Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация






ЕСЛИ исходить из первоначального смысла понятия " коммуникация", то речь идет о путях сообщения, связывающих какие-либо части здания или объекты. Это путь, ведущий из пункта А в пункт Б и устроенный таким образом, чтобы по нему было удобно передвигаться. Такими же " удобо-проходимыми" хотелось бы иметь и пути, по которым к нам поступает информация. Но с этим, конечно, дело обстоит сложнее.

Возьмем, к примеру, радиосигналы. Качество звука, который мы слышим из приемника, во многом зависит от чистоты канала распространения радиоволн (могут иметь место помехи), однако не менее важно и качество передающего и принимающего устройств. Речь идет о языке техники. Кроме того, всем известно, что с помощью качественного передатчика можно передавать в эфир как информацию, так и дезинформацию. То же относится и к приему. Важно не только то, что именно и в каком виде доходит до слушателя, но и то, что этот слушатель хочет или не хочет воспринимать, если говорить о занимаемой им позиции, его взглядах и предубеждениях. У радио сидят не автоматы, а живые люди. Они же находятся и у микрофона. Последним, как и всем нам, свойственны противоречивые взгляды и предрассудки, оказывающие влияние на все, что они говорят. Если диктору надлежит что-либо назвать белым, а он в этом полностью не уверен, в его речь непроизвольно (или же он делает это сознательно, хотя подобные взгляды не разделяются его начальством) закрадываются оценочные нотки. И слушатель " между строк" улавливает, что все это темно-светло-серое, отнюдь не белоснежное, могло бы быть белым, если бы... не выглядело таким блеклым, несколько затасканным, пожелтевшим, запыленным, а то и засаленным, и даже испещренным какими-то крапинками.
Искусству чтения мыслей " между строк" мы обучились почти в совершенстве, однако это не распространилось на сферу наших ежедневных контактов. Мы по-прежнему тешим себя иллюзиями насчет того, что и как сообщаем друг другу и что воспринимаем из выступлений других людей. Перечень наших грехов общения внушителен. Приведем из него лишь некоторые.

1) Мы с вами переоцениваем слова. В гораздо большей степени значение и смысл сообщаемого содержатся в невербальных проявлениях, которыми данные слова сопровождаются. Немалую роль играют оттенки речи (например, саркастический тон совершенно меняет смысл высказывания). Важны интенсивность и скорость речи (очевидна разница между криком во все горло и спокойным тихим сообщением), немаловажно также и то, как мы выглядим во время разговора, какие жесты себе позволяем, как стоим (скажем, расслабленно или, напротив, в позе хищника, готовящегося к прыжку).

Давайте попробуем по-разному произнести фразу: " Ну, так иди в ресторан! ". Представьте, будто слова эти говорит жена своему подвыпившему муженьку, требующему в полночь накормить его ужином. Затем произнесите это как реплику супруги, муж которой только что раскритиковал качество предложенной ему еды. Попробуйте сказать данную фразу в виде просьбы женщины, которая ждет не дождется, когда ее муж сбегает за прохладительными напитками, а потом в форме доброго совета одной приятельницы другой, сетующей на то, что она не знает, где купить готовые кнедлики*. Или в качестве такого же доброго совета знакомому, который в отчаянии от того, что не может найти жестянщика. Это тоже будет звучать несколько иначе. Чувствуете разницу? Между тем слова одни и те же, меняется лишь контекст (поэтому, кстати, мы всегда однозначно понимаем фразы из романов - там он всегда ясен).

2) В большинстве сообщений присутствует (по крайней мере, должна присутствовать) информация, или, если угодно, факты и оценка излагаемого говорящим, то есть считает ли он данный факт кошмарным, плохим, хорошим или прекрасным.
К примеру, сообщение о том, что партия XY получила в парламенте восемьдесят процентов мест, может быть подано и как трагедия, и как самое радостное событие года. Но выборы проходят нечасто, в то время как свой оценочный подход мы демонстрируем сотни раз в день. Например, если мы скажем девушке: " Что и говорить, волосы у тебя длинные! ", то из написания данной фразы еще не будет понятно, восхищаемся мы ее волосами или же даем понять, что, мол, волос-то длинен, да ум короток. Впрочем, наши собеседники не всегда улавливают подтекст, даже имея в распоряжении невербальную информацию. А может, и улавливают, однако их ответы не позволяют установить, на что же именно они реагируют: на факт, содержащийся в сообщении, или на оценочную позицию говорящего.

3) Можно вести ангельские речи, но если наши помыслы нечисты, то все старания будут тщетны. В этом смысле наше поведение не обязательно носит конкретный характер. К примеру, мы можем твердить кому-либо, как сильно мы к нему привязаны, а стоит ему позвонить и сказать, что только что от него уехала неотложка, температура у него под сорок и он просит сбегать в аптеку за лекарством, как мы тут же сообщаем, что не имеем возможности помочь, поскольку опаздываем в кино. Если наши вербальные проявления находятся в противоречии с невербальными, результат закономерен. На словесном уровне такой стиль поведения характеризует фраза:
" Мягко стелет, да жестко спать".

4) В теории распространения информации предполагается, что при отсутствии помех на линии сообщение, передаваемое в эфир, будет принято без искажений. Несомненно, при распространении радиоволн так оно и происходит. Иначе обстоит дело с людьми. Казалось бы, они говорят на одном языке, однако даже в одном городе они могут по-разному восприни мать одни и те же слова.

В итоге возникают мучительные, а порой и комические ситуации. Нынешние школьники, благодаря знанию словацких слов, выразительно ухмыляются при чтении " Разбойничьей сказки" К. Чапека. Им невдомек, что великий писатель, назвав возлюбленную разбойника Кокоткой, имел в виду французское по происхождению слово " кокетка", а не созвучное ему в чешском языке уменьшительное обозначение фаллоса.

5) Все принимающие информацию оценивают ее сквозь призму своих взглядов, позиций, предрассудков и ожиданий.
По этой причине они воспринимают ее избирательно. Одно слышат (по крайней мере, улавливают на слух), другое же пропускают мимо ушей. В результате от их внимания может ускользнуть именно то, что говорящий считает ядром своего сообщения.

6) Не дайте себя обмануть классическому определению, будто фраза есть мысль, выраженная в словах. Мыслительная
деятельность развивается по совершенно иным законам, и подключение к ней слов представляет собой более сложный процесс, нежели думают наши учителя. Справедливо и другое.
Если за безупречным по форме устным высказыванием не скрывается глубины мысли, оно становится абсолютно безынтересным.

7) Существует иллюзорное предположение, будто люди говорят друг с другом с той целью, чтобы обмениваться информацией. Чаще, однако, мы преследуем совсем другие интересы.
А именно, извлечь посредством контакта какую-либо эмоцио нальную выгоду. Возьмем, к примеру, символическое поглаживание, типичное для беседы двух влюбленных и представляющееся стороннему наблюдателю простым " воркованием". В каком-то смысле так оно и есть, когда речь идет о взаимных заверениях: " Нам хорошо вместе" и " Как хорошо, что мы вместе". Однако речь может идти и о более серьезных коммуникативных маневрах, которым посвящена наша следующая глава.

