Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития менеджмента




История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Различают пять основных этапов в развитии менеджмента:

· Религиозно-коммерческий;

· Государственно-законодательный;

· Государственно-контрольный;

· Индустриальный;

· Бюрократический

Первым этапом профессионального использования управленческих навыков специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого рода «жрецов- бизнесменов», связанных с торговыми операциями.

Второй этап относится к 1760 г. до н. э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он первый издал свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третьим революционным этапом считается достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.) Именно в этот период проводилась политика, направленная на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвёртый этапдатируется XVII – XVIII. Он связан с зарождением капитализма и начала индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.

Пятая управленческая революция имела место в конце XIX- начале XX века. Её часть называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концентрация бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Предприятия –гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в чёткой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб.

Именно поэтому к концу и появились первые работы, в которых появились первые попытки обобщения научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.

Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного процесса, в ходе которого разнообразные по подходам и содержанию теории и школы обосновали принципы, цели, задачи, функции управления, механизмы и методы их реализации.

К классическому направлению развития менеджмента относятся школы научного управления и административная; к неоклассической школе относятся школа «поведенческих наук» и «человеческих отношений». К современным направления в менеджменте можно отнести школу «количественного подхода», школу системного подхода», маркетинговый подход, ситуационный подход, теория гуру.



1. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Фредерика Тейлора (1856-1915), в частности с выходом в свет в 1911г. его книги «Принципы научного управления». Ф. Тейлор – инженер по образованию – создал первую систему научного управления. Цель системы Тейлора – обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с предельным напряжением сил. Основные положения системы Тейлора: нормализация приёмов и условий труда; специализация функций в производстве, т. е. выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен; отбор работников на основе научно определённых признаков, их обучение и тренировка; точные инструкции каждому работнику; специальная подготовка работников; отделение административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими и др. Современником и в значительной мере единомышленником Ф. Тейлора был Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). Навыки научной работы и незаурядные аналитические способности помогли Эмерсону обобщить и творчески осмыслить богатый практический опыт, что было отражено в главной его работе «Двенадцать принципов производительности», которая вышла в свет в 1912г. Главное внимание в этой работе уделено концепции «производительности» (т. е. эффективности), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Первым принципом «производительности», по Эмерсону, является чёткое определение идеалов и целей. Второй принцип «производительности» - здравый смысл. Третьим принципом «производительности» Г.Эмерсон считал компетентную консультацию. Четвёртый принцип производительности – дисциплина. Пятый принцип – справедливое отношение к персоналу, шестой принцип – быстрый, надёжный, полный, точный и постоянный учёт; седьмой принцип– диспетчирование; восьмой принцип – нормы и расписания; девятый принцип «производительности» сформулирован как нормализация условий.; десятый принцип – «нормирование операций»; одиннадцатый принцип «производительности» – написание стандартных инструкций; двенадцатый принцип – «вознаграждение за производительность»



К классической школе управления можно отнести и Генри Форда (1863-1947). Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Г. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления им были положены следующие принципы: максимум разделения труда; специализация; широкое применение высокопроизводительного оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства продукции. Подводя некоторые итоги своей деятельности в книге «Моя жизнь. Мои достижения», г. Форд пишет о том, что поставленная им цель – выпускать доступный по цене автомобиль для «средних американцев» – была достигнута. И действительно, успех от выпуска модели автомобиля Форд «Т» превзошёл все ожидания. За 1908-1927гг. было продано 15мил. таких автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок. Г. Форд установил на своих предприятиях 8часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, а также создал социологическую службу, что по тем временам было крупным новаторством. Однако он так и не смог преодолеть социальный антагонизм и добиться гармонии интересов в своей фирме. Об этом, в частности, свидетельствует конфликт между Г. Фордом и профсоюзами в 1937-1941гг.К теоретикам классической школы управления относят и французского учёного Анри Файоля (1841-1925). В работе «Общее и промышленное управление», вышедший в свет в 1916г. А. Файоль определяет функции, принципы и элементы управления. В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учётная и административная.

2. Неоклассическая школа управления. Основоположником неоклассической школы принято считать Элтона Мэйо и Мери Паркер Фоллетт, которая впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц Э. Мэйо сформулировал следующие принципы научного управления:

· деятельность человека мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами;

· жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соответствии с тейлоровскими принципами научного управления несовместима с природой человека и его свободой;

· руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей.

Форсированное развитие после второй мировой войны таких наук, как психология и социология, способствовало формированию школы «поведенческих наук» в управлении. Представители этой школы изучали поведение людей на работе, различные аспекты их социального взаимодействия, мотивации трудовой деятельности характер власти и лидерства и другие бихевиоральные аспекты управления. Школа поведенческих наук явилась своего рода продолжением школы «человеческих отношений», но представители нового направления не только акцентировали внимание на методах налаживания межличностных отношений, но и стремились оказать помощь в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Целью бихевиоральных концепций является повышение эффективности организации за счёт лучшего использования её кадровых ресурсов. При этом, как свидетельствует опыт японского менеджмента, имеются большие возможности повышения эффективности работы, как отдельного работника, так и организации в целом. К теоретическим школам поведенческих наук наряду с Д. Мак-Грегором, Ф. Гецбергом и другими американскими учёными можно отнести и выдающего японского менеджера Мацуситу.

3. Наряду с поведенческими науками в послевоенные годы дальнейшее развитие получили и естественные науки (особенно математика, информатика, статистика), что послужило импульсом для развития количественного подхода в управлении. Такой подход предполагает формализацию управленческих подходов, построение экономико-математических моделей исследуемых объектов и систем, а также решение этих моделей математическими средствами и использованием электронно-вычислительной техники. Модели облегчают понимание сложных явлений и процессов. Однако модель обычно упрощает реальность. Поэтому применение количественного подхода даёт обычно хорошие результаты при формировании товарных запасов в управлении запасами, при размещении товаров на складе и решении конкретных ситуаций в логистике, т. е. в управлении вещественными элементами на микроуровне. Большой интерес в этом отношении представляют работы американского учёного Самуэльсона и его последователей.

Количественный подход применим и для решения глобальных экономических проблем на микроуровне. В частности, метод межотраслевых балансов, предложенный американским экономистом Леонтьевым, успешно применялся во многих странах, в том числе и у нас, для принятия управленческих решений на уровне народного хозяйства и выработки экономической стратегии государства. При этом в работах советских учёных Новожилова, Струмилина, Косова и других метод получил дальнейшее развитие.

К современным теориям управления можно отнести разработку в Японии систему 7 «С», которая характеризуется следующими элементами:

Элементы управления Характеристика элементов
Стратегия Курс на распределение ограниченных Ресурсов для намеченных целей.
Структура Описание характеристики организационной системы взаимодействия подразделений
Система и процедуры Описание процессов и устранение процедур (наприме, система планирования, управления качеством)
Состав персонала Демографическая характеристика важнейших категорий персонала фирмы
Стиль Характеристика действия ведущих менеджеров для достижения целей фирмы
Сумма навыков персонала Способности отличающие персонал и фирму в целом.
Совместно разделяемы ценности Важнейшие ценности или основополагающие концепции, которые доводят до сознания сотрудников фирмы.

Всё большее распространение в управлении получает маркетинговая концепция менеджмента, согласно которой маркетинг рассматривается в двух аспектах: как система управления и как функция управления.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал