Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления и развития экономической науки






Современная экономическая наука является результатом её продолжительного исторического развития.

Экономическая мысль – явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами. Первыми дошедшими до нас экономическими работами являются свод законов царя Хаммурапи в Месопотамии, «Беседы и суждения» Конфуция, древний индийский трактат «Артхашастра» и др. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в религиозных книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских и мусульманских канонических текстах. Мыслители древнего мира подходили к экономическим вопросам с морально-нравственной (нравственно или безнравственно богатство, деньги и т.п.), политической или религиозной стороны.

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. В трудах выдающихся греческих философов Ксенофонта (430 – 355гг. до н.э.), Платона (427-347гг. до н.э.), Аристотеля (384-322гг. до н.э.) можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия. Так, Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика», дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика рассматривается в отраслевом разрезе с выделением сельского хозяйства, ремесла, торговли; высказывается мысль о целесообразности разделения труда.

Платон развивает представления о разделении труда, много внимания уделят управлению городом – государством, в том числе проблемам налогообложения и взимания долгов с неплательщиков.

Самым гениальным среди античных мыслителей считают Аристотеля. Именно с него начинается традиция поиска источника богатства. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей. Именно Аристотель считается основателем формальной логики, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм).

Несмотря на заметный след в истории экономического знания, мыслители древности не выделяли экономические явления из всей совокупности общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Поэтому названные этапы следует рассматривать как предысторию экономической науки.

Действительно история экономической науки началась с того момента, когда из отдельных представлений об экономических явлениях стало складываться системное (теоретическое) знание о них.

С начала становления экономической теории как науки за ней утвердилось название «политэкономия». Этот термин был введен в социально-экономическую литературу в 1615г. французским экономистом А.Монкретьеном в его работе «Трактат политической экономии». Сам же термин «политэкономия» образован из трех греческих слов: «полис» - государство, город, общественное устройство; «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - закон. Таким образом, политэкономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политэкономия превращается в начале XVII века.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» - купец, торговец), который получил широкое распространение в Европе в XV-XVII вв. Меркантилизм является учением эпохи позднего средневековья, первоначального накопления капитала, непосредственно предшествующего капитализму, когда преобладал торговый капитал, а символом богатства государства провозглашались деньги (золото и серебро). Сущностью меркантилизма является определение закономерностей в сфере обращения и торговли. Меркантилисты отождествляли богатство нации с золотыми и серебряными деньгами. Поскольку количество драгоценных металлов на территории Европы было ограничено, а потребность в денежном металле быстро возрастала, то пополнение было возможно только за счет внешних поступлений. Поэтому в середине XVI века сложилась идея активного торгового баланса, в соответствии с которой богатство страны можно увеличить за счет внешней торговли, когда вывоз товаров (экспорт) превышает ввоз (импорт). Основным средством приумножения богатства считалось государство, которое должно проводить политику протекционизма (ограничение импорта товаров путем введения высоких таможенных пошлин и поддержка национального производства в первую очередь в экспортно-ориентированных отраслях).

Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин Томас Мен (1571 – 1641гг.) и французы Жан Батист Кольбер (1619 – 1683гг.) и Антуан де Монкретьен (1576 - 1621гг.).

Меркантилизм еще не был целостной системой экономической теории и многие его положения с высоты сегодняшних знаний наивны. Предмет теоретического поиска источника богатства государства у меркантилистов ограничивается сферой обращения, не затрагивая общественное производство, к которому представители данного направления обращаются лишь косвенно – в связи с торговлей. Но для своего времени меркантилизм был исторически прогрессивным экономическим учением, защищавшим интересы нарождающейся буржуазии с ее новыми формами хозяйствования на основе товарно – денежных отношений.

Следующий этап в развитии экономической науки (XVIII век) – учение физиократов (термин в переводе с греческого дословно означает «власть природы»). Это была французская школа политэкономии, которую относят к классической политэкономии во французском варианте.

