Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положительное предложение и положительный отклик






Представьте себе, что однажды в пятницу Ева попросила Адама:

- Пожалуйста, любимый, сплети мне венок из ромашек. Завтра, когда к нам в гости придет Иисус, я хочу встретить Его в этом венке…

Какие психологические процессы происходили в естестве Адама в связи с таким предложением?

Представим их следующей схемой: (схема)

а) Восприятие получило информацию от Евы (восприятие) и отсылает ее к суждению. (суждение)

б) Суждение производит оценку. По какой шкале ценностей? В суждении Адама была заложена единственная абсолютная шкала (скрижали), на которой наивысший статус имела любовь к Богу, а ниже располагалась любовь в Еве. Суждение оценило предложение Евы: это хорошо? Это прекрасно!

в) Оценку суждения проверяет совесть (совесть) и дает свое заключение: это доброе предложение. Твой долг послушаться Евы!

г) После этого в действие вступает воля. (воля) Она производит выбор (выбор) в пользу данного предложения и принимает решение выполнить предложение Евы.

«Творец наделил человека правом выбора» [В, с.20]. (цитата)

Человек был свободен в своем выборе! Как вам кажется, это рискованно? Конечно! Ведь в определенный момент человек мог сделать неправильный выбор. Такая свобода избирать то, что ты считаешь нужным, возвышает человека как разумное, нравственное существо. Какое поразительное уважение проявляет Творец к Своему творению, даже с риском, что кто-то когда-то выберет не то, что нужно!

«Но без свободы выбора не происходит становления личности» [37, с.49], не «развивается характер» [30, с.20]. «Человек был бы не свободным существом, а автоматом. Без свободы выбора его повиновение оказалось бы не добровольным, а вынужденным и, в конце концов, это умалило бы достоинство человека, как разумного существа» [37, с.49]. (цитата)

д) Далее воля подключает низшие силы, т.е. чувства и желания. (низшие силы)

Благодарность Богу, что Он создал Адама не холодным прагматиком, черствым рационалистом, у которого все решал хладнокровный расчет, но к его решению воля подключала и его чувства. Таким образом высшие нравственные силы – ум, совесть и воля - находили поддержку в низших – чувствах, желаниях. Проходила МОТИВАЦИЯ решения (мотивация) - окраска решения чувствами и эмоциями.

В этот момент сердце Адама наполнилось теплым чувством любви, нежности, его решение окрашено положительными чувствами. Он решает сплести для Евы венок и ромашек, ибо любит ее.

е) Активизируется тело. (тело)

Воля снабжает естество Адама силой, импульсами к действию: он идет и сплетает Еве чудесный венок. (венок)

Конечно, мы понимаем всю примитивность данной схемы. Ни одной самой идеальной схемой невозможно отобразить всю сложнейшую систему взаимодействия естества человека, весь богатейший спектр его мыслей, чувств, желаний, сложнейших психологических процессов, молниеносно проносящихся в его естестве. Мы можем только очень примитивно отметить самые важные стороны этих процессов.

2. Отрицательное предложение и отрицательный отклик (два типа)

А теперь представим, что первый человек получил отрицательное предложение. Вы знаете, я никак не могла придумать какое-то отрицательное предложение! Все мои примеры выглядели нелепо. Поэтому я взяла то, что в действительности могло произойти у дерева познания добра и зла. Здесь главную роль играет уже не Адам, в Ева, но они оба названы «человек». Потому мы рассматриваем случай искушения Евы.

Итак, змей предлагает Еве запрещенный Богом плод. (Ева) Как она должна была прореагировать в таком случает? Вспомни схему. (схема) Ее суждение (суждение) и совесть (совесть) произвели бы оценку данного предложения и определили бы его, как противоречащее воле Божьей, как зло. Далее воля (воля) избрала бы отвергнуть его и приняла решение (выбор) не повиноваться ему. Потом к этому решению подключились бы чувства (низшие силы), у Евы возникло бы отвращение к данному предложению, а вместе с ним и к змею, то есть целый ряд мотивов для отвержения. Тут же воспылала бы любовь к Творцу, признательность Ему за все благодеяния. Далее воля включила бы тормозящие механизмы (тело) и снабдила бы Еву силой отдернуть руку от плода и бежать прочь от искусителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.