе:

товарищества с ограниченной

ответственностью

акционерные общества

закрытого типа

открытого типа кооперативы совхозы колхозы прочие


 

ию.и 100, 0 100, 0
- 17.9 10, 9
  16, 5 15.4
2.8 3, 4
1, 2 22, 2 31, 4
43, 3 6, 6 5, 3
32, 1 17, 1 16, 8
21.4 16, 9 16, X

1 Составлено по данным ежегодного доклада «Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ». — М.. ЫСХ РФ. 2000. — С. 95.

За период с 1991 по 1999 г. в структуре сельскохозяйствен­ных предприятий появились различные акционерные общества, товарищества, значительно снизился удельный вес колхозов и совхозов.

Если учитывать динамику развития землевладений и земле­пользовании всех форм собственности и хозяйствования по субъектам Российской Федерации, то она еще более сложная (табл. 3).


3. Структура сельскохозяйственных предприятий (организаций) в отдельных субъектах Российской Фсдерашш по формам хозяйствования на 1 январи 2000 г., %


       
 
   
 

Область

Рязанская Те 1, 9 17.1 35.8 0, 6

Самарская
1мбо искан 4.7 0.2 76.1 4.6 ?;

25, 9 16.5 0, 5

4.: 3.7 100.0

100, 0

Прслирнншс

Акционерные общества от­крытого типа

Акционерные общества за­крытого тина

Товарищества (общества) с ограниченно/1 ответствен­ностью

Товарищества на цере (ком­мандитные)

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Сельскохозяйственные коопе­ративы

Колхозы

Коллективные предприятия

Совхозы

Подсобные хозяйства

Казачьи общины

Государственные предприятия

Другие

Всего


Ростовская

 

-1, 3 4, 3
17, 7 15, 6
23, 1 7, 2
1.2 1, 0
1.7 2.1
37, 0 35.9
2.6 22, 0
3.4 3, 5
1.2 1, 6
0, 7 -
1.0
3.1 5.6
3.0 1.2
100, 0 100, 0

Так, если в Тамбовской области преобладают сельскохозяй­ственные кооперативы (76, 1%), то в Рязанской—товарищества (общества) с ограниченной ответственностью (35, 8 %), в Ростов­ской, Самарской и Рязанской областях высок удельный вес акци­онерных обществ (19...22 %).

Перераспределение земель идет также и между различными ка­тегориями землевладельцев и землепользователей: сельскохозяйст­венными предприятиями (организациями), личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т. и. (табл. 4).

4. Сгруктура сельскохозяйственных угодий но категориям землевладельцев и землепользователей на коней года, %'

 

 

      т Гол    
    19%     \< т
Землепользователи, зани­мающиеся сельскохозяйст­венным производством: млн. га % 209, 6 100, 0 208, 4 Нин,   206, 2 100.0 195, 2 100, 0 197, 6 100, 0

3.2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ

И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

Образование землевладений и землепользовании сельскохо­зяйственных предприятий — это землеустроительные действия, включающие составление, рассмотрение, утверждение проекта и перенесение его в натуру, в результате которых создают новый земельный участок и оформляют на него документы.

Проект образования (организации) землевладения или земле­пользования сельскохозяйственного предприятия состоит из сле­дующих составных частей:

установления площади землевладения (землепользования);

размещения и формировании его земельного массива;

размещения усадьбы нового хозяйства;

установления видов и площадей угодий в составе землевладе­ния (землепользования);

размещения границ землевладения (землепользования);

определения режима и условий (ограничений) в использова­нии земель;

составления схемы внутрихозяйственной организации террито­рии хозяйства;

разработки исходных данных для определения размеров земель­ного налога, цены земли и других экономических показателей.

Эти составные части разрабатывают одновременно, совместно и взаимосвязанно как единую проектную задачу, решаемую от об­щего к частному.

Проект составляют на основе «Задания на проектирование», используя материал подготовительных работ, схемы землеуст­ройства района, другие проектные и предпроектные материалы и документы.

Проектные предложения и расчеты по ним выполняют или на одно хозяйство, или на группу территориально взаимосвязан­ных сельскохозяйственных предприятий, затрагиваемых межхо­зяйственным землеустройством. При этом в процессе проекти­рования учитывают не только земельную площадь хозяйства, но и его производственные показатели (обосновывают целесообраз­ность данной специализации, определяют возможные объемы производства продукции, условия водо-. энерго-, теилообесиече-ния, связи и т. д.).

Определение площади землевладения и землепользования. В про­екте ее устанавливают одновременно с расчетом размеров произ­водства сельскохозяйственного предприятия. Задача проектиров­щика состоит в том, чтобы па основе контрольных цифр по объе­мам производства продукции, содержащихся в «Задании на проек­тирование», или пожеланий руководителя хозяйства разработан, перспективную, конкурентоспособную модель организации тер-


ритории производства сельскохозяйственного предприятия и за­тем определить размер его землевладения (землепользования).

Размер землевладения (землепользования) сельскохозяйствен­ного предприятия зависит от многих условий и факторов, основ­ные из которых:

производственное направление (специализация) хозяйства, со­став и сочетание его отраслей;

природные условия, характеризующие плодородие почв, мели­оративное и культуртсхническое состояние угодий, их контур-ность, расчлененность, удаленность от хозяйственных центров, основных дорог и т. д.;

обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами, состав и уро­вень квалификации административно-управленческого аппара­та, наличие кадров механизаторов и других работников, возмож­ность привлечения рабочей силы со стороны (особенно в напря­женные периоды работы), земельные доли и имущественные паи, приходящиеся на одного работника сельскохозяйственного предприятия;

наличие в хозяйствах основных и оборотных производствен­ных фондов, в первую очередь сельскохозяйственного назначе­ния, денежно-материальных средств и возможность привлечения и использования банковских кредитов для развития материально-технической базы;

другие условия, включающие в себя наличие и состояние до­рожной сети, транспортных средств, средств связи, условия рассе­ления, естественно-исторические условия.

Расчетную площадь землевладения (землепользования) уста­навливают на основе рекомендаций научных учреждений; метода аналогов, т.е. по размерам хозяйств, успешно функционирующих в аналогичных условиях; раечетно-копструктивного метода; з-ко-номико-матсматических методов; методов математической стати­стики с использованием производственных функций.

Окончательную (проектную) площадь землевладения (земле­пользования) определяют с учетом конкретных территориальных условий. В процессе проектирования ее стремятся приблизить к расчетной площади.

Размещение и формирование земельного массива хозяйства. Оно заключается:

в определении месторасположения хозяйства и его землевладе­ния (землепользования);

придании землевладению и землепользованию лучшей конфи­гурации, формы;

включении в состав земельного массива хозяйства отдельных участков, принадлежащих ранее другим землевладельцам и земле­пользователям, а также различных видов сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий.

При размещении землевладений и землепользовании, т. с. при


определении месторасположения каждого из них, необходимо вы­полнять следующие требования:

учитывать существующее устройство и состояние территории (размещение существующих землевладений и землепользовании, фондов земель, дорог, населенных пунктов, особо охраняемых территорий, водных источников и т. п.);

принимать во внимание затраченные ранее капиталовложения на производственные, культурно-бытовые и другие постройки и сооружения, оросительные и осушительные системы, каналы, до­роги, колодцы и т. п.;

учитывать размещение и хозяйственное назначение существу­ющих населенных пунктов, возможное размещение и расширение усадеб хозяйств, которые должны быть выгодно расположены от­носительно своих угодий;

формировать землевладения и землепользования в виде едино­го компактного участка удобной конфигурации, не расчлененного естественными и искусственными преградами (оврагами, реками, лесами, болотами, дорогами и др.):

обеспечивать наименьшую протяженность землевладения (зем­лепользования). На равнинной, относительно однородной террито­рии проектировать их правильной формы, близкой к квадрату;

обеспечивать при формировании землевладений или земле­пользовании из нескольких обособленных (чересполосных) участ­ков минимальную удаленность их друг от друга, а дорожную связь между ними — удобной;