Основоположником школы физиократов был Франсуа Кенэ (1694 – 1767гг.), придворный медик Людовика XV и личный врач его фаворитки маркизы Помпадур. Наиболее крупными представителями школы были Виктор де Мирабо (1715 – 1789гг.), Дюпон де Неймур (1739 – 1817гг.) и Жак Тюрго (1727-1781гг.).

Физиократы перенесли основной акцент исследования из сферы обращения в сферу производства. Источником богатства они считали природу, а потому единственной отраслью, где создается богатство (чистый продукт), является сельское хозяйство. К производительному классу общества они причисляли всех тех, кто связан с владением землей и её использованием: земледельцев (крестьян, фермеров), государя, помещиков. Промышленников и наёмных рабочих в промышленности они называли «бесплодным классом», не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сельскохозяйственный продукт в иную форму.

В экономической политике физиократы руководствовались известным принципом liassez faire (позволяйте делать, кто что хочет). Они выступали за полную свободу хозяйственной деятельности фермеров – арендаторов с применением наемного труда, ратовали за свободное ценообразование и свободную торговлю. Все это было для того времени прогрессивно.

К числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений, относится классическая школа политэкономии. Классическое направление возникло во второй половине XVII века и господствовало в экономической теории до середины XIX века. Это была уже система экономических знаний, охватывающих все процессы экономической жизни общества эпохи мануфактурного периода и промышленной революции, и знаменующая переход к машинному производству. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Самыми яркими представителями этой школы были Уильям омп (1623-1687гг.), Адам Смит (1723-1790гг.) и Давид омпании (1772-1823гг.).

Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения. Фундаментальный труд А.Смита (1776г.) так и назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он обосновал представление о товарном производстве и обмене как о сфере человеческой деятельности, которая развивается по объективным законам, а потому не нуждается в государственном регулировании. Заслуга А.Смита заключается в том, что он впервые перешел от рассмотрения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний.

Центральное место в методологии исследования А.Смита занимает концепция экономического либерализма. А.Смит считал, что государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц, и оно должно поддерживать режим естественной свободы. Все остальные отношения регулируются «невидимой рукой» рынка, в том числе конкуренцией, в ходе которой товаропроизводитель, продавец, реализуя свои частные интересы, невольно должен удовлетворять потребности других субъектов – потребителей (покупателей). Рыночное хозяйство является хозяйством, в котором функционируют субъекты с эгоистическими интересами, однако, преследующий собственные выгоды человек, «невидимой рукой» направляется на цели всего общества, что способствует развитию экономической деятельности.

В целом основные положения учения классической школы сводятся к следующему:

- классики установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях;

- классическая школа создала теорию трудовой стоимости, согласно которой стоимость товара определяется трудом в материальном производстве, а во всех других сферах стоимость только распределяется и реализуется;

- в экономической политике представители классической школы, также как и физиократы, выступали за невмешательство государства в экономику, следуя принципу «liassez faire», что означало устранение всех ограничительных мер на рынке, то есть свободное движение рабочей силы, свободную торговлю землей, отмену государственной регламентации функционирования промышленности, внутренней и внешней торговли.

Классическая школа оказала огромное влияние на всё последующее развитие экономической мысли. Экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А.Смита, который считал, что для того, чтобы поднять общество с низкой ступени развития до высшей ступени благосостояния, нужны в меру легкие налоги и терпимость в управлении, а всё остальное сделает естественный ход вещей.

Английская классическая школа стала источником развития такого направления экономической науки, как марксизм, который зародился в 40-ых годах XIX века. Основоположниками этого учения считаются великие немецкие экономисты К.Маркс (1918-1983гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895гг.).

К.Маркс создал экономическую доктрину, которая в ХХ веке повлияла на судьбы всего человечества и особенно России. В рамках этой доктрины было создано учение об общественно-экономических формациях и причинах смены формаций. К.Маркс, исследовав экономическое противостояние труда и капитала, сделал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего.

Для экономической теории К. Маркса характерна системная целостность охвата всего процесса воспроизводства в условиях капиталистического общества. Кроме того, до К.Маркса экономика рассматривалась в основном как статичный, неизменный объект. К.Маркс создал одну из первых теорий развития экономики, положив начало перспективному направлению исследований.

Все последующие направления и школы в экономической науке так или иначе связаны с учением классической школы, и марксизмом в том числе. В отличие от классической школы, которая делала упор на исследование объективных законов, новые течения экономической мысли перенесли акцент на исследование поведения хозяйствующего субъекта. Это была субъективная школа.

Важнейшим направлением субъективной школы является маржинализм, который возник в 70-х годах XIX века. Бурное развитие экономики, связанное с промышленной революцией, переходом к фабричному производству, развитием транспорта и многое другое, способствовало насыщению рынка товарами, но одновременно породило проблему реализации продукции. Рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. В связи с этим, не учитывать роль потребителя в экономике было уже нельзя.

Теория маржинализма (marginal в переводе с английского означает предельный) дает анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется прежде всего собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия в экономическом процессе. На базе таких оценок объясняются издержки производства, спрос, предложение, цена.

В конце XIX века в экономической теории сформировалось неоклассическое направление. Одним из основоположников данного направления считается английский экономист А.Маршалл (1842-1924гг.). Главным в этой теории считается изучение взаимной связи между поставленными целями и ограниченными ресурсами, имеющими альтернативные способы использования. А.Маршалл создал теорию рыночной равновесной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования как от спроса, так и от предложения. Исследование экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей в условиях ограниченности

 

 

экономических ресурсов получило название «economics» («экономикс»).

Большой вклад в формирование этого направления экономической теории внесли Л.Вальрас, В.Парето, П.Самуэльсон и др.

В начале ХХ века в экономике произошли качественные изменения: монополизация экономики, разрушительный экономический кризис 1929-1933гг., который выявил уязвимость представлений классической и неоклассической школ об идеальной эффективности рынка.

В 1936г. выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою самую знаменитую работу «Общая теория занятности, процента и денег», положив начало новому направлению в экономической теории – кейнсианству. Кейнсианство провозглашает необходимость государственного регулирования рыночной экономики, которое должно осуществляться посредством проведения активной экономической политики. Дж. М. Кейнс предметом анализа сделал народное хозяйство в целом. Он констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса на макроуровне, а точнее таких его составляющих, как потребительский и инвестиционный спрос. А следовательно, требуется исследование факторов, влияющих на их изменение, и анализ направлений воздействия на них со стороны государства.

Полное господство идей государственного регулирования в экономике в середине ХХ века сменилось к концу 70-х годов возвратом к традициям экономического либерализма. Это было связано с рядом причин:

- во-первых, увеличение государственного сектора и расходов на него увеличило налоговое бремя, что в свою очередь ослабило мотивацию предпринимательской деятельности;

- во-вторых, в результате принципиальных технологических изменений стали конкурентоспособными не только крупные, но средние и даже малые фирмы, что способствовало реализации возможностей рынка.

В 70-80-е годы ХХ века популярным направлением экономической науки становится монетаризм как ответвление неоклассицизма. Главным теоретиком этого направления является американский экономист М.Фридмен (род. 1912г.). Монетаризм – это теория стабилизации экономики, в которой главное место отводится денежным факторам. По мнению монетаристов, экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения.

Одним из направлений современной экономической теории является институционализм (от лат. institutum – учреждение). Он возник как реакция на неспособность рынка решать социальные проблемы в США в начале ХХ века. К институтам рыночной экономики относятся государство, корпорации, профсоюзы, устойчивый образ мышления и юридические нормы. По мнению институционалистов характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть. Социальные институты не только оказывают большое влияние на экономику, но и поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Основоположником американского институционализма был Т.Веблен (1857-1929гг.). Важный вклад в данное учение внесли такие экономисты, как Дж.Гэлбрейт, Р.Арон, У.Ростоу.

Исторический опыт показал, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Все выше указанные теории имеют право на существование, так как рассматривают экономическую систему с различных точек зрения, показывают сложное устройство данной системы и анализируют многочисленные факторы, от которых зависит экономическая деятельность и которые влияют на экономические результаты.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.