Игры, в которые мы играем с другими
Коммуникативные маневры - это действие, к которым люди, в связи с наличием в целом неизменных традиций, прибегают в своих социальных контактах. В подобных действиях часто нет и намека на шаловливые, забавные и веселые игры. Более того, порой им присущ сильный налет драматизма. Однако люди продолжают заниматься такими играми, являющимися, по сути, внешним выражением тех игр, в которые мы играем сами с собой. Отдельные из них имеют принципиальное хождение среди близких людей (супругов, друзей). Другие носят типично общественный характер как для двух, так и для большего числа играющих. В данном случае мы говорим о таких манипулятивных подходах, посредством которых индивид обманывает себя тем, что в социальном плане выискивает подтверждение оправданности и действенности игры с самим собой. Игры с собой и с другими заключают в себе один общественно значимый признак - мы все в них играем. Остаются ли они невинным, в сущности, развлечением или же превращаются в драму - все решает мера. За определенной гранью речь ведется уже о коммуникационной патологии. Каждый из нас время от времени совершает своего рода ритуалы, единственной целью которых является сокрытие истинного положения дел. Наиболее распространены следующие межличностные игры.


" Это ужасно, не правда ли? "
В своей невинной форме это развлечение в некоторых случаях помогает завязать беседу, когда говорить людям в принципе не о чем. Например, вы не виделись с одним из своих соседей около полугода и вот случайно встречаетесь с ним на трамвайной остановке. О чем разговаривать? Вы испытываете мучительную неловкость. И тогда оба прибегаете к испытанному общественному увеселению - двухголосному пению, преисполненному критики в адрес транспортных средств. Тут у вас есть, что сказать друг другу, и вам становится неожиданно хорошо вместе. В конце концов, это одно из наших любимей-.ших развлечений. Вы так и сыплете остротами насчет трамваев и троллейбусов. Но, разумеется, эта игра не столь уж безобидна с психологической точки зрения, если, скажем, имеет место в компании любителей пива и отдает поисками виноватого во всех наших бедах исключительно во внешней среде. Положение, мод просто кошмарное, оно-де и раньше было не ах, ну а теперь, после выборов, дела, как в сказке, чем дальше, тем страшнее. Все нас обманули. Сами-то мы, конечно, без недостатков, разве что ввиду неблагоприятных обстоятельств не можем должным образом развернуться. Такой вариант игры ослепляет участников (ибо существуют враги, портящие им жизнь). У индивида понижается чувство вины за собственные недостатки. Кроме того, на этой почве вероятно возникновение проблем с теми, кто не принадлежит к данной группе. Но до совершенства подобная тактика доводится участником, который утверждает, будто всего ужаснее дела обстоят именно у него (или как правило у него). Мол, в его жизни происходят страшные вещи - удар за УАаР°м судьбы. Данная игра может также иметь целью ипохондрическое домогательство оказания говорящему какой бы то ни было медицинской помощи, включая и излишне сложные операции. " Пациент" в таких случаях жестоко манипулирует врачом и своими близкими с одним лишь намерением убедить их в том, насколько плохо он себя чувствует, и тем самым добиться от них внимания и заботы, которых он не в силах заслужить позитивной, в общественном плане, деятельностью.


" Видите, на какие жертвы мы идем! "
Эта игра подходит для партнеров того, кто в прежних играх выступал в роли " ведущего". Короче говоря, когда партнерам надоедает поведение главного игрока, они начинают лишь делать вид, будто заботятся о нем, стараются, прикладывают все усилия к тому, чтобы дорогому им человеку стало лучше. На самом же деле они как бы объявляют ему бойкот, теша себя надеждами, что все это набьет бедолаге оскомину и он как-нибудь выпутается из создавшегося положения.

В данную игру можно играть и одному. Например, муж решается на развод. Дома он ведет себя так, словно с цепи сорвался. Но вместе с тем на словах демонстрирует обратное - подчеркивает, что не желает разрывать семейных уз. Его супруга, пребывая в полном смятении (чему верить - словам или поступкам?), обращается за помощью к специалисту. Муж охотно идет ей навстречу, наносит визиты в консультацию, изображая стремление изменить существующий порядок вещей к лучшему. И чем дальше, тем больше загоняет партнершу в угол, пока, наконец, не доводит дело до того, что она первой заговаривает о разводе. Моральный облик супруга не пострадал - ведь он приложил столько усилий, он ни в чем не виноват, это не он лишил детей отца и разрушил семью, он делал все, от него зависящее. Посещал даже консультацию, но и это не помогло.


" Да, но..."
Речь идет еще об одной манипулятивной игре, в процессе которой играющий в нее побуждает свое окружение высказывать различные точки зрения, с которыми он всякий раз соглашается, правда, с добавлением словечка " но". Обрисовав какую-нибудь проблему, он просит окружающих высказаться по поводу ее возможного решения. Однако все их предложения отвергает, с тем чтобы услышать новые. Партнеры пытаются склонить играющего принять их помощь. Тот же, подобно строптивому дитяти, как бы говорит им: " Давайте-давайте, я хитрее вас всех и благодарить вас мне совершенно не за что".

Игра может распространяться как на вопросы жизни и смерти, так и на сущие пустяки типа: " Ну так что, фильм мне смотреть или хоккей? ". Для примера мы выбрали нечто среднее:

А: Какие красивые у тебя цветы! Все-таки приятно иметь что-нибудь в этом роде в своей квартире. Жаль, что у меня дома нет ни цветочка.
Б: Ну, это не проблема. Я охотно дам тебе отросток, и ты вырастишь цветы не хуже.
А: Что ты, не удобно как-то.
Б: Удобно, удобно. Я буду даже рада, видишь, сколько их у меня. Могу дать и подросшие растения.
А: Нет, нет. Просто уважать себя перестану, если заберу у тебя цветы.
Б: (смеясь): Не хочешь брать даром, тогда купи. А: Вот это другое дело. Только кто их поливать будет? Б: Ты сама или дочка. Да и сын может этим заняться. Ему уже семь, мальчик справится. К тому же у тебя есть еще муж и мама. А: Я на них рассчитывать не могу. А сама-то наверняка забуду полить. Я бы с удовольствием, но вот память...
Б: Если все дело в дырявой памяти, так этому легко помочь.
Оставляй возле будильника записку: " Внимание! Утром не забудь полить цветы, если нет воды в мисочке под горшком". А- Да, но я по утрам собираюсь в такой спешке, что ни на что не хватает времени.
Б: Можно поливать и после работы... А: Да как же это упомнишь?
Б: Мало ли способов! Но... Знаешь что? Ответственность за это я беру на себя. Видимся мы каждый день, я буду просто тебе напоминать, и точка.
А: Это было бы просто чудесно. Но что ты говорила о мисочках?
Б: Ну, в них, после того как польешь, появляется вода, на донышке.
А: Да у меня и нет подходящих мисок. Б: Их нетрудно купить.
А: Оно так, но я не такая уж богатая. Сама знаешь, как все нынче дорого.
Б: Можно подумать, будто речь идет о трехстах горшках и мисках. Начни с малого - купи штуки две-три. Впрочем, я спокойно могу подарить тебе три или даже четыре миски.
А: Замечательно! Но у меня и горшочков нет, да и земли тоже.
Б: Послушай, на следующей неделе у тебя день рождения. Если хочешь, я подарю тебе три горшочка, три мисочки, землю, лейку, прямо с водой, и три цветка, такие, которые не засохнут даже при нерегулярном поливе. В придачу ты получишь книгу " Растения в домашнем хозяйстве".
А: Ты просто золото! Но если ты так сделаешь, то это не окажется сюрпризом. А для меня важен не столько даже подарок, сколько сюрприз.
Б: Что ж, тогда я дарю их тебе просто так. Из уважения. А: Ты действительно чудо! Но ведь землю нужно удобрять. Б: Когда еще до этого дойдет дело... В общем, я тебе помогу.
А: Знаешь, что я вычитала в одной книжке? Будто у некоторых людей цветы вызывают аллергию. Боюсь, как бы наш Гонзик от них не заболел. Ведь нынче каждый третий ребенок страдает этим заболеванием...
Б: Что тебе на это сказать? Могу подобрать растения, которые не вызывают аллергии. К тому же зять-то у меня аллерголог, можно с ним посоветоваться.
А: Это было бы прекрасно! Но не удобно как-то беспокоить твоего зятя...
И так до бесконечности. Если они еще живы, то, наверное, по сей день играют в " Да, но...".

 

" Алкоголик"
Условия игры вовсе не предполагают обязательного наличия выпивки. Достаточно, чтобы " ведущий" вел себя в этом плане должным образом. Ему понадобятся партнеры, например, на следующие роли: моралист, спаситель, добрый самаритянин. Все эти роли можно совмещать и в одном лице. Если, скажем, вести речь о взаправдашнем алкоголике, то в два часа ночи жена его может выступать в роли доброй самаритянки, которая, проявляя заботу о подгулявшем супруге, благополучно доводит его до постели. Поутру она принимает на себя роль моралистки, выступающей перед мужем с лекцией о вреде пьянства, которой не постыдился бы сам президент антиалкогольной лиги. А вечером преподносит себя в качестве спасительницы, убеждающей партнера опомниться, пока не поздно. Наконец, спустя некоторое время жена может попробовать выступить в роли подносительницы " лекарства", если, конечно, в холодильнике стоит пиво, приготовленное для мужа. Все эти циклы регулярно повторяются. Иногда к ним можно присовокупить игру под названием " А на другое утро, или Похмельный синдром". В этом случае алкоголик сначала отводит душу отборной бранью, а потом, будучи наказанным за свои грехи, глубоко страдает, находя в этом удовлетворение.

 

" Суд"
В данной игре количество участников не ограничивается. Главные роли исполняют: Истец, Обвиняемый и Судья. Все прочие выступают в качестве присяжных заседателей. Начинает игру Истец. Свою жалобу он предваряет словами: " Представляю, как вы удивитесь, когда я расскажу, какую шутку сыграл(а) со мной этот (эта)...". Обвиняемый полностью отрицает свою вину. Затем к делу подключаются Судья и присяжные. Цель Истца состоит в самоутверждении (я заставлю их признать свою правоту). Между тем позиция каждого из участников остается неизменной. Судья и присяжные больше всего озабочены собственным престижем, рассматривая столь серьезную тяжбу.
Можно было бы предложить десятки подобных игр (например, Э. Берн приводит их в своей монографии более сотни). Для всех таких игр характерно стремление индивида манипулировать окружающими с целью извлечь для себя как можно больше выгоды в социальном плане, то есть получить подтверждение тому, что он хороший, едва ли не совершенный человек, имеющий право требовать желаемого от других людей. Мотивация такого поведения налицо: каждому хочется лучшей участи, и человек доволен, когда окружающие удовлетворяют его прихоти. Вот только вышеописанные игры не ведут к этой цели. Ситуация напоминает бег по кругу в том или ином направлении, другими словами, движение из никуда в никуда. Двигаясь по этому порочному кругу, все участники игры стремятся удовлетворить лишь свои потребности, и результаты выглядят неутешительными. Знатоки оптимального контактирования рекомендуют совсем иные подходы, например, ассертивные. Но об этом позже. А сейчас несколько слов на тему...

 

Чему нас не научили в школе
Эта глава предназначается гурманам общения; у кого нет времени или " аппетита", тот может спокойно пропустить ее.

" В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", - говорится в святом благовествовании от Иоанна. Вот только в контактах людей друг с другом виден и дьявольский промысел, смешавший наши слова с неречевыми проявления- ми. Упомянутого текста Евангелия, сами того не ведая, придерживались в том числе и учителя школ, последовательно отстаивавшие атеизм. Большинство из нас информировано о делах! приспешников Люцифера, то есть о неречевых проявлениях, весьма поверхностным образом (а то и не информировано вовсе). Наша способность ориентироваться в том, что имеют в виду окружающие, выражая что-либо тем или иным способом, в значительной степени несовершенна. Давайте попробуем разобраться в проявлениях, существенных для понимания того, что стоит за словами. Что на самом деле думает человек когда говорит, будто...

Глаза - зеркало души, гласит пословица. Речь наших глаз действительно служит одним из важнейших каналов коммуникации. Язык глаз весьма сложен. Если вы хотите понять его вам нужно будет обратить внимание на многое.
Диаметр зрачка увеличивается не только под влиянием силы светового потока, но и при наличии повышенного интереса к тому или иному объекту. Данный интерес может быть обусловлен как радостью, так и испугом. Если вы замечаете, что зрачки у вашего партнера расширились (при этом солнце не скрылось за облаками и вы не зашли в темное помещение), это служит верным признаком того, что вы вызываете в нем эмоциональный отклик, интересуете его. Если же мужчина делает женщине комплименты, а она хоть и слушает их, но зрачки у нее, словно две точки, то джентльмен только попусту тратит силы. Для этой женщины он не представляет никакого интереса.

Направление взгляда
или то, под. каким углом зрения мы смотрим на объект. Чаще и дольше обычного мы наблюдаем за интересующими нас людьми или предметами. В случае, если кто-либо зафиксировал на вас взгляд, не уподобляйтесь мнительным людям, усматривающим в этом наличие у себя определенных недостатков. В народе говорят: " Куда ноги не дойдут, туда глаза доведут". Остается, впрочем, неясным, с какой целью индивид намерен " туда" направиться - чтобы погладить вас или отвесить оплеуху. То, что вы привлекли к себе внимание, можно понять не только по взгляду, устремленному на вас, но и по тому времени, которое было вам уделено.

Смотреть глаза в глаза
- считается, что у человека, который не смотрит вам в глаза во время разговора, нечиста совесть. Психология находит всему более сложное объяснение. С психологической точки зрения, индивид пребывает, скорее, в растерянности. Причина этого может заключаться как в том, что у него действительно нечиста совесть, так и в обычной человеческой замкнутости, неумении сходиться с другими людьми. Посему ориентируйтесь лучше по следующим признакам: как именно кто-либо смотрит на вас, кто из вас, собственно, качал, кто присоединился, как долго вы смотрели друг на друга. Если человек не сводит с вас глаз, прежде всего осмотрите свою одежду, нет ли в ней какого-нибудь изъяна. Лишь после этого (если предыдущее исключается) поразмыслите, чем вы могли привлечь к себе повышенное внимание.

Движения век
- хоть это и кажется удивительным, однако физиологи доказали, что у человека двадцатипятисту-пенчатая градация открывания век, или, проще говоря, глаз, от прищура до полного их раскрытия. К тому же мы можем еще и моргать. Чем выше проявляемый нами интерес, тем более приподняты наши веки. С морганием дело обстоит сложнее: одни моргают по причине усиливающегося интереса к чему-либо, другие - ввиду воспаления соединительных оболочек глаз, третьи - из-за того, что страдают тиком. Когда человек на более или менее продолжительное время закрывает глаза - это верное свидетельство того, что ему требуется " отключиться". Трудно сказать, то ли он хочет сохранить увиденное в памяти, то ли не в силах смотреть на что-либо.

Мимика
- наиболее выразительно на нашем лице действуют глазодвигательные мышцы. Между тем и прочие лицевые мускулы играют важную роль в передаче эмоциональных переживаний. Это заметил еще Дарвин. В частности, этот факт послужил ему одним из доказательств происхождения человека от животных предков, что является неоспоримым. Мы легко убедимся в этом, если, к примеру, заговорим со своей собакой. С собаками, правда, есть одна проблема: они, как нам заранее известно, не умеют разговаривать. Что же касается представителей рода " гомо сапиенс", то мы настолько завораживаем друг друга словами, что нередко от нас ускользает выражение лиц собеседников. Для изменения ситуации к лучшему примите один доморощенный совет: купите себе собаку (а то и обезьянку!). Полюбив животное, вы быстро научитесь распознавать в его мимике проявления чувств удовлетворения и недовольства, заинтересованности и равнодушия, счастья и горя, а также страха, печали, радости, покоя, раздражения, пренебрежения или удивления. Тогда вам будет легче разобраться и в мимике человека.

