Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи дисциплины.




ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Лабунская В.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов всех форм обучения специальности

психология

 

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности 030301 – Психология.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология» и утвержден Учебно-методическим советом по гуманитарному профилю Института управления, бизнеса и права (протокол № 18 от 28.02.04).

 

Составитель: д.псих.н., профессор Лабунская В.А. (ИУБиП)

 

Рецензенты: д.псих.н., профессор, зав. кафедрой "Психология

развития" Скрипкина Т.П.(РГУ);

к.псих.н., доцент кафедры "Социальная психология"

Рюмшина Л.И. (РГУ)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение …………………………………………………………… 4

1. Учебно-тематический план дисциплины ……………………… 5

2. Содержание дисциплины ………………………………………. 6

3. Планы семинарских занятий …………………………………… 35

4. Рейтинговые задания по дисциплине ………………………….. 41

5. Вопросы к заключительному собеседованию ………………… 59

6. Список литературы ............................................................................ 61

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи дисциплины.

Курс “Социальная психология” представляет собой самостоятельный, фундаментальный курс и является обязательным для студентов всех психологических специальностей и специализаций.

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Задачи:

1. Раскрыть специфику и особенности социально-психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологи.

2. Обратить внимание на историю развития социально-психологических знаний, на их связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.

3. Ознакомить студентов с разными подходами к исследованию социально-психологических феноменов, имевшимися в зарубежной и отечественной науке и развивающимися в настоящее время.

4. Научить студентов осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на принципы естественнонаучной, гуманитарной и постмодернистской парадигм.



5. Продемонстрировать значимость выявленных социально-психологических закономерностей для понимания современного состояния общества и решения его проблем и их влияние на становление прикладной и практической психологии.

Курс “Социальная психология” строится с опорой на предшествующие курсы: философия, история, антропология, введение в психологию, общую психологию и т.д. и, в свою очередь, служит основой для многих спецкурсов, рассматривающих отдельные предметные области социальной психологии, прикладную и практическую социальную психологию.

Данная программа предназначена как для студентов дневного отделения, так и для студентов заочного отделения. В расчете на студентов заочного отделения, которым труднее доставать необходимую литературу для подготовки по данному курсу, в заданиях к семинарским занятиям часто указывается несколько разных источников для получения одной и той же информации. Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче экзамена.

Выполняется три рейтинговых задания, проводится собеседование.

Итоговой формой отчетности является экзамен.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Темы занятий лекции семинары
Предмет и виды социальной психологии
Генезис социальной психологии как самостоятельной дисциплины  
Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии на Западе в XX столетии
Создание основ социально-психологической теории в рамках отечественной психологической традиции
Определение и соотношение понятий методология, метод, методика, процедура, техника исследования
Общение как предмет социальной психологии  
Представления о структуре, этапах и механизмах общения  
Социально-психологический анализ коммуникации, социальной перцепции и взаимодействия в общении
Группа как объект социально-психологического исследования
Большие группы в социальной психологии
Психология межгруппового взаимодействия
Социальная психология личности  
Социально-психологические характеристики личности
Методы практической социальной психологии
  ИТОГО:

 



 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Предмет и виды социальной психологии

Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии. Пограничный характер социально - психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Специфика трактовки границ между социальной психологией и социологией, между социальной психологией и общей психологией. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). "Двойной" статус социальной психологии, "две социальные психологии" – естественнонаучная и гуманитарная.

Таксономический подход (объектный), как объяснение поведения свойствами социальных и несоциальных стимулов (40 – 50 гг.). Изучение влияния социальных стимулов на процессы мышления, формирования установок, социальной перцепции (Йэльская школа, К. Ховлэнд). Дифференциальная социальная психология (конец 50 – 60-х гг.) – изучение категорий людей в соответствии с их особенностями реагирования на объект или другого человека (Макклелэнд – мотивация к достижению, малые группы, лидерство; А. Стоунер – сдвиг в риске и т.д.). Системная социальная психология – изучение отношений субъекта и объекта, опосредованного вмешательством еще одного субъекта – агента действия (исследования К. Левина по динамике групповых процессов, М. Шерифа – развитие межгрупповых отношений, Л. Фестингера – социальное сравнение и др.).

Формирование теоретической, экспериментальной (эмпирической) и прикладной (практической) социальной психологии. Диспропорции между эмпирическим и теоретическим знанием. Противоречие между ростом общественной заинтересованности в социальной психологии и слабостью ее как науки, претендующей на решение сложных практических задач. Кризис американской социальной психологии.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал