Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые социально-психологические теории.






Изучение " народного духа". " Психология народов", формирование ее программы М. Лацарусом, Г. Штейнталем, В. Вундтом. Концепция подражания Г. Тарда. Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Понимание социальных процессов как процессов психологического взаимодействия индивидов. Психологические характеристики толпы, механизмы заражения, внушения в большой группе. " Психология масс" – концепция Г. Лебона об иррациональности поведения как важнейшей психологической характеристике поведения человека в толпе. Полемика З. Фрейда с Г. Либоном по проблемам механизмов человеческого поведения. Работа З. Фрейда " Массовая психология и анализ человеческого " Я" ". Теория " инстинктов социального поведения" Мак-Дауголла. Первые учебники по социальной психологии Э. Росса и У. Мак-Даугала.

Теоретические и методологические особенности первых западных социально-психологических теорий: поиск единственного " определяющего фактора социального поведения (жажда удовольствия, эгоизм, симпатия, подражание, внушение); обращение к наблюдению, отсутствие эксперимента, анализ различных источников, продуктов культурной деятельности и т.д.

Тема 3. Становление объяснительной экспериментальной

социальной психологии на Западе в XX столетии

Формулирование программы экспериментальной социальной психологии в работах Меде и Олпорта. Возникновение прикладной социальной психологии, внедрение социальной психологии в систему производства, пропаганды, образования, здравоохранения (20 – 30-е гг.).

Оформление основных теоретических концепций социальной психологии на Западе. Дж. Мид о человеческой социальности как единстве объективного и субъективного. Эволюция моделей человека, моделей взаимодействия человека и общества в Западной социальной психологии.

Модель – " человек механический, реагирующий"бихевиористская модель взаимодействия человека и общества (" антиментализм", " мотивационная стерильность", трактовка отношений между людьми на основе гедонистического принципа наибольшей личной выгоды). Конвенциальный бихевиоризм (обычный) – Халл, Милер, Доллард, Харлоу и др. Радикальный бихевиоризм, представленный Б. Скиннером и его последователями. Социальный (социальное научение) бихевиоризм (Бандура, Стаатс). Основные понятия теории научения и их применение в социальной психологии. Развитие течений необихевиоризма. Исследование научения Миллером, Бандурой и др. Анализ теории фрустрации – агрессии. Проблема моделирования поведения. " Теории обмена" (Хоумэнс, Тибо, Келли) как теории межличностных отношений. Основные понятия и принципы. Матрица взаимозависимости, ее основные функции. Когнитивные аспекты поведенческого подхода. Определение ведущих факторов в поведении человека: оценка возможных последствий своих действий, самооценка, возможная оценка другими; разработка методов самоконтроля, саморегуляции и самопрограммирования.

Слияние " модели механического человека" с моделью " экономического человека", появление модели " пластичного человека".

" Человек когнитивный". Рост идей когнитивизма в общей психологии XX века и их влияние на социальную психологию. Теоретические источники когнитивистской ориентации: гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Основная проблематика исследований: анализ когнитивных структур, механизмов социальной перцепции, атрибутивных процессов, формирования и изменения социальных установок. Принцип " психологики" (Р. Абельсон, М. Розенберг) как общий принцип построения теорий когнитивного соответствия. Основные теории: 1) теория когнитивного соответствия, структурного баланса (Ф. Хайдер); 2) коммуникативных актов (Т. Ньюком); 3) когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); 4) конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Попытка Э. Стотлэнда и Л. Кэнона интегрировать на основе когнитивной ориентации данные и факты других направлений. Интеграция необихевиоризма и когнитивной ориентации. Причины успеха социально-психологического когнитивизма в 70-е гг. и его популярности в настоящее время.

" Человек психодинамический" – динамическая система субъект-объектных отношений с окружающей средой. Идеи К. Левина и его последователей – Ф. Хайдера, Г. Келли. Переход от идей субъект-объектных отношений к идее субъект-субъектных отношений, построение К. Левиным модели групповой динамики. Теория поля и групповой динамики. Анализ индивида в группе и в зависимости от группы. Принцип " бесконфликтного отношения с другими людьми в обществе и группе". Приближение модели " психодинамического человека" к модели " человека – локатора", ориентированного на других.

" Психоэнергетический человек". З. Фрейд у истоков массовой психологии и психологии групп. Психоаналитические теории функционирования и развития малых групп. Представление о группе как аналоге индивида (В. Байон, В. Беннис, Х. Шепард). Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца. Тенденции интеграции психоаналитического подхода с другими теоретическими ориентациями социальной психологии. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

" Человек ролевой". Формирование интеракционистского подхода в социальной психологии. Социально-психологические концепции Дж. Мида – теоретическая основа социального интеракционизма. Конструкция Дж. Мида, включающая " самость – self", " социальное Я", генерализованный другой или оценка меня другим, образ меня, мой образ в сознании других. Понятие символического взаимодействия, факторы языка и общения.

Два направления развития идей Дж. Мида.

1. Гуманистическое направление в интеракционистской ориентации (Чикагская школа Г. Блумера) и его основные принципы (социальная психология должна отличаться от точных наук; основа изучения человека – принцип проникновения в опыт действующего и наблюдаемого человека; интуитивный, понимающий подход; разработка способов интерпретации отчетов испытуемых о причинах их поведения).

2. Айовская школа символического интеракционизма (М. Кун). Стремление к операционализации и проведению эмпирических исследований. Тест " Кто я такой" – изучение установок, аттитюдов человека относительно самого себя.

