Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе






 

В деятельности прокураторы вопрос о прокурорском надзоре за законностью в уголовно-исполнительной системе (исправительных учреждениях, колониях), является наиболее важным среди всех других вопросов. Для его изучения выделяют понятие предмета надзора, которое позволяет определить:

во-первых, сосредоточить внимание прокуроров на главных существенных вопросах надзорной работы;

во-вторых, выяснить причины и условия, способствующие нарушению законности;

в-третьих, решать задачи предупреждения этих нарушений;

в-четвертых, исключить произвольное расширение пределов надзора за счет вмешательства в хозяйственную, оперативно-организаторскую и иную деятельность поднадзорных учреждений.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением законности в исправительном учреждении – это, прежде всего те стороны деятельности этих учреждений по соблюдению законности, которые непосредственно влияют на повышение эффективности исправительного воздействия, являются решающими в деле исправления осужденных и на которых должно быть сосредоточено внимание прокуроров.

Общие определения предмета надзора за соблюдением законности в исправительном учреждении содержатся в статье 32 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»[36].

В ней говорится, что предметом данной отрасли надзора является: законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, соблюдение установленных прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.

Содержание предмета надзора можно установить из общего определения предмета надзора, задач уголовно-исполнительной системы и практики прокурорского надзора за исправительными учреждениями, целей наказания. Исправление осужденных является главной задачей уголовно-исполнительной системы.

Основными средствами исправления согласно части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ[37] выступают: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Требование соблюдать установленные законом правила содержания осужденных, прежде всего, относится к администрации исправительного учреждения, но это не означает, что осужденные освобождены от обязанности строго соблюдать эти правила. Прокурор проверяет не только то, насколько точно и последовательно проводятся в жизньтребования исправительного законодательства администрацией, но и выполняются эти требования осужденными.

Законность содержания осужденных в исправительном учреждении занимает первое место в структуре предмета прокурорского надзора, являясь важнейшей его частью. В настоящее время под законностью содержания понимается не только законность водворения осужденного в исправительное учреждение и соблюдение сроков содержания осужденных, но и законность их освобождения.

Прокурор, проверяя законность содержания осужденных, прежде всего, интересуется тем, есть ли на каждого приговор суда, вступивший в законную силу. Также он устанавливает, выполнила или нет администрация требование закона об извещении суда, вынесшего приговор, о месте отбывания наказания осужденным (статья 393 УПК РФ).

В случае если приговор был изменен в кассационном или надзорном порядке, в личное дело осужденного должны быть приложены копии определения или постановления кассационной или надзорной инстанции. Проверяя наличие указанных документов в личном деле осужденных, прокурор обращает внимание на правильность их оформления. Все документы должны быть подписаны соответствующими судьями, заверены печатями, подписи и печати должны быть четкими и ясными.

Устанавливая, законность содержания осужденных, прокурор не только проверяет наличие надлежаще оформленного приговора суда, но и знакомится с ним. Суд, назначая лишения свободы по закону, предусматривающему не только лишения свободы, но и другие, менее строгие меры наказания, должен в приговоремотивировать необходимость назначения лишения свободы. При ознакомлении с приговором, прокурор обращает внимание и на это обстоятельство.

Для достижения положительных результатов в деятельности пенитенциарных учреждений важно правильное определение судом вида исправительного учреждения. Ошибки судов могут привести к нарушению принципа индивидуализации наказания и затрудняют работу исправительного учреждения по исправлению осужденных.

Прокурор не должен проходить мимо ошибок судов, обязан принимать меры к своевременному внесению представления в порядке надзора на незаконные приговоры.

В законность содержания осужденных входит также соблюдение срока наказания, установленного приговором. Прокурор проверяет по приговору суда, были ли основания для назначения наказания в виде лишения свободы на такой срок, а также, не нарушен ли этот срок. Освобождение осужденных может быть осуществлено только судом, правомочным отменить или изменить приговор, так как вступивший в законную силу приговор обязателен для исполнения. Из этого правила возможны исключения, относящиеся в основном к незаконному содержанию свыше срока, предусмотренного законом или приговором.

В законность содержания как часть предмета прокурорского надзора включается также и законность освобождения осужденных от отбывания наказания по всем основаниям: по отбытии срока наказания, назначенного судом; в силу акта амнистии илипомилования; вследствие отмены приговора с прекращением дела производством; ввиду условно–досрочного освобождения от наказания; замены не отбытой части более мягким видом наказания; в силу определения суда об освобождении от наказания по болезни или инвалидности, а также по другим основаниям.[38]

Законность освобождения осужденных включает в себя и надзор за правомерностью освобождения, недопущение случаев незаконного освобождения. Особое внимание прокуроров должно привлекать м.б. изменить на «привлекает»… и выверить по тексту….условно–досрочное освобождение осужденных от наказания или замена, не отбытой части более мягким видом наказания.