не дробить границами нескольких хозяйств участки пахотных земель, водосборные площади, орошаемые и осушаемые земли, не нарушать функционирование мелиоративных сетей, противоэро-зионных систем и др.;

создавать при размещении землевладения (землепользования) и его границ благоприятные условия для последующей внутрихо­зяйственной организации территории, охраны природы:

создавать территориальные условия для обеспечения хозяйств коммуникациями (линиями электропередачи, связи, водоснабже­ния и др.) для независимого подъезда по дорогам к каждому зем­левладению, землепользованию, их водоснабжение с учетом нали­чия водного источника или доступа к нему:

включать сельскохозяйственные (пашню, сады, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, болота, кустарни­ки, озера и др.) угодья, расположенные в одном массиве, в состав землевладений и землепользовании для обеспечения компактности.

Для оценки конфигурации и компактности землевладения (землепользования) рассчитывают коэффициент компактности, про-тяжешюсти землевладения и землепользования, удаленность от­дельных частей землевладения и землепользования от хозяйствен­ных центров.

•4 2


Коэффициент компактности — это частное от деления периметра данного землевладении и землепользования на периметр квадрата той же площади как фигуры, имеющей наименьший периметр.

Если площадь квадрата равна Р, то длина его одной стороны — у[р, а периметр— 4лГР. Коэффициент компактности

А'=/7/4УР.

гле //— периметр данного землеилаленим.

Так, периметр земельного массива площадью 100 га, имею­щего форму прямоугольника с соотношением сторон I: 4, т.е. 500 • 2 + 2000 • 2, составит 5000 м, а периметр квадрата той же пло­щади- 4000 N4(4^500-2000 = 4000). Тогда

А'= 5000: 4000 = 1, 25.

Чем ближе коэффициент компактности к единице, тем лучше конфигурация землепользования.

Протяженность землевладения и землепользовании — л о рас­стояние между его наиболее удаленными частями (крайними точ­ками), измеряемое по дорогам. Частное от деления фактичес­кой протяженности землепользования на среднюю протяженность квадратной фигуры той же площади называют коэффициентом протяженности, который при соотношении сторон прямоуголь­ника I: 2 равен 1, 08, при I: 3 — 1, 21, при 1: 4— 1.34.

Удаленность земель зависит от размеров землевладения и зем­лепользования, конфигурации землевладения и землепользова­ния, степени пересеченности местности, наличия и размещения дорог, расположения хозяйственного центра.

При расположении хозяйственного центра (населенного пунк­та) в центре обслуживаемой территории удаленность земель будет наименьшей.

Для оценки удаленности земель в проекте рассчитывают сред­нее расстояние

где /?,, /? 2,..., /? л — соотнетегпенна расстояния т отдельных частей землевладения (землепользования) от хозяйственного центра по Дорогим; Р\, Р?.../'„ —плошали отдельных мастей землевладения (землепользования).

При разработке данной составной части проекта уточняют экс­пликацию земель нового хозяйства (таблицу с площадями земель)


)||) утдьям, а также но тем участкам, которые передают другие земле­владельцы и землепользователи, т.е. в проекте составляют баланс площадей всех перераспределенных земель.

Размещение усадьбы хозяйства необходимо при образовании новых {емлевладений и землепользовании и при строительстве новых населенных пунктов или производственных центров, на­пример на массивах нового освоения земель.

Эта составная часть включает определение месторасположе­нии усадьбы на территории; выбор участка земли для разме­щения построек усадьбы; расчет площади земель, необходимой для усадьбы.

Усадьбы сельскохозяйственных предприятий размещают на тер­ритории существующих благоустроенных населенных пунктов, опус­тевших деревень и бывших поселений, на новом месте (на террито­рии землевладения и землепользовании), которое проектируют.

При выборе участка для нового строительства обязательно учитывают строительно-планировочные требования к почво-грунтам. уровню залегания грунтовых вод, санитарно-гигиени­ческие нормы, условия водоснабжения, тепло- и энергообеспе­чения, связи и т. д.

