Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волков С. Н. ние. Межхозяйственное (территориальное) землеустрой­ство






В67 Землеустройство. Т. 3. Землеустроительное проектирова-

ние. Межхозяйственное (территориальное) землеустрой­ство. — М.: Колос, 2002. — 384 с. — (Учебники и учеб. посо­бия для студентов высш. учеб. заведений). 181^ 5-10-003692-3 (Т. 3) 5-10-003689-3.

Рассмотрены разновидности межхознйетвенного (территориального) ■ землеустройства при образовании и реорганизации землевладений (земле­пользовании) сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначе­ния. Показана методика разработки проектов межхозяйственного землеус­тройства при реформировании сельскохозяйственных предприятий, орга­низации коллективных садов и огородов, при отводах земель для нужд промышленности, транспорта, для природоохранных и других целей

Даны методы и примеры составления схем землеустройства админист­ративных районов как прелпроектных и предплановых документов по организации рационального использования и охраны земли. Раскрыты со­держание и методы разработки рабочих проектов при землеустройстве.

Для студентов вузов по специальностям «Землеустройство», «Земель­ный кадастр». «Городской кадастр» и направлению «Землеустройство и го­родской кадастр".

УДК 332.3(075.8) ББК 65.32-5я73

181М 5-10-003692-3 (Т. 3)

5— 10—003689—3 (& Полков С Н-, 2002


ВВЕДЕНИЕ

Развитие производительных сил и производственных отноше­ний в любом обществе требует постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорту, энергетики, растущих горо­дов и других поселений, выполнения природоохранных, рекреаци­онных и других мероприятий.

Во всех государствах идет постоянный оборот земель. Земель­ные участки перераспределяют в процессе предоставления при переходе прав собственности, владения и пользования от одних Юридических и физических лиц другим, при образовании новых и упорядочении существующих землевладений и землепользовании, размежевании земель и т. п.

Все эти действия требуют проведения соответствующих зем­леустроительных работ, которые в землеустроительной науке и практике получили название «межхозяйственное землеустройст­во». Данное название этот вид землеустройства получил в Совет­ском государстве в начале 60-х годов XX в., когда в России гос­подствовали социалистическая плановая экономика и исключи­тельная государственная собственность на землю. Поэтому дан­ный вид землеустройства регулировал тогда в основном земель­ные отношения, складываюшиеся между сельскохозяйственны­ми предприятиями при их укрупнении (разукрупнении) и лик­видации недостатков землепользования (чересполосицы, вкрап-ливаний, вклиниваний, дальноземелья), а также определял по­рядок и содержание отводов земель для несельскохозяйственных нужд в интересах государства.

С возникновением многообразных форм земельной собствен­ности, изменением экономических отношений в обществе, лик­видацией монополии государственной собственности на землю, легализацией и существенным развитием земельного оборота со­держание и задачи межхозяйственного землеустройства стали вы­глядеть иначе. Теперь оно стало исходить уже из совокупности со­циально-экономических интересов не только государства и всего общества, но и отдельных регионов (субъектов Российской Феде­рации), коллективов (предприятий, организаций и учреждений), а также граждан.

В этой связи межхозяйственное землеустройство по целям и за-


дачам, технике и технологии проведения стало походить на соот­ветствующие виды землеустроительных работ, осуществляемые в большинстве зарубежных стран, а вместе с этим приобретать все больший территориальный характер, направленный на организа­цию рационального использования и охраны объектов землеуст­ройства, размещаемых на значительных территориях

Не случайно Федеральный закон «О землеустройстве* (2001 г.) расширяет понятие межхозяйственного землеустройства, прида­вая этим землеустроительным действиям высокую значимость и называя их территориальным землеустройством.

Согласно этому закону при проведении территориального зем­леустройства выполняют работы по образованию новых и упоря­дочению существующих объектов землеустройства и межеванию объектов землеустройства. Эти же виды землеустроительных работ закреплены и в Положении о проведении территориального зем­леустройства, утвержденном постановлением Правительства Рос­сийской Федерации 7 июня 2002 г.

Территориальное (межхозяйственное) землеустройство осуще­ствляют на основе проектов землеустройства, составление кото­рых изучает учебная дисциплина «Землеустроительное проек­тирование». В связи с изменением содержания межхозяйствен-пого землеустройства, появлением новой землеустроительной терминологии, введением понятия «территориальное землеуст­ройство» имеющиеся учебники не позволяют в полной мере изучить эти вопросы.

Поэтому в соответствии с новыми Государственным образова­тельным стандартом и программой курса «Землеустроительное проектирование» и подготовлен данный учебник.

Учебник написан заслуженным деятелем науки Российской Федерации, чл.-кор. РАСХН, д-ром экон. наук, проф. С. Н. Вол­ковым. Главы 7. 9, 13 —С. Н. Волковым и В. П.Троицким, гла­ва 8 — С. Н. Волковым, В. П. Троицким и А. А. Семенищенковым, раздел VI — С. Ы. Волковым и доцентом В. В. Пименовым.

Автор выражает признательность доценту кафедры землеуст­ройства Госуниверситета по землеустройству Е. В. Черкашиной за большую помощь в подготовке рукописи к изданию.


Раздел I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Г л а в а 1

ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО)1 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1.1. ПОНЯТИЕ О МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ

Одним из видов землеустройства является межхозяйственное землеустройство.

Межхозяйственное землеустройство — это комплекс мероприя-шй по образованию новых, упорядочению и изменению суще­ствующих землевладений и землепользовании, специальных фон­дов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирова­ний (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности).

Посредством землеустроительных действий, проводимых при межхозяйственном землеустройстве:

формируют (образовывают) земельную собственность (земель­ные участки), принадлежащие различным землевладельцам и зем­лепользователям);

перераспределяют земельную собственность;

улучшают земельную собственность;

устанавливают, восстанавливают и закрепляют на местности границы земельной собственности;

определяют порядок, режим и условия землевладения и земле­пользования.

Межхозяйственное землеустройство необходимо во всех случа­ях, когда требуются предоставление и изъятие земельных участков и осуществляется земельный оборот.

В странах Западной и Северной Европы, США и Канаде нет обобщающего понятия «межхозяйственное землеустройство». Там его заменяют отдельными землеустроительными действиями, на­пример такими, как межевание земель, консолидация земель, фор-

Далее везде межхозяйственное землеустройство.


мирование земельной собственности в процессе земельно-кадаст­ровых съемок и т. п. (см. т. 1).

Да и в России это понятие появилось только в 50-е годы XX в. в трудах профессоров С. А. Удачина и Г. В. Чешихина. Впервые оно попало во второе издание учебника «Землеустрои­тельное проектирование» (М.: Гос. изд-во с.-х. лит.-ры, 1951. — С. 59) только в 1951 г. Далее вопросы межхозяйственного зем­леустройства в землеустроительной науке развивали следующие ученые: профессора В. П. Троицкий, А. П. Вервейко, М. А. Ген-дельман, В. Я. Заплетин, В. А. Кудрявцев, М. Д. Спектор, доцен­ты Ю. В. Кожевников, В. К. Мизюрин, Ю. М. Рогатнев, Л, С.Твер-довская, П. С. Шевченко и др.

Понятие «межхозяйственное землеустройство» в России фор­мировалось постепенно, по мере возникновения потребности в нем общества и производства. Сформировавшись, оно было при­нято учеными ряда стран Восточной и Центральной Европы, а также Китая, Монголии, Вьетнама и других государств, ориенти­рованных на СССР.

Целесообразность этого вида землеустройства очевидна, так же как и необходимость наличия этого обобщающего понятия.

В России в XVIII — XIX вв. существовало понятие «межевание» (государственное, генеральное, специальное), равнозначное в не­которой степени межхозяйственному землеустройству. Суть его согласно работе С. А. Кавелина заключалась в совокупности тех­нических и юридических действий, направленных к материально­му и документальному укреплению границ земельной собственно­сти и определению внутри них количества земли (С. П. Кавелин. Межевание и землеустройство. — М., 1914. — С. 149).

Межевание земель ранее служило основным землеустроительным действием по разграничению земельной собственности, выдаче до­кументов, удостоверяющих это право, а также по закреплению на местности границ земельных участков. Итогом межевания в России в XVIII—XIX вв. был уточненный перечень собственников и пользова­телей земли, обозначенные межевыми знаками на местности грани­цы землевладений и землепользовании, площади и качество земель, а также данные, необходимые для земельною налогообложения.