Прокурор должен следить за тем, чтобы представления, вносимые в суд администрацией исправительных учреждений, были законны и обоснованны, чтобы соблюдались требования закона относительно круга лиц и условий, при которых к ним может быть применено условно–досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким.

Режим содержания осужденных занимает второе место в предмете прокурорского надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях.

В статье 82 УИК РФ дано определение режима «… порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, условий содержания в зависимости от вида наказания, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (статья 82 УИК РФ).

Режим отбывания наказания – одно из основных средств исправления осужденных, в котором отражается суть наказания. Степень соблюдения правил о режиме содержания в соответствии с требованиями уголовно–исполнительного законодательства находится в прямой пропорциональности с качеством прокурорского надзора.

Прокурор обязан следить, чтобы установленный законом режим точно и неуклонно проводился в жизнь администрацией исправительного учреждения.

Как уже отмечалось выше, вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденный отбывает наказание, определяется судом на основании норм уголовного законодательства. Если, по мнению прокурора, вид исправительного учреждения определен необоснованно, то он ставит вопрос об изменении приговора в этой части перед соответствующим прокурором, правомочным истребовать уголовные дела, и вносит представления на незаконные приговоры и постановления, определения суда.[39]

Одним из важных требований режима является обязательная изоляция осужденных от общества; раздельное содержание различных категорий по полу и возрасту, а также в зависимости от степени их общественной опасности, личности, характера и количества совершенных преступлений.

Вторым требованием режима является постоянный надзор за осужденными, устанавливаемый в целях исключения для них возможности совершать новые преступления.

Третьим требованием режима выступает точное и неуклонное исполнение осужденными своих обязанностей: строгое соблюдение правил поведения и распорядка дня; беспрекословное выполнение требований администрации.

Ряд обязанностей носит запретительный характер:

˗ запрещено играть в карты и другие азартные игры;

˗ употреблять спиртные напитки и наркотические вещества;

˗ покупать и продавать вещи из личного имущества;

˗ носить верхнюю одежду, головные уборы и обувь не установленного образца;

˗ приобретать, изготовлять, хранить и пользоваться предметами, изделиями и веществами, запрещенными в исправительном учреждении[40].

Невыполнение осужденными обязанностей должно во всех случаях влечь за собой соответствующую реакцию администрации, в том числе привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности. В то же время прокурор следит, чтобы на осужденных не возлагались обязанности, не основанные на требованиях закона.

С учетом вида исправительной колонии и вида режима осужденные имеют право на:

˗ передвижения в пределах исправительного учреждения;

˗ свидания;

˗ получение передач;

˗ переписку, приобретение книг, журналов, газет, настольных игр, музыкальных инструментов, продуктов питания и предметов личного обихода.

Прокурорский надзор за соблюдением правил режима содержания включает в себя и проверку законности и обоснованности применения, дисциплинарных мер администрацией в отношении осужденных. При проверке прокурора интересует не только практика применения мер дисциплинарного воздействия, но и характер, виды и количество нарушений, допускаемых осужденными. Надзор за законностью и обоснованностью дисциплинарной практики в отношении осужденных может явиться доказательством его исправления при решении целого ряда вопросов. Например, такого серьезного, как условно-досрочное освобождение.

Общественно-полезный труд осужденных в условиях лишения свободы – одно из средств, на котором строится весь процесс исправления. Статья 103 УИК РФ четко регулирует все стороны труда лиц, лишенных свободы, устанавливает обязанность каждого осужденного трудиться, условия труда, порядок их привлечения к труду и оплаты труда, удержаний из заработка осужденных.

Прокурор следит за тем, чтобы администрация строго и неуклонно выполняла требования об обязательном привлечении осужденных к общественно-полезному труду. Следует подчеркнуть, что наличие осужденных, не занятых трудом в местах лишения свободы, осложняет криминогенную обстановку в исправительных учреждениях, деморализует людей, способствует усилению агрессии среди осужденных, приводит к совершению новых правонарушений и преступлений в местах лишения свободы.

Обязанность администрации исправительного учреждения обеспечивать привлечение осужденных к труду с учетом ихтрудоспособности и, по возможности, специальности.