Жестикуляция
- человеку, помимо лица, даны еще и конечности. Применительно к теме нашего разговора, нас больше всего интересуют верхние конечности. Кто был хоть однажды влюблен, тот понимает, о чем идет речь. Порой " язык рук", если говорить о проявлении чувства симпатии, бывает гораздо важнее слов. Но не любовью единой жив человек. С помощью жестов можно выразить и ненависть. Тут уж и нижние конечности принимают самое активное участие.
Подобно тому, как различаются между собой разные языки и наречия, же одинаковы по своему значению и многие жесты o в разных культурах народов мира. Поэтому в знак согласия не кивайте головой в Болгарии, Греции или Индии. Между тем, принимая в расчет характер и интенсивность движений, вы не ошибетесь даже в общении с эскимосами. Во время исключительно активной эмоциональной разрядки всеми людьми совершаются быстрые движения, а в экстремальных ситуациях - размашистые. С информативной точки зрения, столь же существенны и весьма незначительные движения. Если мужчина, испытывая интерес к женщине, пробует завязать с ней знакомство, то пусть он обратит внимание, не клонит ли она голову набок. При положительной реакции имеет смысл потратить еще немного сил для установления взаимоотношений. При этом же суть важно, как реагирует женщина на словах.

Постурология
- это наука о позах, о значении того, как мы стоим, сидим или лежим. Что удивительно, большинство людей правильно оценивает поведение, скажем, тигра, готовящегося к прыжку, однако оказывается не в состоянии распознать подобную опасность, исходящую от соседа, начальника, подчиненного, партнера по браку и т. д. В сущности, речь идет о двух позициях окружающих открытой (дружеской) и замаскированной (негативной), о транскультурном и межвидовом признаках. В аналогичной форме они проявляются, скажем, у шимпанзе и горилл, да и у нас самих, царей природы.
Выражая дружеское расположение, мы поворачиваемся лицом к другому человеку, слегка разводим руки в стороны, ладони обращаем к партнеру. При этом ноги обычно расставлены, голова наклонена вбок. Если руки у человека сложены на груди, а голова опущена и повернута в сторону, противоположную от собеседника, значит, этого человека что-то мучает или ему просто не хочется с вами разговаривать. Ну, а если кто-либо становится напротив вас, уперев руки в бока, и вдобавок выставляет вперед ногу, в этом случае лучше всего уклониться от разговора (коли вам не по душе драка или слозесная перепалка).

Личное пространство
- то, насколько близко мы позволяем подходить к себе окружающим, в разных культурах оценивается неодинаково (например, держась от человека на расстоянии, северянин может выражать тем самым свои симпатии, в то время как средиземноморец таким способом выказывает физическое отвращение к индивиду). Между тем и здесь могут быть исключения, обусловленные чертами характера. Позволительно говорить о том, что у обычного человека существует по меньшей мере два круга взаимоотношений. Первый круг абсолютно интимен, и мы пускаем в него лишь очень близких людей: это родители, дети, любимые, партнеры по браку, ближайшие друзья. Второй круг предназначен нашим знакомым и тем, кто может стать ими. Если последние переступают черту нашей интимной зоны, мы реагируем болезненно, порой сами не зная, почему. Человек, не относящийся с должным уважением к внутреннему кругу других людей, считается, как правило, назойливым и бестактным. Даже в тех- случаях, когда кому-либо по долгу службы не остается ничего иного, как переступить черту интимного круга человека (возьмем, к примеру, врача или кого-то другого, кто выручает нас из беды), рекомендуется обратить на это внимание индивида с помощью слов. Короче говоря, люди весьма ревниво относятся к проникновению в свой внутренний круг. Именно поэтому все мы не любим стоматологов (а одна из половин человечества - гинекологов).
Наши контакты имеют не только горизонтальные, но и вертикальные связи, то есть уместно говорить как о степени близости собеседников, так и об их официальном положении. В этом смысле вышестоящий индивид выступает как бы в роли лидера, обладающего правом решающего голоса. Действует это надежно. Например, если мы сидим, а другой человек стоит перед нами, то высказанное в наш адрес замечание мы легче перенесем от вышестоящего в переносном, а не буквальном смысле.

Шестое чувство
- не представляет собой, в плане обнаружения и интерпретации неречевых проявлений, какой- либо сверхъестественной способности, которой наделены лишь избранные. Это не что иное, как умение объединить все, что мы видим, в наполненное смыслом и содержанием единое целое. В данном деле талант играет определенную роль, но не большую, чем, скажем, при изучении иностранного языка. Что касается школьного воспитания в обеих названных сферам мы одинаково обделены. Проиллюстрируем это на примере рекламной листовки для желающих изучать английский язык, случайно увиденной нами в трамвае. Преисполненый отчаяния человек кричит чудовищу, ощерившему на него свои зубы: " Не ешь меня, я хороший! ". На другой картинке чудовище аппетитно облизывается, а броская надпись под ней гласит: " Он! был съеден, потому что не знал английского языка! ". Очень поучительный комикс. При желании договориться с людьми, всего важнее уметь расшифровать то, что они хотят до вас донести. В противном случае вы попадете в ситуацию " слышу звон, да не знаю, где он". Как сказал бы специалист, окажетесь вне контекста. Ибо станете руководствоваться не тем, что сообщает вам другая сторона, а своими ложными представлениями.

Тренировать наблюдательность начните с простейшего. Например, учитывая вышеизложенное, на первых порах понаблюдайте за чем-либо одним - скажем, за зрачками. Изучив таким образом все проявления, которые можно заметить у других людей, даже если заткнуть уши, вы откроете в себе шестое чувство.

Овладев искусством видеть все, что стоит за словами, вы станете лучше ориентироваться в коммуникационных хитросплетениях, сопутствующих речи. В межличностных отношениях, особенно когда мы говорим о долговременно действующих группах (семья, рабочий коллектив, и т. д.), нельзя не вступать в контакты. Они же, благодаря именно неречевым проявлениям, - вещь серьезная.

 

Тест: ассертивны ли вы?
Обведите кружком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях:


Теперь подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях:

Самый высокий показатель достигнут в счете А: Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.

Самый высокий показатель достигнут в счете Б: Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек!

Самый высокий показатель достигнут в счете В: Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.

Наименьший показатель достигнут в счете Б: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, - не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать. Когда вы изучите данную главу, ваш результат может быть двояким. Либо вы овладеете ассертивностью, либо удовольствуетесь тем, какие вы есть. Второй вариант наиболее вероятен, поскольку он не требует затрат сил на такие вещи, как обучение ассертивности.

Наименьший показатель достигнут в счете А: Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: " Тренировка - это все, даже цветная капуста - всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная".

Наименьший показатель достигнут в счете В: Вот это уже проблема. Вы себя переоцениваете и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете... Неплохо было бы поразмыслить над собой.

Одним из врожденных свойств, присущих всякому здоровому живому организму, в том числе и человеку, является стремление удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Короче говоря, всему живому хотелось бы, по возможности, жить лучше, а не хуже. Большинство людей мечтает о том, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Таков идеал всех философских и религиозных систем. Но в нашей земной жизни реализовать этот идеал ох как непросто.

Нередко другие индивиды пытаются привлечь нас к делам или к исполнению решений, которые нам не по душе и участвовать в которых мы не согласны. Так же часто мы попадаем в ситуации, когда сами желаем достичь чего-либо, что считаем за благо. Если события принимают нежелательный оборот, то, ввиду ли характера или под влиянием настроения, мы либо замыкаемся в себе, либо с излишней строптивостью бросаемся в бой. Соответственно или отступаем, сдавая одну позицию за другой, или скорее наживаем врагов, нежели добиваемся удовлетворения своих потребностей и желаний.

В этой главе мы научим вас тому, как договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для наших противников. Такой способ поведения, называемый нами ассертивным, предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать - без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и любых других форм нападения на противоположную сторону.

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и " вить из себя веревки". Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

 

Что такое манипулирование?
Сидя в компании, мы рассуждаем о том, как приобретенный в детстве опыт оказывает влияние на всю нашу дальнейшую жизнь. Задается вопрос: " Какие слова вы чаще всего слышали от родителей, когда были маленькие? ". Одному все время твердили: " Учись! ", другому - " Будь внимателен! ", третьему - " Стой ровно! ". Многим из нас на всю жизнь запомнились народные мудрости типа: как постелешь, так и поспишь; как аукнется, так и откликнется, - и прочие. Между тем, один из собеседников смотрится " белой вороной". Его фраза, запечатлевшаяся в памяти с детских лет, выглядит следующим образом: " Скажи это тете". Почему родители желают, чтобы их ребенок стоял ровно, учился, был внимателен, - это объяснять не нужно. А вот зачем ему все время обращаться к тете?

Разъяснение не заставило себя долго ждать. Дело в том, что отец был человек крутого нрава и не особенно-то считался с женой. На сына у него не хватало времени, сестре же своей он никогда не отказывал. Когда требовалось что-либо осуществить, устроить или, наоборот, расстроить, надежнее всего было действовать через тетю. Механизм практически не давал сбоев. Если вы причисляете себя к тем, кто тоже умеет действовать с подходцем, вас не удивят следующие ниже диалоги:

А: Пани Яна, вы сегодня выглядите просто великолепно! Я: Скажете тоже...
А: Ну, прямо как розочка! Уж не влюбились ли вы случайно, ха-ха-ха, хи-хи-хи...
Я: Да ну вас! Наверное, хорошо нынче выспались, раз с утра пораньше одни шуточки на уме.
А: Я-то что, я сплю прекрасно, а вот шеф наш в последнее время неважно выглядит. Перетрудился, что ли?
Я: Да, работы у него выше головы.
А: Да-а, удивляться тут нечему. В наше время сделать так, чтобы предприятие держалось на плаву, было платежеспособным, - это надо уметь! О, чуть не забыл. У меня тут информация с предложением от зарубежного партнера. Взгляните! (Подает секретарше пакет и флакончик духов известной марки.)
Я: Вы хотите сказать, что эти духи для меня?
А: А то как же! Это пакетик с сюрпризом для прекраснейшей из секретарш Центральной Европы. Вот если бы вы дали эти документы шефу, когда у него будет хорошее настроение... Полагаю тут вырисовываются перспективы для всех нас. Я, знаете ли, не о личной выгоде пекусь, о коллективе думаю. Я не такой, как некоторые, что подлизываются к начальству... Вы поможете, не правда ли? Ведь вы как добрая фея в нашей фирме.
Я: Была бы рада помочь вам, пан инженер, но, думаю, вы переоцениваете мое влияние на директора. Все это, знаете ли, уже в прошлом. Теперь довольно жесткие, совершенно другие отношения. Секретарша скорее громоотвод, нежели решающий голос.
А: Пани Яна, если наш первый кому и доверяет, так это вам и только вам. Между нами говоря, шеф прекрасно отдает себе отчет в том, что он без вас как без рук.
Я (явно польщена): Ну уж...
А: Никаких " ну уж"! Мне в вас многое нравится, но более всего - ваша скромность. Поистине королевское качество.

Стоп! А теперь перенесемся мысленно в иную ситуацию и в иное пространство. Разве что диалог, каков бы он не был, станет развиваться по тому же сценарию.
А: Салютую старым бойцам! А ты, чертяка, нисколько не изменился. Не забыл еще нашу гимназию? Нашу компашку? Как мы устраивали вместо математик баталии здесь, " на углу"?
Б: Ясное дело, не забыл. Привет, рад тебя видеть! Разумеется, я все помню. Да и можно ли забыть то время? Помнишь, какой фейерверк мы устроили на химии во время опыта?!
: Ха-ха, еще бы! А на уборке хмеля? Как мы лазили к девчонкам в окно, а?
Б: Да, дружище, ох и влюбился же я тогда! Теперь самому не верится.
А: Эх, парень! Мало ли такого, во что теперь не верится. А помнишь ли ты, кто тебя прикрывал, когда начальство собиралось досрочно отправить тебя с хмеля к предкам?
Б: Ясное дело, помню. Я твой должник. Что и говорить, ты мне здорово помог! Мои домашние не перенесли бы такого позора. Ведь уже тогда я был на грани отчисления из гимназии, а тут еще этот прокол с девчоночьим общежитием. Я бы точно вылетел.
А: Да, парень, что может быть лучше верного товарища? Кореша, на которого во всем можно положиться? Нас всегда было и будет двое.
Б: Ясное дело! Всегда вдвоем, плечо к плечу. Итак, за мной должок. Да и встречу надо отметить. Официант, налейте нам на двоих вон той, зелененькой!
А: Ха-ха, зелененькой! Помнишь, как мы пили ее, когда у нас из-под носа ушел автобус, тогда еще гололед был, к тому же у нас не хватило денег, чтобы расплатиться...
Б: Как же, помню. Да-а, было времечко!
А: Ага. А помнишь, как в том кабаке я часы продал? Чудные такие часики в изумительном футляре легендарной фирмы " Победа". Ну и скандал же был дома!
Б: Да, выручили они нас из беды. Нам не хватало около сотни, чтобы расплатиться по счету, и как раз за сотню ты продал свою " Победу". Как сейчас помню. Ты еще дал прямо-таки царские чаевые официанту. Кажется, пятерку. Ты всегда оставался борцом.
А: Что есть, того не отнимешь. Однако сам посуди, бросал ли я кого-нибудь в несчастье?
Б: Не бросал ясное дело. Ты был первоклассным другом.
А: Рад слышать это от тебя. Вот только теперь мне самому нужна помощь. Я, так сказать, снова оказался на мели. Со дня на день жду кое-каких деньжат, но именно сейчас позарез необходимы пять тысяч. Не пугайся, не долларов и не марок. Каких-то пять тысчонок, пять синеньких. Через пару-тройку дней верну шесть или даже семь, как пить дать. Ты меня знаешь, я слово держу. Не одолжишь ли по старой дружбе, а?
Б: Знаешь, ты меня несколько озадачил. Я, конечно, рад был бы тебе помочь, но сейчас сам на мели. Стоит ли объяснять тебе, что такое госоклады, да еще семья... Не знаю, что и ответить.
А: Ничего не надо говорить. Я все понимаю. А чтобы ты не сомневался в моей искренней дружбе, я тебе помогу. Дело в том, что я проворачиваю тут одно дельце, просто сказочное, по коммерческой линии. Хочешь, возьму тебя в долю? Твои пять тысяч вернутся к тебе уже через месяц, к тому же в марках. Все будем делить поровну, как в старые добрые времена. Думаю, тебе известно, как ревниво немцы относятся к собственным лесам и древесине. У меня есть план создать совместное производство с одной западногерманской фирмой. Я буду выступать в качестве посредника в изготовлении гробов. Работенка солидная, за каждую штуку - минимум тысяча, оплата в валюте. Словом, беру тебя в долю. Разумеется, те пять тысяч, что ты дашь, станут твоим добровольным вложением капитала. Думаю, не следует объяснять, что...

Стоп! В третий раз мысленно перенесемся в иное пространство и ситуацию.
А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход.
Б: Вот так сюрприз! Даже голова закружилась. Ох уж, это давление, когда-нибудь оно меня доконает, принеси-ка лекарство! Еще недавно я принимала кордипин один раз в день, а теперь все шесть. Давление повышается и повышается. А всему виной эти проклятые стрессы! Так что ты сказала? Ах да, хочешь, стало быть, пойти в поход. Что ж, доченька, ступай, не думай о больной матери. Но предупреждаю, ох и намаешься ты с похоронами, когда вернешься и увидишь, что стало с твоей матерью. Ладно, чего уж там, иди, коли хочется. Я ко всему готова. Собственно, что мне ждать от этой жизни...

Стоп! Что общего в этих трех диалогах? И что объединяет их с воспоминаниями человека, который в детстве должен был обо всем, чего они с матерью хотели добиться от отца, докладывать своей тетушке? В роли общего знаменателя выступает здесь манипулирование. Среди толкований, относящихся к данному слову в словаре иностранных слов, нам наиболее подходит следующее: "... специфическое обращение, обхождение с кем-либо". Специфичность поведения манипулятора заключается в умении добиваться от окружающих противоположного тому, что они хотят, в тех случаях, когда их оппонент этого на желает. Иногда манипулятор прибегает к ангельскому, иногда - к сатанинскому тону, преследуя свои цели. Некоторые манипуляторы действуют крайне осмотрительно, будто исполняют " танец среди яиц". Другие являются, скорее, поборниками жесткой макипулятивной тактики и противоположного результата достигают буквально перекрикиванием собеседника. Они обрушивают на него целый шквал ругательств, упреков или читают нотации с таким напором, что их оппоненты, в конце концов, отступают. Манипулировать можно и по-доброму - " гладить до полного разглаживания". Существуют манипуляторы-бедняжки, страдания их хоть и фальшивы, однако делают они это настолько артистично, что способны разжалобить даже каменное сердце. Есть и такие, кто манипулирует окружающими, выпячивая свое одиночество, - мол, при всех моих добрых намерениях, никто меня не понимает, Я один как перст.

Словом, форм манипулирования великое множество, но они всегда противоположны формам четкого, однозначного, открытого поведения или сообщения. Речь идет о полной противоположности ассертивных действий.

 

Можем ли мы защитить себя?
Можно ли застраховаться от возможного манипулирования нами? Или мы обречены на то, чтобы постоянно кивать головой, принимать все как должное, а потом испытывать весьма неприятные ощущения. Не происходит ли все это с нами по той лишь причине, что мы не умеем сопротивляться своеобразной смеси льстивости и лукавого рационализма, составляющей сущность манипулирования? Ответ ясен и однозначен. Защитить себя можно и, по меньшей мере, тремя способами. Плюсы и минусы каждого из них проиллюстрируем вам на простых примерах. Для начала вернемся к первому диалогу, где если не коса, то уж серп-то точно найдет на камень. Например, ситуация может развиваться следующим образом:

А: Пани Яна, вы сегодня выглядите просто великолепно!
Я: Я не нуждаюсь в комплиментах.
А: Вы прямо как розочка...
Я: Послушайте, думайте лучше о себе. Мне с первого взгляда ясно, что вам от меня что-то нужно. Заранее предупреждаю, можете отправляться со всеми своими просьбами к чертовой бабушке!
А: Сегодня вы очень уж остры на язычок. Да и шеф наш в последнее время выглядит не лучшим образом...
Я: Знаете что, вы тут шефа походя с грязью не мешайте! И вообще, если зашли в секретариат по делу, так оставьте свои бумаги и не задерживайте меня!

Так это же агрессивность! Да, речь идет о решительном, жестком, порой граничащем с вульгарным, поведении. Без стеснения в выражениях, без учета чего бы то ни было. Оно может иметь и свое оправдание. В конце концов, что это за действия, направленные на обман начальства, когда не берется в расчет, что и маленькая взятка (духи в кармане манипулятора) - это тоже взятка. Секретарше очень хорошо известно, чего следует ждать в подобных случаях. Ее агрессивность - своего рода профилактическая защитная реакция. Выставив назойливого инженера за дверь, она тем самым не будет чувствовать себя обязанной по отношению к нему. Но и заплатит за это определенную дань. По предприятию о ней пойдут слухи, что она, мол, остра на язык и не очень-то любезна. Коллеги станут относиться к ней без симпатии. А враги непременно воспользуются ситуацией, чтобы выставить ее в худшем свете, чем она есть на самом деле. Согласно ходячему выражению, они " намылят ей лестницу". Достаточное количество " мыла" и подходящие " гладкие ступеньки" отыщутся благодаря стараниям самой жертвы. Впрочем, действительно негоже обращаться с коллегами, как с представителями клана нахалов и выскочек, открыто выказывать сослуживцам свое пренебрежение, сдобренное речами чуть ли не обвинительного характера. Так что прием этот неуместен.

Секретарша вправе выбрать и другой способ защиты. Диалог может проходить следующим образом:

А: Пани Яна, вы сегодня выглядите просто великолепно!
Я: (Молчит.)
А: Ну, прямо как розочка...
Я: Гм.
А: Знаете, в последнее время у нашего шефа неважный вид. Не иначе как перетрудился. Что вы об этом думаете?
Я: (Пожимает плечами.)
А: Впрочем, удивляться тут нечему. В наши-то дни сделать так, чтобы предприятие держалось на плаву, было платежеспособным, - это надо уметь! Да, пока не забыл, у меня тут информация с предложением от зарубежного партнера. Взгляните! (Подает секретарше пакет и флакончик духов известной парки.)
Я: (Смотрит отсутствующим взглядом, как бы не замечая, что пакет и презент оказываются у нее на столе.)

Что же будет происходить дальше, когда инженер, перемежая свою речь комплиментами, попросит ее выждать хорошего настроения шефа? Может случиться так, что секретарша утвердительно кивнет, ради того, чтобы ее оставили в покое. А потом присовокупит пакет к обычной корреспонденции или позволит ему затеряться среди других бумаг. К пассивным приемам защиты принадлежат как забвение и принижение значимости проблемы, так и откладывание дела на потом.

Наглядно показать сущность " Великой хартии пассивности" можно посредством эксцентрических положений одного из законов Мэрфи: " Никогда не будь первым. Никогда не будь последним. Никогда не вызывайся сделать что-либо по своей охоте". Поступая таким образом, мы немногого добьемся в жизни. Наверняка не воспользуемся даже малой толикой возможностей, которые дает нам случай. Да и шансы других людей будут, как волны о мол, разбиваться о наше безучастное равнодушие. Разумеется, и у пассивного человека есть самые разные защитные механизмы. К примеру, самооправдание, когда делается упор на то, что я, мол, стараюсь изо всех сил, пробую влиять на ход событий, делаю все возможное, чтобы окружающие остались мной довольны, но они этого никогда не ценят. Излюбленный способ защиты заключается в ссылке на объективно существующие трудности, которые, якобы, помешали решению проблемы. Особо изощренные формы " пассивной агрессивности" связаны с неукоснительным соблюдением разного рода предписаний, выполнять которые мы рекомендуем друг другу. Вот что получается, когда индивид не прилагает достаточно усилий к тому, чтобы изменить неудовлетворительный порядок вещей. Словом, человек вроде бы и стремится сделать это, однако результаты выглядят неутешительными.