После того как земельная собственность уже сложилась, возни­кает необходимость ее перераспределения. Земельные участки пере­ходят от одних собственников к другим в процессе изъятия их для государственных и общественных нужд в целях строительства, например, автомагистралей, железных дорог, гидроэлектростанций и т. п. Кроме того, постоянно отводят земли для нужд разви- ва-юшейся промышленности, городского хозяйства, рекреационных целей. Идет постоянный земельный оборот: земельные участки продают, покупают, наследуют, дарят, вносят в уставные фонды предприятий, закладывают.

Поэтому часто требуется улучшение ителътш собственности:


устранение недостатков землевладения и землепользования (че­респолосицы, вклиниваний, вкрапливаний, дальноземелья); све­дение участков, принадлежащих землевладельцу, к одному месту; улучшение конфигурации земельных участков, ликвидация обре­менении и т. п.

Все перечисленные действия очень сложны с правовых, техни­ческих, соииально-экономических, природоохранных аспектов, Шрагивают не одно, а систему (группу) землевладений и зем­лепользовании. Поэтому проводят их в порядке межхозяйствсн-! 1(>! о землеустройства путем составления и осуществления спе­циальных проектов.

Межхозяйственное землеустройство связано со следующими понятиями.

Образование землевладения и землепользования — создание соот­ветствующего земельного участка нового предприятия, организа-, ции, учреждения или физического лица на любых землях.

Реорганизация землевладений и землепользовании — значительные изменения площадей, размещения, конфигурации и числа земель­ных участков предприятий и граждан.

Упорядочение землевладений и землепользовании — целенаправ­ленное улучшение параметров земельных участков (размещение, площадь, границы).

Организация землевладений и землепользовании — система зем­леустроительных действий, относящихся к землеустраиваемом> объекту в целом и включающих образование, реорганизацию, упо­рядочение (совершенствование) землевладений и землепользова­нии и отвод земель в натуре.

Предоставление земель — передача земельного участка в соб­ственность, владение, пользование, аренду гражданину (физичес­кому лицу) или предприятию, организации, учреждению (юриди­ческому лицу).

Игьятие земель — прекращение в установленном порядке права использования (собственности, владения, пользования, аренды) конкретного земельного участка.

Для того чтобы на законных основаниях использовать земельный участок, любое юридическое или физическое лицо должно иметь отвод земель, знать точно месторасположение и границы закреп­ленных за ним земельных угодий и иметь документы, удостоверя­ющие его право па выделенный земельный участок.

Отвод земель — землеустроительные действия по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного в собствен­ность, владение, пользование, аренду.

Межевание земель — комплекс землеустроительных работ по ус­тановлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его месторасположения и пло­шали, а также юридическому оформлению полученных результа­тов (Инструкция по межеванию земель. — М.: Роскомзем, 1996. —


С. I), т.е. межевание земель представляет собой определенные к-мшческие и юридические действия.

Всякое предоставление и изъятие земель затрагивают не еди­ничное землевладение и землепользование, а их группу (систему). Например, чтобы проложить автомобильную дорогу или железно­дорожную магистраль, сначала необходимо изъять земли у различ­ных землевладельцев и землепользователей, расположенных вдоль трассы этих дорог (у сельскохозяйственных предприятий, лесхо­зов и др.), затем предоставить ее транспортным органам и только после этого начать строительство.

Для того чтобы организовать новое сельскохозяйственное пред­приятие, крестьянское хозяйство, садоводческое товарищество или иное землевладение и землепользование сельскохозяйственного назначения, нужно перераспределить земли, реорганизовать ста­рые хозяйства, уточнить специализацию, структуру производства, определить режим использования земель, состав угодий, устра­нить имеющиеся недостатки в использовании земель (дальнозе­мелье, чересполосицу, вкрапливание и др.).

Перечисленные выше мероприятия можно осуществить только в процессе землеустройства, имеющего определенные порядок, ме­тоды и содержание. Учитывая то, что данный вид землеустройства всегда охватывает группу землевладений и землепользовании, его ]! а зы вают межхозя йствеиным.