Абсолютизация общения и межличностных отношений в интеракционистских концепциях как единственной " социальной реальности". Формирование этнометодологии – науки о способах объяснения человеком своих повседневных действий, поступков, способов интерпретации действительности, опосредующих действия человека (Г. Гарфинкель). " Анализ эпизодов" и " дискурсивные" концепции Р. Харре.

Ролевые теории (Р. Линтон, Т. Сарбин и др.). Проблема межролевого и внутриролевого конфликта (Р. Мертон). Основные идеи " социальной драматургии" Э. Гоффмана. Идея ролевого развития личности в психодраме Дж. Морено.

Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком). Разработка теории референтной группы в работах М. Шерифа, Р. Мертона.

" Человек развивающийся, самоактуализирующийся" – гуманистическое направление в социальной психологии. Роль социального психоанализа, символического интеракционизма в становлении гуманистической социальной психологии. Основные методологические положения, образ психологии как науки о человеке и образ человека в гуманистической ориентации. Концепции К. Роджерса, Маслоу, Мэй, Сэпир, Фэрис о взаимосвязи личности и общества. Понимающая интерпретация как метод гуманистической психологии. Характеристика межличностных отношений, способствующих " росту личности" (К. Роджерс, С. Джурард). Представление об иерархии потребностей, личные и социальные потребности. Формирование подходов к понятиям " Я – концепция", межличностным отношениям, к структуре личности. Идеи " вершинного" развития человека.

Социометрическое и транзактное направления в социальной психологии. Дж. Морено – основатель социометрического направления. Особенности микросреды как детерминанты социального поведения. Создание теоретических и методических основ психодрамы и социодрамы. Разработка социометрической процедуры как базы для моделирования и прогнозирования развития отношений в группе.

Э. Кентрил о роли восприятия, иллюзий и ожиданий в возникновении конфликтов. Стремление к сохранению и надежности мира положений, своих оценочных суждений и одновременно стремление к их изменению – один из главных принципов в объяснении социального поведения человека в транзактном направлении.

Тема 4. Создание основ социально-психологической теории в

рамках отечественной психологической традиции

Философские предпосылки социально-психологического знания в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии, философии, истории на рубеже 19 – 20 вв. (М.М. Ковалевский, Л.И. Щедравицкий, Л.К. Войтоловский, Н.К. Михайловский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.В. Плеханов, К.Н. Леонтьев, Н. Данилевский, В.С. Соловьев). Приоритет онтологических и социальных проблем над гносеологическими как характеристика русской философской традиции в психологии. Проблема соотношения личности и общества в работах Н.К. Михайловского. Понятия героя и толпы. Социально-экономические и социально-психологические предпосылки массовых движений.

Две традиции в развитии системы взглядов на взаимодействие личности и общества в России: марксизм и неоидеализм. Идея самоценности человеческой личности, первенства личной духовной жизни над внешними формами общежития. Критика Н.А. Бердяевым принципа социологического детерминизма, отождествления интересов народа с интересами отдельной личности. Борьба за индивидуальность как конфликт между личностью и обществом.

Возникновение на рубеже 19 – 20 вв. общественной, коллективной психологии. Методологическое разнообразие социальной психологии в России в 20-е гг. Проведение первых экспериментальных исследований в группах (В.М. Бехтерев, М.В. Ланге, В.Н. Мясищев). Коллективная рефлексология как одна из первых отечественных социально-психологических концепций. Соотношение личности и коллектива в работах В.М. Бехтерева. Разработка проблем социальной психологии Б.В. Беляевым, А.С. Залужным, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловским. Ф. Курманов о социальной психологии как психологии социально организованных классов, масс, наций и т.д. Появление работы Г.И. Челпанова " Социальная психология или условные рефлексы" (1926). А.П. Нечаев и его подходы к изучению психических процессов в групповых условиях. Идеологическое и научное содержание дискуссии о предмете социальной психологии в 20-х гг. Критика И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, С.Л. Рубинштейном в 20 – 30 гг. идей бихевиористического направления в психологии и социальной психологии. Построение В.А. Артемовым (Введение в социальную психологию, 1927 г.) и К.Н. Карниловым основ марксистской социальной психологии. Появление социально-психологической проблематики в марксистской психологии. Включенность социально-психологичес-кой проблематики в общую социальную теорию марксизма.

Культурно-исторический подход Л.С. Выготского о социальной природе личности и о предмете социальной психологии. Представления С.Л. Рубинштейна о природе социальности личности и ее взаимодействии с окружающим миром.

Особенности становления экспериментальной социальной психологии в СССР. Причины исчезновения в 30 – 40 гг. социальной психологии как самостоятельной науки. Разработка проблем экспериментальной социальной психологии в общей, педагогической, военной психологии (Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев). Формирование социальной психологии как самостоятельной науки в 50 – 60 гг. II Съезд психологов (1963) – дискуссии о предмете социальной психологии и ее методах. Возникновение исследовательских социально-психологических центров в Ленинграде, Москве, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси. Безусловная ориентация на марксистскую философию в советской социальной психологии (60 – 80 гг.). Необходимость признания права исследователя (90-е гг.) ориентироваться на любую философию (в том числе, марксистскую). Конгломеративный этап в развитии отечественной социальной психологии (позитивизм, понимающая психология, социальный психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, бихевиоризм, интерактивный подход, экзистенциональная психология и др.). Формирование практически ориентированной социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Противоречия и конфликты между теоретической и прикладной, практической социальной психологией.

Тема 5. Определение и соотношение понятий методология,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.