Третий вариант поведения секретарши в своей канцелярии основан на ассертивных подходах. Диалог с ассертивными репликами Яны приводится слева, комментарий специалиста по ассертивности - справа:

Текст: Комментарий:
А: Пани Яна, вы сегодня выгляниге просто великолепно! Яне остается только гадать, о чем именно идет речь: о попытке манипулирования ею или о комплименте. Выдвинув какую-либо гипотезу, она в дальнейшем может внести в нее необходимые коррективы.
Я: Благодарю за комплимент, пан инженер. Сама я еще не решила, идет ли мне мой наряд.  
А: Ну, вы прямо как розочка! Уж не влюбились ли вы случайно, хи-хи-хи? Всякую бессмыслицу и явное манипулирование (равно как и оскорбления) можно оставить без внимания - согласно ассертив-ной терминологии, это называется " реагировать избирательно".
Я: Итак, что вас ко мне привело?  
А: О, много чего. Помимо прочих забот, меня, например, волнует наш шеф. Я бессонницей не страдаю, но будь у меня столько же проблем, как у руководителя современного предприятия, то я, наверное, не сомкнул бы глаз. Вот и у нашего шефа их достаточно. Выглядит он несколько усталым.  
Я: Согласна. И все-таки, какое у вас ко мне дело? Яна настаивает на своем. Не желая обсуждать своего начальника, она просто выясняет, чем вызван визит инженера. Яна берет пакет, но к духам даже не притрагивается.
А: Много, много чего. Во-первых, хотел пожелать вам доброго утра, но коли уж вы настаиваете на объяснениях, извольте: я принес для шефа документик с предложением от зарубежного партнера. Взгляните! (Подает секретарше пакет и флакончик духов известной марки.)  
Предложение я передам, а вот духи заберите с собой. Четко, однозначно, бескомпромиссно. Яна удержится от ироничных реплик типа: " Шеф пользуется другим одеколоном! ". Она сознает опасность общественного резонанса по поводу дачи мелкой взятки, хотя в данном контексте такая опасность невелика. Итак, очевидно, что Яне не придется прибегать к более жестким мерам, но это ничего не меняет в сущности ее категоричного " нет". Мысленно, только мысленно, а не вслух, она воспроизведет цитату из стихотворения классика: " Оставь себе свое жаркое, кто знает, что за ним такое".
А: Ну что вы, пани Яна! Это же пустячок, маленький, так сказать, презент. К тому же, скоро ваш праздник!  
Я: Все равно не нужно. Благодарю. Вашу информацию я, разумеется, передам директору при первой же возможности. Точнее, сразу как он вернется с переговоров и пожелает ознакомиться с корреспонденцией. Яна и не думает мстить инженеру за его неудачную попытку манипулировать ею. Она признает право каждого на ошибку.
А: Вы очень любезны! Но у меня к вам еще одно дельце. Не могли бы вы передать сей меморандум шефу, когда у него будет хорошее настроение. Вы его знаете лучше меня. Иногда он отказывает просто из принципа, а иногда весьма расположен идти навстречу. Понимаете, речь не обо мне, а о коллективе. Я так полагаю, что тут вырисовываются перспективы для всех нас. Вы поможете, не правда ли? Ведь вы как добрая фея в нашей фирме... Трудно сказать, носят ли слова пана А в данном случае манипулятивный характер или он просто не сумел раскрыться в полной мере. Манипуляторы и другие, по каким-то причинам не вызывающие у нас симпатий люди тоже могут говорить правду.
Я: Не могу сейчас сказать что-либо определенное. Я не хочу и не буду манипулировать начальством. Но одно могу обещать точно, что не пойду к нему с этими документами, если увижу, что он не в настроении и думает совсем о других вещах. Обманывать никого не стану. В случае, если он потребует корреспонденцию, я не буду укрывать ваши бумаги.  

Весь вопрос в том, какой путь изберет Яна. Она сама себе судья. Яна может пресечь даже малейшую попытку манипулирования, сказать ясно и определенно: " Материалы я передам директору сразу, как он придет". Но может поступить и более мягко, выбрать, так сказать, подход, граничащий с принятием манипулирования. Однако даже при компромиссе важно соблюдать ассертивный принцип: аморальное не может быть ассертивным.

Остается открытым один непростой вопрос, следует ли Яне пойти навстречу инженеру и выбрать то наиболее подхдящее время, когда их шеф будет расположен выслушать любое известие. С точки зрения ассертивности, человек вправе удовлетворить любое пожелание, даже представленное в манипу-лятивной форме, если и сам он того желает. Предположим, Яна верит, что в пакете инженера содержится ключ к тому, чтобы сохранить как само предприятие, так и рабочие места. В этом случае она вправе полагать, что, будучи раздраженным, следовательно, несговорчивым, пессимистически настроенный директор сметет сей " ключ" со стола в мусорное ведро, даже не заглянув внутрь пакета. Манипулирование имело бы место в той ситуации, если бы Яна уступила нажиму инженера при отсутствии собственного мнения насчет документа (не говоря уже о наличии мнения негативного).

Сходным образом следует оценивать и другие гипотетические ситуации и вытекающие из них диалоги.

Гимназического " кореша" (второй диалог) можно было бы, разумеется, урезонить, прибегнув к агрессии, упрекнуть его в том, что, мол, думает он не столько о дружбе, сколько о деньгах. Можно было бы в сердцах напомнить ему прописные истины: не дели, дескать, шкуру неубитого медведя, не занимайся прожектерством. Можно было бы придать агрессивности и вульгарный характер фразой примерно следующего содержания: " Знаешь, что я тебе посоветую: вместо того, чтобы клянчить деньги, смастери-ка один гроб, ляг в него сам и больше не надоедай порядочным людям! ". Все это можно, если не принимать в расчет того факта, что подобные действия не принесут нам ничего хорошего и, поступая таким образом, мы только наживаем себе врагов, как бы пришиваем к мешку из грубой холстины еще более грубую заплату. Между тем мы встаем перед дилеммой: что хуже, попытка друга манипулировать нами или последующая наша агрессивность?

Разумеется, можно было бы отреагировать и положительно: на все утвердительно кивать головой, потом рискнуть и, не исключено, лишиться последних пяти тысяч, которые были отложены отчасти на приобретение угля, отчасти на " черный день". Наша пассивность могла бы реализоваться в какой-нибудь немудреной фразе типа: " Ну, не знаю, я и рад бы тебе помочь, поживем - увидим...". В данном случае мы, конечно, провоцируем нашего приятеля на более активный нажим с его стороны. Ассертивность же предполагает однозначное решение. Оно, разумеется, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом варианте мы, допустим, просто хотим помочь другу, хоть и считаем наивным его план быстрого обогащения (и потом не удивляемся, оставшись без денег). Или же план приятеля показался нам многообещающим, и мы не прочь заняться предпринимательской деятельностью в сфере похоронного бизнеса. А может, мы делаем это потому, что у нас достаточно денег и чувства юмора и названную сумму мы воспринимаем как своего рода плату за текущую информацию о становлении фирмы своего приятеля. Согласие тоже может быть ассертивным - при все том же условии, что мы сами этого желаем.

Наконец, у нас есть полное право и отказать другу. Просто совершенно однозначно мы будем настаивать на своем. Мол, мы рады видеть его, нам приятно вспомнить юношеские забавы. Мы признаем, что в ту пору он действительно нам помог, и это очень мило с его стороны. Однако в настоящий момент мы не можем дать ему денег в долг. В том случае, если решение вопроса зависит только от нас, мы обоснуем свой отказ (например, отсутствием лишних денег, неверием в сам проект, нежеланием становиться гробовых дел мастером и т. д.). В принципе, можно обойтись и без объяснений.