В отличие от внутрихозяйственного межхозяйственное земле­устройство всегда затрагивает несколько землевладений и земле­пользовании; распространяется на земли всех отраслей народного хозяйства, а не только на земли сельскохозяйственных предприя­тий. Посредством межхозяйственного землеустройства предостав­ляют и изымают земельные участки в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации.

Межхозяйственное землеустройство всегда затрагивает эконо­мические интересы землевладельцев и землепользователей, так как с месторасположением земельных участков, качеством предостав­ляемых земель, расположением границ напрямую связана эконо­мическая эффективность производства. Поэтому межхозяйствен­ное землеустройство имеет не только техническое и юридическое, но и в первую очередь экономическое содержание.

Межхозяйственное землеустройство также служит основным инструментом претворения в жизнь земельной политики государ­ства, утверждения новых земельных отношений за счет перерас­пределения земель. В этой связи оно имеет социально-экономи­ческий, а в ряде случаев — политический характер.

Образование новых землевладений и землепользовании, земель с определенным правовым статусом, внесение в них необходимых улучшений и изменений влекут за собой серьезные последствия в существующей организации использования и охраны земель. По­этому такие решения должны быть обоснованными и продуман-

К


ными, что требует составления проектов межхозяйственного (тер­риториального) землеустройства.

Обосновывают проект технико-экономическими и другими показателями и расчетами, подтверждающими целесообразное п.. эффективность и реальность осуществления проектных предложе­ний с учетом экологических требований.

В результате межхозяйственного землеустройства, как правило, появляются или изменяются права на определенные участки зем­ли, организуются землевладение, землепользование в целом с оп­ределенным (исходным) составом угодий и размещением его па территории, установлением общей площади, границ. Завершается оно техническими (геодезическими) действиями по отводу земель. установлению и изменению границ землевладений и землепользо­вании, а также выдачей правовых документов.

1.2. ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Межхозяйственное землеустройство — основной механизм об­разования новых и упорядочения существующих объектов земле­устройства, наделение землей граждан и юридических лиц, пере­распределения земель.

Основными инструктивно-методическими документами, рег­ламентирующими в настоящее время проведение межхозийа вен­ного землеустройства, являются Основные положения землеуст­ройства в СССР, утвержденные по поручению Совета Министров СССР Государственной комиссией Совета Министров по продо­вольствию и закупкам 30.01.91 г., и Временная инструкция по межхозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других землепользователей, утвержденная министром сельского хозяйст­ва РСФСР 30.09.74 г., а также Федеральный закон «О землеуст­ройстве» от 18.06.01 г. и Положения о проведении территориаль­ного землеустройства (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г.).

Согласно последним Нормативным правовым документам при проведении территориального землеустройства выполняют рабо­ты по образованию новых и упорядочению существующих объек­тов землеустройства и межеванию объектов землеустройства.

Работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают:

сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градост­роительном кадастре, государственном фонде данных, получен­ных в результате проведения землеустройства, геодезической, кар-юграфической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации:

Й


усыновление местоположения границ объектов землеустрой-сим. и том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

определение вариантов использования земель с учетом размера земельною участка, целевого назначения, разрешенного исполь­зования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

вычисление площади объектов землеустройства и (или) огра­ниченных в использовании частей объектов землеустройства;

составление карты (плана) объектов землеустройства, отобра­жающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижи­мости, прочно связанных с землей.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводят с учетом таких характеристик, как при­надлежность к той или иной категории земель по целевому назна­чению, разрешенное использование, осуществляемое в соответ­ствии с зонированием территорий и требованиями законодатель­ства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты).

Образование новых земельных участков может осуществляться путем деления существующего земельного участка на части, каж­дая из которых после раздела образует самостоятельный земель­ный участок, разрешенное использование которого может осуще­ствляться без перевода его в состав земель иной категории, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами.

Работы п о межеванию объектов землеуст­ройства включают в себя:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

изготовление карты (плана) объекта землеустройства в поряд­ке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

При установлении границ объекта землеустройства на местнос­ти и их согласовании учитывают законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, извещая их в пись­менной форме не позднее чем за 7 суток до начала работ.

Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является Препятствием для проведения этих работ.

Федеральная служба земельного кадастра России и ее террито­риальные органы проводят территориальное землеустройство в


соответствии с решениями органов государственной власти, а так­же на землях, находящихся в федеральной собственности.

Территориальное землеустройство остальных объектов прово­дят юридические лица или индивидуальные предприниматели на основании договора по инициативе органов местного самоуправ­ления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

При межхозяйственном землеустройстве руководствуются прин­ципами, которые вытекают из общих принципов землеустройства:

обеспечение охраны земли и других природных ресурсов;

точное соблюдение земельного законодательства, укрепление землевладения и землепользования и его устойчивости, определе­ние границ;

обеспечение рационального и эффективного использования зе­мель, приоритета сельского хозяйства в их использовании;

создание территориальных условий для успешного выполнения землевладельцами и землепользователями их задач, повышения эффективности производства, уровня социального развития;

создание условий для последующей правильной организации территории сельскохозяйственных объектов и планировки несель­скохозяйственных территорий.

Особое значение при межхозяйственном землеустройстве придают принципу устойчивости землевладения и землеполь­зования.

Межхозяйственное землеустройство проводят только тогда, ког­да в нем есть потребность, имеются объективные причины и ни­какие другие мероприятия не дадут нужного результата. Землевла­дение и землепользование должны быть устойчивыми, иначе они не будут рациональными и эффективными.

Устойчивость землевладения, землепользования — сохранение их неизменных площади и границ в течение длительного времени, объективно обусловленное отсутствием причин, вызывающих не­обходимость внесения изменений методами межхозяйственного землеустройства.

Факторами межхозяйственного землеустройства называют при­чины и условия, вызывающие необходимость его проведения.

Основные факторы, требующие проведения межхозяйственно­го землеустройства, следующие:

необходимость организации нового хозяйства (предприятия, организации, учреждения), для деятельности которого требуется земельный участок, т. е. образования нового землевладения и зем­лепользования;

создание фондов земель специального назначения (перерас­пределения, переселения и др.);

установление новых границ и размещение территорий с осо­бым режимом и условиями использования (административно-тер­риториальных образований, территорий с особым правовым ре-


жимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельнос­ти малочисленных народов и этнических групп; природоохран­ных, рекреационных, заповедных территорий и др.);

требования охраны природы.

Остальные факторы относят к землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственным предприятиям:

наличие недостатков (неудобств) в размещении землевладений, землепользовании и их границ;

несоответствие существующей площади и структуры землевла­дения, землепользования потребностям производства данного хо­зяйства и условиям рационального использования земли в нем;

изменение условий производства в хозяйстве (специализации, числа и размеров отраслей, категории и направления использова­ния земель), ведущее к несоответствию между параметрами земле­владения, землепользования и производства.

Кроме того, межхозяйственное земле устройство проводят:

при предоставлении земельных участков для государственных и муниципальных нужд, юридическим и физическим лицам, из­менении границ и площадей объектов землеустройства (укрупне­ния, разукрупнения, объединения земельных участков);

предоставлении гражданам, юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

совершении гражданами, юридическими лицами сделок с земель­ными участками и (или) их частями (обороте земельных участков);

иных установленных законом случаях.

Объектами межхозяйственного землеустройства являются зем­левладения и землепользования реорганизуемых хозяйств или их групп; фонды земель специального назначения; другие объекты, которые необходимо землеустраивать или на территории которых происходит перераспределение земель: хозяйства, группы хо­зяйств, земли предприятий и их объединений; административные районы; земли, находящиеся в ведении местной администрации (в черте и за чертой населенных пунктов); осваиваемые террито­рии, территориальные зоны.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В связи с различным содержанием межхозяйственного земле­устройства и его межотраслевым значением в народном хозяйстве различают:

образование и упорядочение землевладений и землепользова­нии сельскохозяйственных предприятий (организаций);


образование и изменение (совершенствование) землепользова­нии несельскохозяйственного назначения.

В основу разделения положены различия в целевом назначении отдельных категорий земель (земли сельскохозяйственных пред­приятий, промышленности, транспорта и др.), а также значение земли в разных отраслях (главное средство производства в сель­ском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатываю­щей промышленности и т. д.). Эти различия определяют необхо­димость выделения землевладельцам и землепользователям неоди­наковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей — наиболее плодородных, для несельскохозяйственных нужд — ме­нее ценных угодий.