Площадь под усадьбу рассчитывают, исходя из требований пла­нировки и застройки, числа жителей в ней и назначения усадьбы.

вид и площадь угодий в составе землевладения и землепользования устанавливают в соответствии с намечаемой специализацией хо­зяйства, объемом производства продукции с учетом конкретных природных и экономических условий.

При размещении землевладения и землепользования в его границы включают исходный состав угодий. Состав и площади угодий могут не соответствовать потребностям создаваемого хо­зяйства полностью, но позволяют путем необходимой транс­формации (перевода угодий из одного вида в другой) иди ново­го освоения земель привести его в соответствие с этими потреб­ностями. Если эту задачу решить невозможно, то вносят измене­ния в формирование и размещение землевладения (землеполь­зования), т. е. изменяют его размер, добавляя необходимые пло­щади земельных угодий.

Границы землевладения и землепользования размешают с учетом следующих основных правил:

суходольные границы, особенно в открытой местности, на пашне размещают прямолинейно, без изломов, с углами пово­ротов 90";

границы совмещают с естественными рубежами (живыми урочищами) — реками, ручьями, оврагами, лощинами, опушками леса и т.п., а также с искусственными преградами (каналами, дорогами и др.);

Гранины размещают согласованно с рельефом местности, ис­ключая возможность возникновения и развитии эрозии. Их про-

4-1


актируют по водоразделам, тальвегам, элементам гидротехнической сети, на склонах — по линии стока;

неоправданного дробления контуров угодий, создания мелко-контурности не допускают;

в зонах орошения или осушения земель границы совмещают с постоянными оросительными, осушительными и другими канала­ми, создают условия для обособленного водопользования каждому хозяйству;

границы располагают так, чтобы создавались хорошие условия для последующей внутрихозяйственной организации территории (правильного размещения севооборотов, полей, рабочих участков, внутрихозяйственных дорог, лесополос и т.д.).

Режим и условии (ограничения) использования земель определяют для того, чтобы включить эту информацию в Свидетельство на право собственности на землю. Ограничения в использовании зе­мель обусловлены особым правовым режимом территорий (при­родоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреа­ционного, историко-культурного назначения, охранных и сани-тарно-защитпых зон и полос, инженерных, транспортных и дру­гих сооружений и объектов, деградированных и загрязненных земель), а также правами ограниченного пользования чужими зе­мельными участками (обремсненпями, сервитутами).

Для этого пользуются дежурными картами ограничений и об­ременении в использовании земель административного района. на территории которого расположено образовываемое землевладе­ние и землепользование, и специальными нормативно-правовыми документами.

Системы внутрихозяйственной организации территории нового хозяйства составляют для того, чтобы увязать образование нового землевладения и землепользования с требованиями последующего внутрихозяйственного землеустройства.

По этой причине при межхозяйственном землеустройстве на уровне схемы надо предвидеть и наметить возможную и наиболее целесообразную внутрихозяйственную организацию территории. К ней относится размещение производственных подразделении и хозяйственных центров; магистральных внутрихозяйственных до­рог с учетом их выходов на внехозяйственные дороги; сельскохо­зяйственных угодий, предусмотренных проектом; основных типов севооборотов и др.

Намеченные в схеме элементы организации территории нано­сят на прекктиыи план, что служит дополнительным обосновани­ем правильности проектного решения.

Исходные данные для определения размеров земельного налога, цены земли и других экономических показателей разрабатывают для повышения информационной значимости проекта образования землевладения и землепользования сельскохозяйственного пред­приятия и использования его данных при взаимоотношениях зем-


леаладелыдсв и землепользователей с государством и между собой (например, при уплате земельного налога, аренды за землю, продаже земельных участков и др.).

Для определения указанных экономических показателей ис­пользуют материалы проекта, содержащие данные по площадям и качеству земельных угодий.

При наличии вариантов их обосновывают по системе эко­номических показателей. На этой основе выбирают оптималь­ный вариант.

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных пред­приятий и фаждан можно образовывать






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.