Мы не обязаны выискивать разного рода приличествующие случаю псевдопричины. Можно сказать так: " Я с удовольствием дал бы тебе денег, но моя жена отнесется к этому без воодушевления". Предполагается, что супруга - лицо, реально распоряжающееся семейным бюджетом, - в данной ситуации наверняка скажет " Нет". Однако не будем ссылаться на жену, если она равнодушна к финансовым вопросам и мы сами безапелляционно и автократично распоряжаемся каждым грошом.

В третьем из приведенных выше диалогов описано манипу-лятивное согласие с просьбой дочери, когда эта просьба явно не по душе матери. Эмоциональный шантаж, жалобы и отчасти прикрываемые патетикой угрозы обесценивают слова матери настолько, что о самом согласии уже не идет и речи.
Наоборот, уместно говорить о мощном и категорическом отказе, основанном на стремлении вызвать сочувствие. В противовес этому можно привести слова украинского мага, шамана и гипнотизера А. Кашпировского. На одном из своих сеансов он сказал: " Не жалейте меня. Это излишне. Никто не сумеет пожалеть меня лучше, чем я сам...". Сеанс нам понравился, как и процитированные слова. Мать девушки, желающей пойти в поход, имеет право как выразить свое согласие, так и отказать. Она сама вправе решить, обосновывать ей свое решение или нет. Обоснование отказа неуместно главным образом в тех случаях, когда все существенное на данную тему звучало уже десятки раз и всякие повторы означали бы лишь переливание из пустого в порожнее. А этого допускать нельзя. Итак, реплики матери могли бы выглядеть в диалоге весьма строго:

А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход.
Б: Понимаю, что хотела бы, однако мне не хочется, чтобы ты шла в этот самый поход.
А: Ну почему, объясни. Я что, маленькая?
Б: В свои пятнадцать лет ты, конечно, уже не маленькая. Но просто я не хочу, чтобы ты шла с одноклассниками, и вообще с кем-либо, в поход.
А: Но это недемократично! Запрещать запрещаешь, а объяснять ничего не хочешь. Ты поступаешь ужасно старомодно, вот.
Б: По некоторым вопросам я действительно придерживаюсь несколько старомодных взглядов. Сейчас речь не об этом. Просто я не хочу, чтобы ты шла с кем бы то ни было в поход.
А: А Итке родители разрешили. У нее никаких проблем не возникло. Не то что у меня.
Б: Что ж, значит, у Итки совсем другие родители. Я же просто не хочу.

Нельзя сказать, что ассертивность в своих подходах предполагает наличие каких-либо противоречий с подходами воспитания детей, обоснования и объяснения той или иной позиции, убеждения и т. д. Все это важно, однако не всегда тождественно предмету нашего интереса. С точки зрения ассертивности, следует не повторять до бесконечности сказанное тысячу раз, а взвесить, подходит ли данный момент для объяснений. Впоследствии мы сами решим, стоит ли объяснять лишний раз, почему мы не хотим, чтобы в пятнадцать лет дочка провела ночь с друзьями вне дома, или ограничимся просто отказом. Выбрав вариант объяснения, мы, конечно, должны считаться с тем, что все наши мотивации могут быть приняты в штыки. Разговор станет обтекаемым, менее конкретным. Существует также опасность того, что наши непродуманные высказывания лишь подольют масла в огонь. Но если мы вообще откажемся от объяснений, то с большой степенью вероятности будем отнесены к людям чересчур холодным, черствым, высокомерным и, одному богу известно, каким еще. Итак, существует ли альтернатива сухому признанию крылатой фразы " Все, что вы скажете, может быть использовано против вас"? Да, существует. В этом случае, конечно, от вас требуется умение понять другого человека, вникнуть в его переживания. Один из классиков современной психологии американец К. Роджерс пишет об этом так: " Я осознал величайшую ценность того, что позволяю себе понимать других людей; форма, в которую я облек свою мысль, может показаться странной. Однако следует именно позволить себе понимать окружающих. Полагаю, что это так. Наша первая реакция на высказывания других людей заключается в мгновенной оценке и анализе сказанного, но не в понимании. Когда кто-либо выражает свои чувства, убеждения или мнения, мы испытываем желание оценить это или как правильное, или как ошибочное (глупое, аморальное, безрассудное и т. д.). Крайне редко мы позволяем себе уяснить, что значат слова другого для него самого. Думается, происходит это по той причине, что попытка понять окружающих чревата для нас определенным риском. Если мы действительно позволим себе понимать других, то данное обстоятельство может изменить нас. А мы боимся перемен." Между тем, преодолев свой внутренний страх, мы окажемся на верном пути, ведущем к эмпатической ассертивности.

Действуя в рамках вышеназванного подхода, мы открыто даем понять своему оппоненту, что видим, как он себя чувствует и в каком положении находится. Но, конечно, все это не означает, что мы должны идти на поводу у его желаний. Мы вправе охарактеризовать и собственные чувства. При этом необходимо учитывать следующее, речь должна идти о последовательном описании наших переживаний, а не об очередном критическом замечании. Например, матери девушки не стоило бы говорить: " Я боюсь за тебя, в свои годы ты могла бы это понять". Ей следовало бы поступить согласно эмпатической формуле:

Когда ты делаешь X в ситуации Y, я чувствую Z

Казалось бы, все очень просто, но это не так. Дело в том, что многими людьми данная формула понимается как призыв именно к дальнейшей критике. К словесному бичеванию, упрекам, чтению нотаций, поучениям, к описанию собственных недугов, и все это с недвусмысленным указанием на виновника всех бед. Между тем речь идет не о критике оппонента, а об описании чувств. Итак, сначала мы познакомим вас с тремя ошибочными попытками изъясниться согласно приведенной формуле, а затем - с той, которая представляется верной.

Ошибочно: Если я отпущу тебя в поход, то буду думать, что моя дочь пошла по рукам.
Ошибочно: Если я позволю тебе делать все, что заблагорассудится, какой же я буду матерью?
Ошибочно: Если я разрешу тебе пойти в поход, это даст тебе повод думать, будто ты можешь делать все,
что захочешь, достаточно только уговорить меня; как же я буду воспитывать тебя после этого? Куда все это приведет, одному богу известно. В конце концов, пора и честь знать... А то еще выйдет как в тот раз, когда тебе приспичило поехать в Австрию и там у тебя свистнули кошелек с паспортом. Сколько сраму и хлопот было! Чего только я не пережила, никто об этом не ведает, никто этого не оценил, а ты и тем более. Могла бы уже и поумнеть... (тут критик входит в раж и ведет себя так, словно ударился в чтение реестра всевозможных грехов или своеобразной книги жалоб и предложений).

Верной же представляется позитивная постановка вопроса, когда делается акцент на наших чувствах, продиктованных поведением оппонента. Например:
Если бы ты пошла с друзьями в поход на выходные,

когда ты делаешь X в ситуации Y,
я стала бы за тебя переживать я чувствую Z

Допустив, что все дело в нас самих, в нашей перцепции происходящего, в том, как мы воспринимаем данное явление, мы с вами оказываемся на правильном пути к эмпатической ассертивности, то есть к подходу, суть которого состоит в понимании другого человека. Разумеется, не все в нем нас устраивает, но отнюдь не потому, что мы изначально невежественны, злы и вообще отвратительны во всех отношениях. С точки зрения эмпатической ассертивности, в рассматриваемой нами ситуации можно было бы реагировать следующим образом:

А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход. Переночуем в палатке.
Б: Понимаю, что хотела бы. Мне очень жаль, но я не могу тебе этого позволи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.