Данные разновидности выделены учеными-землеустроителями еще в 50-е годы XX в. Они были ориентированы на существующие тогда формы собственности и землепользования и виды землеуст­роительных действий. Однако в начале 90-х годов в Российской Федерации в связи с проводимой земельной реформой и перехо­дом на многообразные формы собственности опыт межхозяйст­венного землеустройства показал, что его разновидности требуют дополнения. Поэтому М. А. Гендельман и П. С. Шевченко в 1995 г. дали новую классификацию разновидностям межхозяйственного землеустройства, которая в 1999 г. была ими уточнена.

Учитывая современное содержание межхозяйственпого земле­устройства в Российской Федерации, его структурное деление можно представить следующим образом.


Разновидность межхо­зяйственного земле­устройства


Форма межхозяйственного землеустройства


 


1. Образование и упорядочение зем­левладений и зем­лепользования

сел ьскохозяйстве н-ных предприятий (организаций)

2. Образование землепользовании несельскохозяйст­венного назначения


1.1 Образование новых землевладений и землепользова­нии сельскохозяйственных предприятий (организаций) с правом и без права юридического лица; коммерческих и некоммерческих организаций, для предпринимательской сельскохозяйственной деятельности граждан; хозяйствен­ных товариществ и обществ, производственных кооперати­вов, муниципальных и государственных унитарных пред­приятий, акционерных обществ и других организационно-правовых форм

1.2. Упорядочение существующих землевладений и земле­пользовании сельскохозяйственных предприятий (органи­заций) с устранением неудобств в расположении земе.гц (чересполосицы, вклиниваний, вкрапливаний и т.п.)

1.3. Перераспределение земель сельскохозяйственны> предприятий при их реорганизации (реформировании)

 

2.1. За счет земель сельскохозяйственного назначения

2.2. За счет земель поселений

 

2.3. За счет земель промышленности, энергетики, транс порта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земель для обеспечения космической деятельности, земсл! обороны, безопасности и земель иного специального на значения

2.4. За счет земель особо охраняемых территорий


П


Продолжение


Разновидность межхо­зяйственного земле­устройства


Форма межхозяиственного землеустройства


 


3. Образование зе­мельных фондов различного целево­го назначения

4. Размешен не и ус­тановление границ территорий с осо­бым правовым ре­жимом

5. Установление и упорядочение гра­ним администра­тивно-территори­альных и иных об­разований


 

2.5. За счет земель лесного фонда

2.6. За счет земель водного фонда

2.7. За счет земель запаса

 

3.1. Фонда перераспределения земель

3.2. Для обеспечения земельными участками при расселе­нии беженцев, вынужденных переселенцев и военнослу­жащих, уволенных в запас

3.3. Для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр казачьих обществ Российской Феде­рации

3.4. Для предоставления в целях сельского хозяйства (кол­лективного садоводства, животноводства, огородничества; организации крестьянских хозяйств, выделения земельных участков руководителям и специалистам сельскохозяйст­венных органов и т. п.)

3.5. Для продажи на конкурсах и аукционах

3.6. Прочих земельных фондов

4.1. Особо охраняемых природных территорий

4.2. Территорий традиционного природопользования в ме­стах проживания и хозяйственной деятельности малочис­ленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­сийской Федерации

4.3. Земель, включаемых в состав охранных, защитных, са­нитарных, запретных зон особо охраняемых территорий, объектов промышленности, транспорта, энергоснабжения, связи, источников водоснабжения, инженерной инфра­структуры и коммуникаций

4.4. Других территориальных зон, имеющих ограничения, обременения или особый режим использования

 

5.1. Муниципальных образований и сельских округов

5.2. Административных районов, субъектов Федерации, федеральных округов Российской Федерации (делимита­ция и демаркация границы государства)

5.3. Закрытых административно-территориальных образо­ваний (ЗАТО) и др.

5.4. Населенных пунктов (установление черты поселений)


В основу выделения разновидностей межхозяйственного зем­леустройства положены принципиальные различия в целевом на­значении основных частей единого земельного фонда, в функцио­нировании земли как средства производства в разных отраслях на­родного хозяйства.

Первая разновидность имеет дело с сельским хозяйством, где земля — основное средство производства. В ходе землсусгройства в этом случае организуют земли, обладающие высоким почвен­ным плодородием.