В предмет прокурорского надзора входит соблюдение правил и сроков освидетельствования лиц, лишенных свободы, медицинскими комиссиями с целью определения трудоспособности.

Также в предмет надзора включается правила об условиях труда. Условия труда, в основном, регулируются законодательством Российской Федерации о труде, за исключением некоторых изъятий, установленных уголовно-исполнительным законодательством.

Надо отметить, что в настоящее время наблюдается утвердившаяся позиция заинтересованности осужденных в труде. Практически отсутствует проблема так называемых «отказчиков от труда». В своей основной массе осужденные с пониманием относятся к сложностям организации труда в новых условиях рыночных отношений. Однако это не снимает ответственности с администрации исправительных учреждений за организацию труда и обеспеченность осужденных рабочими местами[41].

Обязательность труда осужденных реализуется также в нормах, устанавливающих запрет на прекращение работы в случаях, требующих разрешения трудовых споров и конфликтов с администрацией предприятий и организаций, где они работают. Следует отметить, что данный запрет ранее был неизвестен отечественному законодательству. В настоящее время отказ от работы или досрочное прекращение работы в течение смены в соответствии с ч.6 ст.103 УИК РФ квалифицируются как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь за собой правовые последствия, которые выражаются в применении мер взыскания и материальной ответственности и отражаются на реализации ограниченных прав осужденными. Например, при реализации права осужденного на бесконвойное передвижение, замену не отбытой части наказания более мягким, или выезда за пределы исправительного учреждения и др. Групповой отказ осужденных от работы в соответствии с ч.1 ст.116 УИК РФ также рассматривается как злостное нарушение режима, являющегося по существу групповым неповиновением установленным правилам отбывания наказания.

Формы организации труда осужденных не отличаются большим разнообразием. Следует учитывать сам факт отбывания уголовного наказания, который, как известно, влечет за собой определенные правоограничения. Так, осужденным запрещается выполнять определенные работы и занимать определенные должности. Их перечень устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений[42]. Обязанность администрации исправительного учреждения обеспечивать привлечение осужденных к труду с учетом ихтрудоспособности и, по возможности, специальности.

До принятия в 1993 году Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[43] осужденные привлекались к труду только на государственных предприятиях, которые состояли на балансе исправительных учреждений или иных организаций. После принятия названного закона положение дел в этом вопросе существенно изменилось.

Нормы УИК РФ определяют, что осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений; на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надежной охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности. Это положение является сравнительно новым и создает условия для открытия дополнительных рабочих мест, способствует проявлению профессионального мастерства осужденных и реализации их индивидуальных наклонностей. УИК РФ устанавливает правило, предусматривающее организацию труда осужденных к отбыванию наказания в тюрьме, только на территории тюрьмы. Разумеется, это создает дополнительные трудности для реализации обязанности администрации тюрьмы по предоставлению осужденным рабочих мест.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплатутруда. Из заработка удерживаются в первую очередь алименты, стоимость питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. После возмещения этих расходов производятся удержания по исполнительным документам. Осуществляя надзор за соблюдением правил об оплате труда, прокурор устанавливает: своевременность начисления осужденным заработка; сохранность личных денег на их лицевых счетах; сохранение за осужденными гарантированного минимума заработка; правильность производимых удержаний[44].

Режим и труд осужденных выступают в качестве основных средств исправления и в сочетании с воспитательной работой дают эффективные результаты.

В предмет прокурорского надзора не входят руководство, организация и содержание воспитательной работы среди осужденных. В него включается соблюдение правил, регулирующих эту работу, основных форм и методов воспитательной работы, каковыми являются: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание.

Условия содержания осужденных регламентированы законом, и соблюдение этих правил администрацией исправительных колоний включается в предмет прокурорского надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях.

Надо отметить, что в ИТК РСФСР[45] 1970 г. были предусмотрены лишь улучшенные условия отбывания наказания на всех видах режима.

Новый УИК РФ 1997 г в этой части претерпел большие изменения[46]. Так, согласно статье 87 УИК РФ на одном виде режима для осужденных предусмотрены три вида условий содержания: строгие, обычные, облегченные. При поступлении по приговору суда в колонию осужденный помещается в обычные условия. Если на общем режиме в течение шести месяцев осужденным не допущено нарушений режима, он переводится в облегченные условия содержания; если имелись и осужденный признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, он переводится на строгие условия содержания. На строгом и особом режимах этот срок увеличен, соответственно до девяти месяцев и одного года первоначального содержания на обычных условиях. Закон не относит условия содержания к основным средствам исправления, а рассматривает их как один из способов использования этих средств. Правила об условиях содержания регулируют материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание, а также основания и порядок изменения условий содержания лиц, лишенных свободы, во время отбывания наказания. Основные положения правил об условиях содержания являются общими для всех видов режима, а некоторые из них связаны и зависят от различного вида режима, определяются им. Лицам, отбывающим наказание в исправительном учреждении, обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены.

Изменение условий содержания закон ставит в зависимости от поведения и отношения к труду; лучше себя ведет осужденный – объем его прав и предоставленных ему льгот увеличивается.

Прокурорский надзор устанавливает контроль за соблюдением условий содержания осужденных. Прокурор выясняет, не нарушается ли лимит наполнения колонии, поскольку его нарушение влечет за собойуменьшение положенной по закону нормы жилой площади. Следит за тем, чтобы осужденным были созданы условия для нормального отдыха в виде непрерывного восьмичасового сна, чтобы помещения были оборудованы кроватями или нарами, электрическим освещением, радиофицированы, снабжены необходимым инвентарем (столами, табуретками, прикроватными тумбочками, вешалками). Жилые помещения должны быть сухими, светлыми, иметь температуру в холодное время года 18–20 градусов по Цельсию. Прокурор проверяет соблюдение правил об обеспечении осужденных питанием по установленным нормам, а также возможность приобретения ими продуктов питания и предметов первой необходимости. В предмет надзора входит соблюдение правил о медицинском обслуживании лиц, лишенных свободы, а также соблюдение правил о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов. Устанавливая соблюдение правил о медобслуживании осужденных, прокурор обращает внимание на санитарное состояние жилых зон, жилых помещений, кухонь, столовых, лечебных учреждений.

Предметом прокурорского надзора является также исполнение обязанностей осужденными. Основные обязанности осужденных предусмотрены ст. 11 УИК РФ. Так, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан; соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены; соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания; выполнять законные требования администраций учреждений и органов, исполняющих наказания.

К предмету прокурорского надзора закон также относит соблюдения порядка и условий содержания в следственных изоляторах (далее – СИЗО) осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности. Одинаково недопустимы как не предусмотренные законом ограничения прав осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, так и предоставление им не основанных на законе льгот. Произвольное ужесточение или ослабление установленного законом порядка и условий содержания является превышением полномочий со стороны администрации мест предварительного заключения, влечёт протест осужденных, заключённых и нередко приводит к осложнениям обстановки в этих учреждениях.

Наряду с законностью водворения и содержания, соблюдением сроков содержания в предмет законности нахождения лиц в учреждениях исполнения наказания, изолятор временного содержания (далее – ИВС) и СИЗО входит также законность их освобождения из указанных учреждений.

Прокурор обязан незамедлительно освободить постановлением каждого, кто содержится в этих учреждениях без законных оснований.

Закон о прокуратуре[47] выделил в качестве самостоятельной части предмета прокурорского надзора соблюдение прав и обязанностей осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми??? правильное окончание???. Этим закон подчёркивает правозащитную функцию прокуратуры, нацеливает её на всемерную охрану прав и законных интересов осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обязывает вскрывать и своевременно устранять допущенные в отношении их нарушения закона. Это требование к прокурорскому надзору вытекает из положений Конституции РФ и международно-правовых актов о защите прав и свобод человека и гражданина. Оно полностью относиться к осужденным, которые являются гражданами Российской Федерации и наделены правами и обязанностями с определёнными ограничениями, предусмотренными законодательством и приговором, а также условиями режима их содержания.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определён в ст. 6 Закона о содержании под стражей. Подозреваемые и обвиняемые считаются невиновными пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации с ограничениями, предусмотренными вышеназванными законами и иными нормативными актами.

На территории Российской Федерации постоянно находится большое количество иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом, и лиц без гражданства, которые отбывают наказания по приговору суда за совершение преступления или содержаться в ИВС или СИЗО в связи с задержанием или заключением под стражу. Прокурор должен обеспечивать надзор за исполнением законов с тем условием, чтобы права и законные интересы и этой категории лиц строго соблюдались.

Прокурор должен помнить и обеспечивать безусловное исполнение закона, не допускающего дискриминацию подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, место положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Таким образом, предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами УИС является:

1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях.

2. Соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей задержанных, осужденных.

3. Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Проблематики в определении предмета надзора можно добавить….м.б. существуют различные точки зрения на данный вопрос…

Примеры по указанным направлениям можно привести…

!!!!!!!!!!!!!! ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ В ПАРАГРАФЕ!!!!!!!!!!!!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.