Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие политической мысли в Казахстане






Зарождение политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), который жил в XI в., большое место отводится вопросам, способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которого состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными ка­тегориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. В сфере внимания мыслителя находились не только правовые нормы, но и нравственные, направленные на создание единой этической основы идеального государства. Главная роль в утверждении этих норм принадлежит беку, который должен знать добродетели и пороки, влияющие на поведение граждан. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства.

Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде «Дивану лугат аттатюрк» (Словарь тюркских наречий), дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт, как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности.

В ХII в. в своем дастане «Акикат сыйы» (Подарок истины) Ахмет Иугинаки также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства.

В более позднее время в ХVI в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихани дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.

Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.

Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая.

Абай Кунанбаев (1845-1905 г. г.) – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Оценить его социокультурные взгляды, богатство политической мысли можно, познакомившись с его идеями, высказанными в главном философско-этическом труде «Слова назидания». Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности – знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке. Абай полагает, что в степи должен быть сохранен суд биев, но нужно осовременить сам процесс судопроизводства, создать институт защитников и посредников, обеспечить биям возможность независимого суда, избирая или назначая их пожизненно из наиболее авторитетных и честных людей.

Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив­шегося в стране советского режима.

Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.