Вторая разновидность создает условия для нормального функ­ционирования несельскохозяйственных отраслей, стремясь в мак-


симальной степени сохранить плодородные земли для сельскохо­зяйственного производства.

Третья разновидность предусматривает формирование земель­ных массивов фондов специального назначения. Это резерв образо­вания крестьянских хозяйств и других новых хозяйственных струк­тур сельскохозяйственного и иного назначения, активизации зе­мельного оборота. Эти земли обладают специфическим правовым статусом; до отчуждения этих земель в порядке изъятия их могут использовать прежние землевладельцы и землепользователи.

Четвертая разновидность позволяет оценивать, размешать и ус­танавливать границы территорий с особым правовым режимом, что особенно важно для решения природоохранных и социально-экономических задач.

Пятая разновидность особенно нужна в условиях, когда надо разграничить земельную собственность на федеральную, субъек­тов Федерации, муниципальных образований и частную, с тем чтобы наладить управление земельными ресурсами. Это своего рода генеральное межевание земель Российской Федерации.

Необходимо иметь в виду, что в связи с осуществлением зе­мельных преобразований в дальнейшем данное структурное деле­ние можно уточнять и дополнять.

В каждой из разновидностей заметно обозначаются формы; межхозяйственпого землеустройства, которые определяют специ- ' фические особенности решения проектных землеустроительных за­дач, т. е. каждой форме межхозяйственного землеустройства соот­ветствует свой определенный тип землеустроительного проекта (землеустроительной проектной документации).

Основные задачи межхозяйственного землеустройства:

создание равных организационно-территориальных условий для развития всех форм хозяйствования па земле;

формирование и совершенствование рациональной и устойчи­вой системы землевладении и землепользовании';

обоснованность установления, точности и бесспорности обозна­чения на местности границ, установленных при землеустройстве;

создание территориальных условий для рациональной органи­зации сельскохозяйственного производства;

разработка предложений по установлению режима и усло­вий использования земель, обременении и сервитутов на зе­мельный участок, предоставленный в собственность, владение, пользование, аренду;

подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы, возмещения потерь сельскохозяйственного про­изводства при изъятии земель;

разработка мероприятий, направленных на улучшение и вос­становление земель, повышение их плодородия, защиту от эро­зии, рекультивацию нарушенных земель, а также на консервацию земель, плодородие которых невозможно восстановить;


обоснование направлений и перспектив мелиорации земель;

сохранение и совершенствование систем расселения, нацио­нальных и исторических связей, сложившихся элементов органи­зации территории.

Межхозяйственное землеустройство проводят на землях всех категорий, имеющих разный характер, режим использования и охраны. Однако в любом проекте межхозяйственного землеуст­ройства при организации сельскохозяйственных и несельскохо­зяйственных землевладений и землепользовании необходимо:

определить площадь выделяемого земельного участка (дня сель­скохозяйственных целей, под промышленный объект и т.д.);

установить состав земельных угодий, включаемых в участок;

разместить участок на территории (установить месторасполо­жение и границы участка, придать ему целесообразную конфигу­рацию, определить координаты поворотных точек и др.);

определить особый режим и условия (ограничения) пользова­ния землей на выделенном земельном участке;

установить границы территориальных зон.

Межхозяйственное землеустройство на землях сельскохозяй­ственного назначения имеет свои особенности.

1.4. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

Особенности межхозяйственного землеустройства на землях сельскохозяйственных предприятий (организаций) определяются взаимодействием следующих основных свойств земли (табл. I):

земля — основной природный ресурс;

земля — предмет и средство труда, главное средство производ­ства в сельском хозяйстве;

земля — объект социально-экономических отношений.

Исходя из этого содержание проекта межхозяйственного землеустройства, связанного с образованием землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий, должно включать:

оценку территории, производительных и территориальных СВОЙСТВ земли, сложившихся землевладений и землепользовании И эффективности производства;

установление местоположения и площади землевладений (зем­лепользовании);

размещение (формирование) землевладений и землепользова­нии и их фаниц;

размещение объектов производственной и социальной инфра­структуры, имеющих межхозяйственное значение (дорог, мелиора­тивных сетей, хозяйственных и производственных центров и др.);

[.'.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.