Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод, методика, процедура, техника исследования






Проблема уровней социально-психологической теории. Трудности построения " большой теории", заимствование из социологии концепции " теории среднего ранга". Соотношение понятий " теория" и " ориентация". Критерии различения теорий в социальной психологии. Размывание границ между теориями и " школами" в социальной психологии. Выделение " ориентаций" как новый принцип классификации теоретических построений.

Доминирование позитивистской методологии и ее влияние на тип социально-психологического исследования (20 – 70 гг.). Построение социальной психологии по образцу естественных наук (проникновение математических методов, введение четких операциональных терминов, построение знания на критериях верифицируемости и валидности). Господство эмпирической традиции и недооценка роли теоретических исследований.

Принципы советской психологии и их интерпретация в марксистской социальной психологии (принцип культурно-исторического опосредования развития психики, принцип деятельности, принцип историзма, принцип развития, личностный принцип, принцип взаимодействия внешнего и внутреннего и т.д.). Отсутствие специальных социально-психологических теорий в рамках марксистского подхода к социальной психологии.

Основные требования к социально-психологическому исследованию в рамках естественнонаучной парадигмы (сциентизм): построение истинной картины мира; познание объективных законов социальной психологии; объяснение как поиск причин, лежащих в основе изучаемого явления; позиция исследователя – позиция извне, незаинтересованного, беспристрастного субъекта; приоритет индуктивного метода; построение гипотез, проверяемость и воспроизводимость результатов исследования; выявление общих зависимостей и законов; самоценность научного знания.

Проблемы сциентистской социальной психологии: проблема соотношения теории и эмпирического материала; проблема фиксации эмпирических данных; проблема качества социально-психологической информации; проблема надежности и обоснованности данных; проблема репрезентативности.

Методы естественнонаучной социальной психологии: общенаучные – наблюдение, эксперимент; конкретно-научные: тесты, анализ продуктов деятельности, изучение документов (анализ рисунков, графология, контент-анализ), различные виды опросов (беседа, интервью, анкета); социометрические процедуры; метод экспертных судей; групповая оценка. Основные типы экспериментов (лабораторный, естественный и формирующий). Специфика эксперимента в социальной психологии. Основные выводы дискуссии о применении эксперимента в социальной психологии. Методы обработки эмпирического материала (корреляционный, факторный анализ, построение типологий и т.д.).

Развитие методологии гуманитарной социальной психологии. Понятие " кризиса" в социальной психологии и возрождение интереса к социально-психологической теории (М. Дойч, Р. Краусс, М. Шоу, Э. Аронсон, Джерджен, Р. Харре). Развитие гуманитарной парадигмы в социальной психологии. Ориентация социальной психологии на познание ценностей и смыслов жизни личности и общности, на единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. Основные характеристики гуманитарного познания в социальной психологии: использование общих принципов при интерпретации событий различного уровня (индивидных, общественных, исторических); сохранность самоценности и автономности частного случая; включенность ценностного отношения к изучаемой действительности; оценка объекта познания с нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.д.; переход от объяснения к пониманию; представление об объектах гуманитарной социальной психологии как постоянно развивающихся во времени истории и в пространстве культуры; исследование – это форма диалога двух суверенных субъектов.

Методы гуманитарной социальной психологии. Основные характеристики методов гуманитарной социальной психологии.Интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика как методы гуманитарной социальной психологии. Отличие перечисленных методов от их аналогов (самоотчет, включенное наблюдение, беседа, биографический метод) в естественнонаучном направлении социальной психологии.

Проблема способа познания в гуманитарной социальной психологии: пристрастность, заинтересованность субъекта познания и " истинность" знания.

Методологические проблемы социальной психологии в конце двадцатого столетия. Новое звучание проблемы " двух психологий " – сосуществование парадигм внутри психологически и социологически ориентированной социальной психологии (естественнонаучной и гуманитарной; позитивизм и социальный конструкционизм). Социальный конструкционизм как интеллектуальное движение, объединяющее психологов, социологов, антропологов, этнографов и историков культуры. Интерпретация социального поведения как смыслосозидающей активности. Социальная психология как история (Джерджен, С. Московичи, Г. Тэшфел, Р. Харре) – отход от традиционного понимания социальной психологии как науки и постановка задачи " систематического объяснения современного положения дел". Идея культурной и исторической относительности социопсихологических теорий. Общие принципы: 1) ярко выраженный антисциентизм и отказ от экспериментальных методов изучения социального поведения; 2) отрицание каузальности природы социально-психологической реальности и возможностей построения обобщающих, константных социопсихологических теорий; 3) установка на изучение текущей локальной социопсихологической практики и ее языкового измерения.

Попытки доказать адекватность альтернативных способов (эмпиризм, конструкционизм) социопсихологической интерпретации и возможность их синтеза (каузального толкования и герменевтической экспликации) в конце 90-х гг. Принцип пропорциональности развития двух сфер научного знания – теоретического и эмпирического.

" Три мира социальной психологии": североамериканская социальная психология; европейская социальная психология; социальная психология развивающихся стран. Проблема " импортирования" теорий и методов социальной психологии. Проблема ограниченности социально-психологического знания культурно-историческими рамками. Проблема концептуальной, экологической невалидности западных методик, российской социально-психологической реальности. Проблема формирования национальной социальной психологии. Этические проблемы социально-психологического исследования.

Формирование практической социальной психологии как самостоятельной науки. Отличие теоретической, эмпирической социальной психологии от прикладной и практической социальной психологии. Прикладная социальная психология как совокупность отраслей психологии, ее ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа. Взаимоотношения социального психолога и " заказчика". Язык прикладного исследования в социальной психологии. Особенности определения круга задач, решаемых в прикладном исследовании. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии (образование, управление, промышленное производство, развитие организации, рекламные и маркетинговые исследования, массовая коммуникация, политика, семья, криминология, банковская система, сфера обслуживания населения). Проблема социальной и гражданской ответственности исследователя.

Представление о практической социальной психологии как особой психологической практике, ориентированной на работу с социально-психологическими явлениями, на способы воздействия психолога на другого человека; на ценностные ориентации, на формы общения и характер взаимоотношений. Методы практической социальной психологии: социальная групповая психотерапия; социально-психологический тренинг, социально-психологическое консультирование; метод анализа ситуаций и т.д. Основные роли психолога – практика: консультант, эксперт, ведущий тренинговых групп, психотерапевт.

 

Тема 6. Закономерности общения и взаимодействия людей

Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения. Методологическое значение введения понятия " общение" в социальную психологию. Исследование общения в различных системах научного знания: на философском, культурологическом, социологическом, социально-психологическом, психологическом и психофизиологическом уровнях. Роль этологических, этнографических исследований в становлении концепций общения. " Социобиология и зоосемиотика как направления в изучении общения. Современная семиотика и теория коммуникаций и их роль в определении основных характеристик общения. Традиции символического интеракционизма в изучении общения. Проблема языка, символа в социальной психологии общения. Экзистенциальная традиция в рассмотрении общения. " Диалогика" М. Бубера.

Специфика формирования отечественного социально-психологического подхода к общению. Первые разработки проблем общения в лингвистике, литературоведении (М.М. Бахтин), в коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева, в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, в теории отношений В.Н. Мясищева, в онтопсихологическом подходе Б.Г. Ананьева. Основные положения концепции сценического общения К.С. Станиславского.

Дискуссия о взаимосвязи деятельности и общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин). Трактовка совместной деятельности как условия возникновения общения (А.В. Петровский, Г.М. Андреева). Обоснование самостоятельного статуса категории общения в социальной психологии, ее несводимости к какому-то виду деятельности. Представление об общении и деятельности как двух сторонах жизнедеятельности личности (Б.Ф. Ломов). Определение общения как многоуровневого и многогранного феномена, как особой психологической деятельности в рамках отечественной социальной психологии. Гносеологическая формула общения: канал – знак – значение – смысл – отношение – поведение – личность. Классификация функций общения в социальной психологии: коммуникативная, информативная, когнитивная, эмоциональная, эмотивная, креативная (В.Н. Панферов).

Формирование концепции общения в рамках субъект-субъектного подхода в психологии. Основные характеристики подхода к общению как к ценности. Гуманистическая трактовка общения в отечественной социальной психологии (А.У. Хараш, Каган, Л.А. Петровская, Флоренская и др.).

Тема 7. Представления о структуре, этапах и механизмах






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.